Ольга
Программа по развитию мелкой моторики рук для детей 2–3 лет «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по развитию мелкой моторики рук для детей 2-3 лет «Умелые ручки»
срок реализации программы : 1 год
I. Целевой раздел.
1. Пояснительная записка…2
1.1 Цели и задачи реализации Программы…. 4
1.2 Принципы и подходы к формированию Программы….5
2. Планируемые результаты освоения Программы. ….5
Публикация «Программа по развитию мелкой моторики рук для детей 2–3 лет „Умелые ручки“» размещена в разделах
2.1 Целевые ориентиры, как результат возможных достижений освоения воспитанниками программы по курсу «Развитие мелкой моторики»…. 5
II. Содержательный раздел.
1. Содержание работы по освоению Программы….…. 6
III. Организационный раздел.
1. Учебно-тематическое планирование…. 8
2. Календарно-тематическое планирование. …8
3. Методическое обеспечение Программы…13
4. Список литературы…. …14
I. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризов и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности.
Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.
Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Ребенку в этом возрасте не помешают гимнастика рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Из всего вышесказанного понятно, насколько важна в дошкольный период организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит и для интеллектуального развития, с другой – готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, что в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.
Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно ввести с самого раннего возраста и регулярно. Необходимо оборудовать зоны для развития ручной моторики, в которых представлен весь ассортимент дидактического материала в соответствии с возрастом детей данной группы. Эти зоны должны быть открыты и доступны для детей, чтобы была возможность самостоятельной деятельности в течение всего дня, а не только на специальных занятиях.
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Важным моментом в проведении работы по развитию ручной моторики и подготовки руки к письму является правильно построенное речевое сопровождение: четкость, краткость и точность инструкций и вопросов взрослого, неторопливый темп. Эмоциональность и яркость речи взрослого облегчают и улучшают усвоение детьми учебного материала. Действенной формой этого является использование (на любом этапе формирования умений и навыков) комплексов пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением.
Задачи по развитию ручной моторики и подготовки руки к письму должны реализовываться:
- в процессе организованной игры с одним ребенком или с группой детей;
-повседневной жизни;
- в ходе формирования элементарных математических представлений;
- в процессе физического и музыкального воспитания;
- в процессе театральных игр;
- рисование, лепке, конструировании.
Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Актуальность программы
Актуальность в развитии навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
1.1. Цели и задачи реализации Программы
Основной целью программы «Умелые ручки» является формирование умения разжимать и сжимать прищепку, соотносить цвет прищепки с цветом объекта, определять зоны прикрепления прищепки, выполнять соотносящие действия, координировать мелкие движения рук.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формирование практических умений и навыков.
Развивающие :
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие речи детей;
- развитие длительное и слуховое восприятие, память;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, целенаправленность;
- воспитывать доброжелательность, чувство товарищества.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
Принципы программы :
1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей.
3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.
4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.
2. Планируемые результаты освоения Программы.
2.1 Целевые ориентиры как результат возможных достижений освоения воспитанниками программы
Описание планируемых результатов: к концу курса воспитанники должны знать: приемы самомассажа рук; названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп. Уметь: владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост», «корзиночка» и др.); выполнять различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «пианино» и т. п.); застегивать, расстегивать сандалии, пуговицы, кнопки, крючки; завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки; применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение; выполнять шнуровку; разжимать и сжимать прищепку; соотносить цвет прищепки с цветом обьекта.
II. Содержательный раздел.
1. Содержание работы по освоению программы.
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика
- лепка
- аппликация
- графические упражнения
- игры и действия с предметами
- игры с прищепками.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Раздел «Игры с прищепками» - сложное занятие и остается таким для малыша очень долго. Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М. М. Кольцовой, «есть се основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
Задачи пособия с прищепками: развивать познавательную активность детей, развивать мелкую моторику пальцев рук детей, развивать внимание детей, воспитывать усидчивость, обогащает сенсорный опыт детей 2-3 лет.
Программа предназначена для работы с детьми 2-3 лет.
Наполненность группы 8-10 детей, поскольку придется работать индивидуально, программа включает в себя 36 занятий в год, которые проводятся один раз в неделю по 10-15 минут.
Форма проведения образовательной деятельности – игровая.
Продолжительность освоения программы – 1 год.
Возрастной диапазон освоения программы – 2-3 года.
Образовательная область – «Познавательное развитие».
Форма организации образовательной деятельности – групповая, индивидуальная.
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к общественно полезному труду. В играх дети проигрывают роли и ситуации, которые видят в реальной жизни.
Основные приемы: дидактические игры, пальчиковые игры, игры с малым, колючим мячом, игры с прищепками, а также следующие упражнения: шнуровка; прищепки; скрепки; крышки; пуговицы; скомканная бумага, крупы, семечки; лепка из пластелина, рисование пальчиками.
Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует наличие в группе: разнообразных мелких предметов (пуговиц, бусинок, камешек, орешек, гороха, фасоли и др.); наборов счетных палочек; наборов цветных спичек; пробок от пластиковых бутылок разного цвета; мячей (колючих, каучуковых, рифленых); прищепок бельевых; природного материала для самомассажа (грецких орехов, сосновых шишек); «сухих бассейнов» — емкостей, наполненных горохом или фасолью, — для самомассажа кистей.
В группе в свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание с ними играть в свободное время: различные виды мозаики, конструкторов; пазлы; игрушки-шнуровки; наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов; различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы.
III. Организационный раздел.
1. Учебно-тематическое планирование.
Раздел 1 Пальчиковая гимнастика 6 часов
Раздел 2 Лепка 4 часа
Раздел 3 Аппликация 5 часов
Раздел 4 Графические упражнения 3 часа
Раздел 5 Игры и действия с предметами 2 часа
Раздел 6 Игры с прищепками 4 часа
ВСЕГО: 36 час
2. Календарно-тематическое планирование.
Сентябрь
Тема. «Знакомство с прищепками»
Цель: познакомить детей с прищепками; учить прикреплять прищепки к основе из картона; подбирать цвет и размещать их согласно образцу; развивать любовь к прекрасному; показать красоту изделий. Организация рабочего пространства. Показать готовые работы и заинтересовать детей.
Тема. «Грядка»
Цель: продолжать развивать мелкую моторику рук. Обогащать сенсорный опыт детей. Развивать психические процессы: зрительное, слуховое внимание, воображение, логическое мышление.
Тема. «Цветок»
Цель: развивать мелкую моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Тема. «Овощи»
Цель: учить прикреплять правильно листочки к овощам. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Октябрь
Тема. «Солнышко»
Цель: учить крепить палочки к основе из картона (пластмассовой крышки, располагая их по кругу, подбирая цвет соответственно своему замыслу; развивать мелкую моторику рук.
Тема. «Разноцветные прищепки»
Цель: научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей; воспитывать усидчивость.
Тема. «Сделай украшения»
Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи. Учить нанизывать крупные бусы на шнурок.
Тема. «Собери матрешку»
Цель: учить выполнять простые действия с предметами, различающихся по величине, развивать моторику рук, координацию движений.
Ноябрь
Тема. «Ежики»
Цель: формировать умение разжимать и сжимать прищепку, соотносить цвет прищепки с цветом объекта, выполнять соотносящее действия, координировать мелкие движения рук.
Тема. «Сделай зайчику ушки»
Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
Тема. «Зубастики»
Цель: упражнять детей в сравнивании предметов по цвету, закрепить название основных цветов.
Тема. «Разноцветный заборчик»
Цель: закрепить название основных цветов, тренировать ориентацию на плоскости (верх - вниз).
Декабрь
Тема. «Часовщик»
Цель: учить пользоваться пинцетом для перекладывания предметов. Развитие тонких движений пальцев, координации движений, подготовка руки к письму.
Тема. «Гномики»
Цель: умение сжимать и разжимать прищепку, определять зоны прикрепления прищепки, выполнять соотносящие действия, координировать мелкие движения рук.
Тема. «Угостим колобка витаминками»
Цель: учить детей перебирать фасоль и горох, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Тема. «Волшебные картинки»
Цель: формировать умения разжимать и сжимать прищепку, соотносить цвет прищепки с цветом объекта, определять зоны прикрепления прищепки, выполнять соотносящие действия, координировать мелкие движения рук.
Январь
Тема. «Снежинка»
Цель: учить прикреплять прищепки к основе из картона; подбирать цвет и размещать их согласно образцу; вызвать желание украсить группу. Показ образца, объяснение, показ работы. Продуктивная деятельность детей.
Тема. «Шаль с бахромой»
Цель: закрепить понятие большой – маленький. Развитие зрительное и слуховое восприятие. Память.
Тема. «Ежик»
Цель: развивать мелкую моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи.
Тема. «Самолет»
Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.
Самолет, самолет, отправляемся в полет. Но без крыльев и хвоста, не взлетит он никогда.
Февраль
Тема. «Самолет»
Цель: познакомить детей с праздником – 23 февраля с Днем защитников Отечества; учить соединять детали из картона прищепками; подбирать прищепки соответствующего цвета; развивать пространственную ориентацию ( понятие: верх – низ, лево – право). Развиваю самостоятельность и направляю творческую деятельность детей.
Тема. «Сделай колючки ёжику» Чередование прищепок по цвету
Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук.
Тема. «Цветные шарики»
Цель: формировать умения правильно подбирать пуговицы по цвету. Развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение.
Тема. «Катушка»
Цель: учить наматывать нить на катушку, развивать концентрацию внимания, развитие мелких движений кисти руки, последовательности движений, подготовка руки к письму.
Март
Тема. «Травушка-муравушка»
Цель: развивать мелкую моторику, пространственное воображение, способствовть развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Тема. «Цветик-семицветик»
Цель: вызвать желание сделать маме подарок своими руками; учить крепить прищепки к основе из картона, располагая их по кругу, используя разноцветные цвета; развивать художественный вкус. Индивидуальная работа с каждым ребенком. Помочь подобрать красивое сочетание прищепок.
Тема. «Сделай лучики солнышку»
Цель: учить соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость. Обогащать сенсорный опыт детей.
Тема. «Платочки»
Цель: закрепить понятие большой – маленький, большой – поменьше (прищепка).
Апрель
Тема. «Сделай целую игрушку»
Цель: формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей, определять зоны прикрепления прищепки, координировать мелкие движения рук.
Тема. «Ботва у овощей»
Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук; развивать координацию действий обеих рук, зрительное восприятие.
Тема. «Угостим Жучку»
Цель: учить с помощью пинцета доставать предметы. Умение разжимать и сжимать прищепку, развивать мелкую моторику рук.
Тема. «Зайчик»
Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, мышления, речи.
Май
Тема. «Бабочка»
Цель: закреплять прием соединения деталей из картона прищепкой; прививать интерес к насекомым, их жизни в природе; развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать.
Тема. «Волшебный цветок»
Цель: развитие речи и творческого воображения, формирование сенсорных и пространственных понятий. Знание основных цветов. Развитие мелкой моторики рук.
Тема. «Солнышко»
Цель: учить крепить прищепки к основе из картона (пластмассовой крышки, располагая их по кругу, подбирая цвет соответственно своему замыслу; развивать мелкую моторику рук.
Тема. «Радуга»
Цель: учить выкладывать на тучке прищепки по цветам радуги. Развитие мелкой моторики рук, закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения, речи, мышления.
3. Методическое обеспечение реализации Программы
Материалы: картон; пластилин; природные материалы; пуговицы.
Оборудование: баночки для воды; крупа мелкая и крупная; счетные палочки; бусы; ленты; шнурки; массажные мячи; прищепки.
Наглядные пособия: иллюстрации; игрушки; мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая); коллекции бумаги, картона, ткани; CD-проигрыватель; CD-диски с аудиозаписями; компьютерные технологии (ноутбук, интернет); мультимедийный проектр.
4. Литература
1. Безруких М. М. Тренируем пальчики. – М. : ООО “Дрофа”, 2000.
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М. : “Астрель”, 2001.
3. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. : “Просвещение”, 1991. 93 с.
4. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
5. Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками. – М. : “Сфера”, 1999. 107 с.
6. Дегтярева Т. Умные поделки. – М. : “Лист”, 1999. 133 с.
7. Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
8. Нагибина Н. И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. 190 с.
9. Нагибина Н. И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: “Академия развития”, 1998. 205 с.
10. Потапова Е. Н. Радость познания. – М. : “Просвещение”, 1990. 94 с.
11. Рейд Б. Обыкновенный пластилин. – М. : “АСТ – ПРЕСС”, 1998.128 с.
12. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М. : “Астрель”, 2006.
13. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. –Санкт – Петербург: 1999.40 с.
14. Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей. -М. :ТЦ Сфера, 2006.-96с
15. С. Б. Горбушина Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников. - СПб. :ООО. Издательство «Детство-Пресс», 2016.-64с
16. Калинина Т. В. (и др). Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2015.-151с