Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»

Елизавета Александровна Катясь
Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»

Пояснительная записка

Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим «я сам» и, вот. Он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручения. Нас поражает быстрота его успехов: вчера еще не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности – все это акты, характеризующие развитие ребенка.

Проходит шесть – семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью, поступать сознательно. Подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.

С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40 – 45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких. Точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.

Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к тому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ – искусство, близкое ему и доступное.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитие ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, которая в свою очередь развивает речь, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными символами (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив и из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершаю т путешествие в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.

Систематические занятия с ребенком дошкольного возраста оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Цели, задачи, направления программы

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

1. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.

2. Формировать умения следовать устным инструкциям взрослого.

3. Обучать приемам работы с бумагой в технике оригами.

4. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

5. Учить создавать композиции из изделий, выполненных в технике оригами.

Развивающие:

1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

2. Развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, мелкую моторику рук, точные движения пальцев, глазомер.

3. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к искусству оригами.

2. Расширять коммуникативные способности детей.

3. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

4. Способствовать созданию игровых ситуаций, содержать в порядке рабочее место.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа кружка «Бумажные превращения» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы оптимальная численность детей в кружке не должна превышать 10-12 человек. Кружок посещают дети по запросам родителей и на основе отбора воспитателя по диагностическим данным. Занятия проводятся 1 раза в неделю, с октября по май, сентябрь – проведение мониторинга, январь – каникулы.

Методы, используемые на занятиях кружка

- словесный метод (беседа, рассказ, сказка);

- наглядный метод (рассматривание иллюстраций);

- практический метод (показ образца выполнение последовательности работы).

Интеграция образовательных областей

- познавательное развитие (знакомство с геометрическими понятиями угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.);

- речевое развитие (обогащение словаря детей специальными терминами);

- социально – коммуникативное развитие (формирование умения следовать устным инструкциям взрослого, расширение коммуникативных способностей детей, способствование созданию игровых ситуаций);

- физическое развитие (пальчиковая гимнастика, физкультминутки, массаж и т. д.);

- художественно – эстетическое развитие (музыка, рисование, элементы аппликации).

Форма занятий

- тематическая совместная деятельность.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе дети:

1. Познакомятся с основными геометрическими понятиями угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.

2. Научаться следовать устным инструкциям взрослого.

3. Познакомятся с приемами работы с бумагой в технике оригами.

4. Познакомятся со специальными терминами.

5. Научаться создавать композиции из изделий, выполненных в технике оригами.

6. Разовьют внимание, память, логическое и пространственное воображения.

7. Приобретут способность работать руками под контролем сознания, разовьют мелкую моторику рук, точные движения пальцев, глазомер.

8. Разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию.

9. Проявят стойкий интерес к искусству оригами.

10. Улучшат свои коммуникативные способности.

11. Овладеют навыками культуру труда и усовершенствуют трудовые навыки.

12. Приобретут способность создания игровых ситуаций, научатся содержать в порядке рабочее место.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

- оформление выставок детских работ;

- вручение грамот и дипломов детям;

- создание тематического альбома «Бумажные превращения».

Принципы программы

- принцип гуманизации и демократизации

- принцип воспитывающего характера обучения

- принцип развивающего обучения

- принцип научности

- принцип наглядности обучения

- принцип доступности

- принцип систематичности, последовательности и постепенности.

- принцип связи обучения с жизнью

- принцип активности сознательности

- принцип учета индивидуальных особенностей

Учебно-тематический план.

Первый год обучения (старшая группа)

1. В некотором царстве, в бумажном государстве

2. Как гном чинил свой дом

3. Мишка

4. Гриб

5. Ветка рябины

6. Превращение стрелы

7. Воздушный змей

8. Лист клена

9. Голубая кошка

10. Елочка

11. Заюшкина избушка

12. Дед мороз

13. Новогоднее панно

14. Бабочка и гусеница

15. Забавные зверюшки

16. Подарок папе

17. Прыгающие лягушки

18. Подарочная открытка к 8 марту

19. Коллективное панно хризантемы

20. Показ сказки теремок

21. Коробочка

22. Птицы нашего края

23. Грач

24. Про цыпленка, который не умел дружить

25. Ожившая сказка

26. Тюльпан

27. Поздравительная открытка к 9 Маю

28. Василек

29. Цветик – семицветик

30. Выставка поделок. Вручение грамот.

Учебно-тематический план.

Второй год обучения (подготовительная группа)

1. Знакомство с базовыми формами.

2. Корзинка.

3. Головастик

4. Слон.

5. Лебедь.

6. Лягушонок.

7. Подарок на день Матери.

8. Стакан.

9. Рыбка.

10. Снежинка

11. Новогоднее панно.

12. Куколка

13. Золотая рыбка.

14. Колокольчик.

15. Подарок папе.

16. Заяц.

17. Подарочная открытка к 8 Марту.

18. Бабочка.

19. Василек.

20. Тюльпан.

21. Ворона.

22. Сова.

23. Ракета.

24. Воробей.

25. Листья.

26. Голубь мира.

27. Четырехугольная звезда.

28. Панно цветы.

29. Выставка поделок. Вручение грамот.

Тематическое планирование в старшей группе 2015 – 2016 г. (первый год обучения)

Сентябрь

Знакомство с оригами, рассматривание книг, иллюстраций по изготовлению поделок методом оригами, подготовка материала.

Октябрь

02. 10. - 1. «В некотором царстве, в бумажном государстве».

09. 10. - 2. «Как гном чинил свой дом».

16. 10. - 3. «Мишка».

23. 10. - 4. "Гриб".

30. 10. - 5. «Ветка рябины».

Ноябрь

06. 11. - 1. «Превращение стрелы».

13. 11. - 2. «Воздушный змей».

20. 11. - 3. «Лист клена».

27. 11. - 4. «Голубая кошка».

Декабрь

04. 12. - 1. «Елочка».

11. 12. - 2. «Заюшкина избушка».

18. 12. - 3. «Дед Мороз».

25. 12. - 4. «Новогоднее панно.

Январь

Каникулы

Февраль

05. 02. - 1. «Бабочка и гусеница».

12. 02. - 2. «Забавные зверушки».

19. 02. - 3. «Подарок папе».

26. 02. - 4. «Прыгающие лягушки».

Март

04. 03. - 1. «Подарочная открытка к 8 Марту».

11. 03. - 2. Коллективное панно «Хризантемы».

18. 03. - 3. Показ сказки «Теремок».

25. 03. - 4. «Коробочка».

Апрель

01. 04. - 1. «Птицы нашего края».

08. 04. - 2. «Грач».

15. 04. - 3. «Про цыпленка, который не умел дружить».

22. 04. - 4. «Ожившая сказка».

29. 04. - 5. «Тюльпан».

Май

06. 05. - 1. Поздравительная открытка к 9 Маю.

13. 05. - 2. «Василек».

20. 05. - 3. «Цветик – семицветик».

27. 05. - 4. Выставка поделок. Вручение грамот.

Тематическое планирование в подготовительной группе 2016 – 2017 г. (второй год обучения)

Сентябрь

Знакомство с видами оригами, рассматривание книг, иллюстраций по изготовлению поделок методом оригами, подготовка материала.

Октябрь

07. 10. - 1. Знакомство с базовыми формами.

14. 10. - 2. Корзинка.

21. 10. - 3. Головастик.

28. 10. - 4. Слон.

Ноябрь

11. 11. - 1. Лебедь.

18. 11. - 2. Лягушонок.

25. 11. - 3. Подарок на день Матери.

Декабрь

02. 12. - 1. Стакан.

09. 12. - 2. Рыбка.

16. 12. - 3. Снежинка.

23. 12. - 4. Новогоднее панно.

30. 12. - 5. Куколка.

Январь

Каникулы

Февраль

03. 02. - 1. Золотая рыбка.

10. 02. - 2. Колокольчик.

17. 02. - 3. Подарок папе.

24. 02. - 4. Заяц.

Март

03. 03. - 1. Подарочная открытка к 8 Марту.

10. 03. - 2. Бабочка.

17. 03. - 3. Василек.

24. 03. - 4. Тюльпан.

31. 03. - 5. Ворона.

Апрель

07. 04. - 1. Сова.

14. 04. - 2. Ракета.

21. 04. - 3. Воробей.

28. 04. - 4. Листья.

Май

05. 05. - 1. Голубь мира.

12. 05. - 2. Четырехугольная звезда.

19. 05. - 3. Панно цветы.

26. 05. - 4. Выставка поделок. Вручение грамот.

Педагогическая диагностика

Сроки проведения педагогической диагностики: сентябрь – май. Мониторинг исследует следующие показатели:

- развитие мелкой моторики рук;

- умение складывать бумагу по инструкции педагога;

- ориентировка на листе бумаги;

- внимание и усидчивость.

Справка проведения мониторинга детей старшего дошкольного возраста

В сентябре месяце мной был проведен мониторинг 10-ти воспитанников кружка оригами «Бумажные превращения».

Обследовано 10 детей, из них - развитие мелкой моторики рук:

- высокий уровень - 0%

- средний уровень - 50%

- низкий уровень - 50%

- умение складывать бумаги по инструкции воспитателя:

- высокий уровень - 0%

- средний уровень - 40%

- низкий уровень - 60%

- ориентировка на листе бумаги:

- высокий уровень - 0%

- средний уровень - 20%

- низкий уровень - 80%

- внимание и усидчивость:

- высокий уровень - 0%

- средний уровень - 50%

- низкий уровень - 50%

Оценка результатов:

По всем показателям определяются два уровня выполнения заданий; средний, низкий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком предложенного задании. Высокий уровень – предполагает выполнение всех заданий. Средний уровень ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. Низкий уровень – невыполнение задания с помощью взрослого.

Вывод: по результатам мониторинга

- Развивать у детей моторику рук; - Научить складывать бумагу по инструкции педагога; - Учить ориентировке на листе бумаги; - Развивать у детей внимание, усидчивость;

Список литературы

1. Афонькин С. Ю., Афонькин Е. Ю. Оригами. Дело в шляпе. – СПб: Химия, 1998. – 56 с.

2. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996 г. – 24 с.

3. Художественно – творческая деятельность, Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5 – 7 лет/ авт. – сост. И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова. – Волгоград: Учитель. 2011. – 95 с.

4. Стейнберг М. Смастерим из бумаги. Складывание. – Таллин, 1988 – 112 с.

5. М. С. Рузина, С. Ю. Афонькин Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб. : КРИСТАЛЛ, 1997. – 336 с.

6. Гарматин А. А. Оригами. Целый мир в квадратике буаги/ А. А. Гарматин. – Ростов н/Д: Владис, 2009. – 640 с.

Публикации по теме:

«Остров ненужных вещей». Программа дополнительного образования "ОСТРОВ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ" Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности базового уровня.

Программа дополнительного образования «Речевичок» Объединение "Речевичок" Педагог дополнительного образования МКОУ ДОД ДДТ "Каскад" Петрова Светлана Олеговна Цель программы: формирование.

Образовательная программа дополнительного образования по тестопластике «Мукосолька» 1. Пояснительная записка Направленность программы Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста,.

Программа дополнительного образования «Игралочка» ПРОГРАММА «ИГРАЛОЧКА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Согласно.

Программа дополнительного образования «Мозаика из пластилина» ПРОГРАММА работы кружка «Мозаика из пластилина» (пластилинография) с детьми дошкольного возраста. «Руки учат голову, затем поумневшая голова.

Программа дополнительного образования по бисероплетению для детей с ЗПРПрограмма дополнительного образования по бисероплетению для детей с ЗПР Программа дополнительного образования дошкольников МБДОУ детского сада№8 (комбинированного вида) Г. Вязьмы Смоленской области по бисероплетению.

Программа дополнительного образования по обучение грамоте УТВЕРЖДЕНО приказом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №97» №___от «___»___2014г.

Программа дополнительного образования по вышиванию «Волшебная иголочка» Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Волшебная иголочка» явля-ется программой художественно-эстетической направленности.

Программа дополнительного образования «Волшебная страна оригами» Пояснительная записка. Программа дополнительного образования «Волшебная страна оригами» художественно-эстетической направленности, создана.

Программа дополнительного образования «Юный Математик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» Программа разработана.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Дикие животные
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»
Опубликовано: 17 января 2016 в 13:44
+222Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 114.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс по изготовлению коллажа «Весенний букет для мамочки»
Я для милой мамы, Соберу букет. Пусть её порадует, весны чудесный цвет. Белые подснежники, нежные цветы. Это - символ счастья, Здоровья, доброты. А...
Фотоотчет. Выставка Совместного творчества детей и родителей, посвященная...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию выставку совместного творчества родителей и детей посвященную Международному...
Фотоотчет «А у нас субботник!»
12 апреля 1919 года в Советской России прошёл первый Коммунистический субботник Субботники возникли в период Гражданской войны, они появились после того...
Фотоотчет «Огород на окне»
Вот и пришла весна… Решили мы организовать посадку огорода в группе. Это очень важное дело! Огород в детском саду нужен не только для того, чтобы...
Педагогический проект «Мыльная история»
Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал вопрос мыльный....