Папки-передвижки

Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения ребенка

Джуль Елена Александровна
Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справится с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание, строгий выговор, после чего дети на какое – то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Такого рода педагогические воздействия неэффективны (наряду с заседаниями Совета Профилактики, «микропедсоветами»). Такие «выговоры», «внушения», «беседы», проходящие под устрашающим девизом «То ли еще будет.», скорее усиливают особенности таких детей и ни в коей мере не способствуют их «перевоспитанию» или стойкому изменению поведения к лучшему.

Публикация «Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения ребенка» размещена в разделах

Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Такие дети их скорее раздражают, чем располагают к себе. Разговор о них ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган» - такие ярлыки всегда достаются агрессивным детям, всем без исключения.

Дети черпают знания о моделях поведения из разных источников. Из семьи, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение, и обучаются при взаимодействии со сверстниками, узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр (Я сильный – и мне все можно). Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. Не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. Агрессивное поведение детей –это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

Целью создания данной программы является :

- ввести ребенка в мир человеческих отношений;

- расширить адаптационные возможности ребенка.

Задачи:

1. Обучение агрессивного ребенка способам выражения гнева.

2. Обучить ребенка приемам саморегуляции.

3. Формирование позитивных качеств личности ребенка.

К ожидаемым результатам можно отнести контроль над проявлениями агрессии, отказ от нежелательного поведения, оценка социальной ситуации, расширение продуктивных поведенческих реакций.

Занятия рассчитаны на работу с детьми 10 – 14 лет, проводятся 1-2 раза в неделю по заявке или результатам тестирования. Продолжительность занятий составляет 40-50 минут. Программа состоит из 10 занятий.

Программа работы включает в себя несколько этапов. На подготовительном этапе выявляются агрессивность ребенка. С родителями и классным руководителем проводятся предварительные консультации. На консультации с классным руководителем обсуждается необходимость оказания поддержки ребенку, посещающему занятия. Аналогичные опросы обсуждаются и с родителями. Это важно, так как очень многие родители не знают, чем занимается психолог, и «что он может сделать с их ребенком» - очень актуальный вопрос для них.

Основной этап предполагает индивидуальную работу. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, создание доверия. На первом занятии ритуал приветствия предлагается ведущим. Работа по теме занятия состоит из нескольких упражнений.

На завершающем этапе групповой работы проводится контрольная диагностика агрессивности, позволяющая оценить эффективность работы. Кроме того, на этом этапе проводятся консультации с педагогами и родителями по результатам работы.

Учебно – тематический план.

Тема Содержание Количество часов

Занятие 1 Приветствие

Упражнение «Одно предложение» (мини - сочинение)

Упражнение «Ладошки»

Упражнение «Взгляд на мир»

Обратная связь 40 минут

Занятие 2 Приветствие

Упражнение «Громко и тихо»

Упражнение «Переписывание истории»

Упражнение «Эмоциональные этюды»

Обратная связь 40 минут

Занятие 3 Приветствие

Мини лекция «Мир эмоций»

Упражнение «Рисование жидким соленым тестом»

Упражнение «Нарисовать свой гнев»

Упражнение «Письмо»

Обратная связь 40 минут

Занятие 4 Приветствие

Мини лекция «Я - эмоциональное»

Упражнение «Агрессивная скульптура»

Упражнение «Веселые скоморохи»

Упражнение «Ассоциация»

Обратная связь 40 минут

Занятие 5 Приветствие

Мини лекция «Настроение»

Упражнение «Метафорический портрет»

Упражнение «Встреча с драконом»

Упражнение «Рисование имени»

Обратная связь 40 минут

Занятие 6 Приветствие

Мини лекция «Агрессивное поведение»

Упражнение «Проволочный человек»

Упражнение «Скульптура состояния»

Упражнение «Новая жизнь разбитого зеркала»

Обратная связь 40 минут

Занятие 7 Приветствие

Мини лекция «Характер»

Упражнение «Хрустящий Барабек»

Упражнение «Апельсиновый Джо»

Упражнение «Взятие замка»

Упражнение «Недобрые зачины»

Обратная связь 40 минут

Занятие 8 Приветствие

Мини лекция «Воля»

Упражнение «Самоценность»

Упражнение «Зазеркалье»

Упражнение «Злой – добрый мир»

Коллаж «Великие люди, носившие мое имя»

Обратная связь 40 минут

Занятие 9 Приветствие

Мини лекция «Общение»

Упражнение «Маленький принц»

Рисунок «Звуки природы»

Создание скульптуры себя

Обратная связь 40 минут

Занятие 10 Приветствие

Упражнение «Самоанализ»

Рисунок «Итог»

Упражнение «Ключи»

Обратная связь

Вручение диплома 40 минут

Занятие 1.

Необходимые материалы: бумага, ручка, ладошки из белой бумаги (заготовки, очки различной формы с различными по цвету стеклами, фотоаппарат, пленка, альбом.

Ход занятия.

1. Знакомство

1. Мое имя.

2. Чего я жду от занятий.

3. Что мне в себе нравится.

2. Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …. (цветок). Потому что….»

3. Обсуждение и установление правил, которые позволят создать атмосферу психологической безопасности.

Ведущий задает вопрос: «Какие правила мы все должны соблюдать, чтобы мы могли чувствовать себя здесь свободно и безопасно?». Обсуждают предлагаемые правила. Ведущий, в свою очередь, предлагает следующие правила:

1. Не перебивать друг друга.

2. Не осуждать и не оценивать себя.

3. Говорить только о себе, от своего имени.

4. Соблюдать конфиденциальность (то, происходит на занятии, не выносится за пределы).

5. Не пропускать занятия и не опаздывать на них.

Правила фиксируются ведущим на доске или листе ватмана.

4. Упражнение «Одно предложение» (мини сочинение) (выяснить, как оценивает себя ребенок, какие свои качества он считает самыми важными и хочет о них сказать всем).

Попросить ребенка дописать предложение «Я….». Пусть напишет, что захочет.

5. Упражнение «Ладошки» (проверить наличие у ребенка умения понимать и общаться с другими людьми).

Ребенок получает «ладошку» из белой бумаги. Ведущий просит взять ручку и на самой ладони написать те качества человека, которые у него есть, а на пальцах – те качества, которые нужно, хотелось бы в себе развивать. Если есть что – то плохое, от чего хочется избавиться, порекомендуйте ребенку написать эти качества с обратной стороны на пальцах. Ладошку попросите приклеить на солнышко (нарисованное на бумаге) самого ребенка. Спросите, почувствовал ли ребенок тепло или нет.

6. Упражнение «Взгляд на мир» (анализ своих состояний и чувств)

Ведущий: «Перед тобой набор разных очков. Попробуй надеть по очереди каждые и посмотреть вокруг себя. Что меняется? Слышал ли ты фразы: «Смотреть на мир через розовые очки?» и «Видеть мир через темные очки»? Что они могут значить? Сейчас мы с тобой выйдем на улицу и сделаем фоторепортаж «Взгляд на мир». Для этого ты должен будешь смотреть на мир через разные очки и сфотографировать то, что ты увидишь. Как выглядит мир через черные, красные, розовые, прозрачные и другие очки? Сделаем по одному снимку, символизирующему видение мира через каждые очки. Готовые фотографии разместим в альбоме.» Презентация фоторепортажа и обсуждение: Каким ты увидел мир через разные очки? Какие очки тебе более всего подходят и почему? Какие не подходят и почему? В каких жизненных ситуациях, какие очки мы надеваем? Как от этого зависит наш взгляд на жизнь? Может ли человек сам менять свой взгляд на жизнь с «розового» на «прозрачный», или с «черного» на «зеленый»? Что ему для этого нужно? Бывает ли, что кто – то разбивает тебе очки или ты сам их разбиваешь? Каким будет взгляд на мир через разбитые очки?

7. Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Занятие 2.

Необходимые материалы: карандаши, бумага, магнитофон, записи спокойных (тихих)и громких музыкальных фрагментов, карточки с «добрыми» и «злыми» историями, фотографии разных эмоций.

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …. (цвет). Потому что….»

2. Упражнение «Громко и тихо» (отреагирование различных состояний).

Ребенку предлагается прослушать спокойные музыкальные фрагменты, а затем представить и изобразить на листе бумаги с помощью карандашей несколько вещей, относящихся к понятию «спокойный, тихий». Теперь необходимо прослушать фрагменты с громкой, беспокойной музыкой. Представьте, к каким вещам, каким событиям могут иметь отношение эти звуки. Нарисуй несколько из своих ассоциаций.

• Когда и где ты бываешь спокойным, тихим?

• Когда и где ты бываешь беспокойным, громким, агрессивным?

• Что должно произойти, чтобы одно состояние поменялось на другое?

• Какие чувства вызывали у тебя спокойные музыкальные фрагменты, какие – громкие, неспокойные?

• Какая музыка может успокоить тебя, какая вызвать агрессию и напряжение?

• Сравните две ваши работы. Что в них общего? Чем они отличаются?

3. Упражнение «Переписывание истории» (с доброй на злую и наоборот) (содействие формированию адаптивного поведения).

Ведущий рассказывает о том, что мир имеет двойственный характер, есть день и ночи, темное и белое, тепло и холод, жизнь и смерть, добро и зло. Истории, которые отражают наш мир, также бывают «добрые» и «злые». У каждого из нас есть возможность переписать любую историю, потому что через человека отражается двойственность мира. Каждый ребенок произвольно получает «добрую» или «злую» историю, которую необходимо полярно изменить. Все добрые герои должны стать злыми, все хорошие поступки должны стать плохими, и наоборот. Обсуждение:

• Может ли мир быть только добрым или только злым?

• Что нам дает действительность мира?

• Что происходит с историей (сказкой, мифом, если она теряет двойственность и становится только злой или только доброй?

• Если рассматривать сюжет как историю жизни человека, она может быть только злой или только доброй?

• Что необходимо сделать, чтобы изменить свою историю, если она приобретает злой характер?

• Есть ли люди, обладающие только добрыми чертами характера либо только злыми?

• Как вам кажется, что такое внутренняя двойственность? Может ли внешне добрый человек переживать сильную агрессию и злость внутри и наоборот?

4. Упражнение «Эмоциональные этюды» (содействие отреагированию разных эмоциональных состояний)

Ведущий рассказывает об эмоциональном мире человека: что такое эмоции, для чего они даны человеку, как они проявляются. В качестве иллюстраций можно использовать фотографии, рисунки или мультимедийные сюжеты, отражающие многообразие эмоционального мира людей. Чтобы увеличить спектр эмоций для отреагирования, необходимо написать на доске список либо развесить фотографии (рисунки) таким образом, чтобы ребенок мог их видеть. Ребенок с помощью пластики и мимики показывает какую – то эмоцию. Нужно угадать, что это за эмоция. Ведущий предлагает музыкальный фрагмент, отражающий различные эмоциональные состояния. Каждый фрагмент длится 3 минуты. Задача ребенка – узнать эмоцию и с помощью мимики или пластического этюда показать ее. Если возникает сложность с угадыванием эмоций, помогите ребенку. Немного выждав, показать фотографию или рисунок данной эмоции. Обсуждение:

• Какие эмоции переживаешь чаще других? Какие – редко?

• Что такое эмоциональный опыт?

• Влияет ли эмоциональный опыт человека на его жизнь?

• Можно ли изменить жизнь человека, изменив его эмоциональный опыт?

• Какие эмоции нас чаще всего окружают (дома, в школе, на улице?

• Как обогатить свой эмоциональный мир? Что для этого необходимо сделать?

5. Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Занятие 3.

Необходимые материалы: соленое тесто, гуашь, куски прессованного картона, стакан для смешивания краски, магнитофон, музыкальные композиции, бумага, фломастеры, тетрадный лист.

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …. (зверя). Потому что….»

2. Мини лекция «Мир эмоций».

3. Упражнение «Рисование жидким соленым тестом» (гармонизация эмоционального состояния).

Ведущий предлагает ребенку сделать краску для рисования своими руками. Берем емкость для краски и смешивает ингредиенты в следующей последовательности: мука, соль, масло, вода, клей, гуашь. Смесь не должна иметь комочков, поэтому каждый этап смешивания должен быть интенсивным. можно комментировать процесс смешивания, предлагая почувствовать, как меняется смесь, что они чувствуют. Если ребенок хочет сделать несколько цветов, то можно различать еще не окрашенную смесь в более мелкие емкости и затем добавить гуашь. На этапе изготовления краски включается спокойная музыка. Выбирается подходящий размер картона и ребенок рисует на нем руками все, что ему захочется. Рисунков может быть несколько. Ребенок презентует свою работу, рассказывая о том, что он нарисовал, что чувствовал, как назвал свою работу.

4. Упражнение «Нарисовать свой гнев» (содействие формированию адаптивного поведения).

Ведущий предлагает изобразить на листе бумаги, на что похож его гнев. Обсуждение:

• Что изображено на рисунке?

• Что чувствовал, когда рисовал?

• Изменилось ли состояние?

• Что хочется сделать с этим рисунком?

5. Упражнение «Письмо»

Ведущий предлагает написать письмо человеку, который вызывает злость и активное неприятие, расскажи что переживаешь, когда видишь этого человека, слышишь упреки, замечания, оскорбления и что хочет сделать в ответ. Обсуждение:

• Что хочется сделать с написанным письмом?

• Трудно ли было писать, все ли написано?

• Изменилось ли состояние после написания?

6. Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Занятие 4.

Необходимые материалы: пластилин, бумага, ручка, карточки с картинками (кулак, солнце, подарок, слезы, злое лицо, мама, грязь, дождь, торт)

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …. (эмоцию). Потому что….»

2. Мини лекция «Я – эмоциональное».

3. Упражнение «Агрессивная скульптура» (осознание внешнего образа агрессивности человека).

Ведущий предлагает создать агрессивную скульптуру. Что тебе не нравится в ней? Хочешь, чтобы это агрессивное тело тебя не преследовало? Сомни мягкий податливый материал в комочек, скатай из него шарик и обними его ладошками. Улыбнись.

4. Упражнение «Веселые скоморохи»

Ведущий: Задумай человека, на которого хоть немного сердит, и напиши его имя на листочке. Заверни листочек. А теперь представь, что ты веселый скоморох и на площади тебе надо развеселить народ. Развесели любым способом. Получилось? А теперь разверни листочек и еще раз подумай об этом человеке. Так ли сердито ты к нему относишься. Сделай вывод (ребенок должен прийти к выводу, что смех снижает уровень агрессии).

5. Упражнение «Ассоциации»

Ведущий: Подбери к слову «агрессия» и «улыбка» картинки и разложи их на две группы.

• Что ты чувствовал, когда работал со словом «агрессия»?

• Какие чувства ты испытывал, когда видел слово «улыбка»?

• Какое настроение тебе ближе? Какой же вывод ты сделаешь?

6. Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Занятие 5.

Необходимые материалы: ватман, портреты, картон для труда, бумага, цветная гофрированная бумага, атласные ленточки, степлер, скотч, ножницы, клей, фломастеры, акварель, кисти.

Ход занятия.

1. Ритуал приветствия.

«Сегодня я похож на …. (природное явление). Потому что….»

2. Мини лекция «Настроение».

3. Упражнение «Метафорический портрет» (актуализация и выражение чувств, исследование и укрепление «Я» - концепции).

Ведущий предлагает ряд фотографий (рисунков) по принципу игры в ассоциации: «Если бы я был растением (животным, книгой, вещью, зданием, продуктом, то я был бы…». Затем на листе ватмана, в центре, ребенок располагает свою реальную фотографию. Вокруг нее он располагает ассоциативные снимки. При обсуждении проговаривают свои чувства и мысли.

4. Упражнение «Встреча с драконом» (отреагирование негативных состояний)

Ведущий рассказывает о драконах, иллюстрируя свой рассказ мифами, картинками или отрывками из фильмов. До сегодняшнего дня во многих восточных странах сохранились ритуалы, посвященные дракону. Как правило, это обряд встречи дракона и героя. Предлагается провести такой обряд, но для начала нужно сделать дракона. Для этого из подготовленных материалов нужно сделать большую маску дракона. Основа маски изготавливается из картона, а затем украшается маска. когда маска дракона готова, предлагается придумать дракону имя, легенду, наделить его какими – то свойствами, придумать и разыграть ритуал оживления (что нужно сделать, чтобы дракон ожил). Этим ритуалом может быть какой то танец, песня. Есть легенда, что если герой слабее духом, чем дракон, то при встрече герой может превратиться в дракона. Каждый герой в древние времена много тренировал свой дух, чтобы сохранить себя при встрече с драконом. Ведущий надевает маску и герой должен сказать дракону: «Я не стану драконом, потому что….», приводя в качестве довода свои сильные стороны, те качества, которые позволяют подростку в ситуации конфликта оставаться собой. Обсуждение:

• Какой дракон живет в каждом из нас?

• Что должно произойти, чтобы он ожил?

• Для чего герою необходимо сохранить себя? Почему нельзя превращаться в дракона?

• Что может помочь герою, укрепить его дух?

• Как противостоять дракону, если использовать его стратегии нельзя?

• Как можно защититься, если не кусаться, не драться, не ругаться и т. п?

5. Упражнение «Рисование имени» (отреагирование негативных чувств).

Ведущий предлагает написать на листе бумаги перечень вариантов имени. Затем из этого списка выбирается то, которое хотелось бы нарисовать. Ребенку надо нарисовать на бумаге выбранное имя. Это может быть конкретный или абстрактный рисунок. Обсуждение рисунка:

• Расскажи о том, какой вариант имени ты выбрал? Почему?

• Какие ассоциации появились в процессе работы? О чем они тебе говорят?

• Какие цвета ты использовал в своем имени? Почему?

• Что бы ты изменил в рисунке имени?

6. Ритуал завершения занятий.

Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии».

Список используемой литературы

1. Бютнер Х. Жить с агрессивными детьми. М., 1991

2. Кочетов А. Работа с трудными детьми. М., 1986

3. Сакович Н. Игры в тигры. С – Пб., 2007

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. М., 2001

Публикации по теме:

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенкаИгры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Дошкольный возраст.

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Папка-передвижка для индивидуальной выставкиПапка-передвижка для индивидуальной выставки Хочу представить вашему вниманию мастер – класс по изготовлению папки – передвижки. На дворе лето, отпуск всё конечно замечательно, но.

Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет»Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2–3 лет» Сценарий поздравления ребенка на дому «Новый год для ребенка 2-3 лет»Автор: Булгакова Н. А. Наш внук пропустил свой первый новогодний.

Терапевтическая сказка для коррекции поведения дошкольников «Необычный день рождения»Терапевтическая сказка для коррекции поведения дошкольников «Необычный день рождения» Жили-были в Кедровом лесу Малыш Енотик и его мама. Енотик был хорошим, добрым и дружелюбным. Он очень любил играть со своими друзьями, большими.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения ребенка
Опубликовано: 24 августа 2022 в 14:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа индивидуальной коррекции агрессивного поведения ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Джуль Елена Александровна (УИ 438429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД