Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная игрушка»

Наталья Шматенко
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная игрушка»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа им. М. К. Овсянникова с. Исаклы

структурное подразделение «Детский сад Теремок»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора ГБОУ СОШ

им. М. К. Овсянникова с. Исаклы

Кузаева Н. А. (___) «___»___ 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СОШ с. Исаклы

им. М. К. Овсянникова Е. Н. Нестерова(___)

«___»___ 2016 г

.

.

Авторская программа

дополнительного образования

художественно-эстетической направленности

для детей 5-6 лет

«Волшебная игрушка»

Автор программы:

воспитатель СП «Детский сад Теремок»

Шматенко Н. В.

Исаклы

2014г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность программы

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению для детей 5-6 лет разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной наиболее актуальной. Народное искусство, формирует художественный вкус, способствует воспитанию людей оптимистически воспринимающих жизнь; эффективно влияет на развитие психических процессов (восприятие, образное мышление, речь, воображение, эмоционально-положительного отношения к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний, на основе которых у детей формируются художественно-творческие способности. Содержание данной программы направлено на более глубокое знакомство детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с русскими народными игрушками; на создание эмоционально положительного климата и на воспитание духовного мира ребёнка; любящего и ценящего народное достояние; на развитие творческого патриотизма, желание заниматься декоративной росписью.

Дети с общим недоразвитием речи часто необщительны, скованны, плохо адаптируются к окружающей среде. Недостатки речевого развития влияют и на их игровую деятельность. Нередко они теряют возможность играть со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль и боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Такие дети в игре проявляют либо робость, вялость, скованность движений, либо неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении.

С целью развития дошкольников с общим недоразвитием речи нами используется декоративно-художественная деятельность, которая позволяет заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.

Эти дети отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, а в продуктивной деятельности, как, например, декоративное рисование у них значительно быстрее происходит развитие восприятия к осознанию речи, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности. Знакомство с народной игрушкой, отвлекает детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, мажорное настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

В данное время не существует программ по знакомству с декоративно-прикладным искусством для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поэтому разработка программы имеет большое практическое значение. Содержание программы интегрирует знакомство с народным искусством с другими видами деятельности детей (развитие речи, игры, народный фольклор, художественные произведения и т. д.). В ходе освоения программы дети постепенно овладевают знаниями, развивая технические навыки и умениями владения кистью, тем самым происходит подготовка руки к письму, развивается зрительно-двигательная ориентация.

1.2. Цель и задачи программы.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

Формирование уважительного отношения к национальной культуре через приобщение детей к народным традициям и фольклору.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами народного декоративно-прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей.

Задачи программы

• Дать детям представление об истории возникновения Филимоновской и Дымковской народных игрушках.

• Формировать знания об особенностях росписей, их колорите, основных элементах узоров.

• Формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии русской народной игрушки (Филимоновской, Дымковской и др.).

• Помочь овладеть рисованием элементов узоров, составлением композиций и цветосочетанием росписей.

• Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских и филимоновских узоров.

• Обогащать речь детей народными поговорками, пословицами.

• Формировать эстетический вкус, творчество и фантазию, ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение.

• Учиться выполнять работу поэтапно, в определённой последовательности.

• Совершенствовать технические навыки и умения владения кистью и тычком.

Развивать эстетического восприятия изделий народного декоративно-прикладного искусства.

1.3. Целевая аудитория.

Старшая группа: дети 5-6 лет. В состав старшей коррекционной группе нашего детского сада включены дети с ОНР З и 2 уровня, а также дети с ЗПР.

Характеристика детей со II уровнем развития речи

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы.

Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой] функции и т. д. Заметны трудности в; понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.

Характеристика детей с III уровнем развития речи

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики; Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением Отмечается тенденция к множественным лексикческим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.

Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.

Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

1.4. Объём программы.

В связи с достаточно высокой дополнительной нагрузкой на детей с ОНР программа рассчитана на 34 часов (один раз в неделю, по 25 мин.) во вторую половину дня.

1.5. Ожидаемые результаты освоения программы

К концу реализации программы, речь детей должна стать главным средством общения со сверстниками и взрослыми:

• Словарный запас детей активизируется и пополнится знаниями о народных праздниках, видах народного декоративно-прикладного искусства;

• Научатся строить простейшие диалоги и рассказы о народных игрушках и их особенностях.

Дети должны уметь:

• Чётко различать, называть и описывать виды росписей (Филимоновская, Дымковская,Городецкая, называть их отличительные особенности.

• Расписывать силуэты народных игрушек, следуя определённому виду росписи на различных силуэтах.

• Подходить к работе творчески, внося новые элементы в композицию или самостоятельно создавать её.

• Доводить начатое дело до конца, показывая высокую технику владения кистью и тычком.

1.6. Формы организации занятий.

Занятия строятся в основном в активной, игровой форме;

• Проходят в форме экскурсии;

• Тематической беседы;

• Игровых тренингов;

• Проектной деятельности;

• Выставки.

Методы и приемы:

• Рассказ,

• Упражнение,

• Игровая деятельность,

• Показ

Особенности построения программы

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы, изучение определенного вида игрушки. Содержание каждой темы основывается на трех тематических блоках: «Мир русских народных праздников», «Народное творчество», «Основы изготовления народных игрушек». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог может сам определить порядок их прохождения.

Занятия программы предполагают использование

• русских народных игрушек,

• народных и авторских сказок,

• малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин,

• познавательных рассказов из круга детского чтения.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию

• Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр., что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;

• сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

• использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

• упражнения в начале занятия с детьми 5-6 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;

• показ способов изображения новых элементов;

• использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его рисовании

1.7. Формы контроля.

Контроль усвоенных детьми навыков проводится два раза, при помощи основных методов контроля:

• Педагогическое наблюдение

• Диагностика

1.8. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

При реализации программы диагностика детей проводятся два раза.

Первичное обследование проводится в сентябре, повторное — по окончании курса занятий.

Вначале учебного года проводиться опрос детей на выявление знаний об изучаемой народной игрушке, которые фиксируются в таблице и выводиться диаграмма об уровне знаний детей данного народного промысла.

В конце года проводится диагностическое занятие по методике Т. С. Комаровой, которое фиксируется в таблице и выводиться диаграмма об уровне знаний и умений.

Цель диагностики: определить результат умственного и эстетического развития на сравнении двух глиняных игрушек (филимоновской и дымковской) и выполнение по их мотивам росписи:

• назвать вид народного искусства;

• описать каждую игрушку,

• сравнить обе игрушки, выделить сходства и различия; выразить свое отношение;

• выполнить узор по мотивам каждой игрушки на вырезанном силуэте из бумаги.

Диагностическое обследование оценивается по 3-х бальной системе:

2- высокий уровень развития;

1 - средний уровень развития;

0 - низкий уровень развития.

Проведение выставок детского творчества для родителей, проведение открытых игровых занятий, проведение фотовыставок.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ Название темы (раздела) Всего

часов Из них Формы контроля

теория практикум

1.

Вводная часть

2

1

1

Диагностика

2.

Мир народных праздников

6

5

Праздники

3.

Народное творчество

4

1

3

Выставка

4.

Основы изготовления народных игрушек

21

2

19

Педагогическое наблюдение

Выставка

Защита проекта

5. Итоговая диагностика

1

1 Выставка работ

Таблица

Содержание программы

Вводная часть (1 ч)

Тема1. «Мир русских народных праздников» (6 ч)

Дошкольников знакомят с основными народными праздниками, показывая их тесную связь с жизнью народа, искусством и творчеством по выбору (русские народные праздники: Семена Летопроводца, Новый год, Сочельник, Масленица, Петров и Иванов день; православные: Рождество, Пасха, Троица, Покров день;)

Тема 2. «Народное творчество» (6 ч)

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (дымковские игрушки, филимоновские свистульки, городецкие игрушки, русская матрёшка, романовские игрушки, русская вышивка, русский народный костюм). Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветная бумага и т. п.) образов народных игрушек, элементов народной вышивки и костюма.

