МААМ-картинки

Программа по одаренным детям дошкольного возраста 6–7 лет в области познавательного развития «Маленький математик»

Марина Курицина
Программа по одаренным детям дошкольного возраста 6–7 лет в области познавательного развития «Маленький математик»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи

1.3. Принципы и подходы к формированию Программ

1.4. Условия реализации программы

1.5. Ожидаемые результаты реализации программы

2. Содержательный раздел

2.1. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации

Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы

2.3. Календарно - тематическое планирование работы с детьми

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Публикация «Программа по одаренным детям дошкольного возраста 6–7 лет в области познавательного развития „Маленький математик“» размещена в разделах

3. Организационный раздел

3.1. Организация предметно-пространственной среды

3.2. Методическое обеспечение развивающей деятельности

3.3. Расписание непрерывной образовательной деятельности

1 раздел – ЦЕЛЕВОЙ

1.1. Пояснительная записка

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.

Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

высоко развитая любознательность, пытливость;способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя; высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов); раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей; развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному; способность к творческому преобразованию образов, высокая обучаемость; стремление к самостоятельности.

1.2. Цели работы:

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;

создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

Развивающие: Развитие логического мышления реб нка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, конструктивного мышления (на геометрическом материале).

Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять е части, решать и составлять задачи.

Воспитательные:

Воспитание у детей 6–7 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

В основу работы по программе положены следующие принципы:

– принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);

– проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

– принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

– психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.

1.4. Условия реализации программы

Необходимыми условиями успешной реализации программы являются:

• организация особой предметно-развивающей среды в группе, на участке детского сада

для прямого действия детей со специально-подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания;

• психологическая комфортность детей;

• учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка.

1.5. Ожидаемые результаты освоения Программы

• Дети умеют сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, развито конструктивное мышление (на геометрическом материале).

• Дети знакомы с числовым рядом и составом чисел, получены представления задачи, могут вычленять её части, решать и составлять задачи.

• Развито желание заниматься математической деятельностью

• Формирование позитивной «Я-концепции», умение общаться в коллективе.

2 раздел – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации

Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Формы работы с одарёнными детьми:

• групповые занятия;

• конкурсы; интеллектуальные игры;

• участие в олимпиадах; презентации;

• работа по индивидуальным планам;

• исследовательская деятельность.

Методы и приемы работы:

• Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)

• Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)

• Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)

• Практические (упражнения)

• Интегрированный метод (проектная деятельность)

• Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи)

2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы

- Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей, чисел в совместной со взрослыми содержательной познавательной деятельности.

- Стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в играх на преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем.

- Развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.

- Учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.

2. 3. Календарно - тематическое планирование работы с детьми

Сентябрь

1. «Числа и цифры от 0 до 10»

закрепление навыков прямого обратного счета в пределах от 1 до 10; развитие умения уменьшать и увеличивать исходное количество предметов на одну или две единицы; закрепление навыков согласования числительных с существительными.

2. «Сравнение групп предметов: количество, цвет, высота, ширина, цвет, размер, форма» развитие умения сравнивать группы предметов по количеству; закрепление понятий больше, меньше; развитие умения определять и сравнивать свойства предметов; развитие навыков объединение предметов в группы в соответствии с заданными свойствами.

Октябрь

1. Ориентировка в пространстве

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; складывать силуэт без образца; развивать воображение детей; продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти.

2. «Ломаные линии. Виды углов. Многоугольники» закрепление знаний о ломаных линиях; знакомство с видами углов; развитие зрительного восприятия; знакомство с определением многоугольник; закрепление понятий угол, вершина.

3. «Луч, отрезок. Числовой луч и числовой отрезок» закрепление знаний о луче и отрезке; формирование навыков построения лучей и отрезков; знакомство с понятием числовой луч и числовой отрезок.

4. Неделя Познакомить детей с названиями дней недели; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху»; составлять силуэт из четырёх равнобедренных треугольников; развивать воображение.

Ноябрь

1. Геометрические фигуры Продолжать учить составлять фигуры из счётных палочек; упражнять в счёте в пределах десяти, в классификации предметов по разным признакам. Работа в тетрадях в клетку. Соедини по точкам.

Тренировать умение различать геометрические фигуры на ощупь.

2. Часть и целое. Познакомить с математическими понятиями «Целое» и «Часть». Закреплять знания о геометрических фигурах.

3. Ориентировка во времени.

Вчера, сегодня, завтра.

Упражнять в ориентировке во времени. Закрепить понятия «Вчера», «Сегодня», «Завтра». Закреплять счет в пределах 10. Продолжать развивать умения в сравнении чисел при помощи знаков «>», «<»

4. Количество и счет.

«Больше», «меньше», «равно». Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. .Познакомить с математическими знаками «>», «<», «=», закреплять представление о равенстве и неравенстве, учить правильно понимать понятия «больше», «меньше», «равно».

Декабрь

1. «Плоские и объемные геометрические фигуры»

Дать понятие о различии объёмных тел и плоских фигур и предметов; актуализация знаний детей об окружающем мире; развитие пространственных представлений; формирование умения различать плоские и объемные предметы.

2. Числа-соседи. Учить называть числа в прямом и обратном порядке, называть соседей числа. Закреплять умение соотносить множество, число и цифру.

3. Деление на части. Дать представление о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее, легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

4. «Закрепление пройденного» Закрепить знания детей различать, называть, сравнивать, составлять группы предметов, одинаковые по цвету; умение называть и различать прямые, кривые, умение ориентироваться на листе бумаги;

Январь

1. Счет. Повторение Закрепить навыки количественного счета в пределах 10. Учить считать в любом направлении: слева

направо, справа налево, сверху вниз и независимо от формы расположения предметов.

2. «Колумбово яйцо»

«Напиши так же»

Ломаная линия Упражнять в умении играть в игры –головоломки.

Развивать внимание, мышление, точность движений

3. Счет до 20

Познакомить с особенностью образования

двузначных чисел (11-20). Учить детей считать в пределах 20. Учить называть последующие и предыдущие числа. Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах первого десятка

Февраль

1. «Я задумала число»

«Числовые домики»

«Покажи одинаковые чашки»

Угол Закрепить состав чисел Развивать умение обобщать,

сопоставлять, внимание, наблюдательность

2. Решение задач Познакомить с задачами на увеличение числа на несколько единиц, учить решать задачи на увеличение числа на несколько единиц, закреплять умение правильно выбирать арифметическое действие и формулировать его.

3. Зрительно – мыслительный анализ Учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа».

4. Что тяжелее? Дать представление о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее, легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10.

Март

1. «Не ошибись»

«Неделька», «Времена года»

«Соедини точки по порядку»

Овал Закрепить временные представления: неделя, год, счет

двойками, тройками в пределах 20

Развивать сообразительность, глазомер, концентрацию

внимания, логическое мышление

2. «Задачи» Дать представление об арифметической задаче.

Познакомить со структурой задачи.

Учить различать части: условие (о чем говорится в задаче) и вопрос (о чем спрашивается в задаче).

Понимать: для того, чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить.

Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе. Учить «записывать» задачи, используя знаки «+», «-», «=».

3. Ориентировка в пространстве.

Графический диктант Продолжать учить считать до 20. Продолжать знакомить детей с образцами и «записью» каждого из чисел второго десятка. Упражнять в решение примеров

Продолжать упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить выполнять задания под диктовку

4. Ориентировка в пространстве Упражнять в делении квадрата на четыре равные части, путём складывания по диагонали; учить показывать одну четвёртую; составлять предмет из четырёх равнобедренных треугольников; ориентироваться в пространстве.

Апрель

1. Сложи квадрат Закреплять названия геометрических фигур, Продолжать учить составлять квадрат из отдельных частей. Развивать пространст

венное мышление.

2. Палочки Кюизенера Продолжать знакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать внимание, память, мышление.

3. Как разговаривают числа?

Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомить детей со знаками «>», «<».

Учить записывать и читать записи: 3< 4. 4 > 3

Материал. Цветные счетные палочки.

4. Волшебный зоопарк (звери) Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуры-силуэты зверей по контурному образцу.

Развивать операции анализа и синтеза.

Май

1. Головоломки с палочками

Преобразование фигур,

Составление треугольников и квадратов. Упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задачи.

2. Отрезки. Научить сравнивать отрезки разными способами. Понятия: линия прямая,

кривая линия, ломаная линия луч, отрезок. Решение примеров.

3. Логические задачи Упражнять детей в самостоятельном решении логических задач. Развивать внимание, мышление, сообразительность.

3 раздел - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1. Организация предметно-пространственной среды.

Материальное обеспечение:

• Игры на составление плоскостных изображений предметов

• Обучающие настольно-печатные игры по математике

• Геометрические мозаики и головоломки

• Занимательные книги по математике

• Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы

• Простой карандаш; набор цветных карандаше

• Линейка и шаблон с геометрическими фигурами

• Счетный материал, счетные палочки.

• Набор цифр

• Геометрическая мозаика («Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор». «Колумбово яйцо»)

3.2. Методическое обеспечение развивающей деятельности.

1. В. Волина. Праздник числа. - М. ; Знание, 1993.

2. Л. Г. Петерсон, Кочемасова Е. Е. Игралочка (2 части). - М. ;издательство «Ювента», 2011.

3. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз - ступенька, два - ступенька (2части). М. ; издательство «Ювента», 2011.

4. Колесникова Е. В. Математика для детей. - М. ; ТЦ Сфера, 2007.

5. Пономарева И. А., Позина В. А. Занятия по формированиюэлементарных математических представлений. -М. ; Мозаика-Синтез, 2009.

6. Касицына М. А., Смирнова В. Д. Дошкольная математика. – М. Серия «Опыт работы практического педагога», 2007.

7. Новикова В. П. Математика в детском саду. - М. ; Мозаика-Синтез,2000.

8. Фалькович Т. А., Барыякина Л. П. Формирование математических представлений. -М. ; Вако, 2005.

3.3. Расписание непрерывной образовательной деятельности

Количество занятий : 1 раз в неделю по четвергам, продолжительность занятия – 30 минут

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

«Ёжик-Математик». Игра для развития математических представлений«Ёжик-Математик». Игра для развития математических представлений Жил-был в группе Ёжик - пушистая голова, две пары ножек. Ёжик служил Утешителем - малышей успокоителем. Но малыши подрастали, с Ёжиком.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Конспект познавательного занятия «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развитияКонспект познавательного занятия «Одеваем куклу Катю» в группе раннего развития Конспект познавательного развития в группе раннего развития «Одеваем куклу Катю» Цель: Продолжать знакомить детей с одеждой и последовательностью.

Математическая олимпиада для детей старшего дошкольного возраста «Юный математик»Математическая олимпиада для детей старшего дошкольного возраста «Юный математик» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию математическую олимпиаду "Юный математик", которая с успехом прошла в нашем.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа по области «Речевое развитие» 1. Содержание программы «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по одаренным детям дошкольного возраста 6–7 лет в области познавательного развития «Маленький математик»
Опубликовано: 15 декабря 2021 в 23:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по одаренным детям дошкольного возраста 6–7 лет в области познавательного развития «Маленький математик»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Курицина (УИ 1944487) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД