Наталья Александровна Ушакова
Программа коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью. 1–4 классы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для учителей начальных классов (коррекционных) школ.
Цель – помочь педагогам в выборе методических приемов по активизации связной устной и письменной речи у. о. школьников на коррекционных занятиях.
Публикация «Программа коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью, 1–4 классы» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
При у. о. нарушено формирование всех сторон речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, что позволяет говорить о системном нарушении речи. Нарушения развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно используя все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно решить.
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности, на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.
Цель коррекционных занятий – восполнение пробелов в формировании психофизических функций.
В коррекционной школе работа на этих занятиях носит элементарно-практический характер и направлена на разрешения следующих основных задач:
- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка;
- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения;
- развитие недостаточно сформированных умений и навыков;
- коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка;
- развитие познавательной активности;
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации.
На коррекционных занятиях рекомендуется использовать следующие методические приемы:
- артикуляционную гимнастику
- красочную наглядность
- стихотворные тексты, кроссворды, загадки
- опорные слова и планы
- различные коррекционные, дидактические игры
- физминутки
- пальчиковую гимнастику
- работу с тетрадью
- обогащение и уточнение словаря
- составление предложений на основе демонстрирующих действий; изображение на картинках
- восстановление деформирующего текста
- составление связных рассказов: по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок
- путешествие в сказку
- озвучивание картинок к сказкам
- технические средства обучения.
В процессе этой работы создаются благоприятные условия для умственного и речевого развития ребенка.
Основные направления коррекционной работы.
1. Совершенствование движений сенсорной деятельности:
• Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
• Развитие артикуляционной моторики;
• Развитие ритма
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
• Развитие зрительной памяти и внимания;
• Развитие слухового внимания и памяти;
• Развитие фонетико-фонематических представлений.
3. Развитие основных мыслительных операций:
• Формирование навыков относительного анализа;
• Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
• Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
• Развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Развитие словесно-логического мышления.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтения по ролям).
6. Развитие речи, владение техникой чтения.
7. Расширение и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
9. Воспитание целенаправленного, устойчивого, сосредоточенного внимания.
Содержание коррекционной работы.
I. Коррекция памяти.
1. Вырабатывать навык прочного запоминания.
2. Постепенное увеличение объема памяти.
3. Развитие логической памяти.
4. Развитие механической памяти.
5. Развитие смысловой памяти.
6. Развитие словесно-логической памяти.
7. Развитие скорости запоминания.
8. Развитие полноты запоминания.
9. Развитие сознательного запоминания.
10. Тренировать прочность и точность запоминания.
II. Коррекция внимания.
1. Воспитывать целенаправленное внимание.
2. Воспитывать устойчивость внимания (не отвлекаться).
3. Воспитывать наблюдательность.
4. Расширять объем внимания.
III. Коррекция ощущений, восприятий, представлений.
1. Работать над расширением зрительных восприятий.
2. Работать над восприятием и осмыслением изображенного на картине.
3. Развивать зрительное восприятие образного слова и моторного акта, связанного с его записыванием.
4. Учить быстрому соотношению воспринимаемых при посредстве зрения букв соответствующими буквами через коррекционные занятия (повторение, название букв, чтение стихов).
5. Развивать представления и творческую активность.
6. Увеличивать скорость ориентации движений взора.
IV. Коррекция мышления.
1. Классифицировать предметы (их изображение) на группы на основании родового признака.
2. Назвать группы предметов (однородных) обобщенными словами.
3. развитие умения последовательно рассуждать, делать выводы из наблюдаемых фактов, самостоятельно думать, выделять интеллектуальную задачу.
4. Развивать гибкость мышления.
5. Конкретизировать понятия.
V. Коррекция воображения.
1. Развитие быстроты воображения.
2. Развитие оригинальности, необычности образов воображения.
3. Формирование эмоциональности образов.
VI. Коррекция речи.
1. Уметь выделять слова из речевого потока.
2. Развивать фонематический слух.
3. Создавать условия для преодоления речевой замкнутости, нерешительности.
4. Развивать артикуляционный аппарат.
5. Контролировать использование отработанных звуков в своей речи.
6. Учить постановке логического ударения.
7. Расширять пассивный словарь.
8. Воспитывать орфографическую зоркость.
9. Учить анализировать слова: слышать в слове основные звуки-фонемы.
10. Развивать и расширять связную речь.
11. Учить активно выражать мысль в письме.
VII. Коррекция эмоционально-волевой сферы.
1. Формировать навыки нравственных и культурных потребностей.
2. Воспитывать аккуратность и настойчивость в выполнении упражнений.
3. Воспитывать волю и целенаправленность при выполнении упражнений.
4. Воспитывать чувство коллективной ответственности (личной «перед» коллективом).
5. Воспитывать бережное отношение к вещам (инструменту, оборудованию).
6. Воспитывать честность и доброжелательность при проведении игр.
VIII. Развитие моторики.
1. Развитие общей моторики.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Развитие артикуляционной моторики.
Проект программы включает следующие основные разделы:
I. Ознакомление с природой.
II. Ознакомление с жизнью и трудом.
III. Сенсорное развитие.
IV. Умственное развитие.
V. Расширение и систематизация словаря.
VI. Обучение построению высказывания.
VII. Развитие устной и связной речи.
VIII. Дидактическая игра.
IX. Развитие всех психических процессов.
1 класс
(1 час в неделю)
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Простейшие обобщения предметов. Классификация предметов вначале по образцу и показу, потом со словесной инструкцией. Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания.
Примерная тематика.
- Геометрические фигуры.
- Свойство предметов. Величина, понятия: выше, ниже, слева, справа, между, перед, за и т. д.).
- Сравнение групп предметов. Понятия: больше, меньше, поровну.
- Временные представления (сегодня, завтра, вчера, день, неделя, месяц, год).
- Конструктирование из геометрических фигур.
- Дидактические игры на этапе обучения навыкам звукового анализа, слогоделения, чтения.
- Дидактические игры на уровне слова, предложения.
- Овощи. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение по этим признакам. Употребление в пищу. Познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слова.
- Фрукты
- Ягоды
- Деревья
- Грибы
- Садовые цветы
- Полевые цветы
- Домашние животные. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу приносят, как заботится о них человек. Детеныши домашних животных.
- Животные Приморского края.
- Домашние птицы
- Рыбы
Основные требования к знаниям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
• Называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
• Составлять простые и нераспространенные предложения;
• Распространять предложения по ворсам, правильно употребляя формы знакомых слов;
• Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
• Ориентироваться на плоскости листа бумаги.
Учащиеся должны знать:
• Названия изучаемых предметов, части предметов.
• Названия, порядок дней недели, количество суток в неделе;
• 3-4 коротких стихотворения или четверостишья.
2 класс
(1 час в неделю)
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Узнавание и название геометрических фигур. Сравнение 2-х предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов общим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Тематика.
- Геометрические фигуры.
- Определение формы предметов.
- Сенсорное развитие.
- Величины. (высота, длина). Сравнение предметов по высоте, длине. Ориентировка в пространстве, на плоскости.
- Осень. Изменение погоды по сравнению с летом. Название осенних месяцев. Понятия: похолодание, листопад, появление семян, плодов).
- Дидактические игры на этапе обучения навыкам звукового анализа слова, слогоделению.
- Дидактические игры на уровне слова, предложения.
- Ягоды. Определение и различие. Обобщающие понятия.
- Деревья, кустарники. Уточнить и расширить понятия детей о деревьях, кустарниках, ближайшего окружения. Познакомить со строением деревьев, с изменениями в жизни растений.
- Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и несъедобные.
- Полевые цветы.
- Садовые цветы.
- Комнатные растения. Узнавание и название. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив). Практическая работа по уходу комнатными растениями. Размножение комнатных растений.
- Дикие животные. Внешний вид, повадки, пища, жилище. Основные части тела, способ передвижения. Название диких животных и их детенышей.
- Приусадебный участок.
Основные требования к знаниям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
• Называть предметы, характеризовать их по основным свойствам;
• Участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
• Составлять простые нераспространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия;
• Сравнивать 2 предмета, делать элементарные обобщения;
• Анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие;
• Слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
• По вопросам учителя и иллюстрации рассказывать, о чем слушали или читали.
• Уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги.
Учащиеся должны знать:
• Названия и свойства изученных предметов и их частей;
• Обобщение названия изученных групп предметов;
• Наизусть 3-5 стихотворений, отчетливо их читать перед классом.
3 класс
(1 час в неделю)
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов и явлений, характеристика их основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов. Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
Описание под руководством учителя предметов и явлений. Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных. Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Тематика.
- Дидактически игры на уровне слова.
- Дидактические игры на уровне предложения.
- Животные юга и нашего леса.
- Садовые цветы. Астры, бархатцы, ноготки и др. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки. Практическая работа на участке.
- Полевые цветы. Подснежник, тюльпан, гусиный лук, ветреница. Наблюдение за появлением первых цветов.
- Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза приносимая людям. Детеныши домашних животных. Словарь – признаков.
- Дикие животные нашего леса. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. Детеныши. Словарь – признаков.
- Дикие животные юга и севера. Внешний вид, пища, повадки. Польза приносимая людям.
- Домашняя птица. Внешний вид. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками. Сравнение домашних с дикими. Образование притяжательных прилагательных.
- Насекомые.
- Рыбы. Земноводные. Чем покрыто тело. Как передвигаются, чем и как питаются. Сравнение.
- Овощи (картофель, капуста, свекла, горох, бобы). Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление овощей в пищу. Хранение зимой. Проращивание семян гороха или бобов. Согласование прилагательных с существительными. Словарь признаков. Составление предложений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
• Анализировать слова по звуковому составу;
• Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
• Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
• Участвовать в беседе. Отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
• Высказывать свое отношение к поступку героя, событию.
• Ориентироваться на плоскости листа бумаги, различать и называть цвета и их оттенки;
Учащиеся должны знать:
• Названия и свойства изученных предметов;
• Наизусть 5-8 стихотворений.
4 класс
(1 час в неделю)
Обогащение и уточнение словаря. Название и характеристика предметов и явлений, характеристика их основным свойствам. Сравнение предметов, классификация предметов, установление элементарных зависимостей. Активное участие в беседе.
Описание предметов, явлений с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям; сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.
Дополнения высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений прочитанного.
Тематика.
- Дидактически игры на уровне предложения.
- Овощи. Фрукты. Определение и различие. Обобщающие понятия. Образование относительных прилагательных и существительных. Образование существительных множественного числа. Подбор синонимов и антонимов. Составление описательных рассказов.
- Одежда, обувь, головные уборы. Название одежды и ее деталей. Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего наша одежда сшита. Уход за одеждой. Сравнение одежды. Образование существительных множественного числа, с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
- Транспорт.
- Профессии. Машинист, летчик, моряк, конструктор. Их труд и польза, приносимая стране.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
• Составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам;
• Анализировать слова по звуковому составу;
• Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
• Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
• Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.
Учащиеся должны знать:
• Названия и свойства изученных предметов, групп предметов.
Уровень психических процессов, которыми должны овладеть дети к
концу обучения 4 класса.
Мышление:
• Находить сходства и различия предметов в операциях сравнения;
• Классифицировать предметы по величине, форме, цвету, родовой категории, выделять 4 «лишний» предмет;
• Подбирать простые и сложные аналогии;
• Соотносить предмет по форме («Почтовый ящик», доски «Сегена», игра «Панграм»);
• Понимать метафоры и смысл пословиц;
• Решать логические задачи в поиске недостающих фигур;
• Овладеть в доступной степени формами мышления (понятием, суждением).
Внимание:
• Находить недостающие детали;
• Находить различие в картинках;
• Находить неверные изображения на картинках «Нелепицы»;
• Находить проходы и выходы из лабиринтов;
• Овладеть произвольным вниманием.
Память:
• Запомнить предметы и геометрические фигуры и воспроизвести;
• Запомнить и воспроизвести отдельные слова, предложения, рассказы;
• Находить недостающие детали;
• Запомнить слова с опорой на картинку;
• Увеличить объем запоминания;
• Овладеть произвольным вниманием.
Ощущения, восприятия, представления:
• Определить форму, размер, целостность;
• Ориентироваться в окружающем пространстве;
• Понимать предлоги (между, около, вблизи, вдали);
• Знать основные цвета и оттенки;
• Овладеть временными представлениями.
Речь:
• Уметь на слух различать звуки;
• Контролировать свою речь;
• Уметь осуществлять звуковой анализ и синтез;
• Знать и понимать синонимы и антонимы;
• Уметь описывать предметы;
• Составлять рассказ по сюжетной картинке и серий сюжетных картинок;
• Рассказывать сказки;
• Проявлять речевую активность.
Общая и мелкая моторика:
• Точно и ловко выполнять все движения;
• Согласовывать движения рук и ног;
• Овладеть точными движениями органов артикуляции;
• Координировать движения обеих рук;
• Овладеть пальчиковой гимнастикой.
Эмоциональные и личностные особенности:
• Уметь вступать в контакт;
• Уметь контролировать себя;
• Обладать самокритичностью;
• Эффективно использовать помощь.