Папки-передвижки

Образовательная программа Дополнительного образования по развитию элементарных математических представлений и логике Знай-к

Анна Калачева
Образовательная программа Дополнительного образования по развитию элементарных математических представлений и логике Знай-к

1. Паспорт программы

Наименование Программы Программа «Знай–ка» по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования развивающих игр.

Основание для разработки Программы • Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.1012; № 273-ФЗ

Публикация «Образовательная программа Дополнительного образования по развитию элементарных математических представлений и логике Знай-к» размещена в разделах

• Закон «Об образовании» ст. 26 п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;

• СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26

• Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

• Устав дошкольного учреждения.

Заказчик Программы Родительская общественность, педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад «Машенька»

Составитель Программы Калачева А. В., воспитатель первой квалификационной категории

Целевая группа Дети старшего дошкольного возраста, 17 человек

Срок реализации Программы 1 год (сентябрь 2016г. – май 2017г.)

Цель Программы Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством использования развивающих игр математического содержания.

Задачи Программы Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

Формировать общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.)

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Закреплять умения и навыки в счете, вычислениях, измерениях.

Ожидаемые результаты реализации Программы Реализация программы предполагает получение следующих результатов:

Овладение приёмами умственных действий, умениями планировать, решать и проверять свои действия.

Овладение умениями строить простейшие умозаключения.

Овладение навыками счёта, вычислительными измерениями.

Повышение интереса к развивающим играм математического содержания.

Координация и контроль реализации Программы Осуществляется администрацией МАДОУ «Детский сад «Машенька» и родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста.

Формы предоставления результатов :

итоговые занятия в форме КВН, игр-путешествий;

фотовыставки;

слайдовые презентации;

отчет о реализации Программы.

Краткое содержание Программы Программа направлена на активизацию у детей мыслительной деятельности на интеллектуальное развитие, способствующее умственному воспитанию ребёнка-дошкольника.

Пояснительная записка.

Требования к современному дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Работа в кружке по подготовке к школе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, используя различные приёмы, обогащать его математические представления, совершенствовать речь и расширять словарь, интеллектуально развивать дошкольника.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим

устанавливаются важнейшие закономерности. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем. Деятельность кружка способствует формированию у детей активной познавательной деятельности, умению рассуждать, объективно оценивать результаты своей деятельности. Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Основная дидактическая идея: развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ребенка дошкольного возраста, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста. Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе, используются:

- практический метод,

- метод дидактических игр,

- метод моделирования.

Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью и др. Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы

Цель:

на формирование познавательного интереса к учебному предмету

«Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего

мира; на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты

Задачи:

-развивать память, внимание, мышление, воображение

-воспитывать организованность в учебной деятельности

-обеспечить предметную подготовку дошкольников, достаточную для продолжения математического образования в начальной школе

- создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Общее количество образовательных ситуаций в год Количество образовательных ситуаций в неделю Длительность образовательной ситуации Форма организации образовательного процесса

62 2 30 минут

групповая

Виды занятий:

занятие-путешествие;

занятие-исследование;

занятие-конкурс;

занятие-экскурсия;

занятие-соревнование

Основные принципы работы:

Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности

в сочетании с разумной требовательностью;

Комплексный подход при разработке занятий;

Вариативность содержания и форм проведения занятий;

Систематичность и последовательность занятий;

Наглядность.

Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития,

актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность -

ведущую для этого периода развития.

Актуальность

Данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных

интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как

интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.

Возрастные особенности психофизического развития детей подготовительной группы.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени

осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно

владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения

из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям - он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже

доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям

воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять

точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками.

Ожидаемый результат.

- ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия;

- составляет и решет задачи в одно действие на сложение и вычитание, умеет пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

- успешно решает логические задачи;

- соотносит схематическое изображение с реальными предметами;

- обладает быстротой мышления;

- проявляет интерес к экспериментированию;

- способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

- активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Для эффективной реализации Программы в группе оборудована развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.

Формируя и развивая среду образовательной области познавательного развития, необходимо обращать внимание на организацию познавательной деятельности ребенка, в результате которой формируются такие качества, как: любознательность, пытливость, самостоятельность, инициативность. Для этого в «Математическом центре» имеются следующие материалы и развивающие математические игры :

1. Цветные счётные палочки.

2. Логические блоки Дьенеша.

3. Занимательный и познавательный математический материал.

4. Игры-головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо».

5. Игры Воскобовича: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Домино», «Игровизор»

Список используемой литературы

1. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.

2. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. М. : Просвещение, 1997 г.

3. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.

4. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985 г.

5. Макарова О. А. Планирование и конспекты занятий по математике в подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М. : АРКТИ, 2008 г.

Публикации по теме:

Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного.

Игровая образовательная ситуация по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Игровая образовательная ситуация по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Зеликова Валентина.

Игровая образовательная ситуация по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Игровая образовательная ситуация по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Непосредственная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе (открытое занятие).

Образовательная программа Дополнительного образования детей «Развитие графомоторных навыков У Дошкольников» Пояснительная записка Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который.

Образовательная программа дополнительного образования по экологии с элементами экспериментирования «Юный эколог» МАДОУ г. Нижневартовска ДС№15 «Солнышко» Образовательная программа дополнительного образования по экологии с элементами экспериментирования.

Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе (повторение материала.

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная игрушка» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. М. К. Овсянникова с. Исаклы структурное подразделение.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичок» Подготовила: воспитатель Чумак Е. В. Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Занимательная математика» Пояснительная записка В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная программа Дополнительного образования по развитию элементарных математических представлений и логике Знай-к
Опубликовано: 13 января 2017 в 14:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД