Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «ОчУмелые ручки»

Людмила Айкашева
Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «ОчУмелые ручки»

Актуальность

Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем для выполнения мелких, точных движений кистями и пальцами рук.

Ученые педагоги и психологи единодушны во мнении о том, что движения рук играют очень важную роль на всех этапах развития ребенка.

Как правило, ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него адекватно возрасту развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций.

Успешно апробировав проект по развитию мелкой моторики в младшей группе и проанализировав полученные результаты, я решила, что в средней группе также необходимо организовать работу по данной проблеме в виде проектной деятельности.

Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «ОчУмелые ручки»

Мною был разработан проект, который я назвала «ОчУмелые ручки», в который вошли подпроекты «Пластилинография», «Папье-маше», «Рисование нетрадиционными техниками», «Поделки из фантиков», «Ниткография», «Нетрадиционные техники аппликации»

Цель проекта:

- развитие умственных способностей путем совершенствования сенсомоторных способностей у младших дошкольников.

Для реализации данного проекта поставлены следующие задачи:

- развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

- способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;

- формировать зрительно-моторную координацию;

- воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Этапы реализации проекта:

1. Организационный.

- Создание организационно-педагогических условий: составление плана проектной деятельности; подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта; составление плана работы с родителями; обогащение развивающей среды в группе.

- Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать и приобрести.

- Разработка консультаций для родителей по развитию мелкой моторики у детей.

- Разработка картотеки игр и упражнений, направленных на развитие общей и мелкой моторики детей средней группы.

2. Основной этап (реализация проекта).

- Организация цикла НОД по реализации проекта.

- Организация игровой деятельности для закрепления приобретенных умений.

- Организация совместной деятельности для воспитания чувства коллективизма, закрепления навыков взаимодействия в обществе.

- Организация самостоятельной деятельности для формирования личностных качеств детей.

- Организация работы с родителями.

Описание опыта

Работа с детьми по развитию мелкой моторики проводилась через рисование и аппликации нетрадиционными техниками, изготовление поделок в технике «папье-маше», знакомство с «пластилинографией», работу с бросовым материалом (фантики от конфет)

Все перечисленные техники способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Кроме того, дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Пластилинография - нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают ловкость и скоординированность рук, а также творческую фантазию, воображение, художественное и пространственное мышление.

Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности - рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т. д.

Техника «папье-маше» способствует развитию пространственного мышления и творческого воображения; а также развитию целостного восприятия форм, цвета предметов и концентрации внимания, развивает зрительную память.

Перспективное планирование

Сентябрь

Коллективная работа «Осенние фантазии» (пластилинография)

Октябрь

Коллективная работа «Кораблик» (из фантиков)

Ноябрь

Изготовление поделки для мамы в технике «ниткография»

Декабрь

Изготовление новогодней игрушки на елку в технике «папье-маше" и «декупаж»

Январь

Аппликация из ниток «Новогодняя ёлочка»

Февраль

Изготовление поделки «Орден для папы» (к 23 февраля) в технике «пластилинография»

Март

Изготовление поделки «Браслет для мамы» из бросового материала (фантики от конфет)

Апрель

Изготовление поделки «Тарелочка» в технике «папье-маше»

Май

Коллективная работа «Корзина с цветами» (из фантиков)

В перспективном планировании указаны наиболее масштабные поделки, требующие много времени для их изготовления и большой подготовки.

Кроме всего выше перечисленного в работе с детьми были использованы:

- аппликации из фантиков и ватных дисков;

- рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, штампами;

- выкладывание узора нитками на бархатной бумаге («ниткография»);

- аппликации из цветного песка, крупы, засушенных листьев;

- предметная монотипия;

- рисование (восковые мелки + акварель);

- рисование с помощью трафаретов и шаблонов;

- модульная аппликация (мозаика);

- коллажи на различные темы.

Кроме того, развивать мелкую моторику рук нам помогали:

- игры с разными материалами: тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой;

- игры с предметами-игрушками, имеющими сквозное отверстие, с разборно-сборными игрушками, с мелкими предметами, магнитами, с конструктором, с прищепками, со шнурками;

- игры с тренажерами: на ткани и картоне, на дереве и металле, с пластиковыми крышками.

В ходе анализа моей проектной педагогической деятельности была выявлена положительная тенденция уровня освоения детьми материалов образовательно-воспитательной программы, повышение уровня личностных качеств детей, развитие чувства коллективизма посредством дидактической, сюжетно-ролевой и театрализованной игры, а так же посредством совместной трудовой деятельности.

Наблюдение за игровой деятельностью детей, совместная деятельность, а так же индивидуальные беседы с детьми позволили мне проанализировать результаты проектной деятельности.

На основании полученных мною результатов проектной деятельности считаю целесообразным заниматься развитием мелкой моторики у детей – дошкольников и в будущем буду продолжать работу в данном направлении.

Список литературы

1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. – М., 2013

2. И. А. Лыкова «Лепим сказку». - Москва: Карапуз-Дидактика, 2007

3. Г. Н. Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись». –М., 2012 г.

4. Малышева А. Н, Н. В. Ермалаева «Аппликация в детском саду». - Академия Развития, 2007;

5. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» - Москва: «Карапуз-Дидактика», 2007.

6. Иванова Е. П. Поделки из папье-маше. М. : ООО «Книжный клуб семейного досуга». 2011. 64с.

7. Лыкова И. А. Мастерилка. Детское художественное творчество. Издательский дом «Карапуз» 2008. 68с.

8. Матюхина Ю. А., Медведева О. П. Папье-маше. Нехитрая наука бумажных шедевров. М. : Феникс. 98с.

Публикации по теме:

«Веселый клоун». Пособие по развитию моторики рук младших дошкольников«Веселый клоун». Пособие по развитию моторики рук младших дошкольников В своем блоге на любимом образовательном портале МААМ я неоднократно писала о значении моторики пальцев рук в развитии детей дошкольного.

Анкета по вопросу о развитии и влиянии мелкой моторики на организм младших дошкольников 1. Что такое мелкая моторика? А) Развитие движения пальчиков ног. Б) Развитие координации движения. В) Развитие мелкой мускулатуры пальцев.

Детско-родительский проект «Очумелые ручки» ДЕТСКО -_РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛА МАСТЕРОВ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» Актуальность проблемы: Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении.

Дидактическая игра для дошкольников по развитию мелкой моторики «Укрась морковку»Дидактическая игра для дошкольников по развитию мелкой моторики «Укрась морковку» Мастер-класс «Укрась морковку» .Дидактическая игра для дошкольников. Цель игры: Развивать мелкую моторику пальчиков. А мелкая моторика.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «ОчУмелые ручки»
Опубликовано: 6 декабря 2021 в 12:56
+242Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 января. Всемирный день почерка и ручного письма

Компьютеры и электронные гаджеты распространены повсеместно, люди привыкли пользоваться разнообразными мессенджерами. Современный человек почти не использует ручки, карандаши и обычную бумагу для...

23 января. Всемирный день снега

Всемирный день снега отмечается в предпоследнее воскресенье января. Этот праздник учрежден для популяризации зимних видов спорта и активного, здорового образа жизни. Праздновать День снега надо зимними...


Горячие темочки