Получи документы

Программа кружка «Абвгдейка»

Смирнова Елена
Программа кружка «Абвгдейка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 67 города Благовещенска»

Дополнительная

общеразвивающая программа

социально-педагогической

направленности

для детей

старшего (5-7 лет)

дошкольного возраста

Срок реализации программы : 2 года

Автор-составитель:

Авдошина Валентина Юрьевна,

воспитатель

2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

• Введение

• Актуальность

• Новизна

• Цель

• Задачи

• Уровень сложности

• Направленность

Публикация «Программа кружка „Абвгдейка“» размещена в разделах

• Категория воспитанников участвующих в реализации данной программы

• Объем освоения программы

• Срок освоения программы

• Режим занятий

• Форма обучения

• Форма проведения

• Методы и технологии обучения

• Отличительные особенности программы

• Планируемые результаты

• Оценка результатов освоения программы

• Формы проведения итогов реализации программы

2. Содержание программы

• Содержание учебного плана

• Календарный учебный график

3. Организационно-педагогические условия реализации программы

• материально-технические

• учебно-методические

Литература

1. Пояснительная записка

Введение.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является очень важной, так как возросли требования школ к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Кроме этого, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка. Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.

Данная программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) (далее- Стандарт);

- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам - образовательным программамдошкольного образования»;

- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от

15.05.2013N26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организациирежима работы дошкольных образовательных организаций».

Актуальностьпрограммы

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы подготовки детей к поступлению в первый класс, в частности, программы по обучению грамоте.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы «АБВГДейка» для детей дошкольного возраста 5-7 лет в учреждении дополнительного образования является актуальным.

Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Развитие речи дошкольников в условиях учреждения дополнительного образования детей осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях – по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте и др. – и вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако на специальных занятиях по подготовке к обучению грамоте, развитие речи становится главной задачей. Это обуславливает необходимость и педагогическую целесообразностьразработки данной программы.

Новизна данной программы заключается в том, что выбор форм проведения занятий по обучению грамоте определяется с учетом интересов детей – это занятие-знакомство, занятие-игра, занятие-упражнение, занятие-творчество, занятие-путешествие, занятие-конкурс, занятие-сказка, самостоятельная деятельность. А также для прочного усвоения материала используются рабочие тетради на печатной основе с игровыми заданиями для ребенка, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала :

• Колесникова Е. В. От А до Я (звуки и буквы) / рабочая тетрадь для детей 6-7лет. – М., 2001.

Все задания, предлагаемые для выполнения ребенком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал.

Данная программа также предусматривает системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы как: консультации, практикумы, памятки, открытые занятия. Включение данного направления в содержание программы помогает обеспечить оптимальный уровень освоения грамотой старших дошкольников.

Цель программы : речевое развитие детей через систему игровых заданий и упражнений со звуками, словами, текстами на всех этапах обучения ребенка.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

- познакомить с понятиями «звук», «буква», «слово»;

-познакомить с буквами русского алфавита;

- овладеть слоговым и слитным способам чтения;

- начать работу по подготовке детей к письму;

- учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;

- познакомить со слоговой структурой слова;

- формировать умения правильно строить предложение;

- формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;

- расширять словарный запас детей;

- учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные; определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце);

- учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты;

- учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов;

- учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой – моделью.

Развивающие:

- развивать фонематический слух;

- развивать понимание речи, работать над расширением, уточнением и активизацией словаря;

- развивать слуховое восприятие;

- развивать графические навыки;

- развивать мелкую моторику;

- развивать умение использовать в своей речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;

- развивать умения составлять рассказы по сюжетным картинкам и из личного опыта.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать;

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;

- воспитывать культуру речевого общения;

- воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;

- воспитывать внимание;

- воспитывать организованность и самостоятельность.

Уровень сложности

• Нахождение адекватных по качеству и сложности заданий в соответствии с возрастными возможностями детей;

• Выстраивание заданий в четкой последовательности, от простого к сложному;

• Предоставление оптимальной помощи с постоянным её сокращением в зависимости от успехов детей.

Направленность программы

Программа имеет социально – педагогическую направленность, при её

выполнении ребенок получает определенные знания, умения, навыки, а такжеучится адаптироваться в социальной среде.

Категория воспитанников участвующих в реализации данной программы - дети дошкольного возраста, 5-7 лет.

программа разработана для детей 5-7 лет.

Объем освоения программы-63 ч

Срок освоения программы - 2 учебных года, с 01.10.2019 г. по 31.05.2019 г.

Режим занятий: 2 раза в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью: 5-6 лет 20 минут, 6-7 лет- 30 минут.

Форма обучения: традиционная – групповая.

Форма проведения – занятия.

Деятельность строится в занимательной, игровой форме. Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки.

Методыи технологии.

Методы, используемые при реализации программы :

- наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация

видеофильмов, показ образца задания…

- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;

- словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение худ. литературы.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям

расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые

части.

Технологии:

Здоровьесберегающие

Здоровьесберегающие технологии в настоящее время пронизывают всю

систему обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте. Динамичныефизкультминутки, музыкально-ритмические паузы, специальные упражнения для рук, для глаз применяются на всех занятиях. Смена видов деятельности так жеснижает утомляемость ребёнка. Большое значение имеет психологический климатна занятии, которые создаёт педагог, речь педагога, его эмоциональная сторона.

В соответствии с требованиями СанПина кабинет для занятий ежедневно

проветривается во время перерывов между занятиями.

Личностно-ориентированное обучение предполагает максимальное

развитие индивидуальных познавательных способностей детей, способствует

пробуждению интереса детей к знаниям. На занятии для малышей создаётся

спокойная, благоприятная обстановка, детям даются посильные задания,

используется богатый дидактический материал, подбадривание и положительнаяоценка способствует сохранению позитивной самооценки детей.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующимидеятельность детей. В 5-6 летнем возрасте преобладающим видом деятельностидетей является игра. Именно игра помогает детям ощутить себя в реальной

ситуации. Именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все

занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные

упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже

подвижные игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи,

сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Компьютерные (новые информационные) технологии

Компьютер предоставляет широкие возможности применения наглядности,

проведения дидактических игр, использование интерактивной установки

позволяет развивать мышление детей, их творческую активность.

Технология проектного обучения применяется с цельюсамостоятельного добывания знаний детьми, формирования собственного опытадеятельности.

Применение проектных технологий позволит детям глубоко вникнуть в

изучаемый материал, способствует самостоятельному добыванию знаний, и, как

следствие- желанию учиться.

Технология деятельностного подхода — это организацияучебного процесса, вкотором главное место отводится активной иразносторонней, в максимальной степени самостоятельнойпознавательной деятельности учащихся. Деятельностный подход к обучению предполагает:

-Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть,научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именнонужно выяснить, освоить);

-выполнение учащимися определённых действий для приобретениянедостающих знаний;

-выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющегоосознанно применять приобретённые знания;

-формирование у учащихся умения контролировать свои действия –как после их завершения, так и по ходу;

-включение содержания обучения в контекст решения значимыхжизненных задач.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является наличие наглядно-методического сопровождения, представленного конспектами учебно-игровых занятий для педагога, в которых предлагается программа на учебный год, четкое планирование каждого занятия с описанием цели и хода его проведения, и карточек с заданиями для ребенка, которые обеспечивают его наглядно-практические действия по усвоению программного материала.

Программа включает в себя практический курс по подготовке к обучению грамоте, задачи которого состоят в том, чтобы вырабатывать у детей умения и навыки для овладения устными и письменными формами речи, доступными для детей данного возраста.

На этапе обучения детей звуко-буквенному анализу дополнительно используется демонстрационный материал. В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

1 год – развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

2 год – развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению.

На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа – приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребё нка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

- развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища);

- развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук);

- формирование графических навыков.

Планируемые результаты

Программа «АБВГДейка» обеспечивает достижениеследующих планируемых результатов:

- предметных;

- метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- личностных.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

1 год обучения

- уметь правильно произносить все звуки родного языка;

- уметь отвечать на вопросы педагога;

- учиться задавать свои вопросы;

- уметь составлять 2-3 предложения по картинке;

- дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;

- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие;

- определять и называть первый звук в слове;

- учиться делить слова на слоги;

- уметь соединять звуки в слоги;

- выполнять штриховку в разных направлениях;

- выполнять упражнения для пальцев рук и кистей.

2 год обучения

- умение отвечать на вопросы педагога по содержанию услышанного произведения;

- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;

- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;

- конструировать словосочетания и предложения;

- определять количество слов в предложении;

- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;

- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;

- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;

- различать звуки и буквы;

- узнавать и различать буквы русского алфавита;

- правильно держать ручку и карандаш;

- уметь обводить по контуру рисунки, узоры, печатные буквы.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД) : регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- учиться работать по предложенному педагогом плану;

- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;

- учиться отличать, верно, выполненное задание от неверно выполненного;

- учиться совместно с педагогами и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всей группы;

- учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:

- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- сравнивать и группировать различные объекты (предметные картинки);

- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;

- учиться делать выводы в результате совместной работы с педагогом;

- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;

- учиться оформлять свои мысли в устной форме;

- строить понятные для партнера высказывания;

- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

- совместно с педагогом договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;

- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;

- учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Личностными результатами является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке педагога);

- при поддержке педагога и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;

- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший», но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;

- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;

- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему;

- иметь положительную мотивацию к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» (самый желаемый планируемый личностный результат).

Оценка результатов освоения программы :

Для выяснения результатов образовательного процесса и его влияния на

развитие учащихся используются различные виды контроля. Контроль несёт

проверочную, обучающую, воспитательную, организующую и

коррекционную функции и делится на:

- Входной контроль проводится 10-16 сентября в группах каждого года

обучения.

- Промежуточный контроль проходит по окончании 1 полугодия

- Итоговый мониторинг проходит в мае

По итогам прохождения отдельных разделов и тем проводитсятекущий контроль знаний.

Формы подведения итогов

Дидактические игры

Выставка

Проверка навыков чтения

Конкурс чтецов

Тестирование

Практические работы

Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие

листы с заданиями, развивающие игры, средства технического обеспечения.

Публикации по теме:

Фотоотчёт: знакомство с буквой У и звуком [У] на занятии кружка «Абвгдейка»Фотоотчёт: знакомство с буквой У и звуком [У] на занятии кружка «Абвгдейка» Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звука У (в словосочетаниях, словах, учить долго и плавно на одном выдохе произносить.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка. Буква к и звук [К]»Конспект занятия кружка «Абвгдейка. Буква к и звук [К]» Задачи: закреплять правильное произношение звука К, умение выделять звук [К], учить отгадывать загадки, познакомить с графическим изображением.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Программа кружка по вышиванию «Волшебная иголочка» .

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Знакомимся с буквой Ж на занятиях кружка «Абвгдейка» с детьми младшего дошкольного возраста. ФотоотчётЗнакомимся с буквой Ж на занятиях кружка «Абвгдейка» с детьми младшего дошкольного возраста. Фотоотчёт Как всегда, мы начинаем знакомство с буквой и звуком в программе "Буквария". Разгадали загадки про жирафа и жука. Рассмотрели букву Ж.

Автор публикации:
Программа кружка «Абвгдейка»
Опубликовано: 9 марта 2020 в 11:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД