Елена Прошкина
Программа «Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами пантомимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 144 города Иркутска.
Рабочая программа по теме :
«Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами пантомимики».
Составитель: Прошкина Е. В.
Единственно настоящая роскошь – это роскошь
человеческого общения.
Антуан де Сент- Экзюпери
Пояснительная записка.
Публикация «Программа „Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами пантомимы“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Программа направлена на поиск форм работы с детьми старшего дошкольного возраста, способствующих развитию личности, формированию социально – коммуникативных навыков и умений средствами пантомимики.
Актуальность.
Нашим детям предоставлены самые различные виды познания жизни. Это художественные и анимационные фильмы, различные компьютерные игры, красочные развивающие игрушки, всевозможные развлечения. А как же театр? Неужели в современном мире театр потерял свою актуальность, значимость, отошел на второй план? Ни в коем случае! Театр был, есть и будет лучшей эмоциональной школой жизни. Он тоже источник информации о мире, мощный стимул мыслительному процессу, формированию духовности.
У театра множество функций: эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, игровая. Но важнейшей, особенно для детей, является познавательная функция. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умение действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах, обучение социальному опыту - все это происходит через образы, краски, звуки, действие. Ребенок в театре либо зритель, либо актер. Эти на первый взгляд принципиально разные позиции на практике взаимосвязаны и переплетены. Мы, создавая спектакли, сознательно используем подобную особенность детской психологии, делая зрителя соучастником представления. Это самая тесная взаимосвязь. Наш театр – это мир, населенный мимами.
Пантомима является особым видом искусства, своеобразным способом общения с окружающим миром и другими людьми. В переводе с древнегреческого языка данное слово обозначает "тот, кто все изображает". Таким образом, пантомима – это вид театрального представления, в котором основной смысл происходящего передается жестами, а не словами. Сказка-пантомима — передаёт сюжет с помощью мимики и жестов, без использования слов героями (детьми). Рассказчик словом направляет детей на определённые действия, не ограничивая их в творчестве и фантазии. Способствует импровизации и раскрытию творческих способностей детей. Является театрализованной игрой, вызывающей эмоциональный отклик и разрядку, способствует развитию творческого воображения и социальной адаптации, воспитывает образное мышление, расширяет кругозор ребенка и его интерес к окружающему миру, становится одной из ступеней художественного воспитания личности ребёнка.
Цель:
Развитие социально – коммуникативных навыков детей средствами пантомимы.
Задачи:
Формировать умения преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.
Создание возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа «Я».
Моделировать воспроизведение различных типов движения; взаимодействие с воображаемым персонажем и воображаемыми предметами;
Точно выражать в пластике чувства, идеи, характер;
Развивать внимание, воображение.
Укреплять мышцы, свободно блокировать и расслаблять различные части телесного аппарата.
Формирование умений, знаний и навыков в процессе театральной пластики, а также воплощение создаваемых образов в миниатюре, этюде или композиции музыки.
Словарная работа: сцена, аплодисменты, характер, жест, мимика, пантомима и т. д. /см. приложение № 1/
Программа основана на принципах:
Принцип системности;
Позитивности (создание поддерживающей доброжелательной атмосферы помощи и сотрудничества);
Индивидуального подхода;
Создание условий, актуализирующих переживания ребёнком чувства успешности и самоуважения;
Доступность (занятия составлены с учётом возрастных особенностей;
Дидактики (от простого к сложному)
Реализация работы по программе :
Программа реализуется через кружковую работу.
Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, спортивные соревнования.
Внутреннее убранство группы и зала, где живут и воспитываются дети (костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, должны быть доступны детям и радовать их своим внешним видом.)
Формы работы
1. Групповые занятия
Продолжительность занятия зависит от возраста детей. Занятия проводятся два раза в неделю. Время проведения занятий: 4-5 лет -20 мин, 5-6 лет- 20-25 мин, 6-7 лет -30 минут.
2. Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия направлены на углубления и закрепления материала.
Мониторинг проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае. /приложение № 2/
Взаимодействие с семьё й:
Индивидуальные беседы с родителями детей, посещающих кружок.
Консультации, папки – передвижки, памятки, информационные листы.
Привлечение к обсуждению сценариев и распределению ролей.
Обучение упражнениям на развитие мимики и жестов для совместной деятельности с детьми.
Советы и рекомендации психолога.
Организация фотовыставки кружковой деятельности
Привлечение к помощи в изготовлении костюмов.
Приглашение на развлекательные досуги, показ этюдов и постановок /приложение №3/
Основное содержание.
Предлагаемая программа позволит ребенку легче адаптироваться в группе детей, условия для самовыражения, объединит всех детей совместной деятельностью, будет способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовит ребенка к новым социальным условиям в школе. Настоящая программа является целостной и комплексной как по содержанию, так и по построению. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин.
Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, и она становится условием коммуникативной деятельности ребенка, выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим миром, людьми, утверждений «самостоятельности» ребенка, игра и общение выступают основными содержательными компонентами программы. В программе используются элементы психогимнастики, упражнения и этюды, направленные на повышение сплоченности группы, на обеспечение безопасного пространства для общения, способности к эмоциональной децентрации, психологической комфортности пребывания ребенка в детском саду.
Игра как деятельность свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребёнка от мира взрослых, представляет собой единственное место, где ребёнок получает возможности свободного самовыражения. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Регулярные занятия позволят:
Развить творческие возможности, а именно:
Участвовать в театральных постановках;
Моделировать воспроизведение различных типов движения;
Обходиться для создания образа действием в движении.
Развить актёрские способности, а именно:
Развить внимание;
Развить воображение;
Моделировать взаимодействие с воображаемым персонажем и воображаемыми предметами;
Точно выражать в пластике чувства, идеи, характер.
Развить телесный аппарат, а именно:
Укрепить мышцы;
Развить полную амплитуду движения всех суставов;
Развить координацию движений;
Развить равновесие;
Свободно блокировать и расслаблять различные части телесного аппарата.
Развить коммуникативные навыки, а именно:
Лучше понимать язык телодвижений;
Интенсивно практиковаться в невербальном общении.
Перечень основных средств обучения :
Телевизор
DVD-плеер
Музыкальный центр
Картотека этюдов, сценок, сценариев.
Иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, потешкам, загадкам.
Видеоматериалы (записи сказок, спектаклей на компакт-дисках)
Слайды
Фонограммы для этюдов (различные шумовые звуки, звуки природы)
Музыкальные произведения
Картотека дидактических, словесных игр, психогимнастики, игр и упражнений для развития сотрудничества, коммуникативных навыков, умения ладить с детьми, сочувствия.
Упражнения для тренингов для коррекции страхов и тревожности, на развитие самоуважения, коррекции поведения, расслабления, на доверие, на расширения эмоционального словарного запаса, снятия негативных эмоций. /приложение №4/
Трансляция проекта
Презентация проекта в МБДОУ
Публикация в.
Фотовыставка совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Педагогическая помощь молодым коллегам.
Отзывы родителей.
Мониторинг игровой деятельности.
Заключение:
Без слов достучаться до ума, до сердца, зацепить самые тонкие струнки души зрителя жестами и мимикой – это ли не волшебство? Те, кто умеет через движение, действие, жесты рассказать свою историю из жизни (не важно – смешную или грустную, может считаться настоящим мастером. Освоив пантомиму и язык жестов, ребёнку открываются совершенно другие возможности, пути самореализации.