МААМ-картинки

Профилактика социального неблагополучия семьи в детском саду

Елена Гаврилюк
Профилактика социального неблагополучия семьи в детском саду

Социальное здоровье в научном мире понимается как адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие в социальных контактах. Социальное здоровье – необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме. Социально здоровый человек – это человек творческий, жизнерадостный, открытый для всего нового, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей. Семья является важным элементом в жизни каждого человека. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи все, что характерно для его семьи. К сожалению, современная ситуация развития общества не всегда носит в себе положительные предпосылки для формирования и развития полноценной семьи. Причины тому совершенно разнообразны: развод супругов, смерть одного из супруга и нежелание вдовы (вдовца) вступить в последующий брак, рождение ребенка матерью- одиночкой и другие. В семье ребенок изучает все особенности общения. Поэтому социальное здоровье детей напрямую зависит от того, какая атмосфера «царит» в семье.

Публикация «Профилактика социального неблагополучия семьи в детском саду» размещена в разделах

Современная семейная политика, цель которой заключается в сохранении семьи как социального института в целом, так и каждой конкретной семьи в частности будет наиболее результативна при обеспечении профилактики семейного неблагополучия, при поддержании стабильности семьи.

Исследователи отмечают, что для семьи, находящейся под влиянием социального риска, характерно наличие кризиса внутрисемейных отношений, вошедшего в структуру повседневной жизни и ставшего привычной и допустимой нормой.

Следовательно, главным в решении проблем семейного неблагополучия должна стать превенция этого явления, предусматривающая, прежде всего, формирование ответственной родительской позиции.

Социально неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике социального неблагополучия семьи начиная с детского сада.

В нашем детском саду данная категория семей отсутствует, но есть семьи «группы риска», которые могут перейти в категорию «социально неблагополучные», это семьи, согласно классификации Е. И. Холостовой:

Многодетные

Неполные

Семьи с ребенком-инвалидом

Семья матери-одиночки

Данную категорию семей выявляем ежегодно, в начале учебного года, на основе анализа личных дел воспитанников, социального паспорта семьи, бесед с воспитателями.

Профилактика социального неблагополучия семьи предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие – непосредственно перед возникновением проблемы. В своей работе мы находим оптимальные решения, как для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем – мы считаем, что именно в этом и состоит ценность и значение профилактики.

По профилактике социального неблагополучия семьи нами разработана программа «Школа успешных родителей», целью которой является оказание педагогической, психологической, социальной, правовой и иной помощи семьям по вопросам воспитания, развития и организации полноценной жизнедеятельности детей. Реализуется по нескольким тематическим блокам:

«Азбука семейного благополучия» — повышение родительской компетентности в вопросах грамотного воспитания и всестороннего развития ребенка как личности.

«Тепло семьи» — организация клубной деятельности с родителями.

«Обычная работа с необычными детьми» — организация деятельности родителей и детей с ограниченными возможностями.

Данная Программа реализуется при взаимодействии всех специалистов ДОУ (воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре). Специалисты составляют индивидуальный план работы на каждую семью, согласно которого проводятся патронажи семей, беседы, занятия.

1 Блок:

«Азбука семейного благополучия» — повышение родительской компетентности в вопросах грамотного воспитания и всестороннего развития ребенка как личности.

- оказание консультативной помощи родителям, проведение занятий с элементами тренинга детско-родительских отношений.

Применяем технологию социального консультирования :

Дистантное консультирование:

- почтовый ящик: вопросы и предложения, слова благодарности родителей

- разработка и создание буклетов: «Как готовить ребёнка к школе», «Золотые правила для родителей», «Подготовка ребенка к детскому саду», брошюры: «Как воспитывать гиперактивного ребенка», «Как выбрать школу?»

- информационные листы на стенде «Это все для Вас» : «В первый раз мы идем в детский сад», «Социальная адаптация и готовность детей к школе», «Правила поведения и общения», «Пять тактик семейного воспитания» и др.

Индивидуальное консультирование:

Консультации:

«Как организовать новогодний досуг в семье»; «Одинаково ли надо воспитывать сыновей и дочерей»; «Формирование у детей культуры поведения в общественных местах».

Беседы (о семейных традициях, о непослушании ребенка в семье, о воспитании детей с РДА, о результатах диагностики социального развития воспитанников и т. д.)

Групповое консультирование:

- Консультации: Основные нормативно-правовые документы по защите прав детей», «Защита прав ребенка и правовое воспитание в семье»; «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада», «Как организовать отдых ребенка в летний период», Консультации для родителей «Наказывая, подумай», «Поощрение и наказание ребенка в семье», «Роль матери и отца в воспитании ребенка». Консультации ребенка и родителей по методике «Соломенная башня» (на определение взаимоотношений в семье).

Для семейного чтения разработаны и распространены памятки по темам «Роль отца в воспитании мальчика», «Рекомендации родителям по воспитанию без физического наказания», «Конфликт», «Похвала как средство воспитания», «Бить или не бить своего ребенка», «Профилактика уходов ребёнка из дома», «Искусство быть родителем», «Детская агрессия».

Размещаем информацию на стенде «Правам ребёнка посвящается», «Совместный отдых родителей и детей»; буклет «Социальные службы РХ и юга Красноярского края»; выставка творчества семей «Наши увлечения».

2 Блок:

«Тепло семьи» - организация клубной деятельности с родителями.

Целью работы данного клуба является оптимизация детско-родительских отношений через грамотно выстроенное общение и совместную деятельность с ребёнком. Встречи проводятся раз в квартал и по запросам педагогов в форме живого диалога, родители в доступной форме получают информацию по теме встречи, задают вопросы, формулируют проблемы, участвуют в обсуждении. Подразумевается обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (в форме игры, тренинга).

В рамках клуба проводятся мероприятия как для родителей с целью повышения психолого-педагогических знаний (беседы за круглым столом, тренинги, так и совместных мероприятий с родителями и детьми. Наиболее интересно прошли занятия семейного клуба, где была организована совместная деятельность взрослых и детей: «Вместе дружная семья», «Как общаться с ребенком».

Встречи проводятся в форме дискуссий, мозгового штурма, сказко-терапии и арт-терапии. Так же используются такие методы работы как: направленное воображение, анализ конкретных жизненных ситуаций, релаксации.

В рамках работы клуба организуется «Творческая мастерская» способствуют развитию художественного вкуса и креативных способностей, укреплению детско-родительских отношений. Мы обратили внимание на положительные эмоции, которые вызывает творческая деятельность участников, это дает уверенность, что совместное семейное творчество позволит, почувствовать радость, тепло и счастье всем членам семьи.

Семинар-практикум для родителей «Стиль семейных отношений»

Семейно-развлекательная игра «Моя семья»

Совместная деятельность родителей и детей (фотоколлаж, рисунки, поделки) «Моя счастливая семья», «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи».

Организуем посещение с родителями и детьми Хакасский национальный краеведческий музей им. Л. Р. Кызласова с целью приобщения к истории и культуре родного города, края, страны.

В конце каждого заседания Клуба участники анализируют полученную информацию и впечатления, делятся своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родителям дается «домашнее задание» по теме встречи, раздаются буклеты, памятки, распечатки с рекомендациями, заданиями, практическими материалами о воспитании детей. Практический материал создается для того, чтобы создать во внутрисемейных взаимоотношениях позитивный настрой, улучшить микроклимат в семье, принимать других такими, какие они есть.

3 Блок:

«Обычная работа с необычными детьми» — организация деятельности родителей и детей с ограниченными возможностями. С родителями проводятся беседы об исполнении родительских обязанностей по воспитанию, содержанию ребенка-инвалида и пропаганды здорового образа жизни на темы: воспитание ребенка, реабилитация детей, меры социальной поддержки семей, пропаганда здорового образа жизни. Методика «Традиция» (научить отражать в семье чувства как позитивные, так и негативные).

Социальные акции : «Жизнь дана на добрые дела», «Подари сердце другу» и др.

Таким образом, реализация Программы по профилактике семейного неблагополучия в условиях ДОУ позволяет наладить детско-родительские отношения, повысить уровень семейной культуры, сформировать навыки самопомощи и саморазвития, совершенствовать родительскую эффективность через безусловное принятие ребенка. Тем самым оказывается поддержка родителям с разным опытом родительства. Следовательно, главным результатом профилактики семейного неблагополучия является предотвращение его вероятности.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о праздновании Дня семьи в детском садуФотоотчёт о праздновании Дня семьи в детском саду Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному – невозможно! Семья – это радость, тепло и уют! Семья – это дом, где тебя.

Исследовательский проект в рамках кружка «Экономика в детском саду» по теме «Бюджет моей семьи» Тема: «Бюджет моей семьи» Цель: узнать о понятии «семейный бюджет». Задачи: узнать о составляющем семейного бюджета; - подобрать информацию.

Консультации для родителей «Профилактика педикулеза в детском саду» Профилактика педикулеза в детском саду Полностью искоренить это неприятное заболевание невозможно. Но, применяя меры профилактики педикулеза.

Неделя семьи в детском садуНеделя семьи в детском саду НЕДЕЛЯ СЕМЬИ В ДЕТСКОМ САДУ 25.04.2016 – 29.04.2016 Цель: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье..

Неделя семьи и здоровья в детском садуНеделя семьи и здоровья в детском саду Неделя здоровья в детском саду – одна из форм активного отдыха детей, когда отменяются все занятия, режим дня наполняется разными играми,.

Отчёт о празднике в детском саду «День семьи, любви и верности»Отчёт о празднике в детском саду «День семьи, любви и верности» День Семьи, Любви и Верности — совсем еще молодой праздник в нашей стране, но такой нужный! Для всех в этих понятиях — семья, любовь и верность.

Праздник в детском саду Международный день семьи «Моя семья — моя радость» Цели: • Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада, воспитание у дошкольников чувства любви и уважения к родителям,.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в детском саду Муниципальное дошкольное Учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Родничок» ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО.

Семинар «Модель социального партнерства ДОУ и семьи, воспитывающей ребенка в ОВЗ в условиях внедрения ФГОС» Введение Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача.

Выступление на педсовете «Семьи с открытой формой неблагополучия» Выступление на педсовете Тема:«Семьи с открытой формой неблагополучия» МАДОУ «Детский сад» №3 «Дюймовочка» г. Зарайск Уполномоченный по.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика социального неблагополучия семьи в детском саду
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 20:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД