Сыромятникова Лидия
Программа кружка для старших дошкольников по шашкам
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка для старших дошкольников по шашкам
Месяц Неделя Тема
Сентябрь 1 «Волшебная доска» Знакомство с игровым полем
«Шашки на игровом поле» Знакомство с расположением
2 «Правила игры».Знакомство с правилами. Практическая игра
«Правила игры» Закрепление правил игры. Практическая игра
3
Публикация «Программа кружка для старших дошкольников по шашкам» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
«Фланг» Знакомство с расположением шашек на поле. Практическая игра
«Фланг» Закрепление понятия фланг. Практическая игра
4 «Центр на игровом поле» Знакомство с понятием центр. Практическая игра
«Центр на игровом поле» Закрепление понятия центр. Практическая игра
Октябрь 1 «Дамки в игре» Знакомство с дамкой в игре. Практическая игра
«Дамки в игре» Закрепление значение дамки в игре. Практическая игра
2 Обыгрывание ситуаций
«Беседа о шашечных соревнованиях». Практическая игра
3 «Ловушка». Знакомство с технологией игры, приемами. Практическая игра
«Ловушка». Закрепление приема. Практическая игра
4 «Ловушка» Обыгрывание приема. Практическая игра
«Ловушка» Обыгрывание приема. Практическая игра
Ноябрь
1 «Шашка против шашки»Знакомство с ходами
«Шашка против шашки». Закрепление ходов. Практическая игра
2 Практическая игра
«Две шашки против одной» Знакомство с ходами. Практическая игра
3 «Две шашки против одной» Закрепление. Практическая игра
«Две шашки против двух» Знакомство с ходами. Практическая игра
4 «Две шашки против двух» Закрепление
«Две шашки против двух» Практическая игра
Декабрь 1 «Положение простых шашек за линией двойника» Знакомство с ходами
«Положение простых шашек за линией двойника» Закрепление. Практическая игра
2 «Положение простых шашек за линией двойника» Закрепление. Практическая игра
«Положение простых шашек за линией двойника» Практическая игра
3 Обыгрывание приема Практическая игра
«Простые на разных флангах» Практическая игра
4 Простые на разных флангах Практическая игра
Обыгрывание приема Практическая игра
5 «Простые на разных флангах» Закрепление. Практическая игра
«Простые на разных флангах» Закрепление. Практическая игра
Январь 2 «Дамка против дамки». Знакомство с ходами
«Дамка против дамки» Закрепление. Практическая игра
3 «Дамка против дамки» Закрепление. Практическая игра
Обыгрывание приемов Практическая игра
4 «Две дамки против одной». Знакомство с ходами.
«Две дамки против одной» Закрепление. Практическая игра
Февраль 1 «Три дамки против одной». Знакомство с ходами.
«Три дамки против одной». Закрепление. Практическая игра
2 «Три дамки против одной». Закрепление. Практическая игра
«Ловушка» Знакомство с приемом
3 «Ловушка» Закрепление. Обыгрывание приема
«Дамка против дамки» Обыгрывание приема
4
«Две дамки против одной» Обыгрывание приема
«Три дамки против одной» Обыгрывание приема
Март 1 «Две шашки против одной» Обыгрывание приема
«Положение простых шашек за линией двойника» Обыгрывание приема
2 «Положение простых шашек за линией двойника» Обыгрывание приема
«Три шашки против одной» Обыгрывание приема
3 «Три шашки против одной» Обыгрывание приема
Практическая игра. Обыгрывание различных ситуаций
4 «Борьба дамок в окончаниях» Знакомство с ходами
«Борьба дамок в окончаниях» Закрепление. Практическая игра
Апрель 1 «Борьба дамок в окончаниях» Закрепление. Практическая игра
Обыгрывание приема Практическая игра
2 «Борьба дамок и простых в окончаниях» Практическая игра
«Борьба дамок и простых в окончаниях» Практическая игра
3 «Закрепление Борьба дамок и простых в окончаниях» Практическая игра
«Две шашки против одной» Закрепление. Практическая игра
4 «Две шашки против двух» Закрепление. Практическая игра
«Положение простых шашек за линией двойника» Закрепление. Практическая игра
Май 1 «Простые на разных флангах» Закрепление. Практическая игра
«Дамка против дамки» Закрепление. Практическая игра
2 «Две дамки против одной» Закрепление. Практическая игра
«Три дамки против одной» Закрепление. Практическая игра
3 Практическая игра. Обыгрывание различных ситуаций
Практическая игра. Обыгрывание различных ситуаций
4 Практическая игра. Обыгрывание различных ситуаций
Практическая игра. Обыгрывание различных ситуаций
Несколько занятий посвящено знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски).
На наш взгляд, самое главное, обучение должно начинаться с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника). Постепенно добавляли 1-2 шашки и предлагал детям различные задания, знакомство с диаграммами.
Процесс обучения игре в шашки начинали со знакомства детей с историей возникновения и правилами этой игры, подготовки памяток для родителей и воспитателей по данной тематике. Вначале проводили беседу со всеми воспитанниками кружка : нужно было продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов. Необходимо было дать детям возможность спокойно рассмотреть доски с выделением черных и белых полей, фишки.
После чего научили детей правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснили, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Мы раздавали каждому ребенку по 2 фишки (черную и белую) и объясняли, что шашки стоят и двигаются только по черным клеточкам.
Детям необходимо было объяснить, что размещать шашки следует в 3 ряда от ближнего к себе края и только на черные клеточки, оставляя центр свободным для совершения ходов. При этом показывали, что игрок-ходок должен «бить» шашку противника и убрать ее с поля. Здесь уточняли, что простые шашки, достигнув последнего ряда поля соперника, становятся шашками-дамками. Дамка (перевернутая фишка) может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника.
В дальнейшем тренировки проходили в процессе индивидуальной работы с детьми или работы в мини-группах.
В данную программу включены такие тематические занятия, как «Турнирная дисциплина, правила соревнований. Основы шашечной игры», «Основы шашечной игры: как выиграть шашку», «Основы шашечной игры: как пройти в дамки», «Основы шашечной игры: ловушки и короткие партии», и др. Мы выбрали такие темы для проведения занятия в старшей группе ДОУ, в которых содержатся мыслительные задачи (например - умение производить расчеты на несколько ходов вперед) с целью развития этого вида мышления. Предложили их детям из экспериментальной группы.
Необходимо было также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступали к знакомству с основными правилами игры. Здесь предлагали свой стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.
1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь вперед!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому задача родителей и воспитателей не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать. Для этого старались не затягивать занятия (продолжительность не превышала 25 минут, чтобы у детей не было переутомления, результатом которого может стать снижение мозговой активности и внимания.
Сами занятия по шашкам проводили не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились, потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса.
Планировали занятия таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом, практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера).
В конце цикла обучения шашкам провели итоговое мероприятие в форме турнира по шашкам. Ниже приведен конспект его проведения.
Материалы:
1. Набор шашек по количеству играющих (1 набор на 2 ребёнка)
2. 5 дипломов победителей.
3. Подарки – призы (по числу участников игры).
4. Бейджики на каждого ребёнка с указанием имени ребёнка.
5. Протоколы игры.
6. Набор карточек с цифрами от 1 – 10 для жеребьевки – 2 комплекта,
7. Столы / стулья,
8. Музыка: фанфары на начало шашечного турнира, торжественная музыка для приветствия Шашечной Дамы.
9. Костюм для Шашечной Дамы.
Цель: создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Активизировать мыслительную деятельность, тренировать наглядно-образное мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
Предварительная работа:
Заранее познакомили детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны арбитров требованиям.
Заранее познакомили наблюдателей за шашечным турниром с правилами проведения турнира.
Составили жюри, назначили ответственного за награждение.
Подготовили музыкальное сопровождение для турнира.
Подготовили зал для проведения мероприятия.
Проработал правила шашечного турнира:
- начинают играть сразу все участники,
- арбитры следят за ходом игры, фиксируют число побед каждого участника,
- турнир длится до тех пор, пока не будут выявлены лидеры,
- продолжительность турнира - 60 минут.
Ход
Звучат фанфары.
Ведущий: Сегодня знаменательный день в нашем детском саду – сегодня самые сильные игроки детского сада участвуют в турнире по шашкам. Для приветствия участников и открытия соревнования к нам прибыла Шашечная Дама.
Под музыкальное сопровождение входит Шашечная Дама.
Шашечная Дама: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на турнире! Сегодня предстоит непростая игра, вы сразитесь в честном бою на шашечных досках, самые умелые из вас выйдут победителями и продолжат участие в третьем туре шашечного турнира между детскими садами 6 февраля. Желаю вам успехов, удач и побед. Объявляю шашечный турнир открытым.
Ведущий: Представляем арбитров нашего шашечного турнира:
Заведующий детским садом …
Шашечная Дама: Напоминаем правила игры в шашки (читают по очереди с ведущим) :
1. Право начать игру, т. е. сделать первый ход в партии предоставляется белым.
2. Шашки ходят только по диагонали и, соответственно могут передвигаться только по чёрным квадратам доски.
3. Ход считается деланным, если игрок после передвижения шашки оторвал от неё руку.
4. Если игрок, за которым очередь хода, дотронулся до какой-либо шашки, которой можно сделать ход, он обязан пойти ею.
5. Дамка перемещается вперёд и назад по свободным клеткам диагонали, на которой она находится. Она может перемещаться через свободные клетки на какую-нибудь удаленную клетку.
6. Взятие шашки может совершаться не только вперёд, но и назад.
7. Взятия в русских шашках обязательны.
Шашечная Дама: Соревнования начинаются.
- Шашечный рыцарь разложите карточки для жеребьевки.
- Для определения пар играющих подойдите к столу и возьмите себе карточку (карточки с цифрами лежат рубашкой вверх). Найдите свою пару: партнёра, у которого тоже число на карточке. Пройдите за игровые столы. Кто из партнёров играет белыми, решаете жеребьевкой с помощью Шашечного рыцаря.
- Во время соревнования арбитры наблюдают за ходом игры, отмечают в протоколах число побед, нарушения игроков, судейская коллегия ведет протокол соревнования для выявления победителей
По окончании соревнования определяли и отмечали наградами победителей.
Шашечная Дама: Вот и подошел к концу наш шашечный праздник. Вы храбро сражались за победу в турнире. Арбитры объявят победителей нашего соревнования. (Объявляются победители, Шашечная Дама вручает призы)
Награждение: лидеров шашечного турнира, участников шашечного турнира.
Необходимо было помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него (победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки). Важно каждого ребенка время от времени хвалить (за победу, даже за один верно сделанный им ход, и никогда нельзя его критиковать за проигрыш - это отобьет у него желание вообще когда–либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.
В дополнение к шашкам на занятиях с детьми для развития наглядно-образного мышления применялись различные методы обучения: рассказ, показ, объяснение, беседа, игры, раскрашивание рисунков, чтение стихов и потешек, отгадывания загадок, игры с кубиками, решение задач и головоломок, инсценировка, чтение специальных сказок, вопросы-ответы, конструирование, работа с раздаточным материалом, игры соревнования, игры – эстафеты, моделирование, использование иллюстраций, картин, составление фигур из палочек.
Хорошо воспринимались детьми игры с кубиками из серии игр Никитиных. Это игры: «Обезъянка», «Уникуб», «Сложи узор», «Кирпичики», «Сложи квадрат», «Точечки».
Запоминалась игра, «какой из шести» с нарастанием сложности. Задача игры – вставить в пропущенное место один из шести предложенных вариантов. Каждый рисунок содержит несколько признаков.
В ходе формирующей работы использовались следующие игры детьми для развития наглядно-образного мышления.
Сделай целое
(проводится индивидуально и по подгруппам)
Цели: формировать представление о предмете в целом; учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета; действовать путем примеривания.
Оборудование: разрезные картинки из 2-6 частей с раиной конфигурацией разреза, предметы и игрушки, соответствующие изображениям на картинках.
Ход игры. 1-й вариант. Перед ребенком на столе лежит разрезная картинка с изображением простейшего по форме и хорошо знакомого предмета, например, мяча или яблока. Ребенку предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. При этом предмет не называется. Когда картинка будет сложена (любой результат, педагог выкладывает перед ребенком два предмета: один, изображенный на разрезной картинке, а другой посторонний, например, кубик. Ребенок должен выбрать тот предмет, который он сложил, и сравнить полученное изображение с предметом. Педагог помогает ему провести сравнение, используя обводящее движение. Затем предмет называется. После этого ребенку дают другие разрезные картинки с изображением того же предмета (если на первой картинке мяч был разрезан пополам вдоль, то на второй - поперек, а на третьей по диагонали). При повторном проведении игры ребенку предлагают составить более сложные картинки (рыба, неваляшка, домик).
2-й вариант. Перед ребенком раскладывают 3-4 части одной картинки (например, машины) и одну часть другой картинки и предлагают сделать целую картинку. По окончании ему дают для выбора и соотнесения два предмета (машину и неваляшку, которые он сравнивает с изображением под руководством педагога.
При последующем проведении игры картинки имеют другие линии разреза.
Нарисуй целое (проводится индивидуально)
Цель: продолжать учить разворачивать части предмета в представлении, соединяя их в целое, т. е. оперировать образами в представлении с опорой на целостный образ предмета.
Оборудование: разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов (с разной конфигурацией разреза, бумага, фломастеры или карандаши (черные или коричневые).
Ход игры. Педагог раскладывает перед ребенком разрезную картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который нарисовал.
Загадки
(проводится индивидуально и по подгруппам)
Цель: узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.
Оборудование: игрушки или картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов.
Ход игры.
Дети сидят полукругом. У педагога на столе картинки (изображением вниз). Он вызывает ребенка, просил отгадать загадку и найти отгадку на картинке. Затем приводит краткое описание хорошо знакомого детям предмета (например, «Стоит в комнате на полу, есть четыре ножки, сиденье и спинка. На нем можно сидеть»). Ребенок переворачивает на столе картинки, находит нужную и показывает детям. Другой ребенок отгадывает загадку, сходную по содержанию с предыдущей, но имеющей в конце описания отличительный признан ( например: «Стоит в комнате на полу. У него четыре ножки, Покрыт скатертью, на нем стоит тарелка»).
Также было проведено соревнование, кто решит больше задач.
Логические элементы включены в развивающие игры: «Геометрическая мозаика», «Разрезные картинки», «Монгольская игра».
Среди игр для наглядно-образного содержания можно выделить следующие группы:
1) найти одинаковый рисунок;
2) найти отличия;
3) решить логический квадрат;
4) найти подходящую фигуру;
5) найти закономерность;
6) классификация по признакам;
7) развивающие игры с кубиками;
8) составление чертежей и конструкций по чертежам;
9) компьютерные игры;
10) составление фигур из частей;
11) игры в шашки;
12) настольный вариант игры ДИП «Сонор».
13) подвижный вариант игры ДИП «Сонор»
В результате занятий, наблюдений за детьми, анализом игр выработалась система основных понятий, которые должны приобрести дети для решения задач в играх. Эта система может быть предложена как основа для составления программы :
1) понятия признака (признак цвета, формы, принадлежности к определенному классу предметов,
2) понятие вопроса (о чем задача на сходство или различия и т. д. ,
3) количество признаков в данной задаче,
4) понятия существенного признака или нескольких для решения данной задачи,
5) нахождения закономерности,
6) достаточность в рассуждениях.
Таким образом, мы разработали и провели серию тематических занятий по программе обучения игре в шашки, направленных на развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Можно сделать вывод о том, что серия тематических заданий программы обучения игре в шашки способствует повышению уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста, т. е. наша гипотеза доказана.