Тема 3. «Основы изготовления народных игрушек» (20 ч)

Изучаются особенности: дымковские игрушки, филимоновские свистульки, городецкие игрушки.

Дымковская игрушка Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять основные элементы росписи, составлять узор, чередуя эти элементы. Учить расписывать силуэты дымковскими узорами.

Городецкая роспись Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета.

Гжельская роспись Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка. Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.

Хохломская роспись Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием. Учить рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, "золотой" (охра). Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей

Кружево Познакомить с кружевами вологодских мастериц. Учить видеть разнообразие узоров на разных формах, различать и называть основные элементы вологодского кружева. Учить составлять узор на бумаге разной формы

Жостовская роспись Познакомить с жостовской росписью, ее основным мотивом - букет. Учить составлять узор на любой форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использовать оттенки.

Итоговая диагностика (1 ч)

4. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ Тема

занятия Всего часов Из них Формы организации

занятий Формы

контроля

Теория Практика

1. 1 Вводная часть 1 0,5 0,5 Рассказ, беседа, Сюжетная игра Диагностика

Педагогическое наблюдение

2. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника

3. Народное творчество.

Дымковская игрушка 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение

4. Основные элементы росписи игрушки 1 0,5 0,5 Наблюдение, беседа

Работа с трафаретом

Презентация Педагогическое наблюдение

5. Составление узора на игрушке 1 1 Рисование выставка

6. Силуэты с дымковскими узорами 1 1 Рисование,

Работа с силуэтми Педагогическое наблюдение

7. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника

8. Народное творчество.

Городецкая роспись 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение

9. Городецкая роспись по дереву 1 1 Рисование выставка

10. Городецкий узор 1 1 Рисование

ИК-презентация Взаимоконтроль, самооценка

11. Композиция городецких узоров 1 0,5 0,51 Беседа, рассказ, составление композиции выставка

12. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника

13. Народное творчество.

Гжельская роспись 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение

14. Гжельская керамика 1 1 Наблюдение, беседа,

лепка Педагогическое наблюдение

15. Составление узора на керамике 1 1 Рисование

ИК-Презентация выставка

16. Путешествие в мастерскую гончара 1 1 Сюжетная игра Педагогическое наблюдение

17. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника

18. Народное творчество.

Хохломская роспись 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение

19. Особенности хохломской росписи 1 1 Рисование. беседа Взаимоконтроль, самооценка

20. Хохломские узоры 1 1 Работа с палитрой,

беседа Взаимоконтроль, самооценка

21. Мы – мастера (составление узора по мотивам хохломской росписи) 1 1 Рисование, игра, работа с трафаретом выставка

22. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника

23. Народное творчество.

Кружево 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение

24. Вологодские мастерицы 1 1 Наблюдение, беседа Педагогическое наблюдение

25. Кружева вологодских мастериц 1 0,5 0,5 Наблюдение, беседа,

Составление описания Педагогическое наблюдение

26. Волшебные узоры 1 1 Работа с бумагой Взаимоконтроль, самооценка

27. Мир русских народных праздников 1 1 Праздник, игра Организация праздника

28. Народное творчество.

Жостовская роспись 1 0,5 0,5 Описание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы Педагогическое наблюдение

29. Жостовские букеты 1 0,5 0,5 Наблюдение, беседа

Работа с трафаретом Педагогическое наблюдение

30. Составление узоров из цветов 1 1 Наблюдение, беседа

Работа с трафаретом Взаимоконтроль, самооценка

31. Прогулка по лесным тропинкам и полям 1 1 Создание Панно из цветов

ИК-презентация Взаимоконтроль, самооценка

32. Подготовка проекта «Волшебная игрушка» 1 1 Проектирование, этапы проекта Педагогическое наблюдение

33. Защита проекта «Волшебная игрушка» 1 1 презентация Защита проекта

34. Итоговая диагностика 1 Собеседование,

Анализ работ

Выставка работ

Таблица

3. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Т. С. Комарова.

Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. -2-е издание, испр. и доп.

Москва. Издательство «Мозайка-Синтез», 2008год.

2.

О. А. Соломенникова.

Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.

2-е изд., испр. и доп. –

М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,

2008г.

3.

Т. С. Комарова.

Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий

Москва. Издательство «Российское педагогическое агенство», 2007 год.

5.

Т. С. Комарова.

Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений.

Москва. Издательство «Мнемозина», 2010 год.

6.

Н. В. Рыжова.

Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР.

Москва. Издательство «ТЦ СФЕРА», 2009 год.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• Ноутбук

• Проектор и экран

• Музыкальный центр

• Кисти

• Краски

• Глиняные изделия

• Трафареты

• Бумага

Публикации по теме:

Программа по художественно-эстетическому развитию «Волшебные пальчики» Авторская программа по художественно - эстетическому развитию «Волшебные пальчики» Пояснительная записка Ключевой вопрос модернизации.

Фотоотчёт об инновационной работе по художественно-эстетическому развитию «Волшебная иголочка»Фотоотчёт об инновационной работе по художественно-эстетическому развитию «Волшебная иголочка» Режим и формы проведения кружка. Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на тему «Дымковская игрушка» Конспект занятия в старшей группе. Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие» (рисование) Тема: «Дымковская игрушка».

НОД по художественно-эстетическому развитию тема: «Волшебная страна внутри нас» НОД по художественно-эстетическому развитию тема : «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ВНУТРИ НАС». Цель: познакомить детей с тем, какие бывают чувства. Научить.

Программа дополнительного образования дошкольников в области художественно-эстетического развития «Хохлома кудрявая» Пояснительная записка «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Программа дополнительного образования по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста. Кружок «Разноцветный мир» Цель:Обогащение сенсорного опыта детей, развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей среднего.

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики для детей 3–4 лет «Ловкие пальчики» Федеральное государственное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 154» МО РФ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании.

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетического направления «Цветные ладошки» Рабочая программа дополнительного образования кружка «Цветные ладошки» Направление: художественно-эстетическое Вид программы: адаптированная.

Рабочая программа дополнительного образования «Наш весёлый оркестр». Художественно-эстетическое направление Рабочая программа дополнительного образования «Наш весёлый оркестр» Возраст детей 5-6 лет Срок реализации программы – 1 года Актуальность.

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию. Возрастная группа 4–5 лет Утверждена Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 60 «Заинька» Мишунина Г. А. Приказ от.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная игрушка»
Опубликовано: 16 октября 2016 в 10:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников
Дидактические игры как средство развития речи младших дошкольников. «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А....
Фотоочерк «Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек» Часть 12 — «Снежная городская зима»
Зима – самое сказочное время года. Всё вокруг покрывается белым мерцающим одеялом, и остаётся только чистота и тайна. В такую красоту невозможно не...
Экспериментальная деятельность «В каком стакане снег растает быстрее?»
Цели: - продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; - поощрять стремления и желания детей принимать активное участие в...
Мастер-класс по созданию с детьми 5–6 лет «Книжки-малышки «Лесные звери»
Каждая тематическая неделя заканчивается, каким либо итоговым мероприятием, на этот раз мы с ребятами закрепили новые знания о жизни диких животных,...
Детский мастер-класс «Совушка» с применением пластилинографии
Сегодня я предлагаю вашему вниманию занимательные и несложный вид работы с пластилином-пластилинография. Почему мы с детками отдаём именно...