Ольга Потапова
Программа кружка по изобразительной деятельности для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Основой содержания программы является : обогащение и систематизация знаний.
Программа кружка по изобразительной деятельности.
Автор: Потапова Ольга Петровна. воспитатель МАДОУ № 15 "Светлячок" г. Салаира Кемеровской области.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой». В. Л. Сухомлинский
Публикация «Программа кружка по изобразительной деятельности для старших дошкольников» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Детское творчество – это чудесная и загадочная страна. А помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Уже с раннего возраста у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В процессе занятия изобразительной деятельностью совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности : рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Занятия направлены на развитие у детей творчества. Под творчеством понимается деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения,
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.
Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить зависимости – все это в совокупности и составляют творческие способности. Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать, целостно воспринимать мир. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины или пластилина, бумаги.
Реализация дополнительной образовательной программы предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественно-творческому развитию детей старших и подготовительных к школе групп на общепедагогических и специфических принципах Соблюдение данных принципов при реализации программы обеспечивает сохранение и поддержку здоровья детей, их эмоциональное благополучие, личностное и интеллектуальное развитие. Интегрированность, разнообразие форм и методов, учет индивидуальных особенностей детей в освоении содержания программы способствует формированию у них любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества воспитательно-образовательного процесса
Новизна программы
- развитие не только изобразительных навыков, но и речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира».
Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи: развивается речь, фантазия и воображение, вызывается желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Актуальность программы
- обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.
Для эффективного художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в программе соблюдаются следующие педагогические условия:
1. Формирование эстетического отношения и художественных способностей детей в творческой деятельности.
2. Создание развивающей среды для занятий по изо-деятельности.
3. Ознакомление детей с основами изобразительного творчества в среде дошкольного образовательного учреждения.
Основой содержания программы является : обогащение и систематизация знаний об особенностях изобразительного искусства и его выразительных средствах, овладение детьми изобразительно-выразительными умениями, техникой исполнения, формирование представлений о средствах достижения выразительности.
На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Программа охватывает две возрастные группы, и на каждом возрастном этапе поставленные задачи усложняются, что требует от детей владения способами обследования предметов и явлений, специфических для изобразительной деятельности, а также контрольно- корректировочных действий. Программа рассчитана на 2 года обучения. Названия разделов дублируются на втором году обучения, имея более широкое и углубленное содержание.
Методика занятий по изобразительной деятельности направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитие образного мышления, воображения, а также овладения детьми произвольностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств выполнения, способов решения). Занятия подразделяются на: теоретические и практические. Теоретические занятия носят ознакомительный и познавательный характер: знакомство с видами и жанрами искусства, с видами декоративно-прикладного творчества, книжной графикой, художниками. В практических занятиях дети на основе полученных знаний, создают художественные образы, реализуя свои творческие возможности. В данной программе используются принципы интеграции искусств: взаимодействия и взаимопроникновения различных видов искусств и художественно-творческой деятельности. Суть данной формы – наслоение пластов различных видов искусств (живописи, поэзии, музыки, содержание которых пронизано одной целью – создании в сознании ребенка целостного художественного образа.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом обсуждают свою работу. Применяется на занятиях художественное слово: потешки, загадки, стихи.
Выполняя практические действия, дети способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развивают связную речь.
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ».
Для занятий по изобразительной деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы, о жизни людей, о жизни животных.
«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ».
Занятия по изобразительной деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ».
Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».
Использование физ. минуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Данная программа составлена с учетом :
- «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
- «Изобразительная деятельность в детском саду» / автор Т. С. Комарова.
- «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.
-. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду : подготовительная группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002, 176 с., ил.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели программы :
Формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности, через занятия изобразительным искусством, пластикой, художественным конструированием.
Задачи программы :
1. Обучающие:
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.
- Знакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
2. Развивающие:
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.
- Развивать у детей творческую активность и инициативу.
- Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
3. Воспитательные:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
- Формировать умение работать в коллективе.
4. Коммуникативные:
- Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Принципы обучения :
- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
- Принцип доступности обучения.
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип наглядности.
- Принцип цикличности: построение программы с постепенным усложнением.
Приемы и методы используемые на занятиях :
- Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
- Практические – упражнения, игр. методы,
- Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация,
- Словесные приемы – объяснение, пояснение, оценка (положительная оценка достижений ребенка является для него важным стимулом развития и дальнейшей деятельности).
- Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Организация обучения :
Программа рассчитана на два года обучения детей 5-7 лет.
Первый год обучения (5-6 лет) - 2 раза в неделю по 25-30 минут;
Второй год обучения (6-7 лет) – 2 раза в неделю по 30-35 минут.
Ожидаемые результаты программы :
К концу реализации программы дети :
- Эмоционально воспринимают содержание произведения.
- Запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки.
- Замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.).
- С помощью выразительности создают образ в рисунке и лепке.
- Оценивают то, что получилось.
- Отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора.
- Формируются творческие способности, необходимые для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Должны знать
Должны уметь
Жанры живописи (натюрморт, пейзаж)
Художников – пейзажистов; художников – иллюстраторов
Художников - портретистов
Виды пейзажа (осенний, зимний, весенний, летний, городской, деревенский, морской, горный)
Виды росписи декоративно-
прикладного искусства: (хохломская,
городецкая, гжельская, дымковская, жостовская)
Виды книжной графики
Холодную и теплую цветовые гаммы
Выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму, строение, характерные особенности предметов
Создавать изображения по заданию педагога
Создавать изображения по представлению и собственному
замыслу
Создавать рисунки по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.
Изображать отдельные предметы и сюжеты.
Пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами.
Смешивать краски, создавать оттенки.
Использовать для создания изображения различные приемы
Для определения результатов осуществляется диагностика, тестирование, наблюдение (см. приложение).
Формами подведения итогов реализации программы являются :
• Организация выставок детских работ для родителей.
• Тематические выставки в ДОУ.
• Участие в выставках и конкурсах различного уровня в течение года.
• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
• Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т. д.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: Ознакомление детей с разными видами изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей представление о различном подходе в передаче образа.
- Познакомить детей с разными видами искусства.
- Осваивать различные приемы декоративного рисования.
Развивающие:
- Развивать у детей умение передавать различные варианты цветовых сочетаний, композиционных построений.
- Развивать самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.
- Развивать умение пользоваться изобразительными средствами (цвет, форма, композиция) для передачи образа.
- Развивать умение лепить из целого куска глины, пользоваться стекой.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
- Воспитывать доброе отношение к окружающим.
Содержание образовательной программы :
1. Изображение предметного мира : изображение предметов или живых объектов, передача формы, пропорций, характерных поз, жестов, мимики, существенных деталей. Использовать цвет как средство передачи настроения.
2. Изображение сказочных образов : умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности – рисунок, цвет, композицию.
3. Сюжетное рисование: создание сюжетных изображений с натуры, изображать предметы близко-далеко, линию горизонта, пейзажи.
4. Декоративное рисование: создание нарядных образов, украшение предметов с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, использование ритма, симметрии в композиции (Городецкая роспись, Дымковская, Хохломская, Гжель).
5. Ознакомление детей с искусством:
- основы графики: книжная графика, характер линии, пятно.
- основы живописи: представления о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет) написанные в теплых и холодных тонах, разных по композициям.
6. Предметная лепка: прием лепки из целого куска путем вдавливания комка глины (пластилина, вытягивания отдельных частей предмета; изображение овощей, фруктов, животных, человека.
7. Декоративная лепка: лепка по мотивам народных промыслов, украшение декоративных пластин при помощи налепа.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения ребенок:
• Проявляет интерес к прекрасному в окружающем мире.
• воспринимает содержание картины, её выразительные средства.
• передаёт образ в рисунке, умеет располагать сюжет на листе бумаги, правильно пользуется кистью и красками.
• для передачи образа пользуется цветом, композицией, выразительностью силуэта.
• передает образ в лепке, учитывая пропорциональность частей, показывая движение; располагает фигурки, создавая сюжет; пользуется стекой в работе.
• Проявляет самостоятельность при выборе приемов выполнения работы.
Учебно – тематический план I года обучения
Разделы программы теория практика всего
Ознакомление детей с искусством
4 - 4
Изображение предметного мира 1 14 15
Сюжетное рисование 1 14 15
Изображение сказочных образов 1 7 8
Декоративное рисование 1 9 10
Декоративная лепка 1 9 10
Предметная лепка 1 9 10
итого 10 62 72
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель: приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать знакомить детей с искусством.
- Знакомить детей с репродукциями картин, скульптурами малых форм, предметами декоративно – прикладного искусства.
- Дать представления о декоративно- оформительском искусстве, графике, живописи, скульптуре, архитектуре.
Развивающие:
- Развивать умение применять различные средства выразительности- рисунок, цвет, композиция.
- Развивать умение в декоративном рисовании украшать предметы узорами, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
- Учить добиваться выразительности образа через форму, пропорцию, позу, жест, мимику, существенные детали.
- Развивать умение в декоративной лепке сочетать объемные формы и реальные изображения.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и интерес к изобразительному искусству,
- Воспитывать умение работать в коллективе
Содержание образовательной программы :
1. Ознакомление детей с искусством: рассматривание картин (натюрморты, пейзажи, портреты). Знакомство с монументальной, декоративной, станковой скульптурой, архитектурой.
2. Изображение предметного мира : передача характерных признаков предметов или живых объектов. Передача сходства в форме, пропорциях, позе, жесте, мимике, существенных деталях. Использование цвета, как средства передачи настроения. Осваивание свойств цветов (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма).
3. Сюжетное изображение : создание сюжетных изображений с натуры и по представлению. Умение выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами. Изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта.
4. Изображение сказочных образов : передача сказочных образов при помощи рисунка, цвета и композиции.
5. Декоративное рисование: создание нарядных образов, украшение предметов с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
6. Знакомство с народными промыслами: игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская); игрушки из дерева (полхов - майданская); предметы быта из бересты; росписи и резьба Городца, Хохломы, Палеха; керамическая посуда Гжели; вышивка из разных областей России, Украины; ткачество.
7. Сюжетная лепка: лепить скульптурные группы из двух - трех фигур, укреплять на общем основании, передавать пропорцию, движение, характер образа.
8. Декоративная лепка: по мотивам народных керамических изделий- посуды, птиц, барышень, коней, барельефов.
9. Предметная лепка: лепка с натуры овощей, фруктов, грибов, посуды (анализ формы, строения, сравнение изображения с натурой во время лепки). Лепка из целого куска.
Ожидаемые результаты:
К концу второго года обучения:
• Воспринимает произведения изобразительного искусства разных жанров (натюрморт, портрет, пейзаж).
• Замечает их отличия, обращает внимание на колорит.
• В рисунке добивается передачи выразительности образа через цвет, форму, пропорцию, позу, композицию.
• В декоративном рисовании украшает предметы узорами, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
• Передаёт пластический образ в лепке (движение, пропорции, характерные особенности).
• Умеет работать в коллективе.
Учебно – тематический план II года обучения
Разделы программы теория практика всего
1 Ознакомление детей с искусством
2 = 2
2
Изображение предметного мира 1 9 10
3
Сюжетное изображение 1 9 10
4
Изображение сказочных образов 1 7 8
5
Декоративное рисование 1 9 10
6
Знакомство с народными промыслами 2 8 10
7
Сюжетная лепка - 6 6
8
Декоративная лепка 1 6 7
9
Предметная лепка 1 6 7
итого 10 60 72