Наталья Попова
Программа дополнительного образования «Веселый мяч»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В ФГОС ДО в планируемых итоговых результатах освоения основной программы дошкольного образования говорится о «сформированности у ребенка основных физических качеств и потребности в двигательной активности, о соблюдении элементарных правил здорового образа жизни».
Публикация «Программа дополнительного образования „Веселый мяч“» размещена в разделах
В период от 3-7лет ребенок познает свое тело, учится управлять им, координировать движения. Классическими характеристиками этого периода роста являются большой расход энергии, плохое качество и недостаточная точность движений, это приводит к быстрой физической и особенно эмоциональной утомляемости, не способностью долго концентрировать внимание на выполнении одного вида движений. Именно в это время ребенок особенно нуждается в помощи, чтобы в обстановке гармонии, спокойствия и ограниченной вседозволенности учиться в подражательной, игровой форме, новым движениям. С помощью взрослых ребенок овладевает последовательностью новых ритмичных движений, ощущением пространства и ритмом выполнения разнообразных упражнений. Координация движений зависит от умения сохранять устойчивость тела в различных ситуациях.
В настоящее время наметилось значительное ухудшение как в состоянии физического развития детей, так и в уровне физической подготовленности детей. Все это ставит перед специалистами в области физической культуры, просвещения и медицины задачу разработки научно обоснованных программ.
С древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечений.
В настоящее время накоплен значительный опыт по применению мячей. В практике мячи различной упругости, размеров и веса используются в спорте, педагогике, медицине для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Если изначально он использовался как тренажер для реабилитации больных после травм опорно-двигательного аппарата, а затем появился во многих лечебно-оздоровительных программах, то сегодня фитбол является основой нового направления оздоровительной аэробики и служит эффективным средством развития силы, гибкости, выносливости, координации движений. Фитбол – гимнастика, по сравнению с другими видами совместной деятельности, дает уникальную возможность тренировки сердечнососудистой системы, повышения возможностей организма занимающихся.
Это практически единственный вид гимнастики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от использования фитболов.
Совместная деятельность с фитболами вызывают большой интерес, как у детей, так и у взрослых.
Фитбол - гимнастика - на первый взгляд, довольно легкомысленные спортивные упражнения, но на самом деле все не так просто - чтобы удержаться на этом самом мяче, нужно сохранять идеальную осанку.
Фитбол - вид спорта, довольно новый в российской практике, но уже получивший широкое распространение. Занятия с мячом очень зрелищны и малыша не придется уговаривать поупражняться это немаловажно.
Принципы построения:
Совместная деятельность с детьми составлена с учетом особенностей работы с детьми дошкольного возраста. Учтена ведущая деятельность дошкольников игровая деятельность. Вся совместная деятельность по фитбол-гимнастике составлена согласно педагогическим принципам:
1. Принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической преемственности (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»)
4. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, процесса образования детей дошкольного возраста в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса
7. Соответствует возрастным особенностям занимающихся, их физической подготовленности, уровню физического развития.
Цели программы : формирование у детей интереса и ценностного отношения к деятельности по физической культуре, гармоничное физическое развитие.
Задачи программы :
Физическое развитие:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
Социально-личностное развитие:
-развитие игровой деятельности детей;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Художественно-эстетическое развитие:
-развитие способности эмоционально воспринимать музыку;
-развитие музыкальности и танцевальности;
-развивать чувство ритма;
Методика проведения.
Структура взаимодействия детей и взрослых на фитбол-гимнастике соответствует современным требованиям технологий построения и проведения учебно-оздоровительной деятельности по физической культуре для детей разного возраста.
Они отвечают интересам занимающихся, они динамичны, познавательны, включены инновационные технологии обучения и разнообразные средства оздоровительных методик и фитнес-технологий. Все эти требования являются основными для проведения фитбол-гимнастики с детьми.
В настоящее время за основу построения совместной деятельности детей и взрослых с фитболами принято деление его на три части: подготовительную, основную и заключительную.
Наличие этих частей и расположение их только в этой последовательности
обеспечивается биологическими закономерностями функционирования организма, определяющими его работоспособности и логикой развертывания учебно-воспитательного процесса в двигательной деятельности. Данное деление на части не означает, что занятие теряет свою целостностью, наоборот, каждая часть логически предшествует последующей. Переходы от одной части к другой плавные, незаметные, в тоже время каждая часть решает определенные частные задачи. Все упражнения в частях располагаются согласно принципу возрастания и чередования нагрузки. Так, в подготовительной части, для подготовки опорно-двигательного аппарата к работе в основной части, разные части тела включаются в работу последовательно, а их интенсивное выполнение чередуется с паузами отдыха или другими упражнениями (на внимание, строевыми, упражнениями типа зарядки и др.).
В основной части, например, упражнения силового характера и упражнения на выносливость сочетаются с упражнениями в расслаблении и растягивании, так как они должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся и содействовать решению основных задач по фитбол-гимнастике.
• В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовка организма к основной части тренировки.
• В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей.
• Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма.
Вся совместная деятельность проходит под музыкальное сопровождение. Музыка задает темп и ритм выполняемых упражнений, что позволяет увеличить физическую нагрузку и моторную плотность, что способствует повышению интереса детей к выполнению упражнений и познавательной деятельности.
В фитбол - гимнастику включаются творческие задания, игры, во время
которых педагог предлагает выполнить цепь последовательных упражнений,
создавая ряд знакомых ребенку образов и воображаемую ситуацию. При этом используются речитативы, загадки, песни, соответствующие сюжету, правилам. Построение сюжета и подбор музыкального произведения соответствует возрастным особенностям занимающихся.
Фитбол - гимнастика проводится у детей с 3-5лет 1 раз в неделю, количество занятий в год - 32 занятия, по времени 15 - 20 минут; у детей с 5-7 лет 2 раза в неделю, количество занятий в год - 64 занятия, по времени 25 - 30 минут. Группы подбираются с учетом возрастных, двигательных и индивидуальных особенностей детей.
для укрепления мышц брюшного пресса;
для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
для укрепления мышц спины и таза;
для укрепления мышц ног и свода стопы;
для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
для формирования осанки;
для развития ловкости и координации движений;
для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:
Критерии отслеживания результативности освоения программы.
Уровни освоения программы 2 младшая группа.
Высокий уровень. Уверенно самостоятельно выполняет движения на фитболе. Сохраняет равновесие. Выполняет указания инструктора. Легко реагирует на сигналы. Стремиться к ведущей роли в подвижных играх.
Средний уровень. С помощью воспитателя выполняет движения уверенно. Действует по указанию инструктора в общем темпе. Выполняет правила в подвижных играх. Может сохранять равновесие, выполняя упражнения на фитболе.
Низкий уровень. Упражнения с фитболом выполняет с напряжением. Координация движений низкая. Равновесие на фитболе не сохраняется. Медленный темп выполнения. В подвижных играх охотно участвует. Нуждается в дополнительной индивидуальная работа.
Уровни освоения программы в средней группе.
Высокий уровень. Проявляет интерес к новым упражнениям. Может контролировать действия других. Сохраняется длительное устойчивое равновесие. Следит за осанкой.
Средний уровень. Самостоятельно правильно выполняет упражнения с фитболом по предварительному показу инструктора. Активно осваивает новые упражнения. Соблюдает правила игры. Замечает ошибки выполнения упражнений на фитболе. Равновесие на фитболе сохранятся.
Низкий уровень. Допускает ошибки при выполнении упражнений на фитболе. Плохо сохраняет равновесие на фитболе. Выполняет упражнения по показу инструктора. Нарушает правила в подвижных играх на фитболе.
Уровни освоения программы в старшей группе.
Высокий уровень. Уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения. Способен самостоятельно организовать игру. Самооценивает и контролирует других детей.
Средний уровень. Без усилий выполняет упражнения. Может замечать свои ошибки в технике выполнений. Самостоятельно игры не организовывает.
Низкий уровень. Не замечает ошибок в технике выполнения. С интересом включается в игру, но нарушает правила в подвижных играх. Интерес к освоению новых упражнений неустойчив.
Уровни освоения программы в подготовительной группе.
Низкий уровень. Слабо контролирует технику выполнения. Допускает нарушения в играх. Без усилия и интереса осваивает новые упражнения.
Средний уровень. Устойчивое равновесие сохранят. Оценивает выполнение упражнений другими детьми, проявляет интерес к новым упражнениям.
Высокий уровень. Самостоятельно организовывает игру. Равновесие устойчивое. Упражнения выполняет с хорошей амплитудой, выразительно.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы :
открытое занятие в конце года.
Заключение.
Программа предлагает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастики, которая формирует двигательную сферу ребенка, развивает физические качества и является эффективным методом оздоровления. Доступность программы «Фитбол-гимнастика» для детского сада делает ее наиболее востребованной для педагогов и родителей. Предлагаемые упражнения можно применять в любой совместной деятельности, на занятии и в играх с дошкольниками.
Требования к фитбол - гимнастике.
1. Основные правила занятий с мячом:
• угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя должен быть больший, чем 90°;
• не пытаться перелезть через мяч сзади, садитесь на него только спереди;
• на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые мячи;
• необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму спины и правильность посадки;
• ноги занимающегося должны всегда находиться в контакте с полом. Тело (рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом;
• необходимо постоянно контролируйте физическое усилие и, главное, наслаждаться занятием;
• избегайте использовать мячом, размер которого слишком мал для ребенка. Это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль;
• недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в подвешенном состоянии»;
• необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами. «Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении всей тренировки с мячом»;
• при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.
2. Основные требования к мячам- фитболам.
1) Размер мяча:
• Мяч должен быть надут так, чтобы под весом тела поверхность контакта с полом увеличилась совсем немного. Должны быть возможными упругие подскоки. Так, например, для детей 3 – 5 лет диаметр мяча составляет 45 см., от 6 до 10 лет – 55 см. Как указано на упаковке, мячи выдерживают нагрузку до 300 кг.
2) Одежда:
• Удобная спортивная одежда. Оптимальный вариант — босиком или легкая спортивная обувь с не скользкой подошвой.
3) Покрытие для пола:
• Поверхность пола должна быть ровной и гладкой.
• Гимнастический мат, пол, покрытый ковром или специальным линолеумом, в редких случаях паркет.
• Необходимо убедиться, что в помещении нет колющих и режущих предметов. Проверьте, нет ли каких-либо булавок или металлических застежек на одежде, которые могут проколоть мяч.
• Помните также, что риск прокола мяча существенно возрастает при использовании его на улице.
4) Место для выполнения упражнений:
• Сохранять безопасную дистанцию во всех направлениях.
• Помещение приспособленное для занятий физкультурой.
5) Хранение фитболов:
• Держать мяч вдали от нагревательных приборов, а также не допускать их долгого пребывания под прямыми лучами солнца (свыше 30 градусов, так как материал, из которого сделаны мячи, может расплавиться. Правильное обращение и соблюдение мер предосторожности позволит использовать один и тот же мяч долгие годы даже в том случае, если его будут сдувать и надувать очень часто.
Игры с фитболами для детей младшего дошкольного возраста.
1. «Догони мяч» в исходных положениях сидя на коленях, стоя прокатывать мяч вперед на «Раз, два, три», бежать за мячом, когда все дети прокатят мяч.
2. «Попади мячом в цель» прокатывать или бросать мяч в горизонтальную цель.
3. «Докати мяч» катить мяч до цели ногами или руками.
4. «Толкай ладонями» -толкать мяч в исходном положении стоя, стоя на коленях, стоя на четвереньках.
5. «Толкай развернутой ступней» толкать мяч вперед ногой.
6. «Бусины». В исходном положении сидя на мяче собраться в круг. По сигналу «Рассыпались» дети расходятся в разные стороны. По сигналу «Бусы» собраться в круг.
7. «Сбор урожая». Все участники сидят на фитболах. Водящий-«Садовник» ловит детей –«Собирает яблоки», задевая их рукой. Пойманные дети садятся на скамейку.
8. «Лохматый пес». Все подобного типа игры проходят сидя на фитболе.
9. «Замри». Прыжки друг за другом с остановкой по сигналу.
10. «Смена направления» Прыжки друг за другом со сменой направления по сигналу.
Игры с фитболами для детей старшего дошкольного возраста.
1. «Пятнашки сидя» - сидя на фитболе, играющие передвигаются по залу бегом, водящий пятнает ближайшего игрока, который становится водящим.
2. «Пятнашки в беге» - условия игры те же, но играющие передвигаются по залу бегом, перекатывая фитбол руками.
3. «Пятнашки мячом» - водящий с фитболом, остальные дети без мячей убегают от водящего в любом направлении. Водящий не может запятнать убегающего игрока, если тот принимает положение седа на полу.
4. «Третий лишний» - играющие, сидя на мячах, располагаются по кругу; на одном мяче сидит одновременно два игрока. По команде преподавателя один из играющих без мяча догоняет другого играющего без мяча за кругом. Убегающий занимает место у любого мяча, при этом третий игрок становится «лишним» и убегает от догоняющего.
5.«Тоннель» - игроки делятся на пары, сидя на фитболе напротив друг друга, поднимают руки вверх и соединяют их, образуя тоннель. Последняя пара проходит через тоннель, прокатывая впереди свой мяч, и становятся первой парой. Так по очереди через тоннель должны пройти все пары.
6. «Бой петухов» - два играющих сидят на фитболах напротив друг друга. Цель игры – столкнуть соперника с мяча.
Упражнения на фитболе.
1. «Веточка» И. п. – сидя на мяче, ноги на ширине плеч в опоре стопами на пол, руки перед грудью. Сидя на мяче выполняются наклоны вправо и влево. Руки подняты вверх: «веточка качается», ладони обращены друг к другу. Упражнение выполняется медленно, по четыре на каждую строфу, с фиксацией туловища в центральной позиции. Упражнение на боковые мышцы туловища. Следить за выполнением наклонов строго во фронтальной плоскости.
2. «Качели» И. п. – сидя на мяче, руки опущены вниз. Прокатываясь на мяче вперед, поставить ноги на носки, одновременно подняв руки вверх, затем прокатываясь на мяче назад, поставить ноги на пятки, руки при этом максимально отвести назад, а туловище одновременно с этими движениями наклонить вперед. Упражнение выполняется в быстром темпе, с большой амплитудой движения энергично.
3. «Лягушка» И. п. – лежа на мяче на животе, обхватив мяч согнутыми в коленях ногами, руки на полу. В первом куплете толчком перекат мяча вперед с упором на руки, затем вернуться в исходное положение. Выполнить три раза и на четвертую строчку перейти в положение сидя ноги скрестно, мяч перед собой. Во втором куплете выполнить покачивание бедер вперед – вниз, сохраняя правильную осанку. Терапевтический эффект: Упражнение увеличивает подвижность в тазобедренных суставах, корригирует деформацию стоп, формирует навык правильной осанки.
4. «Собачка виляет хвостиком» И. п. – сидя на мяче. Поднять одну руку вперед ладонью внутрь; поднять другую руку вперед ладонью внутрь; поднять одну руку вверх ладонью внутрь; поднять другую руку вверх ладонью внутрь; опустить руки вниз. Покачаться на мяче. Терапевтический эффект: укрепление мышечного корсета, тренировка вестибулярного аппарата. Правильная посадка на мяче, легкое покачивание вверх-вниз, не отрываясь от мяча.
5. «Кругосветное путешествие» Подпрыгивая на мяче, шагать вокруг него, высоко поднимая колени в одну, затем в другую сторону.
6. «Ножки танцуют» Сидя на мяче: ногу вперед на пятку, в сторону, вперед, приставить.
7. Упражнение «бокс» руками. Сидя на мяче, руки прижаты к груди, поочередно выпрямлять правую, левую руку вперед.
8. «Клюем зернышки». Сидя на мяче, достать до пола руками, выпрямиться, руки в «крылышки».
9. «Юла». Сидя на мяче делать круговые движения тазом.
Список используемой литературы:
1. Крючек Е. С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-метод. пос. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс,2001. - 64 с.
2. Кудра Т. А. Аэробика и здоровый образ жизни : Учеб. пос. -Владивосток: МГУ им. адмирала Г. И. Невельского, 2001.- 120 с.
3. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб. : Речь, 2002.- 176 с.
4. Попова Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 72 с.
5. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие/ Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева. -2-е изд. ,испр. И доп. -М. :АРКТИ,2007.
6. Клубкова Е. Ю. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. –СПб., 2001.
7. Железняк Н. Ч. занятия на тренажерах в детском саду. -М. :Издательство «Ск