Лучший педагог года

Образовательная программа дополнительного образования по тестопластике «Мукосолька»

Надежда Морозова
Образовательная программа дополнительного образования по тестопластике «Мукосолька»

1. Пояснительная записка

Направленность программы

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует у детей эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Публикация «Образовательная программа дополнительного образования по тестопластике „Мукосолька“» размещена в разделах

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Специфику лепки определяет материал. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Тесто доступный всем, дешевый и легкий в усвоении материал. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться. С ними можно играть украсить свой дом или подарить сувениры своим родным

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.

Цель программы :

Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста.

Задачи:

• Обогащение детского замысла яркими впечатлениями через освоение тестопластики;

• Формировать эмоциональную отзывчивость, стремление выполнить имитационные действия;

• Сенсорное восприятие форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций.

• Освоение умения образно отражать простые предметы в лепке;

• Освоение элементарных приемов в лепке (раскатывание теста разными способами, скатывания и вдавливания пальцами теста, используя печатки, шаблоны и т. д.);

• Развитие мелкой моторики рук;

• Развивать умение доводить начатую работу до конца.

Принципы построения программы :

1.1 Учет возрастных особенностей воспитанников.

1.2 Принцип наглядности.

1.3 Принцип доступности.

1.4 Принцип единства обучения и воспитания.

Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания материала. Преимущества этой программы в том, что она рассчитана на детей с различным уровнем подготовки и развития и может быть использована для индивидуальной, групповой работы, работы малыми группами. Ребёнок дошкольного возраста на любом этапе может включиться в реализацию программы.

Возраст детей

Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной программы – от 4 до 6 лет. Принимаются все желающие, без специального отбора.

Сроки реализации программы

Срок реализации программы «Мукосолька» рассчитан на 2 года обучения.

Режим занятий

Занятия проводятся - 1 раз в неделю.

Длительность одного занятия:

первый год обучения – 20 минут;

второй год обучения – 25 минут.

Ожидаемые результаты

К концу года дети 4-5 лет, занимающиеся по данной программе должны уметь :

• скатывать прямыми движениями;

• скатывать круговыми движениями;

• расплющивать;

• соединять в виде кольца;

• защипывать края формы;

• лепить целое из нескольких частей;

• соблюдать пропорции;

• оттягивать части от основной формы;

• сглаживать поверхности формы;

• присоединять части;

использовать приемы: прижимание, примазывание, вдавливание для получения полой формы;

• использовать стеку;

• раскрашивать поделку.

К концу года дети 5-6 лет, занимающиеся по данной программе должны уметь :

• лепить по представлению;

• лепить с натуры;

• лепить из целого куска;

• сглаживать поверхности формы;

• устойчивость изделия;

• выразительность образа;

• лепить целое из нескольких частей;

• соблюдать пропорции;

• выполнять налепы, углубленный рельеф;

• использовать стеку.

Способами определения результативности являются: анализ продуктов деятельности и анализ процесса деятельности.

2. Учебно – тематический план для детей 4 – 5 лет

(первый год обучения)

п/п Тема занятия Количество часов

Теоретические Практические Всего

1. Собираем урожай №1 0,5ч. 0,5ч. 1

2. Собираем урожай №2 0,5ч. 0,5ч. 1

3. Подсолнух №1 0,5ч. 0,5ч. 1

4. Подсолнух №2 0,5ч. 0,5ч. 1

5. Мышка №1 0,5ч. 0,5ч. 1

6. Мышка №2 0,5ч. 0,5ч. 1

7. Мухомор №1 0,5ч. 0,5ч. 1

8. Мухомор №2 0,5ч. 0,5ч. 1

9. В лесу родилась елочка №1 0,5ч. 0,5ч. 1

10. В лесу родилась елочка №2 0,5ч. 0,5ч. 1

11. Новогодние игрушки №1 0,5ч. 0,5ч. 1

12. Новогодние игрушки №2 0,5ч. 0,5ч. 1

13. Подсвечник №1 0,5ч. 0,5ч. 1

14. Подсвечник №2 0,5ч. 0,5ч. 1

15. Кот №1 0,5ч. 0,5ч. 1

16. Кот №2 0,5ч. 0,5ч. 1

17. Валентинка 0,5ч. 0,5ч. 1

18. Подарок папе №1 0,5ч. 0,5ч. 1

19. Подарок папе №2 0,5ч. 0,5ч. 1

20. Цветы для мамы №1 0,5ч. 0,5ч. 1

21. Цветы для мамы №2 0,5ч. 0,5ч. 1

22. Подставка под яйцо №1 0,5ч. 0,5ч. 1

23. Подставка под яйцо №2 0,5ч. 0,5ч. 1

24. Аквариум №1 0,5ч. 0,5ч. 1

25 Аквариум №2 0,5ч. 0,5ч. 1

26 Цыпленок №1 0,5ч. 0,5ч. 1

27 Цыпленок №2 0,5ч. 0,5ч. 1

28 Цыпленок №3 0,5ч. 0,5ч. 1

Количество занятий в год 14 14 28

Учебно – тематический план для детей 5 – 6 лет

(второй год обучения)

п/п Тема занятия Количество часов

Теоретические Практические Всего

1. Смешарик «Нюша» №1 0,5ч. 0,5ч. 1

2. Смешарик «Нюша» №2 0,5ч. 0,5ч. 1

3. Фрукты №1 0,5ч. 0,5ч. 1

4. Фрукты №2 0,5ч. 0,5ч. 1

5. Смешарик «Крош» №1 0,5ч. 0,5ч. 1

6. Смешарик «Крош» №2 0,5ч. 0,5ч. 1

7. Новогодние игрушки №1 0,5ч. 0,5ч. 1

8. Новогодние игрушки №2 0,5ч. 0,5ч. 1

9. Дед Мороз спешит на елку №1 0,5ч. 0,5ч. 1

10. Дед Мороз спешит на елку №2 0,5ч. 0,5ч. 1

11 Снегурочка №1 0,5ч. 0,5ч. 1

12 Снегурочка №2 0,5ч. 0,5ч. 1

13 Ангелочек №1 0,5ч. 0,5ч. 1

14 Ангелочек №2 0,5ч. 0,5ч. 1

15 Кот №1 0,5ч. 0,5ч. 1

16 Кот №2 0,5ч. 0,5ч. 1

17 Валентинка №1 0,5ч. 0,5ч. 1

18 Валентинка №2 0,5ч. 0,5ч. 1

19 Подарок папе №1 0,5ч. 0,5ч. 1

20 Подарок папе №2 0,5ч. 0,5ч. 1

21 Подарок маме №1 0,5ч. 0,5ч. 1

22 Подарок маме №2 0,5ч. 0,5ч. 1

23 Заяц №1 0,5ч. 0,5ч. 1

24 Заяц №2 0,5ч. 0,5ч. 1

25 Ежик №1 0,5ч. 0,5ч. 1

26 Ежик №2 0,5ч. 0,5ч. 1

27 Бабочка №1 0,5ч. 0,5ч. 1

28 Бабочка №2 0,5ч. 0,5ч. 1

Количество занятий в год 14 14 28

4. Методическое обеспечение программы

Описание форм занятий

Основной формой организации образовательного процесса является совместная деятельность ребенка и воспитателя, которая состоит из этапов:

- организационный момент;

- подготовительный;

- основной;

- итоговый;

- рефлексивный.

На занятиях предусматриваются следующие формы образовательной деятельности :

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей,

-фронтальная (работа со всеми воспитанниками одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема,

- групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы,

- коллективное выполнение работ для выставки.

Используются также нетрадиционные формы образовательного процесса, такие как:

- занятие-игра;

- занятие-фантазия (сказка).

В процессе занятий, накапливая практический опыт в выполнении изделий из соленого теста, воспитанники от освоения основных форм лепки постепенно переходят к более сложным работам и изготовлению творческих работ.

Овладение мастерством лепки создает возможности для творческой самореализации детей. Программа относится к продуктивному уровню обучения, поскольку воспитанники самостоятельно выполняют художественные композиции из соленого теста, творчески применяя полученные знания и умения.

Занятия строятся таким образом, что сначала дается словесный материал по данной теме (стихи, сказки, рассказы и др., который ложиться затем в основу изображаемого сюжета. Благодаря правильно подобранного художественного слова, наглядного материала создается настрой, который вызывает желание самостоятельно передать образ в своей работе.

Важное место в программе отводится ознакомлению с русской культурой, с обычаями и традициями сохранившимися до наших дней, ибо приобщение к традициям своего народа, играет большую роль в формировании личности.

Приемы и методы организации образовательного процесса

Методы обучения, используемые на занятиях:

1. Словесные: объяснение, диалог (диалог педагога и воспитанника, диалог дошкольников друг с другом, рассказ, беседа, консультация.

2. Наглядные:

наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты;

демонстрационные материалы (образцы изделий).

проведение занятий с использованием средств искусства:

изобразительное искусство : знакомство, изучение, обсуждение;

литература (проза, поэзия, устное народное творчество) : чтение, прослушивание, обсуждение.

3. Практические:

упражнения;

выполнение задания (репродуктивный метод);

творческая работа воспитанников.

Большая роль на занятиях отводится приемам игровой технологии, так как свободная деятельность детей во время игры располагает к более доступному восприятию информации. Задание «На что это похоже» способствует развитию творческого воображения и вместе с тем позволяет отрабатывать основные приемы лепки. Дети учатся фантазировать выполняя упражнение-игру «Что произойдет». Например: - Что произойдет, если оживут все сказочные герои?

В процессе игры воспитанники учатся общаться, анализировать, выделять главное, излагать свои мысли. Творческие мини-спектакли используются на занятиях по воплощению образов героев сказки в поделку.

Форма подведения итогов

Диагностическое обследование проводится два раза – в начале и в конце учебного периода.

Стартовый контроль – проводится перед началом обучения, его цель – определение уровня подготовки воспитанников в начале цикла обучения, прогнозирование возможности успешного обучения.

Итоговый контроль – проводится в конце учебного периода, чтобы выявить уровень полученных знаний и умений.

Знания, умения и навыки определяются по разработанным критериям:

Владение приемами:

-скатывание;

-раскатывание;

-приплющивание;

-сплющивание;

-прищипывание;

-отщипывание;

-вырезание формой;

-вырезание стекой.

Выполнение действий:

-по образцу;

-по словесной инструкции;

-по чертежу.

• Эмоционально – волевая сфера:

-самостоятельность выполнения;

-умение доводить начатое до конца;

-умение сотрудничать;

-знает и применяет правила безопасной работы.

1 балл – ребенок с заданием не справляется;

2 балла – справляется с помощью педагога, недостаточно четко понимает и выполняет задания;

3 балла – справляется самостоятельно, в полном объеме.

От 1 до 1,9 - низкий уровень

От 2 до 2,9- средний уровень

От 3 – высокий уровень

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования «Речевичок» Объединение "Речевичок" Педагог дополнительного образования МКОУ ДОД ДДТ "Каскад" Петрова Светлана Олеговна Цель программы: формирование.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Хочу все знать» Современный образовательный процесс – это поиск новых более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальный театр Домисолька» Пояснительная записка Ведёт по жизни музыка! Да, да, конечно, музыка! Прекраснейшая музыка! Обычные семь нот. Дополнительная образовательная.

Образовательная программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Теремок» Рассмотрена на педсовете, Утверждена приказом протокол заведующей МБДОУ №1 от «» 2015г. № от «» 2015г. № Е. М. Чижова Муниципальное бюджетное.

Образовательная программа дополнительного образования «Волшебное тесто» (в средней группе) Пояснительная записка Направленность данной дополнительной программы: учить передавать образную выразительность изображаемых предметов,.

Программа дополнительного образования дошкольников ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Старший дошкольный возраст Содержание 1. Пояснительная записка 2. Цели и.

Программа дополнительного образования «Игралочка» ПРОГРАММА «ИГРАЛОЧКА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Согласно.

Программа дополнительного образования по бисероплетению для детей с ЗПРПрограмма дополнительного образования по бисероплетению для детей с ЗПР Программа дополнительного образования дошкольников МБДОУ детского сада№8 (комбинированного вида) Г. Вязьмы Смоленской области по бисероплетению.

Программа дополнительного образования по математике Кружок "Сосчитай-ка" по математике МБДОУ Детский сад №1 г. Починка Пояснительная записка Огромную роль в умственном воспитании и в развитии.

Программа дополнительного образования «Юный Математик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» Программа разработана.

Автор публикации:
Образовательная программа дополнительного образования по тестопластике «Мукосолька»
Опубликовано: 4 ноября 2015 в 17:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД