Приложение МААМ

Программа по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Анна Афанасьева
Программа по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие 1 (вводное)

Ход занятия Цель Содержание

Приветствие Мотивация детей на занятие Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит, что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку - животное следующему ребёнку.

Публикация «Программа по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах

Упражнение «Почтальон» Развитие наглядно-действенного мышления Упражнение состоит из нескольких вариантов, на которых изображены девушки с запутанными улицами, каждая из которых ведет к домику. К рисункам прилагаются карточки, условно указывающие путь к одному из домиков. Ребёнок при помощи условной схемы должен найти правильный путь к домику.

Игра «Воздушный бой» Смена деятельности Психолог предлагает всем превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие летают, кружатся, прыгают высоко вверх, Всем легко, весело, радостно.

Упражнение «Больше, длиннее и короче» Формирование умения отделять форму понятия от содержания Психолог произносит слова, а детям предлагает ответить на следующие вопросы: Какое слово короче и почему? Какое слово длиннее и почему? Пример: Карандаш или карандашик?

Комплекс на расслабление Снятие

мышечного и эмоционального напряжения Дети становятся в круг друг за другом - они превращаются в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, все деревья тянули к нему веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держаться корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются из стороны в сторону, напрягая мышцы ног).

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища).

Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищаясь от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко, и деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Подведение итогов Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают - проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.

Прощание Мотивация детей на следующее занятие Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.

Занятие 2

Ход занятия Цель Содержание

Приветствие Мотивация детей на занятие Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит, что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку - животное следующему ребёнку.

Упражнение «Четвёртый лишний» Развитие способности обобщения и абстрагирования, умение выделять существенные признаки. Работа с наглядным материалом. Показать детям 4 картинки с изображениями предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Например: кровать, стол, диван и чайник. Каждому ребенку предлагается найти лишний предмет и объяснить свой выбор.

Игра «Передай клубочек» Снятие скованности, напряженности в общении Дети садятся в круг. Психолог, держа в руках клубочек, обматывая нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры ( например: как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь и т. д., тот ловит клубочек, обматывая нитку вокруг пальца, отвечая на вопрос и задавая свой вопрос другому участнику игры. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается психологу. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое и определяют, на что похожа эта фигурка.

Упражнение «Чем залатать коврик?» Развитие наглядно - образного мышления Основано на прогрессивных матрицах Равена. Детям предлагается найти недостающие кусочки коврика из предложенных.

Комплекс на расслабление Снятие

мышечного и эмоционального напряжения «Ручеёк радости».

Дети берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Подведение итогов Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают - проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.

Ритуал прощания Мотивация детей на следующее занятие Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.

Занятие 3

Ход занятия Цель Содержание

Приветствие Мотивация детей на занятие

Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит, что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку - животное следующему ребёнку.

Упражнение

«Найди половинку каждому предмету»

Развитие

наглядно-

образного мышления

Детям предлагаются рисунки с большим количеством половинчатых предметов (от 12 до 20 половинчатых предметов, среди которых надо найти вторую половину каждого предмета и показать свой выбор всей группе детей.

Игра «Воробьи - попрыгунчики» Смена деятельности На полу или площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот», он помещается в центре круга, остальные играющие - «воробышки» - становятся за кругом у самой черты.

По сигналу руководителя «воробышки» начинают, впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком». Игра повторяется вновь.

Упражнение «Кто без чего не обойдется?» Помочь ребенку научиться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений. Психолог объясняет задание так: «Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, обозначающие то, без чего главный предмет не может обойтись. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например: сад… Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, земля, то есть то, без чего сад быть не может? Может ли сад быть без растений? Почему? Без садовника… собаки… земли? Почему?

Каждое из слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

1. Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище).

2. Река (берег, рыба, рыболов, вода, тина).

Комплекс на расслабление Снятие

мышечного и эмоционального напряжения «Водопад».

Сядьте поудобнее… Сделайте глубокий вдох… И выдох… Почувствуйте, как с каждым вдохом и с каждым выдохом волна спокойствия окутывает ваше тело.

Представьте, что вы стоите возле необычного водопада. Его необычность в том, что он тихий- тихий, потому что вместо воды в нем льется вниз мягкий, белый, тёплый свет. Это необычное волшебное зрелище завораживает вас, вы видите, как мягкий, белый, тёплый свет струится по вашим плечам, спине. Вам приятно и хорошо. Ваше дыхание спокойное и свободное. Вы наполняетесь свежими силами. Вы стали сильными. Вы любите других и себя. Поблагодарите водопад за его целительные силы.

Подведение итогов Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают - проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.

Ритуал прощания Мотивация детей на следующее занятие Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.

Занятие 4

Ход занятия Цель Содержание

Приветствие Мотивация детей на занятие Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит, что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку - животное следующему ребёнку.

Упражнение

«Исключение лишнего»

Развитие способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки

Теперь предлагается вербальный материал: четыре слова, три из которых объединены, а четвёртое лишнее. Детям надо выделить лишнее и объяснить свой выбор.

Примеры слов:

1. яблоко, груша, помидор, банан.

2. сапоги, кроссовки, сланцы, ботинки.

3. поезд, самолет, вертолёт, ракета.

4. брат, учитель, мама, дедушка.

5. пирамидка, погремушка, лопаточка, медвежонок.

Игра

«Путаница» Смена

деятельности Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он отворачивается.

Все остальные берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться - кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий поворачивается ко всем остальным и распутывает, также, не разнимая рук у детей.

Упражнение «Отгадай загадки» Развитие различных видов мыслительных операций

Детям предлагается ряд загадок на определённую тему, например времена года.

Комплекс на расслабление Снятие

мышечного и эмоционального напряжения «Многим из нас, наверное, хотелось пожелать группе что-нибудь хорошее. Давайте немного постоим и подумаем, что каждому хотелось бы сейчас сказать ребятам. А теперь по очереди мы соединим свои правые руки, положив их одну на другую - произнося вслух свои пожелания». Дети кладут свои руки «столбиком», затем некоторое время стоят с соединёнными руками и расходятся.

Подведение итогов Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают - проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.

Ритуал

прощания Мотивация детей на следующее занятие Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.

Публикации по теме:

Перспективный план работы педагога-психолога с детьми с Сдвг .

Вязание крючком. «Лунтик»Вязание крючком. «Лунтик» Один из любимейших персонажей моих воспитанников и моего ребёнка- Лунтик-герой популярного в нынешнее время отечественного мультипликационного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Опубликовано: 21 октября 2013 в 23:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Анна Афанасьева (УИ 141945) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД