Получи документы

Программа дополнительного образования дошкольников в области художественно-эстетического развития «Хохлома кудрявая»

Оксана Проскурина
Программа дополнительного образования дошкольников в области художественно-эстетического развития «Хохлома кудрявая»

Пояснительная записка

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).

Современное общество глубоко заинтересовано в художественно-эстетическом воспитании подрастающего поколения, оно является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей : замечать прекрасное в окружающих предметах и явлениях, постигать посредством собственной изобразительной деятельности их сущность, выражать свои чувства от общения с искусством, а иногда и самому создавать художественные произведения. В связи с этим значение изобразительного искусства понимается в настоящее время как важнейший аспект эстетического воспитания детей.

Публикация «Программа дополнительного образования дошкольников в области художественно-эстетического развития „Хохлома кудрявая“» размещена в разделах

Программа дополнительного образования «Хохлома кудрявая» даёт возможность глубже касаться вопросов нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через художественно-эстетическую направленность детской деятельности, погружая детей в истоки русской национальной культуры. Расширив, данной программой, программное содержание основной образовательной программы ДОУ, появилась возможность приобщать детей к декоративно-прикладному искусству русского народа через ознакомление с его историей, народный фольклор, музыку, собственный чувственный опыт ребёнка при обследовании предметов старины, возможность реализации различной творческой деятельности, как индивидуальной, так и коллективной.

Актуальность данной программы

Приобщение детей к истокам русской народной культуры, несомненно, на сегодняшний день, тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере. Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества. Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки – это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.

Проблематика

В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется.

Стандартизация в системе дошкольного образования нормирована государственным стандартом. ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и основная образовательная Программа ДОУ. Но объёма основной образовательной программы для дошкольников не хватает для более углублённого и расширенного просвещения детей в вопросах нравственно-патриотического воспитания и образования. Для этого и была разработана программа дополнительного образования, основанием которой является «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на возможности дошколят практически осваивать истоки русской народной культуры и взаимодействовать с ними в рамках художественно-эстетического образования.

Культурно-образовательная среда дошкольника, организованная в рамках дополнительной работы в ДОУ, является фундаментом для программы духовно-нравственного развития, воспитания детей в основе, которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. В связи с этими поставлена задача: ориентировать программу на «Использование практических знаний и умений в области народных промыслов в жизни малышей», для решения главной проблемы современного общества – утрату нравственных интересов и общечеловеческих ценностей.

Новизна программы

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.

Художественный образ народной росписи лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития дошкольников. Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-творческую активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Объясняя детям, что художник "глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Цель программы

Формирование интереса старших дошкольников к эстетической стороне русского народного декоративно-прикладного искусства, удовлетворение потребности детей в самовыражении с помощью практического освоения декоративной росписи. Расширение границ нравственно-патриотического воспитания детей через освоение истоков русской народной культуры.

Основные задачи программы

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания произведений декоративно-прикладного искусства (расширение, углубление и систематизация знаний детей через словесное, музыкальное, изобразительное восприятие народного промысла).

2. Становление эстетического отношения к окружающему миру через ознакомление с творчеством народного промысла.

3. Формирование представления об истории культуры русского народа, связанного с народным хохломским промыслом при помощи восприятия музыки, художественной литературы, фольклора.

4. Приобщение детей к народному изобразительному искусству через ознакомление с образцами разного рода народного промысла.

5. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на произведения народного искусства.

6. Реализация самостоятельной творческой деятельности и самовыражения детей при овладении ими техникой хохломской росписи.

7. Развитие у детей воображения, образного мышления, эстетического вкуса, художественного творчества.

8. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Этапы работы

1. Введение в художественно-творческое пространство.

2. Эмоциональное введение в художественно-конструктивную задачу и формирование темы.

3. Анализ демонстрационных работ хохломских мастеров в оригинале; видео презентации; наглядно-дидактического материала и т. д.

4. Обследование предметов (визуально, тактильно и на слух, через обогащение детей собственным чувственным опытом.

5. Принятие детьми творческого решения выполнения работы.

6. Самостоятельная работа и индивидуальная помощь взрослого каждому ребёнку (при необходимости).

7. Обсуждение с каждым ребёнком его работы в режиме диалога.

8. Релаксация. Обсуждение всех выполненных работ (вопросы поискового характера о намеченных планах и о конечном результате, обязательная благодарность каждому ребёнку за совместную творческую деятельность).

Принципы построения и реализации программы «Хохлома кудрявая»

1. Принцип эстетизации и подготовленности предметно-развивающей среды и быта в целом.

2. Принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов.

3. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

4. Принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.

5. Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).

6. Принцип обогащения сенсорно-чувствительного опыта.

7. Принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.

8. Принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.

9. Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

Методы эстетической направленности для реализации программы

1. Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения чувством прекрасного;

2. метод побуждения к проявлению эмоциональной отзывчивости на прекрасное в русской национальной культуре, через ознакомление со стариной;

3. метод эстетического убеждения (По мысли А. В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт»);

4. метод сенсорного насыщения (сенсорная основа облегчает творческий, продуктивный детский процесс на основе чувственного опыта);

5. метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса;

6. метод разнообразной художественной практики;

7. метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, сверстниками);

8. метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

9. метод эвристических и поисковых ситуаций.

Календарно-тематическое планирование

1 год

Сентябрь

1 Беседа по ознакомлению с творчеством русских народных хохломских мастеров «Золотая хохлома»

Задача: дать детям представление о хохломском ремесле и о его мастерах.

2 Беседа о приёмах и элементах хохломской росписи «Сказка о хохломе»

Задача: показать приёмы и элементы росписи.

3 «Травный орнамент»

Задача: учить выводить травный орнамент хохломы на полосе.

4 «Роспись хохломской чашки»

Задача: учить выводить узор по образцу на заготовленной форме чашки из картона.

Октябрь

5 «Орнамент из листьев»

Задача: учить выводить самостоятельно простейший орнамент из завитков и осочек.

6 «Солфетница в хохломе»

Задача: учить выводить узор по образцу на заготовке салфетницы из картона с добавлением верхней волнистой каёмки.

7 Узоры «Ягодки»

Задача: обучить приёму тычка; учить выполнять «ягодные сборы» : малина, смородина.

8 «Роспись хохломской солонки»

Задача: учить выводить ягодный узор по образцу на картонной заготовке солонки.

Ноябрь

9 Орнамент на полоске «Ягоды и листочки»

Задача: учить наводить орнамент на полосе, выполняя последовательно приё мы росписи:

выполнение ягод тычками, прорисовка кистью листьев, оформление орнамента завитками.

10 «Роспись вазочки»

Задачи: учить выводить орнамент по образцу выполненному воспитателем.

11 «Золотые травы России»

Задача: учить выводить орнамент на лепестке из картона с наведённым фоном из завитков, осочек, капелек и травинок.

12 «Хохломской букет»

Задача: учить самостоятельно, заготавливать форму листа и выполнять роспись усиками и кустиками, работая в коллективе.

Декабрь

13 «Узор на чёрной миске»

Задача: учить выполнять узор на тонированной заготовке жёлтым по чёрному, используя усики, завитки и капельки по образцу воспитателя.

14 «Узор на жёлтой миске»

Задача: учить выполнять узор на тонированной заготовке чёрным по жёлтому, используя завитки, осочки, капельки.

15 «Узор на жёлтой баночке»

Задача: учить выводить хохломской орнамент в центре заготовки, находя его зрительно по образцу воспитателя.

16 «Узор на красной баночке»

Задача: учить выводить орнамент чёрным по красному прорисовывая ягоды клубники.

Январь

17 «Узор на высокой узкой вазочке»

Задача: учить выполнять хохломской орнамент на высоких, но узких предметах, расширяя его за счёт листьев.

18 «Узор хохломы на горшочке»

Задача: продолжать учить выполнять роспись на заготовке из картона, с выведением по низу волнистой линии, для обозначения дна предмета.

19 Хохломска ложка «Ягодный узор клубнички»

Задача: учить выводить на заготовке из картона ягодный узор клубнички.

20 Хохломска ложка «Ягодный узор малинки»

Задача: учить выводить на заготовке из картона ягодный узор малины, используя тычки.

Февраль

21 Хохломска ложка «Ягодный узор крыжовника»

Задача: учить выводить на заготовке из картона ягодный узор крыжовника.

22 Хохломска ложка «Ягодный узор смородинки»

Задача: учить выводить на заготовке из картона ягодный узор смородинки, используя тычки.

23 Хохломска ложка «Ягодный узор рябинки»

Задача: учить выводить на заготовке из картона ягодный узор рябинки, используя тычки.

24 «Панно хохломская роспись»

Задача: учить выполнять хохломской орнамент на заготовке прямоугольной формы, расположенный по краю, по образцу воспитателя.

Март

25 «Панно на ромбе, хохломской узор»

Задача: учить выполнять хохломской орнамент на заготовке формы ромба, расположенный по краю, по образцу воспитателя.

26 «Ковш-птица из хохломы»

Задача: учить выводить узор на заготовке из картона, предполагающий законченный круг по образцу воспитателя.

27 «Ковш-уточка из хохломы»

Задача: учить выводить узор на заготовке посуды по образцу воспитателя.

28 «Ковш-петушок из хохломы»

Задача: учить выводить узор на заготовке посуды по образцу воспитателя.

Апрель

29 «Хохломская тарелочка»

Задача: продолжать учить выполнять цветочный орнамент по краю заготовки.

30 «Хохломская кружечка»

Задача: учить выполнять травный узор на заготовке, обращая внимание на ритмичное чередование элементов орнамента.

31 «Хохломской поднос»

Задача: учить выполнять узор на заготовке овальной формы, обращая внимание на плавное течение ведущей линии – «криуля», который подчёркивает форму изделия.

32 «Разделочная доска — Яблочко из хохломы»

Задача: учить выполнять узор в центре заготовки кистью и печаткой – тычком, по высохшей краске «разживлять» жёлтым цветом.

Май

33 «Разделочная доска из хохломы»

Задача: учить выполнять орнамент с ягодками и листочками, дорисовывая орнаментальную полосу по краю изделия.

34 «Хохломская скалочка»

Задача: учить выполнять узор на разрыв, с разных сторон изделия, используя ранее изученные элементы.

35 «Роспись хохломского туесочка» (орнамент листка и завитка).

Задача: учить выполнять орнамент листка в зелёном цвете с «разживкой» его по высохшей краске чёрными завитками, по образцу воспитателя.

36 «Роспись хохломского туесочка с ягодным орнаментом»

Задачи: учить выполнять орнамент с ягодками и листками с «разживкой» их по высохшей краске чёрными завитками, по образцу воспитателя.

2 год

Сентябрь

37 «Роспись хохломской чаши»

Задача: продолжать учить наносить травный узор, обращая внимание на плавное течение «криуля» в чёрном и красном цвете, придавая росписи торжественное и праздничное звучание.

38 «Роспись хохломской пельменницы»

Задача: продолжать учить расписывать заготовки посуды, обращая внимание на соответствие узора и формы предмета (ветка ягод обвивает поверхность).

39 «Роспись хохломской вазы» (округлой формы)

Задача: учить самостоятельно придумывать орнамент и наносить его на заготовку, обращая внимание на соответствие размера узора и заготовки.

40 «Роспись хохломского кувшина»

Задача: учить самостоятельно придумывать травный узор и украшать им заготовку, используя чёрную, красную и зелёную гуашь.

Октябрь

41 «Роспись высокой фигурной вазы из хохломы»

Задача: учить наносить травно-ягодный орнамент на заготовку по образцу воспитателя.

42 «Роспись хохломской сахарницы»

Задача: учить выполнять травно-ягодный орнамент с нанесением ягод крыжовника, разживляя их по сухой краске жёлтыми осочками.

43 «Роспись хохломской матрёшки» (ягодный узор в виде клубнички и её листа)

Задача: учить расписывать заготовку матрёшки ягодным узором с нанесением ягоды клубнички и соответствующего ей листа по образцу воспитателя.

44 «Роспись хохломской матрёшки» (ягодный узор в виде крыжовника и его листа)

Задача: учить расписывать заготовку матрёшки ягодным узором с нанесением ягоды крыжовника и соответствующего ей листа по образцу воспитателя с разживкой ягоды жёлтыми осочками.

Ноябрь

45 «Роспись хохломской матрёшки» (ягодный узор в виде малинки и её листа)

Задача: учить расписывать заготовку матрёшки ягодным узором с нанесением ягоды малинки и соответствующего ей листа по образцу воспитателя.

46 «Роспись хохломской матрёшки» (ягодный узор в виде смородинки и её листа)

Задача: учить расписывать заготовку матрёшки ягодным узором с нанесением ягоды смородинки и соответствующего ей листа по образцу воспитателя с разживкой в виде чёрной точки на ягодке.

47 «Хохломской поднос по золоту»

Задача: учить самостоятельно придумывать и наносить узор на заготовку деревянной формы, используя приём нанесения узора вдоль «криуля» по золотому фону.

48 «Хохломской поднос на чёрном фоне»

Задача: учить самостоятельно придумывать и наносить узор на заготовку деревянной формы, используя приём нанесения узора вдоль «криуля» по чёрному фону.

Декабрь

49 «Роспись хохломской квасной кружки»

Задача: рассмотрев работы мастеров, нанести узор свободного расположения листочков и травки на заготовку с разживкой чёрными завитками.

50 «Хохломской самовар»

Задача: учить наносить крупный цветочный орнамент чёрным цветом по красному фону.

51 «Хохломской половник»

Задача: учить составлять наводить травно-ягодный орнамент на заготовку по образцу воспитателя

52 «Хохломским бочонком с мёдом»

Задача: продолжать учить наводить «криуль» и использовать завитки одинаковой длины, закручивающиеся попеременно то вверх, то вниз по образцу воспитателя.

Январь

53 «Хохломские ставцы для ухи»

Задача: предложить детям самостоятельно украсить заготовку травным орнаментом, используя «криуль».

54 «Напольная ваза из хохломы»

Задачи: предложить расписать заготовку в красно-чёрном цвете по жёлтому фону по образцу воспитателя.

55 «Хохломские ставцы для окрошки»

Задачи: продолжать учить самостоятельно составлять хохломской узор и наносить его на заготовку, используя листья зелёного цвета с жёлтой разживкой.

56 «Хохломской карниз»

Задача: учить наносить узор на длинную и узкую поверхность по образцу воспитателя.

Февраль

57 «Хохломская корзинка»

Задача: самостоятельно украсить жёлтые корзинки цветками разнообразных хохломских узоров.

58 «Хохломской короб»

Задача: расписать заготовку узором спелых ягод, обвивающих поверхность изделия, создавая непрерывную полосу орнамента по образцу воспитателя.

59 «Запряжём лошадку мы, и поедем в гости»

Задача: расписать заготовку по типу «кудрины» под фон из похожих на кудри завитков, по образцу воспитателя.

60 «Хохломская птичка-свистулька»

Задача: расписать заготовку кистью и печаткой – тычком, используя разживку по образцу воспитателя.

Март

61 Панно «Волшебный цветок из хохломы»

Задача: расписать пано, используя большие красные цветы и чёрную разживку завитками, по высохшей краске по образцу воспитатля.

62 «Хохломские грибы»

Задача: учить наносить узор кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом.

63 «Хохломской заварник»

Задача: расписать заготовку «верховым» письмом, используя силуэты ягод и листьев.

64 «Хохломская варежка»

Задача: расписать заготовку в центре, используя элемент гроздьи поспевающей рябины и соответствующего ей листка.

Апрель

65 «Хохломская рамка для фото»

Задача: расписать рамку, используя орнамент «криуля» и тонкого струящегося вдоль него узора завитков.

66 «Хохломская барышня»

Задача: расписать платье барышни пышным растительным орнаментом по образце воспитателя.

67 Узор на полосе «Травка»

Задача: нанести на полосе свой узор, используя элементы травки: осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики.

68 «Хохломская ложка»

Задача: расписать деревянную болванку, импровизируя, создавая свою композицию, применяя хохломскую палитру красок.

Май

69 Итоговая коллективная работа «Роспись хохломского сундучка»

Задача: учить работать в коллективе, нанести простым карандашом предполагаемый хохломской узор, используя элементы травного орнамента.

70 Продолжение начатой работы. Нанесение основого стебля криуля, завитков, осочек, капелек.

Задача: продолжать работать сообща в коллективе над росписью сундучка.

71 Продолжение начатой работы. Нанесение ягодного орнамента.

Задача: учить детей наносить орнамент аккуратно, не спеша, не мешая товарищу.

72 Завершение коллективной работы. Нанесение разживки на хохломской узор.

Задача: учить детей совместно завершать работу, нанося разживку на элементы ягод.

Ожидаемый результат

• Расширенные и обогащенные знания о русских народных промыслах.

• Олицетворение себя как члена высококультурного общества, испытание гордости в принадлежности к большой и богатой культуре своего народа, через приобщение к истокам русской народной культуры.

• Сформированное эстетическое отношение к миру через исследованную культуру русских народных хохломских мастеров.

• Сформированное владение навыками хохломской росписи.

• Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

Развитие эстетического вкуса через практическую деятельность в области художественного творчества.

• Сформированные навыки работы в коллективе.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования дошкольников «Азбука безопасности» Пояснительная записка Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема,.

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития дошкольниковДидактическая игра для художественно-эстетического развития дошкольников Развивающая игра на развитие изобразительных навыков «Пейзаж». Цель: • Учить создавать в "перспективе" сюжетные композиции. • Учить располагать.

Конспект НООД в области художественно-эстетического развития во второй младшей группе «Матрёшкин хоровод» Цель: Развитие интереса к русскому народному творчеству младших дошкольников, через нетрадиционные приемы рисования. Задачи: закрепить.

Конспект ООД в области художественно-эстетического развития для детей старшего дошкольного возраста «Дымковская игрушка» Декоративное рисование. «Роспись коня, вылепленного по дымковской игрушке». Задачи: Учить детей расписывать узором вылупленную фигуру по.

Нетрадиционное рисование как средство художественно-эстетического развития младших дошкольников Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников, она позволяет ребенку выразить в своих.

Перспективное планирование художественно-эстетического развития в образовательной области «Лепка» Месяц (неделя) Тема Задачи Сентябрь 1-2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя Мониторинг Ознакомление с пластилином Баранки для кукол.

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей.План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Программа дополнительного образования «Экспериментирование в ознакомлении старших дошкольников с окружающим миром» Буричева Людмила Александровна воспитатель МБДОУ №41 комбинированного вида Нижегородская область, г. о. г Шахунья Программа дополнительного.

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Цветные ладошки» Рабочая программа дополнительного образования кружка «Цветные ладошки» Направление: художественно-эстетическое Вид программы: адаптированная.

Рабочая программа дополнительного образования «Наш весёлый оркестр». Художественно-эстетическое направление Рабочая программа дополнительного образования «Наш весёлый оркестр» Возраст детей 5-6 лет Срок реализации программы – 1 года Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования дошкольников в области художественно-эстетического развития «Хохлома кудрявая»
Опубликовано: 13 сентября 2016 в 18:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД