Лучший педагог года

Программа по легоконструированию в старшей группе

Ирина Садакова
Программа по легоконструированию в старшей группе

Актуальность

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. LEGO-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование LEGO-конструкторов помогает реализовать серьезные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Публикация «Программа по легоконструированию в старшей группе» размещена в разделах

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки коммуникативного общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников. А это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Данная программа позволит дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Мега–лего» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Целью программы является создание условий для развития у старших дошкольников конструкторских умений на основе LEGO–конструирования. Данная цель обеспечивает решение следующих задач:

- создать условия для развития у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

- обеспечить условия для конструирования по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе индивидуально, в паре, коллективе;

- выявлять одарённых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

1.3. Принципы реализации программы

Основные принципы по лего-конструированию :

- От простого к сложному;

- учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности;

- использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач;

- решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности;

- реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

Результатом освоения дополнительной образовательной программы является достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (в соответствии ФГОС ДО).

- Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций.

- Повысится познавательная активность детей,

- Будет развиваться воображение, фантазия и творческая инициатива.

- Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

- Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

- Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

К концу года дети должны

Знать:

- название всех деталей LEGO – конструктора «Дупло», «Дакта».

Уметь:

- строить более сложные постройки;

- работать в паре и команде;

- пользоваться предметами - заместителями;

- строить по образцу;

- строить по инструкции;

- рассказывать о постройке;

- строить по замыслу;

- работать над проектами;

- конструировать по графической модели.

1.5. Способы определения результативности кружковой деятельности

Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения воспитанниками содержанием программы :

- педагогическое наблюдение;

- беседа, беседа с опорой на практический материал, объяснения дошкольников;

- практический контроль;

- педагогический анализ результатов выполнения воспитанниками диагностических заданий, участия в мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности воспитанников на занятиях и т. п.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

- выставка, готовое изделие, презентации, конкурсы (ДОУ, города, интернет-конкурсы.

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – сентябрь, итоговая – май. Для мониторинга результативности работы по программе «LEGO - конструирование» разработана диагностика в соответствии с задачами и возрастными особенностями детей.

Критерии отслеживания усвоения программы

Анализ производится по трё м критериям:

- умения сформированы, действует самостоятельно – высокий уровень;

- умения не конкретные (путается, ошибается, допускает незначительные ошибки, иногда требуется помощь взрослого - средний уровень;

- умения не усвоены, допускает ошибки, требуется постоянная помощь взрослого – низкий уровень.

2. Содержательный раздел

Перспективно-тематическое планирование занятий кружка

Месяц

Тема

Содержание

Октябрь 1. «Знакомство с Легоцентром» Просмотр презентации «Леголенд». Техника безопасности в работе с конструктором лего.

2. «Фантазии конструирования»

(1 занятие) Закрепление названий лего–деталей, способов крепления. Основные правила конструирования.

3. «Фантазии конструирования»

(второе занятие) Закрепление названий лего–деталей, способов крепления, игра «Собери модель»

4. «Такие разные постройки» Плоские и объемные постройки. Основные правила конструирования.

5. «Веселые человечки» Формирование умения строить фигуру человека: женскую, мужскую. Постройка фигуры человека с соблюдением пропорций тела.

6. «Домашние животные» Закрепление представлений детей о домашних животных. Конструирование домашних животных по схеме и замыслу.

7. «Ферма и домик фермера»

(первое занятие) Совместное творческое конструирование по замыслу детей.

8. Ферма и домик фермера (второе занятие) Продолжение совместной работы по конструированию по замыслу детей.

Ноябрь 1. «Машины на наших улицах»

(первое занятие) Закрепление представлений детей о видах городского транспорта, его назначении. Конструирование транспортного средства по схемам, образцам и замыслу.

2. «Машины на наших улицах»

(второе занятие) Конструирование дорог, светофоров и дорожных знаков. Повторение правил дорожного движения.

3. «Специальный транспорт»

(первое занятие) Закрепление видов специальной техники. Конструирование машины-помощника по схеме и замыслу детей.

4. «Специальный транспорт»

(второе занятие) Продолжение работы по конструированию машины-помощника по схеме и замыслу детей.

5. «Игрушки»

(первое занятие) Творческое конструирование по замыслу детей.

6. «Игрушки»

(второе занятие) Продолжение работы по конструированию игрушек по замыслу детей.

7. «Что такое симметрия в конструировании?» Знакомство с понятием «симметрия». Игра в парах на симметрию.

8. «Подарок маме» Творческое конструирование по замыслу детей.

9. «Лабиринты» Развитие умения строить лабиринты для Легоши.

Декабрь 1. «Робот и его друзья»

(первое занятие) Развитие воображения. Творческое конструирование по замыслу детей.

2. «Робот и его друзья»

(второе занятие) Продолжение творческого конструирования по замыслу детей.

3. «Снежинка»

(первое занятие) Конструирование изображения на плоскости с помощью лего-деталей - мозаики. Снежинки.

4. «Зимние узоры»

(второе занятие) Конструирование изображения на плоскости с помощью лего-деталей - мозаики. Орнамент. Зимние узоры.

5. «Кормушка для птиц» Совместное конструирование по замыслу детей.

6. «Птичий двор» Закрепление представлений детей о зимующих птицах. Конструирование птиц по схеме и замыслу.

7. «Новогодняя игрушка» Творческое конструирование по замыслу детей.

8. «Новогодняя елочка» Творческое конструирование по замыслу детей.

Январь 1. «Дом деда Мороза»

(первое занятие) Развитие воображения. Совместное творческое конструирование по замыслу детей.

2. «Дом деда Мороза»

(второе занятие) Продолжение совместной творческой работы по замыслу детей.

3. «Горка»

Закрепление умения определять особенности формы деталей конструктора, размера и расположения постройки.

4. «Санки»

Закрепление зимних забав детей. Конструирование санок по образцу и собственному замыслу.

5. «Динозавры»

(первое занятие) Закрепление представлений детей о динозаврах. Творческое конструирование по замыслу детей.

6. «Динозавры»

(второе занятие) Продолжение работы по конструированию динозавров.

Февраль 1. «Зоопарк»

(первое занятие) Закрепление представлений детей о видах животных. Конструирование животных по схеме и замыслу.

2. «Зоопарк»

(второе занятие) Коллективная работа по конструированию зоопарка по собственному замыслу.

3. «Жители подводного царства» (аквариум)

(первое занятие) Закрепление представлений детей о животном мире водной среды. Конструирование аквариума.

4. «Жители подводного царства» (обитатели аквариума)

(второе занятие) Конструирование обитателей аквариума по образцу и собственному замыслу.

5. «Рыцарский замок»

(первое занятие) Знакомство с понятиями архитектура, архитектор, с особенностями архитектурных сооружений давних времен. Закрепление представления детей о принципах постройки зданий. Конструирование замков.

6. «Рыцарский замок» (второе занятие) Закрепление представления детей о принципах постройки зданий. Конструирование замков.

7. «По замыслу» Творческое конструирование по замыслу детей.

Март 1. «Цветы для мамы» Изготовление цветочной композиции на плоскости и конструирование объемных цветов.

2. «Мой дом» Умение строить дома по замыслу с учетом всех правил постройки зданий по модели, схеме и замыслу детей.

3. «Мебель для дома»

Закрепление предметов мебели. Конструирование мебели по замыслу.

4. «Мой город»

(первое занятие) Выполнение коллективной работы «Мой город». Строить дома в зависимости от их назначения.

5. «Мой город»

(второе занятие) Продолжение коллективной работы «Мой город».

6. «Театральная неделя «В гостях у сказки» Совместная творческая работа по конструированию по замыслу детей.

7. «Откуда азбука пришла?» Конструирование на плоскости знакомых букв. Анализ необходимых для построения деталей, обсуждение конструкций. Работа по схемам и замыслу.

8. «Воздушный транспорт»

(первое занятие) Закрепление представлений детей о видах воздушного транспорта. Конструирование различных видов воздушного транспорта. Умение строить модели воздушного транспорта по схемам и замыслу.

9. «Воздушный транспорт»

(второе занятие) Продолжение работы по конструированию различных видов воздушного транспорта по схемам и замыслу.

Апрель 1. «Лунная база»

(первое занятие)

История космического транспорта, его виды. Конструирование различных видов космического транспорта. Постройка объемных и плоскостных работ. Умение строить модели по схемам и замыслу.

2. «Лунная база»

(второе занятие) Совместная творческая работа по замыслу детей (продолжение)

3. «Корабли»

Закрепление представлений детей о видах водного транспорта. Конструирование различных видов водного транспорта. Умение строить модели по схемам и замыслу.

4. «Морской порт» Коллективная работа по конструированию по замыслу.

5. «Пожарные машины»

(первое занятие) Закрепление видов специальной техники. Конструирование пожарных машин по схеме и замыслу детей.

6. «Пожарная станция»

(второе занятие) Продолжение работы по конструированию пожарных машин по схеме и замыслу детей.

7. «Спасем нашу планету» (день Земли)

(первое занятие) Совместная творческая работа по замыслу детей.

8. «Спасем нашу планету» (день Земли) (второе занятие) Продолжение совместной творческой работы по замыслу детей.

Май 1. «Символ Победы»

(коллективная работа) Символ Победы (конструирование георгиевской ленточки)

2. «Военная техника» Закрепление представлений детей о видах военной техники. Конструирование различных видов военной техники. Умение строить модели по схемам и замыслу.

3. «Поезд мчится» Творческое конструирование по замыслу детей.

4. «Цветочная полянка» Творческое конструирование по замыслу детей.

5. «Детский сад будущего»

(первое занятие) Творческое конструирование по замыслу детей.

6. «Детский сад будущего»

(второе занятие) Продолжение совместной работы по теме «Детский сад».

7. «Насекомые» Закрепление представлений детей о видах насекомых. Конструирование насекомых по модели, схеме и замыслу.

8. «Выставка «От замысла – к воплощению» Подготовка к выставке «От замысла – к воплощению». Презентация

9. «Выставка «От замысла – к воплощению» Фотовыставка работ детей.

3. Организационный раздел

3.1. Этапы, методы и приемы, применяемые в кружковой деятельности

Методы Приемы

Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический Использование детьми на практике полученных знаний и умений.

Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.

Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.

3.2. Формы организации кружка

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются следующие формы:

Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, которые выполнены из деталей лего-конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности - они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не является средством обучения детей по созданию замыслов. Она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами, подгруппой детей. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

3.3. Материально-техническое обеспечение кружковой деятельности

Для реализации кружковой деятельности в группе имеется центр конструирования:

- оборудование (шкаф и стеллажи для дидактических пособий и учебных материалов и т. п.);

- оборудование, необходимое для проведения кружковой деятельности (специальные приспособления для детского исследования, ноутбук, мультимедиа, музыкальная колонка, и т. п.).

- Конструкторы LEGO «Дупло», «Дакта»;

- персонаж Легоша;

- игрушки: куколки, звери, робот, паровоз и т. д. ;

- предметные картинки;

- набор мелких машинок;

- макет светофора;

- схемы построек;

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- модели построек.

3.4. Список литературы

1. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем / – М. : Творческий центр «Сфера», 2002 г.

2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2014.

3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2016.

4. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 2014.

5. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М. : изд. Сфера, 2015.

Публикации по теме:

Занятие по легоконструированию «Дерево» с детьми младшего дошкольного возрастаЗанятие по легоконструированию «Дерево» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: Конструирование дерева из ЛЕГО-конструктора по образцу. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с некоторыми видами деревьев,.

Фотоотчёт о занятии по легоконструированию и конструированию из фрутокрышечек «Цветы» в старшей группеФотоотчёт о занятии по легоконструированию и конструированию из фрутокрышечек «Цветы» в старшей группе Занятие проводилось в рамках тематической недели "Комнатные растения" Цель: стимулирование конструктивного воображения при создании постройки.

Конкурсная программа «Моя мамочка и я — пара музыкальная» к Дню матери в старшей группе Под веселую музыку входят в зал дети и останавливаются полукругом, входят мамы и под аплодисменты детей рассаживаются на свои места по кругу,.

Конспект занятия по легоконструированию «Ракета» в подготовительной группеКонспект занятия по легоконструированию «Ракета» в подготовительной группе Цель: расширение знаний детей о космосе через конструирование модели ракеты с помощью «ЛЕГО». Задачи: Образовательные: - Закрепить.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Фотоотчет «Турнир по легоконструированию»Фотоотчет «Турнир по легоконструированию» Турнир по легоконструированию среди воспитанников МДОУ и начальной школой в рамках реализации проекта «Организация работы в МДОУ Камызинском.

Занятие по легоконструированию «Фруктовый сад» с детьми младшего дошкольного возрастаЗанятие по легоконструированию «Фруктовый сад» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности, конструирование «фруктового.

Занятие по легоконструированию «Подъемный кран» с детьми младшего дошкольного возрастаЗанятие по легоконструированию «Подъемный кран» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: Конструирование «Подъемного крана» из ЛЕГО-конструктора по образцу. Программное содержание: Образовательные задачи: - Расширять.

Занятие по легоконструированию «Уточка» с детьми младшего дошкольного возрастаЗанятие по легоконструированию «Уточка» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: Конструирование «уточки» из ЛЕГО-конструктора по образцу. Задачи: Образовательные: 1. Дать основные сведения о питании, образе жизни.

Занятие по легоконструированию «Ёлочка» с детьми младшего дошкольного возрастаЗанятие по легоконструированию «Ёлочка» с детьми младшего дошкольного возраста Направление образования и развития (образовательная область): «Художественно – эстетическое развитие» (конструирование) Цель: продолжать.

Автор публикации:
Программа по легоконструированию в старшей группе
Опубликовано: 17 августа 2021 в 13:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД