Валиуллина Луиза
Программа кружка дополнительного образования «Волшебные краски»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Публикация «Программа кружка дополнительного образования „Волшебные краски“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.
Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. С этой целью на базе МБДОУ «Детский сад № 64 «Чишмкй» был создан кружок по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски». Кружковой работой охвачены дети, которые имеют художественные способности и желание заниматься продуктивной деятельностью. Программа Создана на основе методических пособий: «Рисование в детском саду с использованием нетрадиционных техник рисования» Р. Казакова, Г. Н. Давыдова, Д. Н. Колдина. Включает обучение рисованию средствами нетрадиционных техник: рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, восковые мелки + акварель, свеча + акварель и др. Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и классической музыки.
Нетрадиционные техники рисования позволяют любому человеку выразить в рисунке чувства и эмоции. Дают свободу и вселяют уверенность в своих силах. Овладев разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира, юный художник получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством.
Значение нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития ребенка
• Закрепляет знание цветов, развивает цветовосприятие, чувство композиции, колорита, ритма;
• Знакомит с художественными нетрадиционными техниками ИЗО деятельности и средствами создания образов;
• Учит создавать образы техникой : пальчикового рисования, ладошкой, обрыванием бумаги, кляксографии, монотипии и объединения этих техник в одной композиции.
• Развивает малую мускулатуру кисти, мышечный тонус, зрительно-двигательную координацию.
• Развивает пространственное воображение.
• Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
• Развивает эстетические чувства
• Способствует развитию ассоциативно-образного мышления.
• Вызывает у детей интерес к творчеству и эксперименту.
Цель: Формировать у детей художественно - творческие способности через различные виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования.
Основные задачи программы :
Развивающие:
-развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
-развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные :
-расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
-знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними
-формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Воспитательные
-воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
Учитывая возраст и новизну материала, для успешного освоения программы кружка, занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Оптимальное количество детей 16 человек.
Программа составлена на 2013-2014 год обучения для детей 4-6 лет. Учебный план рассчитан на 72 часа. Занятия проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю Продолжительность занятий – 25 минут.
Возрастные особенности детей
Ребенок совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместную работу, координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения украшения.
Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов.
В процессе работы кружка обеспечивается интеграция всех образовательных областей :
Познание: игры по художественному творчеству, моделирование композиций.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Методы работы:
Индивидуальный.
Групповой.
Наглядный.
Формы работы:
Игры.
Беседы, работа с наглядным материалом.
Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
Чтение и заучивание художественной литературы.
Рассматривание репродукций картин.
Материально-техническое обеспечение
демонстрационная доска, дидактический материал, аудиозаписи в соответствии с темами занятий
картон и бумага различного формата и цвета, карандаши, фломастеры, кисти круглые и плоские разного размера, стеки, ватные палочки, баночки для воды, клеёнки, салфетки одноразовые
место для выставки детских работ
Общий план занятия:
На каждом занятии используется дополнительный материал : аудиозаписи, стихи, загадки, сведения о растительном, подводном мире, птицах, насекомых, цветах, дидактические игры и т. д.
1. Подготовка к занятию
2. Введение в тему занятия (загадки, стихи)
- показ образца;
- рассматривание образца и анализ;
3. Практическая часть
- показ педагогом процесса изготовления работы;
- самостоятельное изготовление детьми работы;
- оформление образа
- анализ работ детей.
Предполагаемый результат:
- различать, называть и использовать способы нетрадиционного рисования;
-с помощью педагога создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности;
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
Должны знать:
- о нетрадиционных техниках и средствах создания художественных образов и композиций;
- основные понятия и обозначения в изодеятельности;
- основные приемы работы;
- правила техники безопасности.
Должны уметь:
- умение пользоваться различными нетрадиционными средствами в создании композиции;
- следовать устным инструкциям, создавать образ;
- создавать композиции, выполненные в нетрадиционных техниках;
Формы подведения итогов:
Проведение выставок работ
- в группе
- в детском саду
- организация персональных выставок
-участие в конкурсах рисунков