Приложение МААМ

Программа кружка «Юные исследователи»

Гузалия Асадуллина
Программа кружка «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность программы

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Именно уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.

Публикация «Программа кружка „Юные исследователи“» размещена в разделах

Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.

В большей части экспериментирование относится к познавательному и речевому развитию. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

Дошкольникам свойственно наглядно – действенное и наглядно - образное мышление, следовательно, метод экспериментов соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.

О преимуществах данного метода говорили многие выдающиеся педагоги и психологи как: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский и многие другие. Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.

Понимая значения опытно – экспериментальной деятельности для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Цель программы : формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

- создать условия для экспериментальной деятельности;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей;

- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;

- упражнять детей проводить элементарные опыты;

- развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

- развить речь, пополнить словарный запас;

- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;

- развитие аккуратности, ответственности и последовательности;

- воспитание самостоятельность

- развить интерес к изучению нового.

Форма организации:

- непосредственно-организованная деятельность;

- совместная деятельность;

- самостоятельная деятельность.

Количество детей – 5-6 человек

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.

Методические приемы:

- наблюдения;

- создание проблемных ситуаций;

- экспериментирование;

- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;

- дидактические игры;

- моделирование;

- трудовые поручения.

Формы работы:

- опыты и эксперименты;

- занятия путешествия;

- занятия – эксперименты;

- целевые прогулки;

- циклические наблюдения;

- трудовая деятельность;

Ожидаемые результаты

- высказывать предположения об ожидаемом результате;

- определять цель деятельности, условия её достижения;

- с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности;

- умеет сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность;

- анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия;

- анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.

Список литературы:

1 Вахрушева Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7

лет. - М. : ТЦ Сфера, 2012 - 127 с.

2 Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом:

Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. ред. В Дыбиной. - 2-е изд. ,

испр. - М. : ТЦ Сфера, 2010 - 192 с.

4 Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в

детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера, 2008 - 224 с.

5 Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду. Пособия для работников дошкольных

учреждения. - М. : ТЦ Сфера, 2004 - 56 с.

7 Ребенок в мире поиска «Программа по организации поисковой

деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О. В. Дыбиной. - М. :

ТЦ Сфера, 2005 - 64с.

8 Опытно-экспериментальная

деятельность

занятий в разных возрастных группах / сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ДЕТСТВО-

ПРЕСС, 2013 - 320 с.

9 Организация

опытно-экспериментальной

Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных

группах. Выпуск 1 / Сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 -

10 Открытые мероприятия для детей подготовительной группы.

Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие

для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей. / Авт. -

ост. : А. В. Аджи. - Воронеж. : ООО «Метода», 2014 - 144 с.

11 Развитие познавательно-исследовательских умений у старших

дошкольников. / Авт. -сост. : З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина,

З. А. Серова. - СПб: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013 - 160 с.

Перспективный план работы кружка «Юные исследователи» 2021-22уч. год

Тема Цель Материалы Дата План Факт

Сентябрь

«Детская лаборатория»

Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории.

Иллюстрации,приборы,презентация «Кто такие ученые»

1 нед

«Откуда

берётся песок

Закрепить

представления детей о песке

Лист белой бумаги,лупа,камешки

2 нед

«Лепим из песка»

Показать, что мокрый песок может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить. Формочки,песок,вода,поднос 3 нед

«Из чего состоит песок» Продолжать знакомить со свойствами песка Лупа,лист бумаги,песок 4 нед

Октябрь

Какие бывают камни? формировать представление о разнообразии камней, познакомить со свойствами камня, учить классифицировать по различным признакам. Разновидность камней,лупа 1 нед

Твердый камень. формировать представление о твердости камня. Камни,пластилин 2 нед

Тонет – не тонет формировать представление о свойствах камня. Камни,деревянный кубик,пластмассовая игрушка 3 нед

Рисующие камни формировать представление о свойствах камня. Мелки,уголь 4 нед

Ноябрь

Что притягивает

ся?

Познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы. игрушки из разных материалов: пластмасса, железо, стекло, резина,и др,магнит 1 нед

Как достать скрепки из воды, не замочив руки? Показать свойство магнита – действовать на расстоянии. Миска с водой,скрепки,магнит 2 нед

Скрепочная веревка Доказать, что магниты умеют передавать свои свойства другим предметам. Скрепки несколько штук,магнит 3 нед

Шарик-магнит Наглядно продемонстрировать существование статического электричества надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. 4 нед

Декабрь

Где рождаются снежинки Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Презентация «Где рождаются снежинки» 1 нед

Снег и лед Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Льдинки,снег,лупы 2 нед

Какой снег тает быстрее Показать на опыте,что рыхлый снег тает быстрее Формочки с рыхлым и утрамбованным снегом 3 нед

Откуда берётся иней? Выявление механизма образования инея.

Горячая вода,ветка 4 нед

Январь

Откуда берётся иней? Выявление механизма образования инея. Горячая вода,ветка 2 нед

Нужен ли растениям снег? Доказать, что снег сохраняет тепло. 2 емкости с водой,снег 3 нед

Снег и лёд – это тоже вода Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды. Емкость с водой,лед,снег 4 нед

Февраль

«Движение воды» Учить на опыте без

участия рук

перелить воду из

одного стакана в

другой На каждого

ребё нка: стакан

с водой, пустой

стакан,бумажные жгутики

1 нед

«Смешивание

цветов».

Учить на опыте без

участия рук

переливать две

цветные водички и

получать в итоге

третий цвет.

На каждого

ребенка: три

прозрачных

стакана, два

пищевых

красителя или

краски, вода,

бумажные

полотенца.

2 нед

«Можно

ли

пить талую воду?»

«Как добыть воду

для питья».

Показать детям, что

снег грязнее

водопроводной

воды. Познакомить

детей с методами

очистки воды, с

источниками.

На каждого

ребенка:

контейнер со

снегом,

салфетка,

стакан, бинт с

ватой и воронка.

3 нед

«Насыщенные

растворы»

(солевой

и

сахарный)

Учить получать

насыщенные

растворы: солевой и

сахарный сироп.

На каждого

ребенка: 2

стакана с водой,

ложка,

контейнер с

сахаром и

солью.

4 нед

Март

Живая вода Познакомить детей с животворным свойством воды. Вода,ветка березы 1 нед

Для чего корешки? Показать, что растения питаются через корни. Вода,комн. растение с корешками 2 нед

Мир ткани. Познакомить с названиями тканей (ситец,

сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж);

формировать умение сравнивать ткани по их

свойствам; понимать, что эти характеристики

обуславливают способ использования ткани

для пошива вещей.

Альбом «Виды тканей» 3 нед

Мир пластмасс. Учить узнавать вещи, сделанные из разного

вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт,

оргстекло, целлулоид, сравнивать их свойства,

понимать, что от качественных характеристик

пластмасс зависят их использования.

Игрушки из пластмассы 4 нед

Апрель

В маленьком

семени прячется

растение.

Учить

различать

семена

различных

растений.

Коллекция семян овощных и цветочных культур 1 нед

Нюхаем,

пробуем,

трогаем,

слушаем

Закрепить представления детей об

органах чувств, их назначении (уши –

слышать, узнавать различные звуки; нос

– определять запах; пальцы – определять

форму, структуру поверхности; язык –

определять на вкус).

Муз. инструменты,эфирные масла,д/и»Определи на ощупь» 2 нед

Наши

помощники -

глаза»

Познакомить детей со строением глаза;

выяснить как можно положительно и

отрицательно влиять на гл

Иллюстрации о строении человека 3 нед

Извергающий

вулкан».

Показать опытным

путем действия

вулкана.

Модель вулкана

(конус из

пластилина,

сода – 2 ст. л. ;

для лавы: уксус

1/3 стакана,

красный

пищевой

краситель, капля

моющего

жидкого

средства для

посуды.

4 нед

Май

Свет и тень Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. Теневой театр 1 нед

Что отражается в зеркале? Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.)

совершенствовать знания о свойстве зеркала Зеркала на каждого ребенка 2 нед

Измерительные

приборы»

Познакомить с линейками,их назначением

Познакомить с мерными стаками,где применяют Коллекция линеек

Мерные стаканчики с различной вместимостью,вода,сыпучие продукты

3 нед

Весы познакомить с весами,их разнообразием Весы,различные продукты 4 нед

Публикации по теме:

«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе Экспериментальное занятие в старшей группе. " Юные исследователи " Цель. Развивать у детей интерес к познанию нового на основе жизненных.

Фотоотчёт «Юные исследователи»Фотоотчёт «Юные исследователи» Фотоотчёт «Юные исследователи» В нашей группе прошло интересное занятие по развитию речи. На занятии дети были исследователями: каждый.

Фотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группеФотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группе Фотоотчет по рисованию «Юные исследователи» в старшей группе. Нетрадиционная техника рисования воском очень простая и в тоже время завораживающая.

Фотоотчет об исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Юные исследователи»Фотоотчет об исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Юные исследователи» В нашей группе "Теремок" (вторая группа раннего возраста) был реализован краткосрочный проект "Юные исследователи". Целью проекта являлось.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рекомендации для родителей «Юные исследователи» в младшей группеРекомендации для родителей «Юные исследователи» в младшей группе Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Юные исследователи»
Опубликовано: 15 сентября 2021 в 18:32
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Юные исследователи»» (включая файлы) размещена пользователем Гузалия Асадуллина (УИ 749712) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД