Получи документы

Программа «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами пантомимы»

Елена Прошкина
Программа «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами пантомимы»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 144 города Иркутска.

Рабочая программа по теме :

«Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами пантомимики».

Составитель: Прошкина Е. В.

Единственно настоящая роскошь – это роскошь

человеческого общения.

Антуан де Сент- Экзюпери

Пояснительная записка.

Публикация «Программа „Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами пантомимы“» размещена в разделах

Программа направлена на поиск форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, способствующих развитию личности, формированию социально – коммуникативных навыков и умений средствами пантомимики.

Актуальность.

Нашим детям предоставлены самые различные виды познания жизни. Это художественные и анимационные фильмы, различные компьютерные игры, красочные развивающие игрушки, всевозможные развлечения. А как же театр? Неужели в современном мире театр потерял свою актуальность, значимость, отошел на второй план? Ни в коем случае! Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности.

У театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, игровая. Но важнейшей, особенно для детей, является познавательная функция. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умение действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах, обучение социальному опыту - все это происходит через образы, краски, звуки, действие. Ребенок в театре либо зритель, либо актер. Эти на первый взгляд принципиально разные позиции на практике взаимосвязаны и переплетены. Мы, создавая спектакли, сознательно используем подобную особенность детской психологии, делая зрителя соучастником представления. Это самая тесная взаимосвязь. Наш театр – это мир, населенный мимами.

Пантомима является особым видом искусства, своеобразным способом общения с окружающим миром и другими людьми. В переводе с древнегреческого языка данное слово обозначает "тот, кто все изображает". Таким образом, пантомима – это вид театрального представления, в котором основной смысл происходящего передается жестами, а не словами. Сказка-пантомима — передаёт сюжет с помощью мимики и жестов, без использования слов героями (детьми). Рассказчик словом направляет детей на определённые действия, не ограничивая их в творчестве и фантазии. Способствует импровизации и раскрытию творческих способностей детей. Является театрализованной игрой, вызывающей эмоциональный отклик и разрядку, способствует развитию творческого воображения и социальной адаптации, воспитывает образное мышление, расширяет кругозор ребенка и его интерес к окружающему миру, становится одной из ступеней художественного воспитания личности ребёнка.

Цель:

Развитие социально – коммуникативных навыков детей средствами пантомимы.

Задачи:

Формировать умения преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Создание возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа «Я».

Моделировать воспроизведение различных типов движения; взаимодействие с воображаемым персонажем и воображаемыми предметами;

Точно выражать в пластике чувства, идеи, характер;

Развивать внимание, воображение.

Укреплять мышцы, свободно блокировать и расслаблять различные части телесного аппарата.

Формирование умений, знаний и навыков в процессе театральной пластики, а также воплощение создаваемых образов в миниатюре, этюде или композиции музыки.

Словарная работа: сцена, аплодисменты, характер, жест, мимика, пантомима и т. д. /см. приложение № 1/

Программа основана на принципах:

Принцип системности;

Позитивности (создание поддерживающей доброжелательной атмосферы помощи и сотрудничества);

Индивидуального подхода;

Создание условий, актуализирующих переживания ребёнком чувства успешности и самоуважения;

Доступность (занятия составлены с учётом возрастных особенностей;

Дидактики (от простого к сложному)

Реализация работы по программе :

Программа реализуется через кружковую работу.

Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, спортивные соревнования.

Внутреннее убранство группы и зала, где живут и воспитываются дети (костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их своим внешним видом.)

Формы работы

1. Групповые занятия

Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Занятия проводятся два раза в неделю. Время проведения занятий: 4-5 лет -20 мин, 5-6 лет- 20-25 мин, 6-7 лет -30 минут.

2. Индивидуальные занятия

Индивидуальные занятия направлены на углубления и закрепления материала.

Мониторинг проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае. /приложение № 2/

Взаимодействие с семьё й:

Индивидуальные беседы с родителями детей, посещающих кружок.

Консультации, папки – передвижки, памятки, информационные листы.

Привлечение к обсуждению сценариев и распределению ролей.

Обучение упражнениям на развитие мимики и жестов для совместной деятельности с детьми.

Советы и рекомендации психолога.

Организация фотовыставки кружковой деятельности

Привлечение к помощи в изготовлении костюмов.

Приглашение на развлекательные досуги, показ этюдов и постановок /приложение №3/

Основное содержание.

Предлагаемая программа позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей, условия для самовыражения, объединит всех детей совместной деятельностью, будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе. Настоящая программа является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин.

Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, и она становится условием коммуникативной деятельности ребенка, выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим миром, людьми, утверждений «самостоятельности» ребенка, игра и общение выступают основными содержательными компонентами программы. В программе используются элементы психогимнастики, упражнения и этюды, направленные на повышение сплоченности группы, на обеспечение безопасного пространства для общения, способности к эмоциональной децентрации, психологической комфортности пребывания ребенка в детском саду.

Игра как деятельность свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребёнка от мира взрослых, представляет собой единственное место, где ребёнок получает возможности свободного самовыражения. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Регулярные занятия позволят:

Развить творческие возможности, а именно:

Участвовать в театральных постановках;

Моделировать воспроизведение различных типов движения;

Обходиться для создания образа действием в движении.

Развить актёрские способности, а именно:

Развить внимание;

Развить воображение;

Моделировать взаимодействие с воображаемым персонажем и воображаемыми предметами;

Точно выражать в пластике чувства, идеи, характер.

Развить телесный аппарат, а именно:

Укрепить мышцы;

Развить полную амплитуду движения всех суставов;

Развить координацию движений;

Развить равновесие;

Свободно блокировать и расслаблять различные части телесного аппарата.

Развить коммуникативные навыки, а именно:

Лучше понимать язык телодвижений;

Интенсивно практиковаться в невербальном общении.

Перечень основных средств обучения :

Телевизор

DVD-плеер

Музыкальный центр

Картотека этюдов, сценок, сценариев.

Иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, потешкам, загадкам.

Видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках)

Слайды

Фонограммы для этюдов (различные шумовые звуки, звуки природы)

Музыкальные произведения

Картотека дидактических, словесных игр, психогимнастики, игр и упражнений для развития сотрудничества, коммуникативных навыков, умения ладить с детьми, сочувствия.

Упражнения для тренингов для коррекции страхов и тревожности, на развитие самоуважения, коррекции поведения, расслабления, на доверие, на расширения эмоционального словарного запаса, снятия негативных эмоций. /приложение №4/

Трансляция проекта

Презентация проекта в МБДОУ

Публикация в.

Фотовыставка совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Педагогическая помощь молодым коллегам.

Отзывы родителей.

Мониторинг игровой деятельности.

Заключение:

Без слов достучаться до ума, до сердца, зацепить самые тонкие струнки души зрителя жестами и мимикой – это ли не волшебство? Те, кто умеет через движение, действие, жесты рассказать свою историю из жизни (не важно – смешную или грустную, может считаться настоящим мастером. Освоив пантомиму и язык жестов, ребёнку открываются совершенно другие возможности, пути самореализации.

Публикации по теме:

Приказ на проведение педагогического совета .

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами пантомимы»
Опубликовано: 9 марта 2015 в 21:14
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами пантомимы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Прошкина (УИ 44864) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД