Наталья Громова
Программа клубного часа «Волшебные шашки» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа клубного часа «Волшебные шашки»
Воспитатели: Сундеева Н. А., Громова Н. А.
Программа составлена для детей 5-7 лет
Срок реализации: 1 года
Направление: социально-педагогическое
Количество участников – 14 человек
Актуальность.
Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Публикация «Программа клубного часа „Волшебные шашки“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с детьми взрослым не хватает времени.
Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
Цель: обучение детей игре в русские шашки.
Образовательные:
- обучать технике игры в шашки;
- знакомить с правилами игры в шашки.
Развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность детей: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
- развивать умственных способностей: умения производить расчеты на несколько шагов вперед, образного и аналитического мышления;
- обучать умению ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
- воспитывать отношение к шашкам, как к серьезному и полезному занятию, имеющему спортивную и творческую направленность;
- воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе;
- вырабатывать у воспитанников умение применять полученные знания на практике.
Ожидаемые результаты освоения программы:
• развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
• повышение уровня развития (развиваются пространственное воображение и логическое мышление):
• сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.
Формы занятий:
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проводятся 1
раз в неделю. Продолжительность 30 минут.
Методическое обеспечение:
• учебно-тематический план;
• набор шашек и шашечных досок.
Учебно-тематический план.
Месяц Неделя Тема Цель
Октябрь 1 «Волшебная доска" Терминология Познакомить детей с доской и фигурами, учить обращаться с шахматной доской, фигурами. Познакомить с понятиями «ход», «бой».
2 "По местам" Учить расставлять шашки на игровом поле.
3 Шашечный ход Учить игровым ходам, развитие и совершенствование мыслительных операций.
4 Терминология Познакомить с понятиями «противоположные
стороны», «диагонали», «вертикаль», «горизонталь», развитие интеллектуальных способностей.
5 Д/и «Расставь на доске». Правила игры в шашки Вспомнить и закрепить правила расстановки шашек.
Ознакомление с правилами игры, развитие внимания.
Ноябрь 1 Д/и «Письма по адресам» Закрепление правил игры, повторение понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ».
2 Игра Обучение игре «шашки», развитие и самосовершенствование мыслительных операций.
3 Дамка Продолжить учить игре «шашки», познакомить с положением в игре дамок; развивать внимание
4 Ничья в шашках
Развитие и совершенствование мыслительных операций.
Декабрь 1 Интеллектуальная разминка. Игра с соперником Совершенствование знаний правил игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным: развивать логическое мышление, мелкую моторику. Анализ игры.
2 Интеллектуальная разминка. Игра с соперником Совершенствование знаний правил игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным: развивать логическое мышление, мелкую моторику.
3 Соревнования по шашкам Развитие и совершенствование мыслительных операций. Учить анализировать сыгранные партии.
4 Соревнования по шашкам Развитие и совершенствование мыслительных операций. Учить анализировать сыгранные партии.
Январь 1 Правила игры.
Игра с соперником Повторить правила игры. Развитие и совершенствование мыслительных операций. Учить анализировать сыгранные партии.
2 Парные игры детей в шашки. Индивидуальные игры с отдельными детьми в шашки. Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику.
3 Парные игры детей в шашки. Индивидуальные игры с отдельными детьми в шашки. Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Февраль 1 «Поддавки» Учить игре в «поддавки», показ и объяснение ходов игры.
2 «Поддавки» Продолжить ознакомление с игрой, развитие интеллектуальных способностей. Анализ игры.
3 Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки» Закрепление навыков игры в «шашки» и «поддавки», развитие чувства товарищества, умения быть как победителем, так и проигравшим. Развитие и совершенствование мыслительных операций.
4 Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки» Закрепление навыков игры в «шашки» и «поддавки», развитие чувства товарищества, умения быть как победителем, так и проигравшим. Развитие и совершенствование мыслительных операций.
Март 1 «Уголки» Познакомить с правилами новой игры, развивать интеллектуальные способности у детей
2 «Уголки» Совершенствовать навыки игры в «Уголки», развивать мышление, память, внимание.
3 Игра в «Уголки» между соперниками Развитие и совершенствование мыслительных операций. Анализ игры.
4 Игра в «Уголки» между соперниками Развитие и совершенствование мыслительных операций
Апрель 1 Игра между соперниками по выбору детей. Развитие и совершенствование мыслительных операций.
2 Соревнование в поддавки Развитие и совершенствование мыслительных операций. Выявление победителей
3 Соревнование в поддавки Развитие и совершенствование мыслительных операций. Выявление победителей.
4 Соревнование в уголки Развитие и совершенствование мыслительных операций. Выявление победителей
5 Соревнование в уголки Развитие и совершенствование мыслительных операций. Выявление победителей.
Май
1 Игра в шашки Развитие и совершенствование мыслительных операций.
2 Соревнование по шашкам Развитие и совершенствование мыслительных операций. Выявление победителя.
3 Соревнование по шашкам Развитие и совершенствование мыслительных операций. Выявление победителя.
Список литературы:
1. Герцензон Б., Напреенков «А. Шашки – это интересно». - СПб. : Литература, 1997. - 256 с.
2. Городецкий В. Б. «Книга о шашках». - М. : Физкультура и спорт, 1990. - 320 с.
3. Погрибной В. К. «Шашки. Сборник комбинаций». - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
4. Рамм Л. М. «Курс шашечных начал». - М. : Физкультура и спорт, 1953. - 348 с.
5. В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. «Шашки для детей». Изд. 2-е, перераб. И доп. - Ростов н/Д;
Феникс, 2010. - 137 с.
6. Костров В. В., Рожков П. П. «Тысяча шахматных задач». Архангельск, изд. «Правда Севера»,
2012.
7. Петрушина Н. М. «Шахматный учебник для детей». - Изд 12-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012
8. Погрибной В. К. «Шашки для детей». - Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
9. Интернет ресурсы.