Лучший педагог года

Профориентирование дошкольников посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Елена Богатырева
Профориентирование дошкольников посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности [1].

В условиях реализации ФГОС ДО, главным в работе дошкольного образовательного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. В настоящее время, согласно ФГОС ДО, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения.

Публикация «Профориентирование дошкольников посредством взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах

Сегодня, профориентационная работа приобретает статус важного условия социализации личности. Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в педагогике. Именно в дошкольном возрасте, закладывается основа личности, развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Все, что усвоено в этот период – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности [1].

В нашем детском саду огромное значение отводится взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй. Участие родителей в образовательном процессе, усиливает полезность, и значимость деятельности, рождается взаимопонимание. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Вовлечение родителей в образовательную деятельность, поддержка родителей в вопросах воспитания детей, выдвигают работу с семьями воспитанников на одно из первых мест. Все мы понимаем, что качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными взглядами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Главное – это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей в разных его аспектах. А в самом большом выигрыше будут дети, наши воспитанники, ради которых и осуществляется данное взаимодействие [2]. Ведущей деятельностью ребенка является игра. Но, не имея социального опыта, сюжет его игр беден и однообразен. Только имея пример для подражания игры детей становятся насыщеннее разнообразнее и интереснее.

Поэтому в рамках преемственности с семьей педагогами разработан и организован цикл встреч «Профессии моих родителей». Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает

в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт.

Нами разработан цикл встреч в рамках знакомства с предприятиями родного края «Знакомство с профессиями родителей воспитанников» : ЗАО «Энергомаш», «Томмолоко», «Музыкальная школа», «АвтоРемЗавод”, “Библиотека”, “Ателье”, “Парикмахерская” «Школа». «Почта». Дети знакомятся с профессиями : Пожарный, Геолог, Хлебороб, Военный, Священнослужитель, Учитель, Технолог производства, Полицейский, Инспектор ГИБДД, Пчеловод, Энергетик, Машинист БКСМ (бурильной крановой самоходной машины) Яковлевского РЭС, филиала БЕЛГОРОДЭНЕРГО МРСК ЦЕНТРА. Также дети знакомятся с талантами своих родителей: в рамках встреч темы для знакомства «Мамины руки не знают скуки» (рукоделие, «Печем домашний хлеб», «Театр теней своими руками», «Мастер-класс по изготовлению Осеннего дерева», «Цветы для мамы», «Мастерская по лепке из глины изделий народного творчества» и многое другое.

Родители воспитанников активно участвуют в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного искусства, семейного творчества, детского творчества; конкурсов семейного творчества, проектная деятельность, методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала [4].

В нашем детском саду взаимодействие с семьёй строится на диалоге между родителями и педагогами. Диалоговая форма взаимодействия требует от педагогов более тщательной и длительной подготовки, и приносит более ощутимые результаты при формировании общих интересов. Каждому родителю хочется быть в курсе событий в группе, получить ответ на волнующий вопрос. В качестве нетрадиционных форм используются: защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по различным

направлениям, презентация группы, телефон доверия, клубы по интересам, диспуты, оформление стенгазет и буклетов и т. п. В учреждении существует такая форма работы с семьей как тематические выставки. Совместные работы детей и родителей, оформленные в рамках и украшают группу (темы выставок «Моя мамочка самая лучшая», «Прогулка всей семьей», «Мой папа самый сильный», «Профессии наших родителей» и др.). Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его интересах, о его жизни в группе и дома.

Новые формы сотрудничества позволили привлечь родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада [3]. Проводимые мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Использование этих направлений и разнообразных форм работы с семьёй даё т определенные результаты: заметно повысился интерес родителей к жизни детского сада, ответственность по отношению к детям и сотрудникам ДОУ. Большинство родителей охотно посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях. Для эффективного взаимодействия детского сада и семьи необходимо повышение профессиональной компетентности педагогов, которая осуществляется в ДОУ через консультации, мастер-классы, семинары [5]. Наши педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы работы с родителями, добиваются оптимального сочетания воспитательных воздействий на ребёнка, находят эффективные пути для реализации его потенциальных способностей и возможностей. Наш детский сад продолжает поиск новых путей сотрудничества с родителями. Ведь у всех нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют нам считать

краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота. Наши воспитанники научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Наблюдаются легкая адаптация к условиям школы и высокий уровень успеваемости. Это подтвердило положительную динамику индивидуального развития дошкольников по образовательным областям программы. Вовлечение семьи в процесс ознакомления дошкольников с традициями, историей и культурой родного края заключает в себе особые педагогические возможности. Уклад жизни семьи, отношения между её членами, духовное и культурное наследие своего народа, их отношение к ребёнку, являются для малыша образцом, примером для подражания и формирования позитивной детской субкультуры [6].

Мы воспитываем гордость к своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с традициями, историей и культурой нашей области, ориентируем ребенка на профессиональную деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная программа развития образования подраздел 2.1.

2. Закон РФ от 120.07.92 № 3266-1 «Об образовании».

3. Конвенция о правах ребёнка (1991 год).

4. Инструктивно-методическое письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «Белгородского института повышения квалификации и

профессиональной переподготовки специалистов» «Об организации образовательного процесса

в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации».

5. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного

возраста / М. Д. Маханева. – М. : Просвещение, 2004.

6. Арнаутова, Е. П. Педагог и семья / Е. П. Арнаутова. – М. : Педагогика, 2001

Публикации по теме:

«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи».«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи». «Сила традиций и сила творчества В их сочетании – животворящий источник всякой культуры». П. Н. Савицкий В ДОУ традиционно прошел конкурс.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Мини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьиМини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьи Организация мини- музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм.

Модель взаимодействия ДОУ и семьи От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Отчет о проделанной работе по самообразованию «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ» Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ». Слайд 1. Приветствую.

Родительский клуб как современная форма организации взаимодействия ДОО и семьи На современном этапе функционирования дошкольных образовательных организаций направление «работа с родителями» расширяет спектр задач. ДОО.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи Дошкольное образовательное учреждение осуществляет педагогический процесс в инновационном режиме, нововведения требуют освоение нового содержания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профориентирование дошкольников посредством взаимодействия ДОУ и семьи
Опубликовано: 6 ноября 2021 в 17:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД