Приложение МААМ

Программа НОД по профилактике эмоциональной нестабильности у детей старшего дошкольного возраста с использованием алгоритмов ТРИЗ

Татьяна Субботина
Программа НОД по профилактике эмоциональной нестабильности у детей старшего дошкольного возраста с использованием алгоритмов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых взаимоотношений с людьми.

Вместе с тем, детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.

В настоящее время появилась возможность интеллектуального управления эмоциональной сферой детей.

Публикация «Программа НОД по профилактике эмоциональной нестабильности у детей старшего дошкольного возраста с использованием алгоритмов ТРИЗ» размещена в разделах

От умения детьми предвосхитить события, свое эмоциональное состояние при помощи алгоритмов ТРИЗ зависит их эмоциональная стабильность и благополучие. Родоначальником, основателем ТРИЗа стал Г. С. Альтшуллер, когда взялся за разработку научной технологии творчества- теории решения изобретательских задач в 1945 году. По мнению Альтшуллера невозможно ждать творческого «озарения», когда можно воспользоваться системным инструментом, способным направить мысль в нужном направлении. На основании мнения Альтшуллера о том, что ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, решение изобретательских задач строится на системе логических операций создана данная рабочая программа.

Данная рабочая программа позволит научить детей управлять своими отрицательными эмоциями, улучшит способность адекватно воспринимать окружающий мир, "проживать" жизненные ситуации.

Программа рассчитана на детей 6-7 летнего возраста.

Курс состоит в среднем из 36 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Занятия разнообразны, доступны детям по содержанию.

Длительность от 25 до 35 минут. Продолжительность зависит от качества внимания, степени развития творческого мышления, сложности предложенных задач.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей. Научить детей управлять своим эмоциональным состоянием при помощи алгоритмов ТРИЗ.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1. Развитие лучшего понимания себя и других, обучение, умению

прогнозировать своё поведение при встрече с отрицательными эмоциями, умение управлять ими.

2. Создание возможностей для самовыражения, формирования у детей

умений и навыков практического владения выразительными движениями (мими-кой, жестом, пантомимикой).

3. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Решение изобретательских задач нахождение противоречий.

2. Метод мозгового штурма.

3. Метод фокальных объектов.

4. Метод синектики.

5. Сочинение историй и сказок.

6. Свободное и тематическое рисование.

7. Этюды.

8. Моделирование и анализ ситуации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППЫ

В группу входят обычные дети 6-7 летнего возраста, не имеющие каких-то отклонений в развитии. Группа состоит из 10 человек.

ПРИНЦИП РАБОТЫ В ГРУППЕ.

1. Уважение к детям и их потребностям уважительное, доброжелательное.

2. Каждый ребёнок принимается таким, какой он есть, признается его ценность: значимость, уникальность.

3. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.

4. Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребёнка.

СТРУКТУРА

1. Постоянный ритуал начала НОД

2. Игры с элементами ТРИЗ.

3. При необходимости этюды.

4. Обсуждение с детьми.

5. Ритуал прощания

СОДЕРЖАНИЕ НОД

Содержание не расписано как конспекты, т. к. зависят от степени развития твор-ческого мышления детей и их нестандартного решения предложенных задач

Сентябрь - октябрь

Учимся находить противоречия (8 встреч)

цель: учить видеть и находить противоречия в предлагаемых ситуациях, эмоцио-нальных состояниях. Вызвать потребность в мышлении.

№1.

1. Ритуал начала

Настал день я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня Алине, Саше, Тане? А что вы хотите пожелать мне? Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашнюю обиду и заботу, беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Игра "хорошо /плохо"

Найти положительные и отрицательные свойства в различных предметах по желания детей. Затем перейти к нахождению положительных и отрицательных свойств в эмоциях : страх, гнев, злость, обида.

3. Этюд "Разные настроения" (по Чистяковой)

Этюд "Медвежата в берлоге (психомышечная тренировка)

4. Обсуждение занятия с детьми

5. Ритуал прощания, стоя или сидя в круге взяться за руки, пожать их,

посмотреть по очереди на всех.

№2

1. Ритуал начала (тот же)

2. "Черное и белое"

Взрослый, стоя перед группой детей держит в одной руке чёрный круг, а в другой – белый. Поднимая чёрный круг предлагает назвать отрицательные качества какой - либо эмоции, а поднимая белый - положительные.

3. Этюд "Окажи хорошее о друге" (по 2 ребенка)

4. Обсуждение занятия.

5. Ритуал прощания (тот же)

№ 3

1. Ритуал начала занятия

2. Игра "вперёд - назад"

Детям предлагают проанализировать эмоцию, сказать чем хороша, чем плоха. Называя положительные качества, ребёнок делает шаг вперёд, отрицательные шаг назад.

3. Этюд "Сердитый дедушка" (по Чистяковой) «Хмурый орёл"

4. Обсуждение с детьми.

5. Ритуал предания.

№ 4

1. Ритуал начала (тот же).

2. Игра "Правый фланг-левый фланг".

Называя положительные качества эмоционального состояния ребёнок должен встать по правую руку воспитателя, называя отрицательные - по левую.

3. Игра "Найди-угадай".

Кто - то из детей загадывает объект, называя его положительные и отрица-тельные качества, дети должны отгадать.

4. Обсуждение

5. Ритуал прощания.

№ 5

1. Ритуал начала "Волшебный клубочек".

Дети сидят по кругу. Педагог-психолог передаёт клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит волшебное вежливое слово. Затем передаёт клубок ниток следующему ребёнку.

2. Игра "Успей"

Выбирается ведущий. Он должен назвать эмоциональное состояние, которое будут анализировать участники игры.

Задача: найти положительное и страдательное в данном объекте и перейти на другую сторону площадки. Ребенок, не сумевший сказать чем он хорош, чем плох объект, должен успеть перебежать на другую сторону площадки, прежде, чем ведущий дотронется до него. Если он не успеет этого сделать, ребёнок становится новым ведущим.

3. Игра "Кто впереди"

Дети делятся на 2 команды, выбирается эмоция для анализа. Одна команда говорит о позитивных свойствах объекта и делает наг вперед, другая команда говорит о негативных свойствах и тоже делает шаг вперёд. Побеждает та команда, которая приходит к финишной черте первой.

4. Обсуждение занятия.

5. Ритуал прощания: "Солнечные лучики"

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять,

почувствовать себя солнечным лучиком,отдающим тепло.

№ 6

1. Ритуал начала

2. Игра "Сумей в плохом найти хорошее"

Детям предлагается назвать положительные черты отрицательных героев знакомого им художественного произведения и отрицательные черты положительных героев этого же произведения.

3.«По кругу»

Дети садятся в кружок. Один ребёнок называет положительное качество какого-либо объекта, следующий за ним - отрицательное.

4. Этюд «Глаза в глаза»

Дети разбиваются на пары, берутся за руки.

Педагог-психолог: глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать - разные эмоции «Я грущу, помоги мне», «Мне весело, давай поиграем "Я хочу с тобой дружить"

Потом детей обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспри-нималась.

5. Обсуждение занятия

6. Ритуал окончания

№ 7

1. Ритуал начала

2. Игра "Обратная сторона медали"

(как в игре "по кругу"). Только следующий ребенок, называя предыдущее качество, говорит, что в этом плохого или хорошего.

3. Игра "X" и "П".

Дети выбирают фигурки, на обратной стороне которых написаны буквы "Х" и "П". Так они делятся на две команды. Определить эмоцию для анализа. Команда «Й» называет, чем она хороша, команда "П" - чем плоха. За каждый правильный ответ даётся жетон. Побеждает та команда, которая дает больно жетонов.

4. Этюд "вкусные конфеты" (по Чистяковой)

5. Обсуждение.

6. Ритуал окончания "Солнечные лучики"

№8

1. Ритуал начала занятия

2. Игра "Прокуроры и адвокаты"

Дети делятся на 2 команды. "Прокуроры" обличают какое-либо эмоцио-нальное состояние, "адвокаты" закидают.

3. Игра "Да что похоже настроение"

Дети, по очереди говорят на какое время: года похоже настроение

4. Этюд «встреча с другом» (по Чистяковой)

5. Обсуждение занятия

6. Ритуал окончания.

НОЯБРЬ

№ 9

Цель Стимулирование творческой активности, по лучение максимального количеств новых идей удовлетворение потребности детей в разрешении противоречий. "Придумать корону дня злой королевы" (метод мозгового штурма)

№ 10

Цель: способствовать поискам нестандартных решений при разрешении противоречий. "Помочь бабе Яге победить зло»

1. Ритуал начала занятия

2. Мозговой штурм

3. Ритуал окончания занятия.

№ 11

Цель: учить детей корректировать высказанные идеи.

1. Ритуал начала занятия,

Что за чудо - чудеса,

Раз рука и два рука,

Вот ладошка правая, вот ладошка - левая,

И скажу вам, не тая, руки всем нужны друзья,

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лечить,

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руку того, кто сидит рядом, ощутите тепло рук ваших друзей, которые вам будут добрыми помощниками.

2. Мозговой штурм "Превращение безобразного Лешего в прекрасного Принца"

3. Ритуал окончания: "Улыбка" Шаинского.

№ 12

Цель: учить детей делать собственные открытия в преобразовании от-рицательных эмоциональных состояний,

1. Ритуал начала

2. Мозговой штурм "добро побеждает зло, помоги ему в этом"

3. Ритуал окончания занятия (тот же)

ДЕКАБРЬ

№ 13

Цель" придумать что - либо новое видоизменяя или улучшая злость (конспект)

1. Ритуал начала.

2. Работа по методу фокальных объектов с эмоцией "злость"

3. Метод фокальных объектов "гнев"

4. Игра "Тренируем эмоции"

Нахмурься как: осенняя туча, злой человек.

Улыбнись как: кот на солнце, Буратино, само солнце.

5. Обсуждение занятия.

6. Ритуал окончания.

№ 14

Цель: Учить рассматривать эмоцию с необычной стороны по методу фокальных

объектов.

1. Ритуал начала

2. М. Ф. О. "Хвастовство","трусость","жадность".

3. Этюд "Лисенок боится" (по Чистяковой) Этюд "Отдай" (по Чистяковой)

4. Игра "Насос и мяч" (по Чистяковой)

5. Обсуждение

6. Ритуал окончания занятия.

№ 15

Цель: Придумать "нового" Карабаса - Барабаса по методу вокальных объектов.

Развивать творческое мышление, умение применять алгоритмы ТРИЗ.

1. Ритуал начала,

2. ШО "Гневный Карабас - Барабас"

3. Рисование Карабаса - Барабаса.

4. Ритуал окончания.

№ 16

Цель: Раскрепостить мышление детей при использовании М. Ф. О.

1. Ритуал начала (повторить занятие № 1)

2. М. Ф. О. " Ужасный праздник", "Страх" (приложение)

3. Игра с камушками (по Чистяковой)

4. Этюд сопровождается музыкой Т. Ломова "На берегу"

5. Обсуждение

6. Ритуал окончания (повторить занятие №1)

ЯНВАРЬ

Метод синектики. (приложение) Прямая аналогия.

Цель: Учить сравнивать объект с аналогичным объектом из другой области, учить находить сходства и различия.

№ 17

1. Ритуал начала

"Доброе животное" Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим

голосом говорит: Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем как оно

дышит. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. А теперь по-слушаем вместе.

Вдох - шаг вперед, выдох-шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое, доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад.

2. Прямая аналогия по форме.

Эмоции : Злость, гнев, печаль, страдание, обида

3. Чтение стихотворения "На свете всё на всё похоже" Р. Сефа

4. Обсуждение

5. Ритуал окончания «Солнечные лучики»

№18

1. Ритуал начала занятия.

2. Прямая аналогия по цвету: радость, грусть, печаль, зло.

3. Рисование красками на данные темы (по замыслу)

4. 0бсуждеяие занятия

5. Ритуал окончания.

№19

1. Ритуал начала.

2. Функциональна я аналогия:

страдание, злость, печаль, страх, отвращение, стыд, гнев.

3. Чтение стихов ""Месяц" Орловой, "Морская история" В. Левина

4. Обсуждение

5. Ритуал окончания.

№ 20

1. Ритуал начала

2. Рассматривание отрицательных эмоций, но методам прямой аналогии на выбор

детей.

Условие: не повторять идеи, выдвинутые на предыдущей занятии.

3. Свободное рисование.

4. Обсуждение

5. Ритуал окончания.

ФЕВРАЛЬ

Фантастическая аналогия

Цель: Учить любую ситуацию, любое действие переносить в сказку, использовать

волшебство, сказочных зверей, насекомых, пришельцев с других планет.

№ 21

1. Ритуал начала занятия:

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро

А еде в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы

Все встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем все соединяют правы

руки в центре круга, произносят девиз: Один за всех и все за одного.

2. Работа с отрицательными эмоциями по методу фантастической аналогии:

уменьшение-увеличение.

Придумывание сказок

3. Свободное рисование

4. Обсуждение занятия.

5. Ритуал окончания. Все мы дружные ребята

Мы ребята дошколята

Никого не обижаем

Как заботиться мы знаем

Никого в беде не бросим Не отнимем, а попросим Пусть всем будет хорошо Будет радостно, светло

№ 22

1. Ритуал начала занятия

2. Работа над эмоциями по методу : ускорение-замедление придумывание сказочных историй.

3. Обсуждение занятия.

4. Ритуал окончания

№ 23

1. Ритуал начала занятия,

2. Методы фантастической аналогии: непрерывность-прерывность, динамизация-статичность.

3. Обсуждение замятия.

4. Ритуал окончания.

№ 24

1. Ритуал начала

2. Метод фантастической аналогии: "оживление"

3. Свободное рисование.

4. Обсуждение занятия

5. Ритуал окончания.

МАРТ

Работа по методу эмпатии (личная аналогия)

Цель: Учить отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объек-том. Учить прислушиваться к себе, своим чувствам.

№ 25

1. Ритуал начала. "Паровозик с именем"

Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда паровоз будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладони и называть своё имя. Я начну, Света - Света, Я проехала целый круг. Теперь я выберу одного из вас, и он станет паровозиком. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть - всё имя и хлопать в ладони, а я стану её вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять её имя, Поехали! Л так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре.

2. Сочинение сказок по методу эмпатии.

3. Свободное рисование.

4. Обсуждение

5. Ритуал окончания занятия.

№ 26

1. Ритуал начала занятия.

2. Сочинение история и сказок по методу эмпатии

3. Обсуждение занятия.

4. Ритуал окончания.

№ 27

1. Ритуал начала.

2. Чтение "Мала и каша" Бобылева, "Два отца" Т. Собакина.

3. Сочинение сказок по методу эмпатии (сюжеты записываются)

4. Обсуждение занятия.

5. Ритуал окончания занятия.

№ 28

1. Ритуал начала.

2. Сочинение совместных истории (2-3 ребенка) по методу эмпатии

3. Обсуждение занятия.

4. Ритуал окончания.

АПРЕЛЬ

№ 29

1. Ритуал начала

2. Сочинение коллективных историй по методу эмпатии

3. Рисование, аппликация, поделки из природного материала (коллективная работа) на сочинённую историю

4. Обсуждение

5. Ритуал окончания.

№ 30

1. Ритуал начала.

Дети сидят на ковре. Давайте возьмёмся за руки. Нас много, а все вместе мы одна группа. Давайте почувствуем как мы связаны друг с другом, сидя в кругу на ковре. А теперь давайте встанем, не нарушая эту связь. Взявшись за руки, мы идём по кругу и чувствуем связь. Мы идём по кругу один за другим по ложна правую руку на левое плечо впереди идущего и чувствуем связь. А теперь положите левую руку на правое плечо впереди идущего. Хо-ро-шо!

2. Мозговой штурм: " Если 6 у меля была шапка-невидимка" (работа с отри

цательными эмоциями)

3. Обсуждение

4. Ритуал окончания.

№ 31

Цель: Продолжать учить детей не бояться высказывать новые идеи. Снять

психологическую инерцию.

1. Ритуал напала занятия.

2. Мозговой штурм "Новое платье короля"

3. Создание моделей.

4. Обсуждение занятия

5. Ритуал окончания занятия.

МАЙ

№ 32

Продолжать учить детей находить необычные сочетания, анализировать их

при работе по методу фокальных объектов.

1. Ритуал начала занятия

2. МФО отрицательные и положительные эмоции.

3. Обсуждение

4. Ритуал окончания.

№ 33

Цель: учить детей использовать приём фантазирования.

1. Ритуал начала.

2. Метод синектики (фантазирования) Что было бы если бы. Представьте как бы эту задачу решили сказочные персонажи.

3. Обсуждение

4. Ритуал окончания.

№ 34 – 35

Учить находить и называть противоречия в эмоциональных состояниях и подбирать метод ил разрешения.

1. Ритуал начала.

2. Игра на нахождение противоречий (по выбору детей)

3. Использование метода по выбору детей.

4. Обсуждение.

5. Ритуал окончания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ-ПСИХОЛОГАМ

ПРИ РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ

Результаты проведённой психодиагностики доказали, что данная непосредственно-образовательная деятельность способствуют повышению самооценки детей, сплочению коллектива, снижению конфликтности, развитию эмпатии, творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки.

СТРУКУРА

1. Постоянный ритуал начала.

2. Игры с элементами ТРИЗ.

3. Этюды (по необходимости)

4. Свободное или тематическое рисование (по необходимости)

5. Обсуждение с детьми.

6. Ритуал окончания занятия.

Курс состоит в среднем из 36 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю. Занятия разнообразны, доступны детям по содержанию.

Длительность занятия от 25 до 35 минут. Продолжительность зависит от качества внимания, степени развития творческого мышления, сложности предложенных задач.

Задания можно дополнять, менять, самим придумывать игры и упражнения. Виды заданий, составляющих занятия могут повторяться, усложняться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей, составляющих группу. Занятия проводятся в кругу.

- Слушание должно быть активным.

- Адаптируйте вопросы к реальным условиям жизни детей, непосредственному окружению.

- Все этюды выполняйте вместе с детьми, не делайте замечаний! Все дети успеш-ны

- На данных занятиях психологу надо быть актёром. Дети очень верят в образ обязательно ответят чувством на чувство.

- Начало занятий часто будет одинаковым, своеобразным ритуалом: дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятно!

- Заканчивать занятие целесообразно прощальным ритуалом. Для этого подойдёт куплет песни, речёвка, добрые слова прощаний.

- На занятиях старайтесь не говорить слишком громко, спокойствие и рассуди-тельность принесёт здесь больше пользы.

- Никто не должен вам мешать, ходить мимо, играть рядом, отвлекать внимание детей. Желательно проводить занятия в закрытом помещении или кабинете психолога.

- Если у детей возникает потребность повторить игры, этюды в повседневной жизни не отказывайте им. В течение всей надели при каждом поседении поддерживайте интерес к предстоящему занятию.

- Элементы ИЗОтерапии, музыкальных игр не должны дублировать музыкальных занятиях и занятий по изодеятельности.

- Главное для вас эмоциональное выражение ребёнком своих чувств, разви-тие творческого начала.

- Не беседуйте с детьми о том, что они плохо представляют. Обязательно проведите предварительную подготовку, убедитесь, что выбранная вами тема понятна детям.

- Можно предоставить детям возможность самим моделировать ситуацию.

- До начала занятий подготовьте место для общения в кругу - мягкие пуфики, стульчики.

- Каждый раз перед занятием давайте детям установку на внимание, взаимоува-жение, терпение.

- Переход от о дно л части занятия к другой должен быть быстрым, организованным. Не давайте детям уйти из под вашего контроля, отвлечься.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

Сентябрь.

Выступление на родительском собрании. Лекция - диалог 'Что такое ТРИЗ "Зачем

это надо валим детям?"

Цель: Познакомить родителей с понятием ТРИЗ. Призвать к активному обсуждению

Октябрь.

Консультация для родителей: "Какие методы ТРИЗ можно использовать в воспитании и развитии детей?"

Цель: Знакомство с методами ТРИЗ, привлечение родителей к воспитанию детей,

используя алгоритмы ТРЛЗ.

Опросник для родителей: "Методы воспитания, вызывающие у ребёнка положи-тельные и отрицательные эмоции"

Цель: предоставить возможность задуматься о том, какие эмоции преобладают у детей вследствие общения с родителями.

Ноябрь.

Консультация: "Эмоциональное неблагополучие детей. Профилактика эмоциональной нестабильности"

Цель: познакомить родителей с причинами профилактикой эмоционального неблагополучия.

Тренинговое занятие с родителями.

Цель: Дать родителям практические навыки в использовании мозгового штурма.

1. Ритуал начала тренинга.

2. Мозговой штурм: "Поможем бабе Яге победить зло"

3. Свободное рисование.

4. Обсуждение занятия.

5. Ритуал предания.

Январь.

Открытое занятие для родителей по использованию методов ТРИЗ.

Цель: показать успели и достижения детей в овладении методами, их умения ре-шать изобретательские задачи.

Март.

Мини-дискуссия на тему: "Нужна ли ТРИЗ в целях профилактики эмо-циональной

нестабильности?"

Цель: выслушать мнения родителей Предложить обменяться опытом по вопросам

воспитания детей

Май.

Показательное занятие для родителей с использованием методов ТРИЗ

Цель: заинтересовать родителей в применении теории ТРИЗ

Методы исследования

ИЗУЧЕНИЕ ОСОЗНАНИЯ СВОИХ ЭМОЦИЙ

(Методика Урунтаевой Г. А.)

Подготовка исследования.

Составить вопросы для беседы: Что ты любишь? Что ты не любишь? |

Когда тебе грустно? Когда тебе весело? Что ты делаешь, когда тебе весело?

Что ты делаешь, когда тебе грустно? Когда тебе радостно? Что ты делаешь,

когда тебе радостно? Когда тебе бывает страшно? Что ты делаешь, когда тебе страшно?

Проведение исследования.

Ребёнку задают вопросы, побуждая отвечать как можно более полно и развернуто

Обработка данных

Объяснения детей анализируют по схеме, определяя насколько полно их осознают. I I. Действия, которые ребёнок связывает с определенной эмоцией.

1) адекватность действий переживанию,

2) несоответствие указанных действий.

эмоциям, называние одних и тех же действий, как соответствующих разным переживаниям.

3) Неумение установить взаимосвязь между действием и эмоцией.

II. Развёрнутость ответов, как показатель степени осознанности переживания:

1. Ответ краткий,

2. 0твет краткий, но становится более развёрнутым при дополнительных во-просах взрослого.

3. Ответ развёрнутый и подробный.

Методика исследования эмоционального состояния

(по Э. Т. Дорофеевой)

Цель: оценка эмоционального состояния ребенка.

Проведение обследования. Выявляется изменение чувствительности по трем основным цветам, это связанно с изменением эмоционального состояния. Ребенку выдают три картинки разного цвета (красная, синяя, зеленая) размером 7 х 7 см и предлагают разложить их в порядке предпочтения. Процедура повторяется 3 раза. При первом предъявлении экспериментатор говорит испытуемому: «Посмотри внимательно, перед тобой лежат 3 карточки разного цвета – красная, синяя, зеленая. Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравиться». Когда выбор сделан, ребенка спрашивают ещё раз. «А теперь какую выберешь по цвету?». Третья последняя карточка так же фиксируется в протоколе. При втором и третьем предъявлениях инструкция не изменяется.

Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветной чувстви-тельности.

№ п/п Порядок

расположения

цветов Название эмоционального состояния Характеристика эмоционального состояния

1 К-С-З Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения (А. В.) Диагноз изменений от пережи-вания чувства нетерпения, возмущения, до состояния гнева, ярости. В клинике у психически больных (дис-фория).

2 К-З-С Переживание состояния функ-ционального возбуждения Эмоции, связанные с удовле-творением потребности. Диаг-ноз – от переживания чувства удовлетворения от восторга, ликования.

3 З – К – С Состояние функциональной расслабленности Отсутствие выраженных пере-живаний, оценивается челове-ком как спокойное состояние, устойчивое, самое оптималь-ное для реализации человече-ских отношений, контактов, различных видов дея-тельности, где не требуется напряжение

4 З – С – К Состояние функциональной на-пряженности, настороженности (ФН) Ориентировочные реакции ха-рактеризуются повышением внимания, активностью, встре-чаются в тех ситуациях, где требуется проявление подоб-ных качеств. Оптимальный ва-риант функциональной систе-мы.

5 С – З – К Состояние функциональнойго-торможения (ФТ) Неудовлетворение потреб-ности (печаль, тоскливость, напряженность) от состояния грусти до подавления, от озабоченности до тревоги. Полярно Ф. В. Доминирование отрицательных эмоций. Пе-ренапряжение всех систем организма.

6 С – К – З Состояние аффективного тормо-жения Встречаются в основном в клинике при глубоких экзогенных депрессиях. Диа-пазон: от состояния растерянности, психологи-ческого дискомфорта до страха. Полярно А. В. Доминирование сильных отрицательных эмоций.

Соответствие эмоционального состояния типу сдвига цвет-ной чувствительности.

Сдвиги цветов Название сдвигов Характеристика эмоций

К-С-З аффективное

возбуждение Положительные эмоциональные

состояния (+)

К-З-С функциональное возбуждение

З – К – С функциональная

расслабленность Нейтральные эмоциональные

состояния (*)

З – С – К функциональная

напряженность,

настороженность

С – З – К функциональное торможение Отрицательные эмоциональные

состояния

С – К – З аффективное

торможение

Приложение №___

ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ

1 «ХОРОШО – ПЛОХО»

Найти положительные и отрицательные свойства в эмоциях : злость, гнев, страх,

обида.

2 «ЧЕРНОЕ – БЕЛОЕ»

Взрослый, стоя перед группой детей держит в одной руке чёрный круг, в другой белый. Поднимая черный круг предлагает назвать отрицательные качества какой -либо эмоции, а поднимая белый - положительные.

3 «ВПЕРЕД – НАЗАД»

Детям предлагают проанализировать эмоцию, сказать, чем хороша, чем плоха или чем нравится или не нравится. Называя положительные качества, ребёнок делает шаг вперёд, отрицательные - шаг назад.

4.«ПРАВЫЙ ФЛАНГ – ЛЕВЫЙ ФЛАНГ»

Называя положительное качество эмоционального состояния, ребёнок должен встать по правую руку воспитателя, называя отрицательные - по левую.

5.«НАЙДИ И УГАДАЙ»

Кто - то из детей загадывает объект, называя его положительные и отри-цательные качества. Дети должны отгадать.

6.«УСПЕЙ»

Выбирается ведущий. Он должен назвать эмоциональное состояние, которое будут анализировать участники игры.

Задача: найти положительное и отрицательное в данном объекте и перейти на другую сторону площадки. Ребёнок, не сумевший сказать, чем он хорош, чем плох объект, должен успеть перебежать на другую сторону, прежде, чем ведущий дотронется до него. Если он не успеет этого сделать, ребёнок становится новым ведущим.

7.«КТО ВПЕРЕДИ?»

Дети делятся на 2 команды. Выбирается эмоция для анализа. Одна команда говорит о позитивных свойствах объекта и делает шаг вперёд. Другая команда говорит о негативных свойствах и тоже делает лаг, вперед. Побеждает та команда, которая приходит к финишной черте

8.«СУМЕЙ В ПЛОХОМ НАЙТИ ХОРОШЕЕ»

Детям предлагается назвать положительные черты отрицательных героев знакомого произведения и отрицательные черты положительных героев этого же произведения.

9.«ПО КРУГУ»

Дети садятся в кружок. Один ребенок называет положительное качество какого-либо объекта, следующий за ним - отрицательное и т. д.

10. «ОБРАТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ»

Как и в предыдущей игре, только следующий ребенок, называя предыдущее качество, говорит, что в этом плохого или хорошего.

11. «Х» и «П»

Дети выбирают фигурки на обратной стороне которых написаны буквы "X" и "П" Так они делятся на 2 команды. Определить эмоцию для анализа. Команда "X" называет чем она хороша, а команда "П", чем она плоха. За каждый правильный ответ даётся жетон. Побеждает та команда, которая наберёт больше жетонов.

12. «ПРОКУРОРЫ И АДВОКАТЫ»

Дети делятся на 2 команды, "Прокуроры" обличают эмоциональное состояние. «адвокаты» защищают.

13.«КРАСИВО – НЕКРАСИВО»

Что красиво или некрасиво в той или иной эмоции.

14. «РАДОСТНО – НЕРАДОСТНО» в той или иной эмоции.

15. «ПОЛЬЗА – ВРЕД»

Какая польза может быть от эмоции и какой вред может нанести.

Приложение №___

ВИДЫ АНАЛОГИИ ПО СИНЕКТИКЕ

Прямая аналогия: объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких либо свойств или отношений.

Аналогия по форме, когда находится аналог рассматриваемого предмета по внешнему ВИДУ. Например, сосулька-карандаш, нож, перчатки, ручка, нос, клюв ит. д.

Структурная аналогия устанавливается по сходству элементов, составляющих объект. Например, снег (снежный покров) одеяло, вата, облака, тополиный пух, муха, поролон.

Функциональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект, а потом в окружающем мире найти объект, который выполняет такие же аналогичные функции.

Машина лошадь, ослик, червяк, муравей, поезд, сороконожка

По цвету: солнце, одуванчик, лампа, цветок, лиса.

Прямая аналог по свойствам: при этом необходимо дополнительно отвечать на вопрос: какой?

шарик (какой) Резиновый - соска, калоша.

Упругий- мяч, зонт, ветер, жвачка.

Фантастическая аналогия - способность любую ситуацию, любое действие перенести в сказку, приё мы генерирования фантастических идей:

1 Увеличение-уменьшение,

2 Оживление,

3 Ускорение - замедление,

4 Вынесение - внесение,

5 Универсальность - ограниченность,

6 Непрерывность - прерывность,

7 Соответствие - несоответствие законам природы.

Личная аналогия - эмпатия.

В основе эмпатии лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или

представляемым объектом. Решающий задачу вживается в образ объекта, пытаясь

выяснить возникающие при этом чувства. Главный смысл эмпатии - войти в роль

кого - либо или чего – либо. (Этот приём широко используется в искусстве,

когда актёр вживается в образ своего героя,живёт его чувствами, мыслями,

ощущениями)

Приложение №___

ИЗУЧЕНИЕ УМЕНИЯ ГИБКО ИСПОЛЬЗОВАТЬ И ТВОРЧЕСКИ ИХ ПРИМЕНЯТЬ В КОНКРЕТНЫХ УСЛОВИЯХ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.

Кравцова Е. Е.

Подготовка исследования.

Подготовить картину, на которой изображён домик с крышей и трубой, рядом с ними собачья конура, перед домом цветочная клумба, пруд. Около пруда растут деревья. На переднем план дорожка, на которой стоит детская коляска, по небу плывут облака, летят птицы. На каждом из перечисленных предметов нарисован кружок. Подготовить такие же по величине кружок с изображением кошки, собаки, девочки, груши, яблока, цветка, лебедя и летящей птицы. Проведение исследования.

Ребёнку показывают картинку и кружки. Затем просят внимательно посмотреть на свои кружки ж расположить их на картине не там, где они должны находиться, а совсем в другом месте, и придумать, как тот или иной, изображаемый на кружке предмет или персонаж там очутился. Затем взрослый располагает картинки по своему усмотрению и просит ребёнка объяснить, почему и как они могли там оказаться Обработка данных.

I группа.

Дети испытывают значительные трудности при выполнении задания. Они ставят кружочки на привычные местам и дают объяснения такого типа: собака в конуре, потому, что должна там быть. Когда взрослый располагает картинки в непривычных местах, ребёнок смеётся, но объяснить ничего не может

II группа.

При выполнении задания дети испытывают особые затруднения не при разме-щении картинок, а при объяснении, некоторые дошкольники перемещают кружочки в правильные места. Рассказы, как правило имеют реальную почву. В ситуации, когда кружки расставляет взрослый, рассказы становятся содержательнее ж детальнее.

III группа. Дети не испытывают трудности ни при распределении картинок ни при составлении 1 рассказа. Они обдумывают предложенное задание. Иногда дошкольники берут на себя роль. Дети пытаются связать отдельные предметы, эпизоды и части картинки в единый целостный сюжет - рассказ. С заданием они справляются лучше, когда им приходится действовать самим, нежели объяснять расположение картинок, с деланное взрослым, т. е. опираются в расположении картинок ж составлении рассказа на целостный замысел.

Приложение №___

Краткая запись план беседы с использованием мозгового штурма по схеме в старшей группе детского сада.

Формулирование цели занятия:

Придумать корону для злой королевы.

Объявление проблемы.

Надевает «Злую» корону, становится всегда злой, «Весёлую» - всегда смеётся без умолку.

Ограничения: корона не должна быть громоздкой, нравиться королеве, не тяжёлой.

Сообщение воспитателя о традиционном решении.

У королевы уже есть сказочная корона.

Выявление элементов, подлежащих улучшению.

Края короны, узор на ней, форма короны.

Выдвижение идей.

Сделать корону складную, из разных частей.

Части сделать разного цвета.

Убрать из короны острые углы.

Корона может быть мягкой (пластилин).

Корона в виде пирамидки, но не высокая. (кольца разного цвета)

Пропитать «Сладким» запахом.

Анализ выдвинутых идей.

Отбор решений, встречающихся в художественной литературе.

Отбор оригинальных решений, которые можно реализовать с детьми.

Каждый вариант анализируется с разных сторон.

Практическое выполнение.

Приложение №___

Краткая запись – план беседы мо методу Мозгового штурма в старшей группе

Формулирование цели:

Помочь бабе Яге победить зло.

Объявление проблемы:

Иногда баба Яга бывает доброй, умеет ласково разговаривать, умеет веселиться, льстить, но зло живёт внутри её.

Противоречия:

Баба Яга добрая, но должна жить в лесу.

Ограничения:

Нельзя менять местонахождение и имя.

Сообщение о традиционном решении:

Художественный фильм «Новогодние приключения Вити и Маши»

Выявление элементов, подлежащих улучшению:

Одежда, причёска, лицо, эмоциональное состояние, фиг8ура, осанка, обувь и др.

Выдвижение идей:

Сводить бабу Ягу в «Бутик», купить ей новую одежду.

Баба Яга посетит парикмахерскую, сделает модную причёску

Пластическая операция по исправлению носа.

Занятия фитнесом.

Купить картины в дом, красивые занавески на окна.

Вечер встреч с добрыми зверями.

Анализ выдвинутых идей.

Отбор решений, встречающихся в литературе.

Отбор решений, которые можно реализовать с детьми. Анализируется с каждой стороны.

Практическое выполнение.

Создание с детьми коллажей, аппликаций, рисунков.

Приложение №___

Работаем по методу синектики

Прямая аналогия по форме.

Злость-сосулька, карандаш, нож, перчатка, ручка, нос,.клюв.

Гнев – часы, луна, солнце, цветок, диск телефона, крышка от кастрюли, арбуз.

Печаль- квадрат, стол, часы, окно, шкаф и т. д.

Страдание – река, лента, полоска ткани, портьера и т. д.

.

Обида – палка, фонарный столб, удочка и т. д.

Для знакомства детей с прямой аналогией можно использовать художественные произведения.

Роман Сеф.

На свете всё на всё похоже,

Змея на ремешок из кожи,

Луна – на круглый глаз огромный.

Журавль – на тощий кран подъёмный,

Кот полосатый на пижаму,

Я – на тебя, а ты – на маму.

Светлана Пшеничных.

«Ежиная семейка».

Ёлка будто-бы ежиха,

А под ёлкой тихо-тихо

Стайкой маленьких ежат,

Щищки бурые лежат.

Николай Ламм.

Заяц гордо шёл по лесу,

Вёл зайчиху, как принцессу,

До верхушек длинных ушек

Заяц был в неё влюблён,

Но собраться и признаться

Всё не мог решится он.

Правда, заяц понимал,

Что в пути молчать неловко,

Просто он слова искал,

А когда нашёл, сказал:

-Ты такая …как морковка.

Аналогия по цвету.

Радость - оранжевый, морковка, лиса, лев.

Большая радость- красный, мак, рубин, роза, платок.

Грусть – голубой, небо, река.

Печаль – фиолетовый, грозовая туча.

Зло – чёрный, черная кошка, ночь, чёрная ткань.

Олег Григорьев.

Продавец маков продавал раков

Тут подошёл любитель маков

И возмутился, увидев раков:

-Вы, кажется, продавали маки,

А у вас тут сплошные раки.

-Ну, и что же? – сказал продавец,

Не всё ли равно, наконец!

Варёный рак красен как мак

По –моему так, а по-вашему как?

- Да, это так, сказал любитель маков

Хоть я и не любитель раков,

Но коль сегодня раков нет

Так дайте маков мне букет!

Е. Измайлов.

Белое – чёрное.

Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел,

А вот белка не бела, белой даже не была.

Чёрной ночью чёрный кот,

Прыгнул в чёрный дымоход

В дымоходе чернота

Отыщи – ка там кота!

Публикации по теме:

ПоздравляюПоздравляю 27 сентября мы будем отмечать праздник ДЕНЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ВСЕХ ДОШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ. Дошкольный возраст - особенно важный и ответственный.

ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа НОД по профилактике эмоциональной нестабильности у детей старшего дошкольного возраста с использованием алгоритмов ТРИЗ
Опубликовано: 26 марта 2012 в 11:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа НОД по профилактике эмоциональной нестабильности у детей старшего дошкольного возраста с использованием алгоритмов ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Субботина (УИ 5571) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД