МААМ-картинки

Программа кружка по формированию ориентировки в пространстве и на листе бумаги у дошкольников «Занимательные клеточки»

Тачкова Ирина Владимировна
Программа кружка по формированию ориентировки в пространстве и на листе бумаги у дошкольников «Занимательные клеточки»
▼ Скачать + Заказать документы

Руководитель: Воспитатель 1 категории Тачкова Ирина Владимировна. МКДОУ "Детский сад №3 "Радуга детства" г. Новосибирска

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой). Умение ориентироваться в пространстве – важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребенку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Осваивается данный навык медленно и с большими трудностями. Особенно сложно формируется этот навык у детей с нарушениями речи. Недостаточность пространственных представлений проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела, в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У детей возникают сложности при ориентировке на листе бумаги и в окружающем пространстве.

Публикация «Программа кружка по формированию ориентировки в пространстве и на листе бумаги у дошкольников „Занимательные клеточки“» размещена в разделах

Актуальность

Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта.

Пространственная ориентировка – это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредствам взаимосвязанной деятельности анализаторной системы. Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности.

Дидактические игры и упражнения для формирования пространственной ориентировки у дошкольников позволит детям дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми преодолеть трудности по формированию пространственной ориентировки.

Графические диктанты (рисование по клеточкам на листе бумаги) – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у ребенка пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, произвольного внимания, усидчивости. Расширяет кругозор ребенка, развивает логическое мышление, память.

Цели программы :

• Подготовить руку ребенка к письму;

• Научить понимать и правильно использовать в речи предлоги В, НА, ПОД, ЗА, НАД, ПЕРЕД, МЕЖДУ и др. ;;

Формирование пространственной ориентировки, графических навыков;

• Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление;

• Развить способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Задачи программы :

• Развитие логики и логического мышления, устойчивого внимания;

• Развитие мелкой моторики и координации движений;

• Развитие творческого воображения, эстетического вкуса;

• Научить ориентироваться в пространстве, на листе бумаги и в тетради в клетку;

• Воспитывать усидчивость, аккуратность;

Формирование правильной осанки у детей.

Основные принципы работы:

• Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

• Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

• Вариативность содержания и форм проведения занятий, опора на игровую деятельность;

• Систематичность и последовательность занятий;

• Наглядность;

• Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.

Методические рекомендации по организации работы с детьми

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет). Длительность продуктивной деятельности с детьми варьируются в зависимости от ситуации и желания детей. Игры задания и упражнения учитывают возможности детей дошкольного возраста, поэтому предлагаются в игровой форме.

Используются здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения (это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, пальчиковая гимнастика.

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двух мерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.). При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. Все это позволяет достигать более высоких результатов в работе с детьми.

Формы и режим занятий

Форма работы : Совместная деятельность детей и педагога.

Срок проведения: 2 года

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Форма организации : подгрупповая

Длительность занятий: 20-25 минут

Место проведения кружка : групповая комната, вторая половина дня

Количество детей: 12 человек

Ожидаемые результаты:

• Укрепить мышечный тонус кисти рук;

• Развить четкие движения и координацию ребенка;

• Развить способность концентрировать внимание, запоминание и воспроизведение ряда последовательных действий;

Сформировать усидчивость и правильную осанку.

Форма работы с родителями

Тесная связь работы семьи и детского сада способствует наилучшему развитию и воспитанию дошкольника. Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Два раза в год провожу тематические собрания, на которых знакомлю родителей с достижениями детей, консультации.

Литература:

1. К. В. Шевелев «Ориентация в пространстве и на плоскости» - Бином, лаборатория знаний, 2018г.

2. И. Н. Моргачева «Ребенок в пространстве» - СПб. 2019г.

3. Е. А. Новокшонова, И. И. Вторушина, С. П. Леоненко «Занимательные игры и упражнения для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями (5-7лет) – Томск 2012г.

4. С. В. Бурдина «Рисуем по клеточкам» - Вятка 2019г.

5. Г. А. Сыропятова «Графические диктанты» - Екатеринбург 2017г.

6. О. А. Жукова «Графические диктанты» - СПб. 2019г.

Интернет – ресурсы:

1. 1september.ru

2. Stranachydes.com

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

"ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ КЛЕТОЧКИ" ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5-6лет).

СЕНТЯБРЬ 2 неделя Тема: «Что справа?»

Цель: Формировать пространственные представления : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Развитие познавательного интереса детей, памяти, логического мышления, воображения.

3 неделя Тема: «Ухо-нос»

Цель: Формирование умений ориентироваться в движении. Развивать у детей умения четко следовать инструкции работать над развитием правильной, четкой и связной речью. Активизировать пространственное представление (вправо, влево, вверх, вниз).

4 неделя Тема: «На плоту»

Цель: Формирование пространственных представлений : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Развитие познавательного интереса детей, памяти, логического мышления, воображения.

ОКТЯБРЬ 1 неделя Тема: «Отгадай где…»

Цель: Формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета). Развитие логики и логического мышления, устойчивого внимания.

2 неделя Тема: «Давай меняться»

Цель: Формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета). Развитие логики и логического мышления, устойчивого внимания.

3 неделя Тема: «Что изменилось?»

Цель: Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Развитие познавательного интереса детей, памяти, логического мышления, воображения

4 неделя Тема: «Куда пойдешь, что найдешь?»

Цель: Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Развитие познавательного интереса детей, памяти, логического мышления, воображения

НОЯБРЬ 1 неделя Тема: «Синхронное плаванье»

Цель: Формирование умений ориентироваться в движении. Развивать у детей умения четко следовать инструкции работать над развитием правильной, четкой и связной речью. Активизировать пространственное представление (вправо, влево, вверх, вниз).

2 неделя Тема: «Новая походка»

Цель: Формирование умений ориентироваться в движении. Развивать у детей умения четко следовать инструкции работать над развитием правильной, четкой и связной речью. Активизировать пространственное представление (вправо, влево, вверх, вниз).

3 неделя Тема: «Назови соседей»

Цель: Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве).

Активизировать пространственное представление (вправо, влево, вверх, вниз).

4 неделя Тема: «Кто где»

Цель: Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве).

Активизировать пространственное представление (вправо, влево, вверх, вниз).

ДЕКАБРЬ 1 неделя Тема: «Волшебный лист»

Цель: Познакомить детей «что такое лист бумаги», из чего она состоит, какие рисунки можно с ней рисовать. Развивать у детей зрительно-пространственную ориентацию (вверх, вниз, вправо, влево). Формировать элементарные математические представления.

2 неделя Тема: «Знакомство с клеткой»

Цель: Познакомить детей «что такое клетка», из чего она состоит, какие рисунки можно с ней рисовать. Активизировать пространственные представления детей (вверх, вниз, вправо, влево). Учить детей проводить прямые линии определённой длинны в заданном направлении. Развитие познавательного интереса детей, памяти, логического мышления, воображения.

3 неделя Тема: «Рисование в клетках»

Цель: Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку. Продолжать развивать умение чертить прямые линии заданных параметров. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность.

4 неделя Тема: «Рисуем по клеточкам»

Цель: Продолжать работать по развитию умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, активизировать пространственные представления, слуховое восприятие, память. Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении. Формировать правильную осанку при письме.

ЯНВАРЬ 2 неделя Тема: «Раскрась игрушки на елке в соответствии с их формой»

Цель: Развитие пространственных представлений у детей, умение ориентироваться на листе тетради. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Формировать устойчивое слуховое внимание и усидчивость.

3 неделя Тема: «Повтори рисунок»

Цель: Продолжать работать по развитию умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, активизировать пространственные представления, слуховое восприятие, память. Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении. Формировать правильную осанку при письме.

4 неделя Тема: «Дорисуй картинку по пунктирам»

Цель: Учить детей ориентироваться на листе тетради. Продолжать развивать умение чертить прямые линии заданных параметров. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность.

ФЕВРАЛЬ 1 неделя Тема: «Дорисуй вторую половину картинки»

Цель: Развитие пространственных представлений у детей, умение ориентироваться на листе тетради. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Формировать устойчивое слуховое внимание и усидчивость.

2 неделя Тема: «Продолжи ряд»

Цель: Развивать познавательный интерес детей, память, логическое мышление, воображение. Развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику рук. Совершенствовать графические навыки детей.

3 неделя Тема: «Дорисуй картинку и раскрась»

Цель: Продолжать работать по развитию умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, активизировать пространственные представления, слуховое восприятие, память. Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении. Формировать правильную осанку при письме.

4 неделя Тема: «Дорисуй картинку по точкам»

Цель: Учить детей ориентироваться на листе тетради. Продолжать развивать умение чертить прямые линии заданных параметров. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность.

МАРТ 1 неделя Тема: «Нарисуй по клеточкам точно такой же рисунок»

Цель: Развитие пространственных представлений у детей, умение ориентироваться на листе тетради. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Формировать устойчивое слуховое внимание и усидчивость.

2 неделя Тема: «Я еду на машине»

Цель: Продолжать работать по развитию умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, активизировать пространственные представления, слуховое восприятие, память. Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении. Формировать правильную осанку при письме.

3 неделя Тема: «Времена года»

Цель: Развитие пространственных представлений у детей, умение ориентироваться на листе тетради. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Формировать устойчивое слуховое внимание и усидчивость.

4 неделя Тема: «Нарисуй то же в пустых клетках»

Цель: Учить детей ориентироваться на листе тетради. Продолжать развивать умение чертить прямые линии заданных параметров. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность.

АПРЕЛЬ 1 неделя Тема: «Сделай так»

Цель: Развивать познавательный интерес детей, память, логическое мышление, воображение. Развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику рук. Совершенствовать графические навыки детей.

2 неделя Тема: «Продолжи узор»

Цель: Продолжать работать по развитию умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, активизировать пространственные представления, слуховое восприятие, память. Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении. Формировать правильную осанку при письме.

3 неделя Тема: «Раскрась правильно»

Цель: Развитие пространственных представлений у детей, умение ориентироваться на листе тетради. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Формировать устойчивое слуховое внимание и усидчивость.

4 неделя Тема: «Заштрихуй по образцу»

Цель: Учить детей ориентироваться на листе тетради. Продолжать развивать умение чертить прямые линии заданных параметров. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность.

МАЙ 2 неделя Тема: «Дорисуй картинку и раскрась»

Цель: Развитие пространственных представлений у детей, умение ориентироваться на листе тетради. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Формировать устойчивое слуховое внимание и усидчивость.

3 неделя Тема: «Парашютисты»

Цель: Развивать познавательный интерес детей, память, логическое мышление, воображение. Развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику рук. Совершенствовать графические навыки детей.

4 неделя Тема: «Раскрась картинку в соответствии с цифрами»

Цель: Развитие пространственных представлений у детей, умение ориентироваться на листе тетради. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Формировать устойчивое слуховое внимание и усидчивость.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространствеДидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Уважаемые коллеги и гости моей странички.

Игра-тренажёр на умение ориентироваться на листе бумаги «Фигуры высшего пилотажа» с детьми старшего дошкольного возрастаИгра-тренажёр на умение ориентироваться на листе бумаги «Фигуры высшего пилотажа» с детьми старшего дошкольного возраста Игра – тренажёр «Фигуры высшего пилотажа»Дидактическая задача – учить детей ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие Колобка. Ориентировка на листе бумаги» Тема: «Путешествие Колобка». Цель: Воспитывать интерес к математике, совершенствовать навыки учебной деятельности. Задачи: Образовательные:.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Пространственная ориентировка на листе бумаги»Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Пространственная ориентировка на листе бумаги» Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группы) «Пространственная ориентировка на листе.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Настольная игра для развития мелкой моторики пальцев рук и ориентировки в пространстве «Цветные дорожки»Настольная игра для развития мелкой моторики пальцев рук и ориентировки в пространстве «Цветные дорожки» Добрый день, уважаемые коллеги. Одним из важных в наше время направлений работы педагогов в ДОУ является речевое развитие. Эта работа ведется.

Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Роль СБО, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики в решении всестороннего развития ребенка Вид: Использование сохранных анализаторов в социально-бытовой ориентировке ребенка в окружающем. Тема: Посуда. Коррекционно-педагогические.

Упражнения на ориентировку на листе бумаги для старших дошкольников в условиях самоизоляцииУпражнения на ориентировку на листе бумаги для старших дошкольников в условиях самоизоляции Возраст: 5 – 7 лет (старший дошкольный возраст). Цель: развивать умение ориентироваться на ограниченной плоскости посредством словесной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по формированию ориентировки в пространстве и на листе бумаги у дошкольников «Занимательные клеточки»
Опубликовано: 6 августа 2021 в 08:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка по формированию ориентировки в пространстве и на листе бумаги у дошкольников «Занимательные клеточки»» (включая файлы) размещена пользователем Тачкова Ирина Владимировна (УИ 2629091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД