Папки-передвижки

Программа патриотического воспитания школьников

Петрова Татьяна
Программа патриотического воспитания школьников

Паспорт программы.

Наименование программы Программа патриотического воспитания школьников «МБОУ «Серго-Ивановская основная школа» «75 шагов к Победе» на 2019-2020 учебный год

Нормативно - правовая база

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Конвенция о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г.);

-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493;

- Федеральный закон от 13.03. 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»;

Публикация «Программа патриотического воспитания школьников» размещена в разделах

- Концепция развития системы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области (Распоряжение Администрации Смоленской области от 26.07.2019 № 1247)

Основной разработчик программы - Петрова Татьяна Емельяновна, учитель

Цель программы: Организация патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи программы 1. Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю.

2. Формирование духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.

3. Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и активной жизненной позиции.

4. Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.

5. Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры народов России.

Сроки реализации программы 2019-2020 учебный год

Исполнители основных мероприятий программы Обучающиеся 1–9-х классов, педагогический коллектив школы, родители, общественность, органы местного самоуправления.

Направления реализации Программы

• интеллектуальное

• трудовое

• духовно-нравственное

• спортивное

• экологическое

• общекультурное

Основные формы реализации Программы - Участие в общешкольных, региональных и федеральных мероприятиях.

- Волонтерская деятельность.

- Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.

- Встречи с интересными людьми (вдовами ветеранов, участниками локальных войн)

- Посещение школьного, районного краеведческого музеев

- Беседы, классные часы, диспуты.

- Организация внеклассных мероприятий

- Различные Всероссийские и областные акции к 75-летию Победы.

Контроль исполнения программы Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация школы.

Ожидаемые результаты

реализации программы В школе как в образовательной системе:

- создание системы гражданско-патриотического воспитания;

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

- снижение уровня правонарушений с участием учащихся;

- пропаганда здорового образа жизни.

В образе выпускника:

- в познавательной сфере: формирование устойчивых представлений об историческом прошлом своей страны;

развитие творческих способностей;

- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Оценка эффективности реализации программы Качественные параметры:

- сформированность гражданских навыков;

- сформированность осознанного отношения к базовым ценностям;

- сформированность уважительного отношения детей к школе, классу, учителю, совместным делам, традициям.

Количественные параметры:

- включённость учащихся в воспитательные дела;

- активность деятельности всех субъектов образовательной деятельности в реализации программы патриотического воспитания;

- массовость и активность участия в конкурсах по гражданско–патриотической тематике.

Материально-техническое обеспечение Компьютеры, интерактивная доска, проектор, принтер, видеокамера, сканер, музыкальный центр, диски с фильмами, спортивный инвентарь, научно-методическая и художественная литература, стенды для выставок.

Обоснование актуальности программы.

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории, она всегда живет в народе и проявляется только в годы испытаний. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.

Патриотизм – это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это социальная толерантность, общественно значимое поведение и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности. Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять подросткам, кто является истинным патриотом.

В общественном сознании подвергаются сомнениям такие ценности, как Отечество, Патриотизм, Верность героическим традициям прошлого, Долг, Честь, Достоинство, Самоотверженность. Вот почему проблема патриотического воспитания подрастающего поколения становится одним из актуальных вопросов нашей молодежи.

2020 год объявлен в России годом памяти и славы. Поэтому Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на работу по созданию у школьников чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Сейчас большое значение приобретает поиск и разработка принципиально новых подходов к патриотическому воспитанию, созданию качественно новых основ организации деятельности с подрастающим поколением. В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по патриотическому воспитанию, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Цель программы.

Организация патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи программы:

1. Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю.

2. Формирование духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.

3. Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и активной жизненной позиции.

4. Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

5. Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры народов России.

Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1 – 9-х классов, коллектив педагогов и родителей.

В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую.

Программа патриотического воспитания учащихся школы реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем социуме школы.

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на один год. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

Основные направления реализации программы осуществляются через следующие виды деятельности:

- учебная деятельность через предметы;

- система тематических, творческих классных часов;

- проведение военно-патриотических, спортивных праздников;

-создание и проведение познавательных игр, викторин, способствующих реализации целей программы;

- выставки творческих работ;

-организация работы волонтерского движения, экологического движения;

- система мероприятий школьной библиотеки;

-сотрудничество с сельской библиотекой, Гагаринским благочинием, Гагаринским краеведческим музеем, сельской администрацией.

Сроки и этапы реализации программы.

Программа реализуется в три этапа:

I этап - организационно-мобилизационный (август - сентябрь, 2019 г.):

- аналитическо-диагностическая деятельность;

- поиск форм, методов, способов развития гражданско-патриотического направления;

- изучение современных технологий.

II этап - практический (2019 – 2020учебный год):

-использование на практике форм, методов, приемов развития гражданско-патриотического воспитания;

- промежуточный контроль.

III этап - рефлексивный (июнь 2020 г.):

- обработка и интерпретация данных;

- соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами;

- определение перспектив и путей дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания.

Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения программы.

Кадровое обеспечение программы.

Директор школы - осуществляет общее руководство школой и отвечает за создание условий для деятельности образовательного учреждения по патриотическому воспитанию.

Вожатый - организовывает воспитательную работу по патриотическому воспитанию учащихся школы.

Педагогический коллектив:

- учителя - предметники - корректируют учебные программы с целью включения в содержание учебных предметов элементов патриотического воспитания.

- классные руководители - организуют классные часы, экскурсии, встречи, совместную работу с родителями.

Библиотекарь - разрабатывает формы, методы и средства патриотического воспитания, организовывает воспитательную работу по патриотическому воспитанию учащихся, осуществляет методическое обеспечение школы по патриотическому воспитанию.

Родители - осуществляют совместную деятельность с педагогическим коллективом.

Формы организации деятельности:

- тематические классные часы;

- поисково-исследовательская работа по истории России и родного края;

- поисковая работа по истории родной школы;

- изучение истории своей семьи, семейных традиций;

- оформление альбомов и стендов;

- посещение военно-исторических и краеведческих музеев;

- посещение культурно-досуговых центров (библиотек, театров);

- устные журналы;

- конференции;

- кружковая работа;

- выпуск газет, плакатов, листовок;

- конкурсные программы, викторины;

- конкурсы рисунков, плакатов;

- конкурсы стихов;

- выставки рисунков, поделок, фотовыставки;

- праздники и вечера;

- военно-спортивные игры;

- использование государственной символики при проведении торжественных школьных мероприятий;

- экскурсии и походы;

- шефская помощь ветеранам труда;

- спортивные соревнования и праздники;

- уход за памятниками и мемориалами;

- посадка и уход за зелёными насаждениями;

- трудовые десанты с целью поддержания чистоты и порядка на территории школы;

- участие в городских, всероссийских мероприятиях, конкурсах по гражданско-нравственному воспитанию.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Инструментарий: анкетирование, наблюдение, собеседование, изучение документации через ВСОКО и мониторинг воспитательной системы школы.

Качественные параметры

1. Сформированность гражданских навыков:

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права и свободы человека и гражданина;

- символика Российской Федерации;

- национальное самосознание.

3. Сформированность уважительного отношения детей к школе, классу, учителю, совместным делам, традициям:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- готовность к образованию;

- умение принять ответственность за выполняемое дело.

Количественные параметры:

- включённость учащихся в воспитательные дела;

- активность деятельности всех субъектов образовательной деятельности в реализации программы патриотического воспитания;

- массовость и активность участия в конкурсах и мероприятиях по гражданско–патриотической тематике;

- снижение количества детей с девиантным поведением;

- участие школьников в волонтерской деятельности.

Ожидаемые результаты

В результате реализации Программы ожидается:

В школе как в образовательной системе:

- создание системы гражданско-патриотического воспитания;

- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

- снижение уровня правонарушений с участием учащихся;

- пропаганда здорового образа жизни.

В образе выпускника:

- в познавательной сфере: формирование устойчивых представлений об историческом прошлом своей страны; развитие творческих способностей;

- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Содержание программы

Программа патриотического воспитания охватывает различные аспекты школьной жизни и ведется по следующим направлениям: интеллектуальное, трудовое, духовно-нравственное, спортивное, экологическое и общекультурное. Все предложенные направления способствуют социализации обучающихся.

Интеллектуальное направление.

Цель: гармоничное развитие личности ребенка через формирование познавательного интереса к интеллектуальному творчеству.

Задачи:

-способствовать интеллектуальному развитию ребенка через учебную и внеурочную деятельность;

-развивать и активизировать познавательный интерес через подготовку и выполнение интеллектуальных заданий;

-способствовать творческому использованию жизненного опыта учеников и их природных наклонностей.

Содержание:

проекты, круглый стол, оформление альбома, исторические игры, создание экспозиций, выставки, классные часы, конкурсы сочинений, акции, сбор материалов, лекторий для родителей, участие в региональных, областных, всероссийских конкурсах.

Духовно-нравственное направление.

Цель: воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи:

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

- формирование устойчивых понятий о добре, справедливости, милосердии, подвиге, сострадании;

- развитие навыков помощи и взаимопомощи, сотрудничества;

-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

Содержание:

встречи с поисковиками, вдовами ветеранов, операция «Обелиск», участие в благотворительной акции, беседы, библиотечные уроки, поездки на мемориал, день православной книги, фестиваль, шествие Бессмертного полка, часы общения, уроки мужества с участием тружеников тыла, линейки.

Общекультурное направление.

Цель: развитие общекультурных способностей и формирование опыта творческой деятельности.

Задачи:

- развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций;

- овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;

- овладение навыками межличностного общения;

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;

Содержание:

митинг, экскурсии, просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением, участие в конкурсах, встреча с волонтерами, конкурсы, выставки рисунков, плакатов, концерт.

Экологическое направление.

Цель: формирование экологической культуры и экологического сознания школьников.

Задачи:

- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе, понимание активной роли человека в природе;

- формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни;

- получение опыта природоохранительной деятельности;

- воспитание бережного и ответственного отношения к растениям и животным.

Содержание:

цветочные насаждения на территории школы, обелиска, акция «75 саженцев к 75-летию Победы», субботники и др.

Трудовое направление.

Цель: формирование и развитие у обучающихся качеств личности, способной успешно адаптироваться в современном обществе.

Задачи:

-воспитание у учащихся трудолюбия, любви к земле, к природе родного края;

-развитие трудовых навыков в процессе работы индивидуально и в коллективе

-воспитание уважения к людям труда.

Содержание:

субботник, «тимуровский десант», волонтерская деятельность.

Спортивное направление.

Цель: формирование физических и духовных качеств, позволяющих быть морально стойкими, готовыми к защите Отечества, выполнению конституционного долга.

Задачи:

- укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействовать гармоническому, физическому развитию;

- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции

Содержание:

легкоатлетический кросс, товарищеские встречи по волейболу, военно-спортивная игра «Зарница», спортивная игра «Зарничка», пробег мира, малые школьные олимпийские игры, спортивные праздник.

Источники:

https://urok.1sept.ru/

https://pedsovet.su/publ/177-1-0-1126

https://infourok.ru/

https://vospitanie.guru/

https://nsportal.ru/

Публикации по теме:

Уголок патриотического воспитания во второй младшей группеУголок патриотического воспитания во второй младшей группе В нашем детском саду недавно прошел смотр-конкурс уголков патриотического воспитания. Я работаю во второй младшей группе и тоже внесла свой.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Уголок патриотического воспитанияУголок патриотического воспитания День Защитника Отечества - особый праздник в истории нашей страны. Очень важно в детском саду и каждых его группах оформление патриотических.

Оформление панно для уголка патриотического воспитанияОформление панно для уголка патриотического воспитания Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделится с Вами идеей оформления небольшого панно. Так получилось, что в связи.

Оформление уголка военно-патриотического воспитания дошкольниковОформление уголка военно-патриотического воспитания дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Патриотическое воспитание дошкольников является важнейшим нравственным качеством. В своей группе я оформила.

Дидактическая игра как средство патриотического воспитанияДидактическая игра как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Уголок патриотического воспитания в ДОУ «Мы живем в России»Уголок патриотического воспитания в ДОУ «Мы живем в России» Уголок патриотического воспитания, является неотъемлемой частью предметной среды в группе. Цель патриотического уголка - воспитание любви.

Уголок патриотического воспитания в подготовительной группеУголок патриотического воспитания в подготовительной группе Любовь к семье, близким, стране играет важное значение в полноценном развитии будущей личности. Где бы ни был человек, где бы он ни жил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа патриотического воспитания школьников
Опубликовано: 16 июня 2020 в 20:27
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД