МААМ-картинки

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная игрушка»

Наталья Шматенко
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная игрушка»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. М. К. Овсянникова с. Исаклы

структурное подразделение «Детский сад Теремок»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора ГБОУ СОШ

им. М. К. Овсянникова с. Исаклы

Кузаева Н. А. (___) «___»___ 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СОШ с. Исаклы

им. М. К. Овсянникова Е. Н. Нестерова(___)

«___»___ 2016 г

.

.

Авторская программа

дополнительного образования

Публикация «Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию „Волшебная игрушка“» размещена в разделах

художественно-эстетической направленности

для детей 5-6 лет

«Волшебная игрушка»

Автор программы :

воспитатель СП «Детский сад Теремок»

Шматенко Н. В.

Исаклы

2014г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность программы

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению для детей 5-6 лет разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной наиболее актуальной. Народное искусство, формирует художественный вкус, способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь; эффективно влияет на развитие психических процессов (восприятие, образное мышление, речь, воображение, эмоционально-положительного отношения к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний, на основе которых у детей формируются художественно-творческие способности. Содержание данной программы направлено на более глубокое знакомство детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с русскими народными игрушками; на создание эмоционально положительного климата и на воспитание духовного мира ребёнка; любящего и ценящего народное достояние; на развитие творческого патриотизма, желание заниматься декоративной росписью.

Дети с общим недоразвитием речи часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Такие дети в игре проявляют либо робость, вялость, скованность движений, либо неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении.

С целью развития дошкольников с общим недоразвитием речи нами используется декоративно-художественная деятельность, которая позволяет заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.

Эти дети отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, а в продуктивной деятельности, как, например, декоративное рисование у них значительно быстрее происходит развитие восприятия к осознанию речи, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности. Знакомство с народной игрушкой, отвлекает детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, мажорное настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

В данное время не существует программ по знакомству с декоративно-прикладным искусством для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поэтому разработка программы имеет большое практическое значение. Содержание программы интегрирует знакомство с народным искусством с другими видами деятельности детей (развитие речи, игры, народный фольклор, художественные произведения и т. д.). В ходе освоения программы дети постепенно овладевают знаниями, развивая технические навыки и умениями владения кистью, тем самым происходит подготовка руки к письму, развивается зрительно-двигательная ориентация.

1.2. Цель и задачи программы.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ :

Формирование уважительного отношения к национальной культуре через приобщение детей к народным традициям и фольклору.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами народного декоративно-прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей.

Задачи программы

• Дать детям представление об истории возникновения Филимоновской и Дымковской народных игрушках.

• Формировать знания об особенностях росписей, их колорите, основных элементах узоров.

• Формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии русской народной игрушки (Филимоновской, Дымковской и др.).

• Помочь овладеть рисованием элементов узоров, составлением композиций и цветосочетанием росписей.

• Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских и филимоновских узоров.

• Обогащать речь детей народными поговорками, пословицами.

• Формировать эстетический вкус, творчество и фантазию, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение.

• Учиться выполнять работу поэтапно, в определённой последовательности.

• Совершенствовать технические навыки и умения владения кистью и тычком.

Развивать эстетического восприятия изделий народного декоративно-прикладного искусства.

1.3. Целевая аудитория.

Старшая группа: дети 5-6 лет. В состав старшей коррекционной группе нашего детского сада включены дети с ОНР З и 2 уровня, а также дети с ЗПР.

Характеристика детей со II уровнем развития речи

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы.

Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой] функции и т. д. Заметны трудности в; понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.

Характеристика детей с III уровнем развития речи

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики; Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением Отмечается тенденция к множественным лексикческим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.

Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.

Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

1.4. Объём программы.

В связи с достаточно высокой дополнительной нагрузкой на детей с ОНР программа рассчитана на 34 часов (один раз в неделю, по 25 мин.) во вторую половину дня.

1.5. Ожидаемые результаты освоения программы

К концу реализации программы, речь детей должна стать главным средством общения со сверстниками и взрослыми:

• Словарный запас детей активизируется и пополнится знаниями о народных праздниках, видах народного декоративно-прикладного искусства;

• Научатся строить простейшие диалоги и рассказы о народных игрушках и их особенностях.

Дети должны уметь:

• Чётко различать, называть и описывать виды росписей (Филимоновская, Дымковская,Городецкая, называть их отличительные особенности.

• Расписывать силуэты народных игрушек, следуя определённому виду росписи на различных силуэтах.

• Подходить к работе творчески, внося новые элементы в композицию или самостоятельно создавать её.

• Доводить начатое дело до конца, показывая высокую технику владения кистью и тычком.

1.6. Формы организации занятий.

Занятия строятся в основном в активной, игровой форме;

• Проходят в форме экскурсии;

• Тематической беседы;

• Игровых тренингов;

• Проектной деятельности;

• Выставки.

Методы и приемы:

• Рассказ,

• Упражнение,

• Игровая деятельность,

• Показ

Особенности построения программы

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы, изучение определенного вида игрушки. Содержание каждой темы основывается на трех тематических блоках: «Мир русских народных праздников», «Народное творчество», «Основы изготовления народных игрушек». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог может сам определить порядок их прохождения.

Занятия программы предполагают использование

• русских народных игрушек,

• народных и авторских сказок,

малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин,

• познавательных рассказов из круга детского чтения.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию

• Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр., что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;

• сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

• использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

• упражнения в начале занятия с детьми 5-6 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;

• показ способов изображения новых элементов;

• использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его рисовании

1.7. Формы контроля.

Контроль усвоенных детьми навыков проводится два раза, при помощи основных методов контроля:

• Педагогическое наблюдение

• Диагностика

1.8. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

При реализации программы диагностика детей проводятся два раза.

Первичное обследование проводится в сентябре, повторное — по окончании курса занятий.

Вначале учебного года проводиться опрос детей на выявление знаний об изучаемой народной игрушке, которые фиксируются в таблице и выводиться диаграмма об уровне знаний детей данного народного промысла.

В конце года проводится диагностическое занятие по методике Т. С. Комаровой, которое фиксируется в таблице и выводиться диаграмма об уровне знаний и умений.

Цель диагностики: определить результат умственного и эстетического развития на сравнении двух глиняных игрушек (филимоновской и дымковской) и выполнение по их мотивам росписи:

• назвать вид народного искусства;

• описать каждую игрушку,

• сравнить обе игрушки, выделить сходства и различия; выразить свое отношение;

• выполнить узор по мотивам каждой игрушки на вырезанном силуэте из бумаги.

Диагностическое обследование оценивается по 3-х бальной системе:

2- высокий уровень развития;

1 - средний уровень развития;

0 - низкий уровень развития.

Проведение выставок детского творчества для родителей, проведение открытых игровых занятий, проведение фотовыставок.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ Название темы (раздела) Всего

часов Из них Формы контроля

теория практикум

1.

Вводная часть

2

1

1

Диагностика

2.

Мир народных праздников

6

5

Праздники

3.

Народное творчество

4

1

3

Выставка

4.

Основы изготовления народных игрушек

21

2

19

Педагогическое наблюдение

Выставка

Защита проекта

5. Итоговая диагностика

1

1 Выставка работ

Таблица

Содержание программы

Вводная часть (1 ч)

Тема1. «Мир русских народных праздников» (6 ч)

Дошкольников знакомят с основными народными праздниками, показывая их тесную связь с жизнью народа, искусством и творчеством по выбору ( русские народные праздники: Семена Летопроводца, Новый год, Сочельник, Масленица, Петров и Иванов день; православные: Рождество, Пасха, Троица, Покров день;)

Тема 2. «Народное творчество» (6 ч)

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (дымковские игрушки, филимоновские свистульки, городецкие игрушки, русская матрёшка, романовские игрушки, русская вышивка, русский народный костюм). Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветная бумага и т. п.) образов народных игрушек, элементов народной вышивки и костюма.

Тема 3. «Основы изготовления народных игрушек» (20 ч)

Изучаются особенности: дымковские игрушки, филимоновские свистульки, городецкие игрушки.

Дымковская игрушка Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы. Учить расписывать силуэты дымковскими узорами.

Городецкая роспись Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета.

Гжельская роспись Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.

Хохломская роспись Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием. Учить рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, "золотой" (охра). Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей

Кружево Познакомить с кружевами вологодских мастериц. Учить видеть разнообразие узоров на разных формах, различать и называть основные элементы вологодского кружева. Учить составлять узор на бумаге разной формы

Жостовская роспись Познакомить с жостовской росписью, ее основным мотивом - букет. Учить составлять узор на любой форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использовать оттенки.

Итоговая диагностика (1 ч)

4. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ Тема

занятия Всего часов Из них Формы организации

занятий Формы

контроля

Теория Практика

1. 1 Вводная часть 1 0,5 0,5 Рассказ, беседа, Сюжетная игра Диагностика

Педагогическое наблюдение

2. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника

3. Народное творчество.

Дымковская игрушка 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение

4. Основные элементы росписи игрушки 1 0,5 0,5 Наблюдение, беседа

Работа с трафаретом

Презентация Педагогическое наблюдение

5. Составление узора на игрушке 1 1 Рисование выставка

6. Силуэты с дымковскими узорами 1 1 Рисование,

Работа с силуэтми Педагогическое наблюдение

7. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника

8. Народное творчество.

Городецкая роспись 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение

9. Городецкая роспись по дереву 1 1 Рисование выставка

10. Городецкий узор 1 1 Рисование

ИК-презентация Взаимоконтроль, самооценка

11. Композиция городецких узоров 1 0,5 0,51 Беседа, рассказ, составление композиции выставка

12. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника

13. Народное творчество.

Гжельская роспись 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение

14. Гжельская керамика 1 1 Наблюдение, беседа,

лепка Педагогическое наблюдение

15. Составление узора на керамике 1 1 Рисование

ИК-Презентация выставка

16. Путешествие в мастерскую гончара 1 1 Сюжетная игра Педагогическое наблюдение

17. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника

18. Народное творчество.

Хохломская роспись 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение

19. Особенности хохломской росписи 1 1 Рисование. беседа Взаимоконтроль, самооценка

20. Хохломские узоры 1 1 Работа с палитрой,

беседа Взаимоконтроль, самооценка

21. Мы – мастера (составление узора по мотивам хохломской росписи) 1 1 Рисование, игра, работа с трафаретом выставка

22. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника

23. Народное творчество.

Кружево 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение

24. Вологодские мастерицы 1 1 Наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение

25. Кружева вологодских мастериц 1 0,5 0,5 Наблюдение, беседа,

Составление описания Педагогическое наблюдение

26. Волшебные узоры 1 1 Работа с бумагой Взаимоконтроль, самооценка

27. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника

28. Народное творчество.

Жостовская роспись 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение

29. Жостовские букеты 1 0,5 0,5 Наблюдение, беседа

Работа с трафаретом Педагогическое наблюдение

30. Составление узоров из цветов 1 1 Наблюдение, беседа

Работа с трафаретом Взаимоконтроль, самооценка

31. Прогулка по лесным тропинкам и полям 1 1 Создание Панно из цветов

ИК-презентация Взаимоконтроль, самооценка

32. Подготовка проекта «Волшебная игрушка» 1 1 Проектирование, этапы проекта Педагогическое наблюдение

33. Защита проекта «Волшебная игрушка» 1 1 презентация Защита проекта

34. Итоговая диагностика 1 Собеседование,

Анализ работ

Выставка работ

Таблица

3. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Т. С. Комарова.

Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. -2-е издание, испр. и доп.

Москва. Издательство «Мозайка-Синтез», 2008год.

2.

О. А. Соломенникова.

Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.

2-е изд., испр. и доп. –

М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,

2008г.

3.

Т. С. Комарова.

Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий

Москва. Издательство «Российское педагогическое агенство», 2007 год.

5.

Т. С. Комарова.

Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений.

Москва. Издательство «Мнемозина», 2010 год.

6.

Н. В. Рыжова.

Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР.

Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2009 год.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• Ноутбук

• Проектор и экран

• Музыкальный центр

• Кисти

• Краски

• Глиняные изделия

• Трафареты

• Бумага

Публикации по теме:

Программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебные пальчики» Авторская программа по художественно - эстетическому развитию «Волшебные пальчики» Пояснительная записка Ключевой вопрос модернизации.

Фотоотчёт об инновационной работе по художественно-эстетическому развитию «Волшебная иголочка»Фотоотчёт об инновационной работе по художественно-эстетическому развитию «Волшебная иголочка» Режим и формы проведения кружка. Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему «Дымковская игрушка» Конспект занятия в старшей группе. Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие» (рисование) Тема: «Дымковская игрушка».

НОД по художественно-эстетическому развитию тема: «Волшебная страна внутри нас» НОД по художественно-эстетическому развитию тема : «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ВНУТРИ НАС». Цель: познакомить детей с тем, какие бывают чувства. Научить.

Программа дополнительного образования дошкольников в области художественно-эстетического развития «Хохлома кудрявая» Пояснительная записка «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста. Кружок «Разноцветный мир» Цель:Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей среднего.

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики для детей 3–4 лет «Ловкие пальчики» Федеральное государственное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 154» МО РФ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании.

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Цветные ладошки» Рабочая программа дополнительного образования кружка «Цветные ладошки» Направление: художественно-эстетическое Вид программы: адаптированная.

Рабочая программа дополнительного образования «Наш весёлый оркестр». Художественно-эстетическое направление Рабочая программа дополнительного образования «Наш весёлый оркестр» Возраст детей 5-6 лет Срок реализации программы – 1 года Актуальность.

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию. Возрастная группа 4–5 лет Утверждена Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 60 «Заинька» Мишунина Г. А. Приказ от.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная игрушка»
Опубликовано: 16 октября 2016 в 10:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД