Тачкова Ирина Владимировна
Программа кружка по формированию ориентировки в пространстве и на листе бумаги у дошкольников «Занимательные клеточки»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель: Воспитатель 1 категории Тачкова Ирина Владимировна. МКДОУ "Детский сад №3 "Радуга детства" г. Новосибирска
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой). Умение ориентироваться в пространстве – важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребенку важно свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Осваивается данный навык медленно и с большими трудностями. Особенно сложно формируется этот навык у детей с нарушениями речи. Недостаточность пространственных представлений проявляется в нарушении восприятия схемы собственного тела, в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. У детей возникают сложности при ориентировке на листе бумаги и в окружающем пространстве.
Публикация «Программа кружка по формированию ориентировки в пространстве и на листе бумаги у дошкольников „Занимательные клеточки“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Ориентировка в пространстве
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Актуальность
Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта.
Пространственная ориентировка – это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредствам взаимосвязанной деятельности анализаторной системы. Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности.
Дидактические игры и упражнения для формирования пространственной ориентировки у дошкольников позволит детям дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми преодолеть трудности по формированию пространственной ориентировки.
Графические диктанты (рисование по клеточкам на листе бумаги) – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у ребенка пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, произвольного внимания, усидчивости. Расширяет кругозор ребенка, развивает логическое мышление, память.
Цели программы :
• Подготовить руку ребенка к письму;
• Научить понимать и правильно использовать в речи предлоги В, НА, ПОД, ЗА, НАД, ПЕРЕД, МЕЖДУ и др. ;;
• Формирование пространственной ориентировки, графических навыков;
• Развивать внимание, зрительное восприятие, пространственное мышление;
• Развить способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Задачи программы :
• Развитие логики и логического мышления, устойчивого внимания;
• Развитие мелкой моторики и координации движений;
• Развитие творческого воображения, эстетического вкуса;
• Научить ориентироваться в пространстве, на листе бумаги и в тетради в клетку;
• Воспитывать усидчивость, аккуратность;
• Формирование правильной осанки у детей.
Основные принципы работы:
• Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
• Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• Вариативность содержания и форм проведения занятий, опора на игровую деятельность;
• Систематичность и последовательность занятий;
• Наглядность;
• Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.
Методические рекомендации по организации работы с детьми
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет). Длительность продуктивной деятельности с детьми варьируются в зависимости от ситуации и желания детей. Игры задания и упражнения учитывают возможности детей дошкольного возраста, поэтому предлагаются в игровой форме.
Используются здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения (это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, пальчиковая гимнастика.
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двух мерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них. Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.). При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. Все это позволяет достигать более высоких результатов в работе с детьми.
Формы и режим занятий
Форма работы : Совместная деятельность детей и педагога.
Срок проведения: 2 года
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Форма организации : подгрупповая
Длительность занятий: 20-25 минут
Место проведения кружка : групповая комната, вторая половина дня
Количество детей: 12 человек
Ожидаемые результаты:
• Укрепить мышечный тонус кисти рук;
• Развить четкие движения и координацию ребенка;
• Развить способность концентрировать внимание, запоминание и воспроизведение ряда последовательных действий;
• Сформировать усидчивость и правильную осанку.
Форма работы с родителями
Тесная связь работы семьи и детского сада способствует наилучшему развитию и воспитанию дошкольника. Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Два раза в год провожу тематические собрания, на которых знакомлю родителей с достижениями детей, консультации.
Литература:
1. К. В. Шевелев «Ориентация в пространстве и на плоскости» - Бином, лаборатория знаний, 2018г.
2. И. Н. Моргачева «Ребенок в пространстве» - СПб. 2019г.
3. Е. А. Новокшонова, И. И. Вторушина, С. П. Леоненко «Занимательные игры и упражнения для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями (5-7лет) – Томск 2012г.
4. С. В. Бурдина «Рисуем по клеточкам» - Вятка 2019г.
5. Г. А. Сыропятова «Графические диктанты» - Екатеринбург 2017г.
6. О. А. Жукова «Графические диктанты» - СПб. 2019г.
Интернет – ресурсы:
1. 1september.ru
2. Stranachydes.com
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
"ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ КЛЕТОЧКИ" ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5-6лет).
СЕНТЯБРЬ 2 неделя Тема: «Что справа?»
Цель: Формировать пространственные представления : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Развитие познавательного интереса детей, памяти, логического мышления, воображения.
3 неделя Тема: «Ухо-нос»
Цель: Формирование умений ориентироваться в движении. Развивать у детей умения четко следовать инструкции работать над развитием правильной, четкой и связной речью. Активизировать пространственное представление (вправо, влево, вверх, вниз).
4 неделя Тема: «На плоту»
Цель: Формирование пространственных представлений : слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко. Развитие познавательного интереса детей, памяти, логического мышления, воображения.
ОКТЯБРЬ 1 неделя Тема: «Отгадай где…»
Цель: Формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета). Развитие логики и логического мышления, устойчивого внимания.
2 неделя Тема: «Давай меняться»
Цель: Формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета). Развитие логики и логического мышления, устойчивого внимания.
3 неделя Тема: «Что изменилось?»
Цель: Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Развитие познавательного интереса детей, памяти, логического мышления, воображения
4 неделя Тема: «Куда пойдешь, что найдешь?»
Цель: Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Развитие познавательного интереса детей, памяти, логического мышления, воображения
НОЯБРЬ 1 неделя Тема: «Синхронное плаванье»
Цель: Формирование умений ориентироваться в движении. Развивать у детей умения четко следовать инструкции работать над развитием правильной, четкой и связной речью. Активизировать пространственное представление (вправо, влево, вверх, вниз).
2 неделя Тема: «Новая походка»
Цель: Формирование умений ориентироваться в движении. Развивать у детей умения четко следовать инструкции работать над развитием правильной, четкой и связной речью. Активизировать пространственное представление (вправо, влево, вверх, вниз).
3 неделя Тема: «Назови соседей»
Цель: Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве).
Активизировать пространственное представление (вправо, влево, вверх, вниз).
4 неделя Тема: «Кто где»
Цель: Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве).
Активизировать пространственное представление (вправо, влево, вверх, вниз).
ДЕКАБРЬ 1 неделя Тема: «Волшебный лист»
Цель: Познакомить детей «что такое лист бумаги», из чего она состоит, какие рисунки можно с ней рисовать. Развивать у детей зрительно-пространственную ориентацию (вверх, вниз, вправо, влево). Формировать элементарные математические представления.
2 неделя Тема: «Знакомство с клеткой»
Цель: Познакомить детей «что такое клетка», из чего она состоит, какие рисунки можно с ней рисовать. Активизировать пространственные представления детей (вверх, вниз, вправо, влево). Учить детей проводить прямые линии определённой длинны в заданном направлении. Развитие познавательного интереса детей, памяти, логического мышления, воображения.
3 неделя Тема: «Рисование в клетках»
Цель: Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку. Продолжать развивать умение чертить прямые линии заданных параметров. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность.
4 неделя Тема: «Рисуем по клеточкам»
Цель: Продолжать работать по развитию умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, активизировать пространственные представления, слуховое восприятие, память. Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении. Формировать правильную осанку при письме.
ЯНВАРЬ 2 неделя Тема: «Раскрась игрушки на елке в соответствии с их формой»
Цель: Развитие пространственных представлений у детей, умение ориентироваться на листе тетради. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Формировать устойчивое слуховое внимание и усидчивость.
3 неделя Тема: «Повтори рисунок»
Цель: Продолжать работать по развитию умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, активизировать пространственные представления, слуховое восприятие, память. Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении. Формировать правильную осанку при письме.
4 неделя Тема: «Дорисуй картинку по пунктирам»
Цель: Учить детей ориентироваться на листе тетради. Продолжать развивать умение чертить прямые линии заданных параметров. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность.
ФЕВРАЛЬ 1 неделя Тема: «Дорисуй вторую половину картинки»
Цель: Развитие пространственных представлений у детей, умение ориентироваться на листе тетради. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Формировать устойчивое слуховое внимание и усидчивость.
2 неделя Тема: «Продолжи ряд»
Цель: Развивать познавательный интерес детей, память, логическое мышление, воображение. Развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику рук. Совершенствовать графические навыки детей.
3 неделя Тема: «Дорисуй картинку и раскрась»
Цель: Продолжать работать по развитию умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, активизировать пространственные представления, слуховое восприятие, память. Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении. Формировать правильную осанку при письме.
4 неделя Тема: «Дорисуй картинку по точкам»
Цель: Учить детей ориентироваться на листе тетради. Продолжать развивать умение чертить прямые линии заданных параметров. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность.
МАРТ 1 неделя Тема: «Нарисуй по клеточкам точно такой же рисунок»
Цель: Развитие пространственных представлений у детей, умение ориентироваться на листе тетради. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Формировать устойчивое слуховое внимание и усидчивость.
2 неделя Тема: «Я еду на машине»
Цель: Продолжать работать по развитию умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, активизировать пространственные представления, слуховое восприятие, память. Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении. Формировать правильную осанку при письме.
3 неделя Тема: «Времена года»
Цель: Развитие пространственных представлений у детей, умение ориентироваться на листе тетради. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Формировать устойчивое слуховое внимание и усидчивость.
4 неделя Тема: «Нарисуй то же в пустых клетках»
Цель: Учить детей ориентироваться на листе тетради. Продолжать развивать умение чертить прямые линии заданных параметров. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность.
АПРЕЛЬ 1 неделя Тема: «Сделай так»
Цель: Развивать познавательный интерес детей, память, логическое мышление, воображение. Развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику рук. Совершенствовать графические навыки детей.
2 неделя Тема: «Продолжи узор»
Цель: Продолжать работать по развитию умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, активизировать пространственные представления, слуховое восприятие, память. Учить проводить прямые линии определенной длины в заданном направлении. Формировать правильную осанку при письме.
3 неделя Тема: «Раскрась правильно»
Цель: Развитие пространственных представлений у детей, умение ориентироваться на листе тетради. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Формировать устойчивое слуховое внимание и усидчивость.
4 неделя Тема: «Заштрихуй по образцу»
Цель: Учить детей ориентироваться на листе тетради. Продолжать развивать умение чертить прямые линии заданных параметров. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность.
МАЙ 2 неделя Тема: «Дорисуй картинку и раскрась»
Цель: Развитие пространственных представлений у детей, умение ориентироваться на листе тетради. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Формировать устойчивое слуховое внимание и усидчивость.
3 неделя Тема: «Парашютисты»
Цель: Развивать познавательный интерес детей, память, логическое мышление, воображение. Развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику рук. Совершенствовать графические навыки детей.
4 неделя Тема: «Раскрась картинку в соответствии с цифрами»
Цель: Развитие пространственных представлений у детей, умение ориентироваться на листе тетради. Развивать творческое воображение, эстетический вкус. Формировать устойчивое слуховое внимание и усидчивость.