Ольга Крикун
Программа дополнительного обучения детей старшего дошкольного возраста искусству хореографии (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Задачи базовой программы Задачи данной программы
1. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительного и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
2. Знакомить с особенностями национальных плясок и бальных танцев.
3. Развивать танцевально-игровое творчество.
Публикация «Программа дополнительного обучения детей старшего дошкольного возраста искусству хореографии (часть II)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
4. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок.
. 1. Освоить упражнения для развития техники танца:
I Урок классического танца
• вытягивание ноги на носок с паузами на каждой точке с позиции вперед – в сторону, позднее – назад;
• выбрасывание ног с позиции в вперед– назад;
• упражнения для рук, головы, корпуса;
II Урок народно-сценического танца
1. вытягивание ноги на носок с последовательным переходом на каблук и на носок;
2. вытягивание с одновременным ударом пяткой;
3. вынесение ноги на каблук вперед и в сторону;
III Танцевальные элементы и композиции
• танцевальный шаг (шаг с носка);
• бег на полупальцах;
• прыжки;
• па польки на месте сначала без прыжка, с продвижением вперед, назад, полька по кругу в сочетании с галопом, подскоками и т. д., полька по одному, парами;
• элементы движений и танцевальные этюды народных танцев;
• хлопки в различных ритмических рисунках;
• хлопки по бедрам, по коленям, присядки (для мальчиков);
• вертушки (для девочек);
2. Совершенствовать навык «Поклон – приветствие», «Поклон – приглашение». 3. Сохранять правильное положение корпуса при танцевальном движении.
4. Танцевать индивидуально и коллективно.
5. Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; реагировать на темповые и динамические изменения в музыке; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
6. Выполнять танцевальные движения:
- шаг с притопом;
- приставной шаг с приседанием;
- пружинящий шаг;
- боковой галоп;
- переменный шаг;
- тройные притопы;
- присядки для мальчиков и т. п.
7. Выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручем, мячами, цветами, лентами, ложками).
8. Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
9. Знакомить с особенностями национального искусства (хореография, костюм).
10. Знакомить с особенностями бальных танцев (полька, вальс).
11. Учить, самостоятельно, придумывать движения, отражающие содержание песни, вариации элементов плясовых движений; выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.
12. Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера движения людей (наездник, рыбак и т. п., образы животных (сердитый мишка и т. д.);
13. Стимулировать формирование музыкально-танцевальных способностей, мышления, фантазии, воображения;
14. Содействовать проявлению активности и самостоятельности;
15. Выработать у детей красивую осанку, подтянутость, внутреннюю собранность;
16. Воспитывать нравственно-волевые качества (настойчивость, выдержку);
17. Воспитывать умение действовать в коллективе, умение подчинять свои интересы интересам всего коллектива;
18. Воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь и уважение к матери, женщине-труженице;
19. Воспитывать интернациональные чувства, уважение к людям разных национальностей.
20. Способствовать созданию устойчивого интереса к предмету, к предстоящей учебной деятельности в школе.
Старшая группа
Примерный репертуар
Месяц
Общий танец Танец по подгруппам
Сентябрь- октябрь Танец с листьями «Домовенок Кузя»
«Матрешечки»
Ноябрь -декабрь «Новый год» Танец снежинок
Танец разбойников
Январь-февраль «Военный вальс» «Папин вальс»
«Бескозырка белая»
Февраль - март «Далеко от мамы» «Бескозырка белая»
«Танец с лентами»
Март – апрель - май «Кадриль»
Марш Победы «Синий платочек»
«Бескозырка белая»
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля на протяжении всех годов обучения :
Вид контроля Сроки Форма проведения
Начальный октябрь Утренник «День Доброты», «Праздник Осени»
Промежуточный
декабрь Утренник «Новый год»
Промежуточный февраль Утренник «Наши папы могут все»
Промежуточный март Утренник «В подарок маме»
Промежуточный апрель Пасхальная акция «От сердца к сердцу»
Итоговый май Утренник «Этот день Победы»
Подготовительная к школе группа
Примерный репертуар
Месяц
Общий танец Танец по подгруппам
Сентябрь- октябрь Народный танец «Казачата»
«Девичий хоровод»
Ноябрь -декабрь «Ледяные ладошки» Танец снежинок
Танец разбойников
Январь-февраль «Военный вальс» «Папин вальс»
«Бескозырка белая»
Февраль - март «Далеко от мамы» «Бескозырка белая»
«Танец с лентами»
Март – апрель - май «Кадриль»
Марш Победы «Синий платочек»
«Бескозырка белая»
Май Вальс
Танец с педагогами «Нежность»
«Танец джентльменов»
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля на протяжении всех годов обучения :
Вид контроля Сроки Форма проведения
Начальный октябрь Утренник «День Доброты», «Праздник Осени»
Промежуточный
ноябрь Утренник «День мамы»
Промежуточный
декабрь Утренник «Новый год»
Промежуточный февраль Утренник «Наши папы могут все»
Промежуточный март Утренник «В подарок маме»
Промежуточный апрель Пасхальная акция «От сердца к сердцу»
Промежуточный май Утренник «Этот день Победы»
Итоговый май Выпускной утренник
Формами подведения итогов реализации образовательной программы является карта оценки результатов освоения программы, выставки детских работ, открытые занятия.
Для реализации программы рекомендуется использовать технологию развивающего обучения :
- развитие личности и ее способностей;
- ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ребенка и их реализацию;
- вовлечение обучающихся в различные виды деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Старшая группа
Наиболее существенной частью занятий становится танцевальная подготовка детей. В это время дети проявляют достаточную организованность, их движения становятся более точными, выразительными. Занятия проводят так, чтобы развить у детей основные танцевальные навыки и помочь им понять и полюбить искусство танца.
Воспитательные задачи остаются в центре внимания, но выполняются они уже не в плане игровых и организующих упражнений, а в плане подготовки и исполнения танцев.
Упражнения для развития техники танца
На первом году обучения изучают новые упражнения классического танца, повторяют уже известные.
Полуприседание.
Вытягивание ноги на носок.
Выбрасывание ноги на каждый такт.
Каблук – носок в характере русского танца. Поднимание пятки опорной ноги и вынесением работающей ноги на носок вперед – в сторону – назад (в характере татарского танца).
Подготовка к веревочке (в характере украинского танца).
Голубцы лицом к станку держась за палку обеими руками (подготовительное упражнение- ударить ступней одной ноги о другую).
Упражнения на середине зала
Марш, построение в линии.
Скользящий шаг.
Ритмические упражнения и игры
Ритмико-гимнастические упражнения общеразвивающего плана.
Упражнения на координацию движения.
Упражнения на расслабление мышц.
Коллективно-порядковые упражнения
Совершенствование навыков ходьбы и бега.
Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала.
Построение в колонну по два.
Перестроение из колонны парами в колонну по одному.
Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.
Танцевальные элементы и композиции
Повторение элементов танца по программе для средней группы.
Тихая ходьба, высокий шаг, мягкий пружинящий шаг.
Поскоки с ноги на ногу, легкие подскоки.
Переменные притопы.
Прыжки с выбрасыванием ноги вперед.
Хлопки по бедрам, по коленям (для мальчиков).
Элементы русской пляски.
Движения парами.
Присядки (для мальчиков).
Вертушки (для девочек).
Танцы и хореографические композиции согласно репертуарного плана.
Подготовительная к школе группа
На протяжении учебного года последовательно повторяются упражнения предыдущих лет обучения в более ускоренном темпе и в различных небольших композициях, а также дополнительно изучаются упражнения у станка.
Упражнения для развития техники танца
Урок классического танца
Полное приседание и подъем.
Урок народно-сценического танца
Комбинированные движения для ног, корпуса, рук и головы вперед – назад.
Наклоны в различных комбинациях и позах.
На середине зала дети исполняют различные комбинации из выученных упражнений классического танца:
Разучивают элементы и этюды народных танцев, а также отдельные движения и комбинации, входящие к запланированным танцам (постановкам).
Ритмические упражнения и игры
Ритмико-гимнастические упражнения общеразвивающего плана.
Упражнения на координацию движений.
Упражнения на расслабление мышц.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
Игры под музыку
Коллективно-порядковые упражнения
Построение в шахматном порядке.
Чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом на пятках, держа ровно спину.
Построение в колонну по три.
Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой на шаг назад.
Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.
Перестроение из простых и концентрических кругов в «звездочки» и «карусели».
Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол.
Сохранение правильной дистанции во всех видах построений.
Выполнение движений с предметами более сложных, чем в предыдущих группах.
Танцевальные элементы и композиции
Повторение элементов танца по программе старшей группы.
Шаг на носках, шаг польки.
Широкий, высокий бег.
Сильные поскоки, боковой галоп.
Хлопки по бедрам, по коленям (для мальчиков).
Элементы русской пляски.
Подготовка к веревочке (в характере украинского танца).
Движения парами.
Присядки (для мальчиков).
Вертушки (для девочек).
Танцы и хореографические композиции, согласно репертуарного плана.
Литература
1. Барышникова Т. “Азбука хореографии”, М., 1999 г.
2. Бекина С. и др. “Музыка и движение”, М., Просвещение, 1984 г.
3. Белая К. “Триста ответов на вопросы заведующей детским садом”, М., 2004 г.
4. Бондаренко Л. “Методика хореографической работы в школе”, Киев, 1998 г.
5. Костровицкая В. “Сто уроков классического танца”, С-Пб., 1999 г.
6. Конорова Е. “Хореографическая работа со школьниками”, С-Пб., 1998 г.
7. “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”. Письмо МО РФ от 14.03.2000 г. № 65/ 23-16
8. “Программа воспитания и обучения в детском саду”, под ред. М. А. Васильевой, М., 2005 г.
9. Урунтаева Г. “Дошкольная психология”, М., 1996 г.
10. “Эстетическое воспитание в детском саду” под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1985 г.