Программа кружка по тестопластики «Мукасолька»

Татьяна Борщ
Программа кружка по тестопластики «Мукасолька»

Программа кружка по тестопластики

«Мукасолька»

Художественно-эстетическое направление

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в детской руке, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Актуальность

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.

Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для дальнейшего успешного обучения. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.

Именно занятия лепкой имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если на других занятиях ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Т. к. дети уже имели возможность работать с пластилином, то освоить приемы лепки из соленого теста им будет не сложно.

Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка из соленого теста (тестопластика) как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Образовательная деятельность тестопластикой способствуют развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел

Преимущества соленого тестаперед пластилином и глиной:

1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

2. Легко отмывается и не оставляет следов.

3. Безопасно при попадании в рот.

4. Не липнет к рукам при лепке.

5. Можно сушить на воздухе.

6. Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

7. Если покрыть лаком - сохранится на века.

8. С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.

Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

Пояснительная записка

Существует множество способов развития и совершенствования моторики кистей и пальцев рук: лепка, рисование, конструирование, игры с бирюльками, мозаикой и пр.Один из способов развития тонких движений пальцев рук: занятия лепкой. Овладевая приемами лепки детские руки, пальцы становятся более ловкими, подвижными.

Одним из наиболее любимых детьми пластичных материалов является соленое тесто. Поэтому проблему развития мелкой моторики руки ребенка и речевого развития перед переходом во взрослую, школьную жизнь поможет решить тестопластика – искусство, близкое ему и доступное.

Систематические занятия с ребенком – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение и для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, педагоги, физиологи, медики, в частности,постоянно подчеркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных, трудовых умений, развития головного мозга и речевого центра, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и др.

Цель программы: развитии творческих способностей, фантазии, воображении детей, через создание изделий из соленого теста.

Задачи программы:

• Совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, создавая изделия из соленого теста, развивать глазомер.

• Развивать концентрацию внимания, учить сосредотачиваться на процессе изготовления изделия.

• Совершенствовать трудовые умения ребенка, формировать культуру труда.

Формировать всесторонне развитую личность:

Развивать коммуникативные качества.

Развивать воображение, как основу творческой деятельности.

Развивать образную, ассоциативную память.

Формировать нестандартное мышление.

Работа с тестом – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми.

Преимущества этой программы в том, что она рассчитана на детей с различным уровнем подготовки и развития.

Программа построена на основе принципа непрерывности и постепенного усложнения содержания учебного материала. Она предназначена для работы с детьми 4 -7 лет с различным уровнем подготовки и может быть использована для индивидуальной и групповой работы, работы малыми группами, а так же для коррекционной и развивающей работы с детьми. Программа рассчитана на 2 года обучения

Исполнители и участники проекта

Участвуют дети в возрасте 4 – 7 лет. Формы и методы работы с каждой конкретной группой детей педагоги выбирают в зависимости от их возрастных особенностей.

Педагог дополнительного образования - главное действующее лицо в осуществлении деятельности с детьми по проекту. Он является носителем культуры и является образцом поведения в повседневном педагогическом процессе. Родители воспитанников ДОУ – неотъемлемые участники и помощники в полноценном проведении мероприятий образовательного процесса и самостоятельной культурно-досуговой деятельности, направленной на формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

«Работа с детьми».

На первых занятиях знакомим детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом. Например, на первых занятиях рассказывала детям об истории тестопластики. Замешивала тесто в присутствии детей. Экспериментальным путем дать возможность детям действовать с тестом: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д. Далее предлагается детям отпечатать на поверхности теста предметы с интересной фактурой – пуговицы, колпачки от фломастеров, пробки, болтики, стеки и другие предметы. Для раскатывания используются скалочки, а для вырезания – формочки для печенья. Затем обучение лепки объемные формы. Основа формы – неваляшка, т. е. на больший шарик прикрепляется шарик меньшего размера при помощи деревянной заготовки – спички или зубочистки. А потом к основе добавлялись характерные признаки – ушки, носик, глазки, хвост.Сначала темы для лепки предлагаем детям сами: “Котик”, “Собачка Жучка”, “Именинный колобок”, “Снеговик”. После того, как дети освоят лепку из двух или нескольких шаров, меняется тематика лепки, например по “По замыслу”. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях.

В дальнейшем усложнила задачу – это облепливание тестом разнообразных объемных форм.

Детям необходимо сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы – цветы, грибы, шляпки и др.

Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием – украшали сырое изделие мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами. Дети с удовольствием лепят, любовно украшали сувениры для своих родных и близких.

Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов.

Принципы реализации программы

1. Доступность – тематика занятий подобрана таким образом, что с заданием справляются дети с любым уровнем подготовки. Обучение строится, как игра.

2. Индивидуализация – учитывается особенность ребенка.

3. Системность и последовательность – заключается в непрерывности и планомерности педагогического процесса, что ведет к выполнению поставленной задачи перед детьми.

4. Наглядность – создается положительный эмоциональный настрой, способствует общению, развитию речи.

Методы и приемы обучения

1. Наглядные – показ тематического материала, экскурсии, наблюдения.

2. Практические – изготовление изделий из соленого теста, участие в выставках, использование изделий в сюжетных играх.

Форма обучения:

1. Занятия проводятся 2 раза в неделю,

2.Длительность занятия зависит от возрастной группы:

4-5 лет – 25-30 минут

6-7 лет – 30-35 минут

3. Программа рассчитана на детей с разным уровнем подготовки и может быть использована для развивающей индивидуальной и групповой работы.

Условия реализации программы

1. Методическое обеспечение – программа, литература.

2. Обеспечение практическим материалом – мука, соль, инструментарий, различные украшения.

3. Создание развивающей среды.

4. Информационное обеспечение о результатах работы по программе – статьи для родителей и педагогов, практические лектории для родителей.

Структура занятий

1. Сюрпризный момент.

2. Постановка задачи.

3. Нахождение путей решения поставленной задачи.

4. Показ техники выполнения работы.

5. Физкультразминка.

6. Выполнение работы.

7. Итог занятия.

Ожидаемые результаты работы кружа

1. Повышение уровня развития мелкой моторики кистей рук, глазомера.

2. Развитие творческих способностей детей.

3. Овладение приемами работы с соленым тестом и инструментами необходимыми для работы.

Способы проверки результатов

1. Диагностика развития мелкой моторики кистей рук.

2. Диагностика развития творческого воображения детей (при участии педагога – психолога)

3. Анкетирование родителей.

Формы подведения итогов реализации программы

1. Выставки внутри детского сада.

2. Участие в городских выставках и конкурсах.

Материалы и инструменты для работы с тестом

Скалки, формочки для печенья, стеки, ситечко, чесноковыжималка, рельефные пуговицы, расческа, зубочистки, монеты, медальоны, пробки и прочие различные вещицы с интересным рельефом, нитки, бисер, пайетки, глазки, мука, соль, краски, кисти и т. д.

Литература:

1. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор. —М: Эксмо, 2004. — 160 с.

2. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М.: АСТ-пресс книга, 2003 — 144 с.

3. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное модедирование. — М.:

Профиздат 2002. — 80 с.

4. Колотова О. Тестопластика // Позашкiлля. – 2007. – №7. – с. 40 – 42.

5. Хананова И. Соленое тесто. — М.: АСТ-пресс книга, 2004 — 104 с.

6. Берсенева Г. К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

Публикации по теме:

Программа кружка «Читайка» Новизна программы заключается в следующем: данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со.

Программа кружка «Игрушки — оригамушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 Рассмотрено на педагогическом совете Утверждено Протокол.

Программа кружка «Музыкальная шкатулка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 с. Месягутово муниципального района Дуванский район Республики.

Программа кружка «В гостях у сказки» Администрация городского округа город Фролово Волгоградской области Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр.

Программа кружка «Выжигание» Пояснительная записка Выжигание – один из самых древних и наиболее распространённых видов декоративно - прикладного творчества, отличающийся.

Программа кружка «Занимательная математика» Автор- составитель: воспитатель Храмова Ирина Вячеславовна. Пояснительная записка. Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей-неволей.

Программа театрального кружка «Теремок» Пояснительная записка Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению.

Рабочая программа кружка «Бумагопластика» Рабочая программа кружка «Бумагопластика» Пояснительная записка Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого.

Рабочая программа кружка по пластилинографии Филиал МОУ Зеленорощинской СОШ-детский сад «Дубравушка» Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин» в старшей группе «Карамелька».

Рабочая программа кукольного кружка Пояснительная записка. Одной из форм приобщения детей к искусству является кукольный кружок. Кукольный театр близок детям. Он создаёт хорошее.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Программа кружка по тестопластики «Мукасолька»
Опубликовано: 18 сентября 2017 в 18:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Мастер-класс по изготовлению подарка для мамы «Шляпа»
Праздник 8 марта – международный женский день. В этот день принято дарить милым женщинам подарки. По традиции, накануне праздника, вместе с детьми делаем...
Детский мастер-класс по конструированию из бумаги «Тюльпаны в технике оригами»
Мастер – класс "Тюльпаны" может быть полезен: детям старшего дошкольного возраста, воспитателям детских садов, преподавателям дополнительного...
Фотоотчет о проекте «Развитие мелкой моторики рук» в группе для детей с ТНР
Пальчиковые игры, действия руками, занятия с разнообразным материалом стимулируют речевое и умственное развитие детей. Развитие мелкой моторики важно для...