Алевтина Свинко
Программа кружка по музыкальному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Одна из самых актуальных и проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. Начинать работу в данном направлении необходимо в дошкольном возрасте.
Публикация «Программа кружка по музыкальному воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах. Выдающиеся музыканты просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов, как к средству музыкального воспитания развиваем на занятиях кружка «Колокольный звон». Для его работы разработана авторская программа.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (старшая группа). Для занятии кружка отбираются более способные воспитанники.
Цель программы: помочь детям активно войти в мир музыки, сделать ее естественной и потому необходимой в жизни ребенка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Задачи:
Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию.
Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух.
Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.
Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированностью.
Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
Циклограмма занятий:
Оптимальное количество детей – 10 – 12
Частота проведения – 1 раз в неделю, во вторую половину дня
Продолжительность занятий – 25 минут
Работу рекомендуется начинать с октября, после завершения адаптации и проведения диагностики по музыкальному воспитанию.
Диагностическая методика:
Для выявления уровня музыкальных способностей используется методика
И. Каплуновой и И. Новоскольцевой. Данная методика предполагает общую систему оценки по 3 – бальной шкале. 3 балла – соответствует уровню нормы, 2 балла – незначительное отклонение от уровня. 1 балл – практическое соответствие уровню нормы. Диагностика проводится 2 раза в год: В начале учебного года (октябрь) и в конце года (май). Данные заносятся в диагностические карты.
Ожидаемые результаты:
Умение передавать в игре знакомый ритмический рисунок и придерживаться общего темпа, одновременно начинать и заканчивать игру.
Развитие творческой активности детей при обучении игре на музыкальных инструментах.
Умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.
Принципы реализации программы:
В основу реализации программы положены следующие принципы
1. Принципы тематического планирования материала.
Знакомство с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные, духовые, струнные.
Знакомство с народными инструментами: гармоника, балалайка, гусли, трещотка, коробочка, баян и др.
Знакомство с музыкальными инструментами народов мари.
2. Принципы наглядности.
Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, презентации.
3. Принципы последовательности.
Планирование изучаемого познавательного материала последовательно от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.
4. Принципы занимательности.
Стремление к достижению результата.
Перспективный план
Октябрь.
Занятие 1.
Знакомство со звуками окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов.
Занятие 2.
Познакомиться с пониманиями: музыкальные и немузыкальные звуки.
Занятие 3.
Знакомство с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные, духовые, струнные.
Занятие 4.
а) Познакомиться с понятиями: звуки высокие и низкие, долгие и короткие, длительность.
б) Диагностика детей.
Ноябрь
Занятие 1.
Познакомиться с понятиями: динамика f(форте) и p(пиано)
Занятие 2.
а) Учимся прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов.
б) Учимся звукоподражанью голосам животных и птиц.
Занятие 3.
Знакомство с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах.
Занятие 4.
а) Учимся играть в ансамбле и индивидуально простые песенки и попевки, соблюдая общий темп, динамику и настроение.
“Петушок” р. н. песня.
б) Учимся играть в оркестре на ударных инструментах. “Ах вы, сени” р. н. п.
Декабрь
Занятие 1.
Познакомиться с симфоническим оркестром: струнной группой (скрипка, альт, виолончель, контрабас, ударной группой (барабан, литавры, тарелки, треугольник).
Занятие 2.
Знакомство с понятиями: сильная доля, пульс музыки, размер, пауза, гамма, тоника.
Занятие 3.
Знакомство с записью ритмов.
Занятие 4
а) Учимся выделять сильную долю на слух и в игре на детских музыкальных инструментах.
б) Выступление детей с оркестром музыкальных инструментов И. С Бах «Шутка»
Январь
Занятие 1.
Учимся играть в шумовом оркестре: своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп, динамику и настроение музыкального произведения.
Занятие 2.
Учимся играть гаммы вверх и вниз.
Занятие 3.
Продолжаем учиться играть простые попевки на одном, двух звуках индивидуально и в ансамбле.
Занятие 4.
Учимся играть простейшие партитуры в размере 2/4.
Февраль
Занятие 1.
Продолжаем знакомиться с симфоническим оркестром: духовой группой (труба, валторна, тромбон, фагот, флейта и др.)
Занятие 2.
Знакомство с новыми понятиями “мажор”, “минор”.
Занятие 3.
а) Знакомство с размером 3/4.
б) Учимся определять на слух размеры и 3/4.
Занятие 4.
а) Игра “Ритмическое эхо”.
б) Учимся проговаривать различные тексты в определенном размере.
Март
Занятие 1.
а) Сочинить ритмический рисунок, песенку на заданный текст.
б) Учимся импровизировать на ударных инструментах.
Занятие 2.
Беседа о том, что такое вступление, заключение.
Занятие 3.
Игра “Музыкальные инструменты”.
Занятие 4.
а) Продолжаем учиться играть индивидуально и в ансамбле простые песенки и попевки.
б) Разучивание мелодии “Веселые гуси” на металлофоне ко Дню 8 Марта.
в) Выступление на утреннике посвященному Международному женскому Дню 8 Марта. “Веселые гуси” индивидуальная игра на металлофоне.
Апрель
Занятие 1.
а) Знакомство с народными инструментами: гармоника, балалайка, гусли, трещотка, коробочка, баян и др.
б) Познакомить с оркестром русских народных инструментов.
Занятие 2.
Познакомить с размером 4/4.
Занятие 3.
а) Учимся передавать метрометрическую пульсацию и сильную долю.
б) Продолжаем учиться импровизировать на различных детских музыкальных инструментах.
Занятие 4.
Разучивание на металлофоне попевки “Во поле береза стояла”.
Май
Занятие 1.
а) Знакомство с музыкальными инструментами народов мари.
б) Знакомство с понятием “октава”.
Занятие 2. Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть. Игровое занятие.
Занятие 3. Итоговое занятие. Закрепление и повторение пройденного материала. Диагностика детей.
Занятие 4.
а) Выступление на выпускном вечере. Попевка “Во поле береза стояла” коллективное исполнение.
б) М. Глинка «Полька»
Литература
Н. Г. Кононова. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” Книга для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада.
Э. П. Костина. “Камертон” Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста.
С. И. Мерзляковой. “Фольклор – музыка – театр”. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками.
Г. П. Новикова. “Музыкальное воспитание дошкольников” Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений.
К. В. Тарасова, М. А. Трубникова “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах”
“Музыкальный руководитель” журнал для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений.
“Музыкальная палитра” журнал для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений.
Интернет – ресурсы:
http://muzryk7spb.wmsite.ru/forum/karta-nabljudenij/
http://festival.1september.ru/articles/603902/
Список детей:
1___ ___
2___ ___
3___ ___
4___ ___
5___ ___
6___ ___
7___ ___
8___ ___
9___ ___
10___ ___
11___ ___
12___ ___