Катерина Коурова
Программа дополнительного образования по психоэмоциональному и музыкально-оздоровительному развитию детей. «Шалуны»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования по психоэмоциональному и музыкально-оздоровительному развитию детей.
Муниципального бюджетного дошкольного образования учреждения детского сада №7
г. Вязьмы Смоленской области (комбинированного вида)
«Шалуны»
Публикация «Программа дополнительного образования по психоэмоциональному и музыкально-оздоровительному развитию детей, „Шалуны“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Авторы: Педагог - психог : Коурова Е. Музыкальный руководитель : Кулабухова Е. А.
Пояснительная записка.
Синдром дефицита внимания (СДВГ) самая распространенная форма нарушений поведения. Детей с СДВГ около 15-20%, причем синдром в 3-5 раз чаще встречается у мальчиков. Исследователи рассматривают различные причины возникновения СДВГ – от генетических до нейроанатомических и даже пищевых факторов.
Основные симптомы СДВГ: * расстройство внимания;
• гиперактивность;
• импульсивность.
Изменения в поведении иногда бывают у каждого ребёнка, например, после болезни может отмечаться нарушение внимания, сильное функциональное напряжение заканчивается эмоциональным взрывом, неожиданной, неадекватной реакцией, которая принимается взрослым за импульсивность. Утомление на начальных этапах связано с двигательным беспокойством, неусидчивостью и т. п. Однако всё это временные проявления нарушения поведения. У детей с СДВГ эти проявления постоянны.
Неспособность концентрировать внимание является причиной трудностей, возникающих при выполнении заданий. Как показывает практика, дети с СДВГ способны сохранять внимание всего лишь несколько минут. Невнимательность проявляется и во время коллективных игр. Непоседам быстро надоедают игры, отвлекаясь, они мешают другим детям, и в результате возникает конфликт. В то же время дети с СДВГ во время любимых занятий и игр, с которыми им удаётся успешно справляться, могут удерживать внимание и заниматься любимым делом достаточно длительное время. Именно на это указывают взрослые, когда говорят: «Может же, когда хочет». Может, но не только потому, что хочет, а потому, сто деятельность по силам, позволяет почувствовать успех, удовольствие. Подобная «избирательность» внимания мотивируется удовольствием, получаемым ребёнком от этой деятельности. Следует учесть, сто внимание базируется именно на принципе удовольствия, удовлетворения. Этот принцип является важным фактором организации психической деятельности ребёнка, оказывает стимулирующее влияние. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, неоднократно повторяющимися, трудными, не приносящие удовлетворения и неподкрепляемыми поощрениями. Неудачи и неудовлетворение фактически разрушают внимание.
Импульсивность проявляется у гиперактивных детей в разнообразных ситуациях. На занятиях они перебивают других, невпопад отвечают на вопросы, не выслушав их до конца. Они склонны к травматизации, так как нередко совершают опасные действия, о последствиях которых не задумываются.
Дети с СДВГ более разговорчивы и более склонны к началу социальных взаимодействий. При этом они часто неадекватны, не понимают ситуации, обижаются и злиться, считая, что с ними «не хотят водиться». Их поведение непредсказуемо, и общение со сверстниками затруднено из-за конфликтности и неуровновешанности.
Во время занятий детям с СДВГ сложно справиться с заданиями, но не потому что они не способны их выполнить, а потому, что их деятельность неправильно организована. Поэтому важная задача эффективно организовать работу ребёнка.
Исходными предпосылками разработки занятий по коррекции детей с СДВГ является увеличение количества детей с данной проблемой в детском саду.
Основные задачи программы.
Педагог-психолог Музыкальный руководитель
1. Нормализация гипертонуса и гипотонуса мышц.
2. Развивать умение произвольно контролировать дыхание и развивать самоконтроль в поведении.
3. Развивать внимание, произвольность.
4. Обучать навыкам взаимодействия в коллективе.
5. Снятие мышечных и эмоциональных зажимов.
6. Развитие тонкой моторики рук.
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
4. Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
5. Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
Цели работы:
Педагог-психолог Музыкальный руководитель
Обучение детей выразительным движениям;
Снятие эмоционального напряжения;
Снятие мышечных зажимов. Организовать музыкально-оздоровительную работу, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Условия необходимые для эффективной реализации целей и задач данной программы :
Музыкальный зал с необходимым оборудованием, музыкальные инструменты, диски, аудиокассеты, музыкальный центр.
К концу года: дети должны научится контролировать свои эмоции, снимать мышечные и эмоциональные зажимы с помощью упражнений; должен нормализоваться гипертонус и гипотонус мышц. Повысится уровень развития музыкальных и творческих способностей детей; повысится стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка, снизится уровень заболеваемости.
СЕНТЯБРЬ
Задачи 1. Научить детей выразительным движениям.
2. Снять эмоциональное напряжение.
3. Научить элементам ауторелаксации.
материал Чистые альбомные листы, цветные карандаши.
Музыка : Прокофьев, Райчера, Дунаевского.
занятия Комплекс из 4-х занятий
1.1. Этюд «Карлсон» (мимика)
2. Этюд «Очень худой ребёнок» (пантомимика).
3. Игра «Кто пришёл?» (идентификация эмоций удовольствия и страдания).
2.4. Этюд «Эгоист»
5. Беседа «Кого зовут эгоист»
6. Модель желательного поведения в этюде «Эгоист»
7.»Минута шалости»
3.8. Игра «Любящие родители»
9.»Кто за кем» (наблюдательность, расслабление)
10. Комплекс на само расслабление «Медвежата в берлоге».
4.11. Валеологическая песенка-распевка «Доброе утро».
12. Игровой массаж с пением «Птичка».
ОКТЯБРЬ
Задачи 1. Обучение выразительным движениям
2. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам
3. Обучение ауторелаксации
Материал Листы для рисования, цветные карандаши, мягкая игрушка
Музыка : Э. Жака - Далькроза, А. Райчева.
Занятия 1.1Этюд «Робкий ребёнок»
2. Этюд «Смелый ребёнок»
2.3. Беседа «Кто, что или кого боится»
4. Рисование «Чего я боюсь»
3.5. Игра «В тёмной норе» (снятие у детей дошкольного возраста страха темноты).
6. Игра «Запомни свою позу».
4.7. Этюд «Факир» (саморасслабление)
5.1. Валеолгическая песенка-распевка «Цветочек»
2. Игровой массаж с пением «Осень»
НОЯБРЬ
Задачи 1. Формирование моральных представлений.
2. Коррекция поведения.
3. Тренировка психомоторных функций.
Материал Цветные карандаши, листы для рисования.
Музыка : «Шум океана»
Занятия 1-2
1. Сочинение всеми детьми совместно с ведущим «Общей истории».
3.2. Инсценировка «Общей истории»
3. «Минута шалости»
4. Этюд «Что слышно?»
4.5. Комплекс на само расслабление «На берегу моря».
5.1. Валеологическая песенка- распевка «Я иду!
2. Игровой массаж с пением «Дождь»
ДЕКАБРЬ
Задачи 1. Обучение выразительным движениям.
2. Формирование моральных представлений.
3. Снижение эмоционального напряжения.
Материал Мольберты, цветные карандаши, листы для рисования.
Музыка : «Океанский прибой», П. И. Чайковский «Вальс цветов».
Занятия 1.1 .«Это я, это моё»
2.»Сколько звуков»
2.3. Игра с шишками.
4. Этюд «Ласка».
3.5.»Минута шалости»
4.6. Релаксационное упражнение «Путешествие на голубую звезду «.
5.1. Валеологическая песенка- распевка «Здравствуйте!»
2. Игровой массаж «Гусенок Тимошка»
ЯНВАРЬ
Задачи 1. Тренаж узнавания эмоций по внешним проявлениям.
2. Формирование моральных представлений.
3. Обучение элементам ауторелаксации. 4.
Материал Цветные карандаши, листы для рисования, рисунки разных животных.
Музыка : Шопен «Фантазия», «Пение птиц».
Занятия 1.1.»Уходи» этюд
2. «Отдай» этюд.
2.3. Игра «Холодно, жарко»
5. «Вкусные конфеты»
3.5.»Чунга-чанга»
4.6. Релаксационное упражнение «Путешествие на голубую звезду»
5.1. Валеологическая песенка- распевка «Просыпайтесь!»
2. Комплекс игрового массажа тела «Веселые медвежата»
ФЕВРАЛЬ
Задачи 1. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
2. Снижение эмоционального напряжения.
3. Тренировка психомоторных функций.
Материал Картинки с изображениями, цветные карандаши, листы бумаги для рисования.
Музыка : Шумы леса, Вивальди «Весна».
Занятия 1.1. Игра «Кто пришёл».
2. Этюд «Эгоист».
2.3. Беседа с детьми на тему «Кого зовут эгоистом»
4. Этюд «Вежливость».
3.5.»Минута шалости».
6. «Слушай звуки»
4.7. Комплекс на расслабление «Мы в лесу».
5.1. Валеологическая песенка- распевка «Доброе утро!»
2. Комплекс игрового массажа тела «Веселые медвежата»
МАРТ
Задачи 1. Узнавание эмоций по внешним проявлениям детей дошкольников.
2. Снижение эмоционального напряжения.
3. Обучение элементам ауторелаксации.
Материал Цветные карандаши, мягкая игрушка, клубок ниток.
Музыка : Чайковский «Вальс цветов»; Звуки космоса.
Занятия 1.1»Зеваки»
2.»В магазине зеркал»
3. Этюд «Заколдованный ребёнок».
2.4.»Шалтай - Болтай»
5.»Солнышко и тучка»
3.6.»Чунга - Чанга».
7. «Цветок».
4.8. «Путешествие на голубую звезду» релаксационное упражнение.
5.1. Валеологическая песенка-распевка «Я иду!»
2. Комплекс игрового массажа «Веселые медвежата»
АПРЕЛЬ, МАЙ
Задачи 1. Тренировка психомоторных функций.
2. Снятие эмоционального напряжения.
3. Тренировка и обучение элементам ауторелаксации.
Материал Цветные карандаши, бумага для рисования.
Музыка : Римский-Корсаков, Шопен «Звуки природы», Д. Христов «Золотые капельки».
Занятия 1.1. Этюд «Иди ко мне»
2. Этюд «Вожатый удивился»
3. Игра «Золотые капельки»
2.4. Этюд «Вкусные конфеты»
5. Беседа «Чему мы научились?»
6. Показ «Кто чему научился»
7.«Минута шалости»
3.8. «Любящие дети и родители» игра.
4. «Тучка и солнышко» Упражнение на мышечное расслабление.
5. «Путешествие на природу» ауторелаксация.
6. 1. Валеологическая песенка- распевка «Здравствуйте!»
2. Игровой массаж с пением «Птичка»
Литература.
1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста М., 2002г.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка М., 1967.
3. Котова Е. В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития. М., 2007г.
4. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. М. ,2000г. Образцова Т. Н. Психологические игры для детей. – М. : Лада, 2005.
5. Сиратюк А. А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Серия «Практическая психология»., М. : 2006.
6. Галанов, А. С. «Оздоровительные игры для дошкольников», СПб, Речь, 2007 г.
7. Тютюнникова, Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками», Дошкольное воспитание, 2005.