Папки-передвижки

Программа по ДОД детей дошкольного возраста по приобщению к истокам русской народной культуры «Народные промыслы»

Ирина Данилова
Программа по ДОД детей дошкольного возраста по приобщению к истокам русской народной культуры «Народные промыслы»

Пояснительная записка

Работа кружка предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. Материал распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Актуальность разработки программы.

Публикация «Программа по ДОД детей дошкольного возраста по приобщению к истокам русской народной культуры „Народные промыслы“» размещена в разделах

Народная культура - это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений.

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

-формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

-развивать способность анализировать, воспринимать произведения русского фольклора. Учить выражать, обогащать словарный запас.

-прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;

-создавать условия для восприятия целостной картины мира, осознание своей этнической принадлежности, воспитание толерантности.

В основу работы положены следующие принципы:

-учет возрастных особенностей детей при отборе содержания. Тематики занятий, задач воспитания и обучения;

-принцип комфортности образовательной среды;

-уважение личности каждого ребенка;

-принцип отбора содержания учебного материала.

Принципы организации совместной деятельности воспитателя и детей :

-желание ребенка посещать занятия кружка;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-наглядность, доступность и мера;

-систематичности и последовательности.

Основные характеристики деятельности:

Изложение материала рассчитано на 3 года. Работа рассчитана на две возрастные группы :

- с 4до 5 лет ;- с 5до7лет.

1-й год проводится работа по закреплению имеющихся знаний.

2-й год –обобщение и систематизация полученной информации.

Приоритетами работы стали :

-окружающие предметы, которые пробуждают душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они часть великого народа;

-необходимо широко использовать все виды народного фольклора;

-приобщение детей к народной культуре через народные праздник и традиции;

-важно познакомить детей с народным прикладным искусством, зодчеством и архитектурой. Особое внимание уделить знакомству с декоративной народной росписью, т. к роспись способна увлечь ребенка своей гармонией, ритмом, наивностью, что так близко к детскому мироощущению.

Методическое обеспечение работы

Формы работы:

Интерактивные занятия

По форме проведения занятия представляют собой «игры – путешествия» или «игры – открытия». Ведущим принципом построения занятия является принцип развивающего обучения.

Посещение музея

Одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним; неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности. После посещения музея создаются условия для самостоятельной творческой деятельности детей.

Познавательные беседы

Развивают мышление ребёнка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию.

Предпраздничные посиделки.

Основная цель – это подготовка к празднику. На посиделках не только разучивают песни, игры, затевают хороводы, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника: знакомятся с народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством.

Оформление в детском саду мини-музея и выставок.

Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки могут быть музыкальный зал, групповая комната. Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного (искусства) творчества местных мастеров, членов семьи и самих ребят: вышивки, кружева, домотканые коврики, дорожки, полотенца, произведения живописи местных художников, творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.

Творческая продуктивная и игровая деятельность детей.

Творчество – главное средство освоения ребёнком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия дошкольники легко переходят к подражательству. Из глины, пластилина, бумаги, картона они изготавливают понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают своё отношение к культурному наследию.

Праздники.

Праздник – это день, который наполнен радостью, весельем. Праздник – это радость, а вместе с тем деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований. Праздник, народный обряд являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе обряды и праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти оставляем глубокий след.

Работа с родителями.

При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.

Поэтому родителей приглашаем на занятия, где им рассказываем о культуре и истории нашего края, вместе с ними оформляем папки-передвижки, организовываем совместные выставки и экскурсии, готовим праздничные мероприятия, и родители участвуют в них. Совместные переживания взрослых и детей сближают семьи, родители узнают о способностях и возможностях своего ребёнка.

Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками

Тема занятия Содержание

Зимние Святки Рассказ о зимних праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями 1. Рассказ о рождественских песнях – колядках. Проведение русской народной игры «Скакалка»

2. Рассказ об обычае на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядок. Проведение русской народной игры «Прялица»

3. Рассказ о новогодних песнях – «овсенях»

«Пришла Коляда -отворяй ворота» Разыгрывание сценок колядования. Рассказ об обычае колядования. Загадывание загадок. Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник»

Масленица Рассказ о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки», «Гори, гори ясно»

Знакомство детей с масленичными песнями 1. Рассказ о праздновании первых двух дней Масленицы и пение песен, исполняемых в эти дни.

2. Рассказ о праздновании остальных дней Масленицы. Пение песен этих дней. Проведение русских народных игр «Горелки», «Гори, гори ясно»

«Алексей - с гор потоки» Рассказ о празднике «Алексей - с гор потоки». Проведение русских народных игр «Гуськи», «Ручеек», «Кораблики». Рассказывание докучных сказок, дразнилок.

«Вербное воскресенье» Рассказ о празднике «Вербное воскресенье» и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба- вербочка», «Заря - зарница». Представление кукольного спектакля «Петрушка и солдат». Исполнение песенки «Солнышко»

Пасха 1. Рассказ о праздновании Пасхи. Пение пасхальных песен этих дней. Проведение русских народных игр «Верба- вербочка», «Солнышко-ведрышко»

2. Рассказ о традиции обмениваться яйцами на Пасху, о значении этого действа, о праздновании последнего дня пасхальной недели _ Красной горки. Проведение русских народных игр с яйцами и «Прялица»

Троица Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «кумления», «проводов русалок». Проведение русской народной игры «Венок», «В кресты», хоровода «Во поле березонька стояла». Исполнение песни «Березынька»

Семенов день Рассказ о праздновании Семенова дня, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «Муха «Карусель». Исполнение песни «Комарочек»

Покров Рассказ о празднике Покров, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы», «Карусель». Исполнение песни «Я по рыночку ходила»

«Кузьминки - об осени поминки» Рассказ о народных обычаях и приметах, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. Разыгрывание содержания песен «Во кузнице», «Ай, тари, тари, тари». Исполнение плясок, загадывание загадок.

Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству:

• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;

• Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;

• Умеет самостоятельно провести анализ изделия;

• Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);

• Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;

• Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;

• Использует декоративные элементы в работе. Использует декоративные элементы в работе;

• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;

• Оригинальность.

Диагностические критерии технических навыков и умений оценки детских работ по декоративно-прикладному искусству:

• Способность рисования по замыслу;

• Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для

получения разных цветов и оттенков;

• Отсутствие изобразительных штампов;

• Уровень воображения, фантазии.

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Конспект ООД по приобщению детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество» Приобщение детей старшей группы к истокам русской народной культуры «Рождество»Цель: Формировать у детей представление о народном православном.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культурыЛэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культурыПроект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по ДОД детей дошкольного возраста по приобщению к истокам русской народной культуры «Народные промыслы»
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 22:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД