Наталья Мартыненко
Программа по ОБЖ «Дети в опасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального
обслуживания Краснодарского края
«Отрадненский социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
ПРОГРАММА
по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними в се-мье
«Дети в опасности»
Адресат программы : несовершеннолетние
в возрасте с 7 до 18 лет и семьи,
находящиеся в ТЖС и СОП
Срок реализации: 6 месяцев
Составители программы : Н. В. Мартыненко
ст-ца Попутная
2023 год
2. Пояснительная записка
Направленность
Публикация «Программа по ОБЖ „Дети в опасности“» размещена в разделах
Программа направлена на совместную работу семьи и педагогов центра по предупреждению и профилактике жестокого обращения, созда-нию благоприятного климата в семье, а также снижению риска попадания детей в неблагоприятные для их развития условия, повышению уровня психолого–педагогической компетенции родителей.
Актуальность
Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. В воспитательном процессе имеются случаи, когда родители используют та-кие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родите-лей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Отличительные особенности программы в том, что программа со-держит 3 этапа :
1. Диагностическая работа.
2. Цикл занятий по ранней профилактике жестокого обращения в семье «Семья – это целый мир».
3. Цикл индивидуальных коррекционных занятий для несовершен-нолетних и их родителей «Цвет настроения».
Программа предполагает поэтапную реализацию:
Первый этап «Диагностическая работа». Сбор информации об об-разе жизни семей несовершеннолетних, работа с учреждениями системы профилактики, проведение диагностических методик с целью изучение личности несовершеннолетнего, положение детей в системе внутрисемей-ных отношений.
Второй этап «Семья – это целый мир». Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ран-ней профилактики, поэтому на превентивном этапе специалисты подготав-ливают комплекс мероприятий, где родители и дети приобретают навыки, помогающие им распознать и избежать насилия в различных ситуациях, и навыки построения ненасильственных отношений в семье.
Третий этап «Цвет настроения» предусматривает сопровождение несо-вершеннолетних на следственные и судебные мероприятия, коррекционная работа, направленная на развитие эмоционально-когнетивной сферы несо-вершеннолетних, снижение психического дискомфорта и внутренней тре-вожности, повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания детей, расширение знаний родителей о правовых нарушениях в отношении детей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что в ней используются различные методики и разнообразные техники, которые позволяют детям раскрыться и выразить свои чувства, переживания, эмо-ции, разрешить свои внутренние конфликты, дети учатся переводить энер-гию негативных чувств и переживаний в русло творческой активности.
Для реализации программы по каждому этапу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей про-граммных мероприятий.
Цель: обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуа-ций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.
Задачи:
выявить семейное неблагополучие и оказать специализированную помощь;
защитить права и законные интересы несовершеннолетних, находя-щихся в трудной жизненной ситуации;
организовать консультативно-профилактическую работу среди несо-вершеннолетних и их родителей;
проводить психолого-педагогическое просвещение родителей с це-лью повышения педагогической компетенции;
обучить родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения;
находить индивидуальный подход к несовершеннолетним и оказы-вать помощь в охране их психического, физического и нравственного здоровья;
создавать условия для психолого-педагогической, правовой под-держки несовершеннолетних.
Адресат программы : в мероприятиях на первом и втором этапе программы принимают участие несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре, родители; в ме-роприятиях третьего этапа проводится работа с несовершеннолетними подвергшиеся жестокому обращению и их родителями.
Сроки реализации: программа рассчитана на 6 месяцев, занятия проводятся с несовершеннолетними 2 раза в месяц, с родителями -1 раз в месяц.
Формы и методы работы: форма работы – индивидуальная, груп-повая. На первом этапе программы используются следующие формы - ан-кетирование, тестирование, беседы; на втором этапе - лектории, беседы, встречи с представителями правоохранительных органов, общественных организаций, священнослужителей, презентации, целевые экскурсии, пра-вовые игры; на третьем этапе - дискуссии, презентации, техники арт-терапии, релаксационные техники, упражнения, беседы, лектории, психо-логические игры, занятие с элементами тренинга.
Формы и методы работы могут варьироваться в зависимости от воз-растной группы несовершеннолетних и тематики занятия.
Состав исполнителей: педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинский работник, юрисконсульт.
Планируемые результаты:
ранее выявление семейного неблагополучия и оказание специализи-рованной помощи;
снизится количество семей, в которых имеются факты жестокого об-ращения с детьми;
урегулируются внутрисемейные отношения с целью предотвращения случаев жестокого обращения с детьми;
обучатся родители ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения;
повысится психолого-педагогическая компетентность родителей;
повысится самооценка воспитанников;
установится позитивное отношение с окружающими.
3. Содержание программы
№п/п
раз
де-ла Дата проведе
ния
Название разделов и тем
Количество часов Ответственные исполнители
Всего Теоре-тиче-ские заня-
тия Прак-тичес-кие
заня-тия
1. Диагностическая работа
1.1.
Тест на наличие ситуаций насилия в семье (тестирование) 1 - 1 Педагог-психолог
1.2. Исследование проявлений же-стокости детско-родительских отношений
(анкетирование) 1 - 1 Педагог-психолог
1.3. Виды одиночества
(опросник) 1 - 1 Педагог-психолог
1.4. Градусник
(методика) 1 - 1 Педагог-психолог
1.5. Семья глазами ребенка
(анкетирование) 1 - 1 Социальный
педагог
1.6. Насилие в семье
(тестирование) 1 - 1 Социальный
педагог
Всего 6 - 6
2. Ранняя профилактика жестокого обращения в семье
«Семья – это целый мир»
Работа с несовершеннолетними
2.1. Семья – ячейка общества
(лекторий) 1 0,5 0,5 Юрисконсульт,
социальный
педагог
2.2. Семья вместе и душа на месте
(тематический вечер с предста-вителями казачьего общества) 1 - 1 Воспитатель
2.3. Жизнь дается нам одна
(беседа со священнослужите-лем) 1 0,5 0,5 Социальный
педагог
2.4. Если ты попал в трудную ситу-ацию
(беседа с инспектором ОПДН) 1 0,5 0,5 Инспектор ОПДН,
социальный
педагог
2.5. Жизнь по собственному выбору
(час психолога) 1 - 1 Педагог-психолог
2.6. Насилие в семье не допустимо
(лекторий) 1 1 - Юрисконсульт
2.7. Под сенью храма
(целевая экскурсия) 1 1 - Социальный
педагог
2.8. Почему трудно признать свою вину
(беседа с инспектором ОПДН) 1 0,5 0,5 Инспектор ОПДН,
социальный
педагог
2.9. Святая наука услышать друг друга: Детский Телефон Дове-рия
(познавательный час) 1 0,5 0,5 Педагог-психолог
2.10. Мои права и обязанности
(правовая игра) 1 - 1 Юрисконсульт
2.11. Место, где мне хорошо
(занятие с элементами тренин-га) 1 0,5 0,5 Педагог-психолог
Всего 11 5 6
Работа с родителями
2.12. Права и обязанности родителей
(родительский всеобуч) 1 1 - Социальный
педагог
2.13.
Ответственность родителей за жестокое обращение с детьми
(правовая гостиная) 1 1 - Юрисконсульт
2.14. Телефон – наш друг
(познавательная программа) 1 0,5 0,5 Педагог-психолог
2.15. Негативные проявления в под-ростковой среде
(учебная мастерская) 1 0,5 0,5 Педагог-психолог,
социальный
педагог
2.16. Воспитание без насилия
(Этическая беседа) 1 1 - Педагог-психолог,
социальный
педагог
2.17.
Наши эмоции
(учебная мастерская)
1 0,5 0,5 Педагог-психолог,
социальный
педагог
Всего 6 3,5 1,5
3. Индивидуальные коррекционные занятия для
несовершеннолетних и их родителей
«Цвет настроения»
Работа с несовершеннолетними
3.1. Нарисуй свой страх
(занятие) 1 - 1 Педагог-психолог
3.2. Насилие и жестокое обращение с детьми
(занятие) 1 0,5 0,5 Социальный
педагог
3.3. Конверты радости и огорчений
(занятие) 1 0,5 0,5 Педагог-психолог
3.4. Если будешь ссориться, если будешь драться
(беседа-обсуждение) 1 0,5 0,5 Социальный
педагог
3.5. Заправка
(занятие) 1 - 1 Педагог-психолог
3.6. Сумей отказаться
(занятие) 1 0,5 0,5 Социальный
педагог
3.7. Путь утрат
(занятие) 1 0,5 0,5 Педагог-психолог
3.8. Пойми меня
(занятие) 1 - 1 Социальный
педагог
3.9. Избавление от гнева
(занятие) 1 - 1 Педагог-психолог
3.10. Добро против насилия
(занятие) 1 0,5 0,5 Социальный
педагог
3.11. Мои чувства
(занятие) 1 - 1 Педагог-психолог
3.12. Права маленького человека
(занятие-презентация)
1 0,5 0,5
Социальный
педагог, юрисконсульт
Всего 12 3,5 8,5
Работа с родителями
3.13 Что же такое насилие
(консультация с элементами тренинга) 1 0,5 0,5 Педагог-психолог
3.14. Защита детей от жестокого об-ращения (консультация) 1 1 - Социальный
педагог
3.15. Мир минус насилие
(консультация) 1 0,5 0,5 Педагог-психолог
3.16 Жестокое обращение с детьми
(консультация) 1 1 - Социальный
педагог
Все-го: 4 3 1
2.3. Ресурсы
Кадровые ресурсы – педагоги-психологи, социальные педагоги, юрисконсульт социально-реабилитационного центра для несовершенно-летних, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, обра-зовательный центр указанных лиц подтверждается документами государ-ственного образца о соответствующем уровне образования, имеющие высшую категорию.
Материально-технические ресурсы – уютно оборудованная комна-та для проведения занятий, художественные материалы и канцелярские принадлежности (ручки, цветные карандаши, маркеры, бумага разного формата, ватман, краски для рисования, кисти разных размеров, ножницы, клей, скотч, кнопки, почтовые конверты, мелки, цветной и белый картон, пластилин, аквариум, метафорические карты, карточки из тонкой бумаги 8х5 см., шаблон дерево, текс-сопровождение для релаксации, мяч, воз-душные шары, заготовки (солнце, зеркало, световой столик для рисова-ния песком, набор для эбру, набор эмоций.
Методические ресурсы – компьютер-ноутбук, экран, мультимедиа проектор, музыкальный проигрыватель, видеоматериалы, медитативная музыка, пузырьковая колона, прожектор, релаксатор, презентационный материал, дидактический и лекционный материал, методические разработ-ки занятий.
3.3. Контроль над программой
Программа предусматривает оценивание личностных показателей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации про-граммы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, прово-дит текущий контроль по предметным показателям, используя различные методы социально-педагогической работы (наблюдение, беседа, анкетиро-вание).
Мониторинг психоэмоционального изменения несовершеннолетних отражается в таблице (приложение).
Список используемой литературы
Основная
1. Т. Ерегина, И. Ю. Буров, Е. А. Воронова, Е. А. Горшкова, Т. К. Иванова, выпуск Журнал «Безпризорник», 2019.
2. Т. Ерегина, И. Ю. Буров, Е. А. Воронова, Е. А. Горшкова, Т. К. Иванова, выпуск Журнал «Безпризорник», 2020.
3. Конституция РФ (в новом издании)
3. А. Курпатов Счастливый ребенок. -7-е издание, исправленное и дополненное. -СПб: Нева, 2020.-448с.
4. Федеральный закон от 24.07.1998г. №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (с изменениями от 28.04.2023г.)
5. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (с изменениями и дополнениями от 21.11.2022г.)
6. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в РФ» (с изменениями от 04.08.2023г.)
Дополнительная
1. Журнал «Школьному психологу и социальному педагогу».- Минск, «Красико-Принт», 2022. - 96 с.
2. Журнал «Школьному психологу и социальному педагогу».- Минск, «Красико-Принт», 2021. - 96 с.
3. Журнал «Школьный психолог». - Москва, ООО «Первое сентября», 2019. - 64 с.