Алена Палько
Программа кружка «Мой край родной Маслянино»
▼ Скачать + Заказать документы
Мой край родной Маслянино
Актуальность
В настоящее время среди ключевых задач по воспитанию детей дошкольного возраста нужно отметить важную тему, посвященную воспитанию любви, уважения и внимания к своему родному краю, своей малой Родине. Ребята должны понимать, что место, где они живут, это не просто точка на карте и название, а то, чем можно гордиться. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования.
Публикация «Программа кружка „Мой край родной Маслянино“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Изучение окружающего мира своего края необходимо, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Особая эмоциональность детей, восприимчивость и огромный интерес к окружающему миру являются основополагающими факторами для успешного воспитания гражданственно ответственной личности. Программа имеет туристско краеведческую направленность. Она является одним из средств формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств. Содержание программы предполагает комплексное изучение родного края, дети знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края. В процессе обучения дошкольники знакомятся с разнообразием растительного и животного мира природы родных мест. Дети могут проследить взаимосвязи между человеком и природой, усвоят навыки здорового образа жизни, принять участие в природоохранных акциях и трудовых десантах
Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Цель и задачи:
Цель: Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
Задачи программы :
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению настоящего и прошлого города Новосибирска и Маслянинского края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т. д.).
Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
Развивать творческие способности детей.
Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.
Образовательные:
Формировать экологическое мышление, способность осознавать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению
жить в относительной гармонии с природой;
Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях, культуре, хозяйственной деятельности.
Обобщать и систематизировать знания детей о животных: звери, птицы,
насекомые, рыбы, земноводные;
Способствовать социализации воспитанников.
Воспитательные:
Воспитывать активную гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
Прививать навыки здорового образа жизни.
Воспитывать уважение к труду односельчан, создающих красивый поселок.
Воспитание уважения и гордости за свой родной край.
Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Методы и подходы :
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с
элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя, родителей.
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ
сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций,
репродукций; проведение дидактических игр
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.); загадывание
загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы: организация продуктивной деятельности детей;
постановка сказок, изготовление с детьми наглядных пособий, участие в проектах, деятельность в уголке краеведения.
Взаимодействие с семьями:
Семья и детский сад - первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной
восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к истории родного края, традициям, различным природным явлениям и др. Дети этого возраста любят наблюдать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи при знакомстве с фольклором и обычаями родного края. В этом возрасте совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными – память и внимание, появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнять содержание патриотического воспитания.
Особенности программного материала кружка.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, стремится к активной деятельности, и педагог должен способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. При организации краеведческой работы запланированы разнообразные виды деятельности дошкольника – игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности - обеспечивают повышение интереса.
Интеграция ОО
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
«Познавательное развитие» - Географическое положение нашего края; исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»; природа края, особенности рельефа и климата; народонаселение, особенности национальной культуры.
«Социально - коммуникативное развитие» - развитие игровой деятельности детей; формирование навыков культуры поведения и общения; обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений; формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств. формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей; воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.
«Речевое развитие» - развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).
«Художественно - эстетическое развитие» - знакомство с национальным костюмом, с элементами и цветовой гаммой; формирование умения различать народное и профессиональное искусство; знакомство с архитектурой деревянных зданий, и их назначением; знакомство с национальными народными инструментами; приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
«Физическое развитие» - формирование интереса и любви к спорту, знакомство с спортсменами родного края, и видами спорта в которых они прославились; развитие двигательной активности детей посредствам подвижных народных игр
В программе нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями посёлка, лучшими людьми посёлка (героями труда и ВОВ, культуры и искусства); с основными профессиями, наиболее значимыми в нашем посёлке, с достопримечательностями, традициями.
Срок реализации: 1 год.
Занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине дня через совместную деятельность педагога и детей, самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность с семьей.
Педагог
Палько Алена Евгеньевна
Образование – средне специальное. Черепановский педагогический колледж Новосибирской области в 2022 год
Квалификационная категория - соответствие занимаемой должности.
Стаж работы 5 лет, в данном учреждении 4 лет
Длительность каждой НОД для детей данного возраста – 20-30 мин.
Списочный состав группы – 10 воспитанников.
НОД будет проводиться во второй половине дня.
Формы работы:
ОО Форма работы
Социально-
коммуникативное
развитие Творческие игры Сюжетно-ролевые игры
Игры-путешествия
Экскурсии, целевые прогулки
Посещение музея, библиотеки
Встречи с интересными людьми
Создание мини-музея
Благоустройство и охрана окружающей природы
Речевое развитие Беседы. Составление рассказов
Чтение худ. литературы
Заучивание наизусть
Викторины
Сочинение загадок
Познавательное развитие Познавательные беседы
Просмотр видео
Интеллектуальные игры
Экологические акции
Проектная деятельность
Викторины
Художественно-эстетическое развитие Продуктивные виды деятельности
Прослушивание муз. произведений
Рассматривание
Изготовление поделок
Коллективные творческие работы
Участие в творческих конкурсах Организация выставок детского творчества
Создание альбомов
Физическое развитие Подвижные игры
Русские народные игры
Походы
Целевые прогулки, экскурсии
Досуги, развлечения
Организационный раздел
2.1 Содержание работы программы :
Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 6 до 7 лет, содержит перспективное, планирование которое представлено на год.
1. Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).
2. Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой родного города. Воспитывать чувство любви к своей малой Родине, уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.
3. Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.
4. Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей.
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности (часть занятия, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.
Новизной и отличительной особенностью программы краеведения является воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Основные применяемые технологии:
Метод проектов
Заочные путешествия
Круглый стол
Участие в патриотических акциях
Результаты программы
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения;
наиболее важные исторические события истории родного поселка и района;
символику поселка и района;
писателей и поэтов Маслянинского района, их творчество;
национальный состав района, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
вести самостоятельные наблюдения в природе;
узнавать изученные растения и животных;
работать с элементами народного творчества;
применять игры разных народов для организации собственного досуга;
применять полученных знаний о Маслянино в добрых делах и поступках на благо родного поселка; творчески мыслить и рассуждать.
ориентироваться по картам-схемам поселка и его окрестностей;
уметь рассказывать о достопримечательностях поселка.
У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
уважение к почетным жителям родного края;
интерес к жизни родного посёлка;
сформировано уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде;
расширенные представления об истории семьи
чувство гордости за родной край, его ценности, обычаи, традиции.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Учебное помещение: групповые комнаты, музыкальный и физкультурный залы, районный краеведческий музей, районная детская библиотека, детская школа искусств, районный Дом Культуры, изба Старателя в селе Егорьевск,
Материально-техническое обеспечение:
Компонент дидактический включает в себя: Познавательные книги,, Тематические альбомы, Серии картин с изображением природных сообществ, Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, аудиозаписи о природе родного края, поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых, декоративно прикладное искусство народов (игрушки, «Пословицы, поговорки», сказки о Маслянино, подборка песен и стихов местных авторов, произведения самих детей, папки-передвижки о поселке,.
Компонент оборудования включает в себя: приборы-помощники: лупы, увеличительные стекла, весы, песочные - механические часы, компас, магниты; портновский метр, линейки, треугольник т. д.
Компонент стимулирования включает в себя: – разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема; -сита, воронки разного размера и материала; – природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья и др. ; Красители: непищевые (гуашь, акварельные краски); – медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки мензурки и др – прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
Информационное обеспечение: центр «Книжный городок» – собраны книги о Маслянинском районе, областном центре и России; картотеки: «Игры разных народов», «Загадки народов Сибири», «Пословицы, поговорки», подборка произведений и стихов местных авторов. фото и видео презентации о Маслянинском районе,
видеотека: о Маслянинском районе, областном центре и России;
Педагогические технологии: проектные, здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные, квест- технологии, ТРИЗ – технологии, личностно-ориентированные, лэпбук.
Дидактические материалы:
Уголок «Мой край родной», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о поселке современном и старинном; решать познавательные задачи о поселке и областном центре; путешествовать по районам (карта);
Уголок нравственно-патриотического воспитания «Россия – родина моя»
«Лаборатория Знайки», где собраны коллекции полезных ископаемых, гербарии, макеты природных зон, растения и животные; дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях.
Перспективный план работы с детьми «Мой край родной»
Сентябрь
1. «История моего имени». Презентация детских проектов.
2. «Герб моей семьи». Конкурс рисунков.
Октябрь
1. «Мой край родной». Просмотр фильмов.
2. «Осенний лес принимает гостей» Экскурсия.
3. СШОР по конному спорту им. И. П. БРАЙЧЕВА. Экскурсия.
4. «Уважения достойны». Беседа о пожилых людях с творческим заданием.
Ноябрь
1. «Наш – поселок». Знакомство с картой – схемой поселка.
2. «Символика поселка» (герб, флаг). Беседа.
3. «Рождение поселка». Экскурсия в музей.
4. «В гости к книгам» Экскурсии в библиотеку.
Декабрь
1. «Моя улица, мой дом» Развлечение.
2. «Традиции и праздники Маслянинского народа» Экскурсия в «Маслянинский Дом культуры».
3. «Не рубите елочку» Беседа с творческим заданием.
4. «Рождественские огни» Презентация семейных творческих работ.
Январь
1. «Мой родной Новосибирск». Виртуальная экскурсия.
2. «Достопримечательности поселка». Экскурсия.
3. «Зима в моем поселке» Фотоконкурс. Изготовление альбома.
Февраль
1. «Семейное мастерство – семейное хобби». Презентация семейных творческих работ.
2. «Люблю тебя, Маслянинский район». Музыкально – литературная гостиная.
3. «А ну-ка мальчики!» КВН
Март
1. «Растительный мир нашего края» Изготовление альбома.
2. «Животные нашего края». Изготовление макета природных зон
3. Животные и растения из Красной книги района. Просмотр видеофильма.
4. «Легкое дыхание. А чем мы дышим» Опыты, эксперименты.
5. «Коровушка, коровушка, Рогатая головушка!» Экскурсия
Апрель
1. «Полезные ископаемые нашего края». Экскурсия
2. «Предприятия нашего поселка». Виртуальная экскурсия.
3. «Люди, прославившие поселок – Земляки» Беседа.
4. «Блинный челлендж» Совместные посиделки. Развлечение.
Май
1. «Не словом, а делом» Акция субботник детского сада
2. «Этих дней не смолкнет слава» Рассказы детей, подготовленные совместно с родителями.
3. «О героях былых времен» Экскурсия
4. «Люби и знай родной свой край!» Викторина.