Лучший педагог года

Психолого-педагогическая подготовка детей к школьному обучению. Программа занятий в подготовительной группе «На пороге школы»

Елена Ситникова
Психолого-педагогическая подготовка детей к школьному обучению. Программа занятий в подготовительной группе «На пороге школы»

Цель: обеспечить эффективность работы по личностной готовности к школе детей подготовительной группы.

Планирование и реализация проекта

(Совместная деятельность психолога с детьми)

Месяц Тема занятия Задачи Содержание занятий

О к т я б р ь Знакомство Создание комфортной обстановки для каждого участника.

Снятие эмоционального напряжения,

Установление правил,

Публикация «Психолого-педагогическая подготовка детей к школьному обучению, Программа занятий в подготовительной группе „На пороге школы“» размещена в разделах

Создание рабочей атмосферы Приветствие

Знакомство

Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

Установление правил

Чтение сказки «Создание лесной школы», обсуждение

Упражнение «Закрась ежика»

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Букет для учителя Сплочение группы.

Закрепление правил,

Формирование позитивного отношения к сверстникам

Развитие эмоциональной сферы Приветствие

Упражнение «Перечисли правила»

Чтение сказки «Букет для учителя», обсуждение

Упражнение «Букет»

Игра «Составь картинку»

Игра «Подари мне свою улыбку»

Упражнение «Букет для учителя»

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Смешные страхи Развитие сплоченности через физический контакт,

Вербализация содержания школьной тревожности,

Снятие эмоционального напряжения

Осознание различий в позициях «дошкольник» и «школьник» Приветствие «Здороваемся разными способами»

Игра «Дотронься до…»

Упражнение «Аплодисменты»

Дискуссия о школе

Рисунок «Я – дошкольник», «Школьник»

Чтение сказки, обсуждение

Игра «Составь картинку»

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Н о я б р ь Игры в школе Снятие эмоционального напряжения

Развитие чувства общности у детей в группе

Снятие мышечных зажимов Приветствие «Подари улыбку»

Чтение сказки, обсуждение

Упражнение «Путаница»

Упражнение «Щепка на реке»

Упражнение «Льдина»

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Школьные правила Развитие координации движений,

Развитие умения сосредотачиваться

Развитие произвольности и самоконтроля

Снятие психоэмоционального напряжения

Закрепление представлений о школьных правилах

Закрепление представлений об уроках и переменах Приветствие

Упражнение «Собираем в портфель…»

Упражнение «Громко-тихо»

Чтение сказки, обсуждение

Упражнение «Правила на занятиях»

Упражнение «Урок и перемена»

Игра «Умею остановиться»

Игра «Сели тихо»

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Собери портфель Формирование позитивной мотивации к обучению

Закрепление представлений об атрибутах школьной жизни Приветствие

Игра «Ветерок»

Чтение сказки, обсуждение

Игра «Доскажи словечко»

Упражнение «Школьные предметы»

Рисунок «Что мне нравится в школе»

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Д е к а б р ь

Белочкин сон Формирование позитивной школьной мотивации

Расширение представлений об эмоциях

Снятие психоэмоционального напряжения

Учить детей правильно общаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивать аккуратность и самостоятельность Приветствие. Упражнение «Перышко!»

Упражнение «Утро школьника»

Упражнение «Дорога в школу»

Чтение сказки, обсуждение

Упражнение «Составь картинку»

Упражнение «Лучшая обложка»

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Домашнее задание Формирование рабочего настроя

Закрепление мотивации групповой работы

Развитие групповой сплоченности

Развитие адекватного отношения к результатам своей деятельности Приветствие «Я рад вас видеть»

Игра «Броуновское движение»

Чтение сказки, обсуждение

Рисунок сказки

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Школьные оценки Закрепление представлений об атрибутах школьной жизни

Развитие адекватного отношения к результатам своей деятельности

Снятие психоэмоционального напряжения

Разрядка школьной тревожности Приветствие «Колокольчик»

Игра «Школьные принадлежности»

Игра «Школьные чувства»

Чтение сказки, обсуждение

Отгадывание загадок

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Я н в а р ь Ленивец Осознание и вербализация личных трудностей

Оказание психологической поддержки

Развитие адекватного отношения к результатам своей деятельности

Интеграция опыта, полученного на занятиях

Снятие психоэмоционального напряжения Приветствие «Мячик»

Игра «Учитель делает»

Рисунок «Мои школьные трудности»

Игра «Помоги Сереже»

Чтение сказки, обсуждение

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Списывание Развитие произвольности и самоконтроля

Развитие внимания, наблюдательности и воображения

Развитие эмоционально-выразительных движений

Развитие адекватного отношения к результатам своей деятельности Приветствие «Я рад вас видеть»

«Двигательный диктант»

«Ученик делает»

«Закончи предложение»

Чтение сказки, обсуждение

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Подсказка Формирование рабочего настроя

Развитие адекватного отношения к результатам своей деятельности Приветствие

Игра «Встаньте те, кто…»

Игра «Мне помогут»

Чтение сказки, обсуждение

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Ф е в р а л ь «Обманный» отдых Развитие адекватного отношения к результатам своей деятельности

Сплочение группы через телесный контакт

Развитие произвольности и самоконтроля

Профилактика чрезмерного увлечения телевизионными передачами и игрой в компьютер Приветствие «Здравствуйте»

Игра «Дотронься до…»

Игра «Урок и перемена»

Чтение сказки, обсуждение

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Больной друг Развитие чувства общности у детей в группе

Формирование доверия в группе

Развитие внимания

Формирование положительного эмоционального настроя

Дать почувствовать вою значимость каждому ребенку в группе Приветствие

Упражнение «Наши помощники»

Упражнения «Аплодисменты»

Чтение сказки, обсуждение

Упражнение «Снеговик»

Упражнение «Найди белку»

Упражнение «Новогодние подарки»

Игра «Подарки»

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Ябеда Развитие самосознания, формирование адекватной самооценки

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

Расширение представлений об эмоциях

Коррекция агрессивного поведения Приветствие «Давайте поздороваемся»

«Встаньте у кого это есть»

«Главная учебная сила»

Чтение сказки, обсуждение

Игра «Составь картинку»

Упражнение «Комплименты»

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

М а р т Шапка-невидимка Формирование адекватной самооценки

Развитие положительного настроя

Профилактика самодовольства, хвастовства и демонстративного поведения

Развитие эмоционального резонанса, способствующему разрядке (отреагированию) негативных эмоций и выработке эффективных стратегий Приветствие

«Что интересно первокласснику?»

«Закончи предложение»

Чтение сказки, обсуждение

Игра «Составь картинку»

Игра со шляпой

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Обида Обучение самоконтролю эмоциональных проявлений

Ознакомление детей с чувством обиды

Со способами выражения обиды в вербальной и графической формах Приветствие

Чтение сказки, обсуждение

Беседа об обидчивости

Упражнение «Закончи предложение»

Упражнение «Изобрази обиженного человека»

Рисование на тему: «Обида»

Упражнение «Шарики»

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Драки Развитие навыков эффективного общения

Обучение самоконтролю эмоциональных проявлений,

воспитание доброжелательного отношения к окружающим

ознакомление детей с чувством злости, со способами приемлемого выражения злости Приветствие

Упражнение «Определи эмоцию»

Упражнение «Изобрази эмоцию»

«Чувства – ассоциации»

«Какие чувства возникают во время ссоры или драки?»

Чтение сказки, обсуждение

Упражнение «Злость при шла и ушла»

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе

животное»

А п р е л ь Грубые слова Развитие коммуникативных навыков участников группы

Обучение самоконтролю эмоциональных проявлений

Воспитание интереса и внимания к партнерам по общению

Снижение агрессии и ослабление негативных эмоций Приветствие

Чтение сказки, обсуждение

Упражнение «Два барана»

Упражнение «Рубка дров»

Упражнение «Возьми себя в руки»

Релаксация «Очищение от тревог»

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе

животное»

Дружная страна Развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам

Формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе

Развитие коммуникативных навыков

Получение опыта взаимодействия в парах

Преодоление боязни тактильного контакта

Снижение психоэмоционального напряжения

Профилактика межполовых конфликтов Приветствие

Упражнение «Варежки»

Чтение сказки, обсуждение

Игра «Поводыри»

Игра «Сиамские близнецы»

Упражнение «Соломинка на ветру»

Упражнение «Комплименты»

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Заключительное.

Гордость школы Закрепление позитивного отношения к школе

Повышение самооценки у участников группы

Закрепление полученных знаний на занятиях

Подведение итогов Приветствие «Ласковое слово»

Упражнение «Самое-самое в школе»

Чтение сказки, обсуждение

Отгадывание загадок

Упражнение «Любимая игра»

Упражнение «Ваню в школу провожать - надо нам поколдовать»

Рисование себя в школе

Обратная связь

Ритуал завершения «Доброе животное»

Список литературы

1. Буре Р. С. Готовим детей к школе : Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987

2. Губатова Л. Н. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению. //Дошкольная педагогика – 2010, №1

3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М. :НПО «Образование», 1996

4. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

5. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб: Речь, 2007

6. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010

7. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе. – М. : Генезис, 2008

8. Ваш ребенок идет в школу : Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б. Анисимова – Ростов н/ Д: Феникс, 2005

9. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе – М. : Генезис. 2003

10. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. – М. : 2005

11. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008

12. Павлов И. В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе. – СПб. : Речь, 2008

13. Панфилова М. А. Лесная школа. : Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2002

Публикации по теме:

Интеграция взаимодействия педагога-психолога и воспитателя по подготовке детей к школе Подготовка детей к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте всегда была и остается востребованной в дошкольной педагогике и психологии.

Скоро в школу (мини-проект)Скоро в школу (мини-проект) Цели: содействие развитию интеллектуального потенциала детей и их готовности к школе; вовлечение родителей в совместный творческий процесс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая подготовка детей к школьному обучению. Программа занятий в подготовительной группе «На пороге школы»
Опубликовано: 10 мая 2014 в 19:19
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД