Папки-передвижки

Программа по развитию речи для детей 4–5 лет с ОНР.

Юлия Клокова
Программа по развитию речи для детей 4–5 лет с ОНР.

Программа по развитию речи для детей 4-5 лет с ОНР.

Пояснительная записка

Всё больше становится детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Поэтому, очень важно готовить ребёнка к такому важному событию в его жизни, как поступление в 1-ый класс. Очень важно, чтобы дети к 7 годам владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой дошкольных учреждений общего типа.

Публикация «Программа по развитию речи для детей 4–5 лет с ОНР,» размещена в разделах

Не всем детям предоставляется возможность обучаться в логопедических группах. Некоторые дети не могут посещать дошкольные учреждения по состоянию здоровья или по каким-то другим причинам.

Данная программа разработана и направлена на работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР).

Теоретической основой программы являются программы разработанные авторами Арбековой Н. Е., Ушаковой О. С., Струниной Е. М., а также система коррекционной работы предложенная Ефименковой Л. Н.

Программа представляет собой разработку коррекционных мер направленных на ликвидацию первичного дефекта на уровне устной формы речи.

Особое внимание уделяется развитию высших психических функций обучающихся, развитию внимания, памяти, логического мышления. Данная программа поможет развить у дошкольников способность к овладению умениями и навыками учебной деятельности и сформировать коммуникативную готовность к обучению. Которая является необходимым условием всякого организованного обучения и важной предпосылкой для перехода к полноценной учебной деятельности.

Цель программы – формирование средств языка (связной речи, произношения и различения звуков, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами у детей дошкольного возраста с различными речевыми отклонениями. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи программы :

- развитие правильного произношения;

- развитие фонематического слуха;

- развитие лексико-грамматической стороны речи;

- развитие связной речи;

- развитие интонационной стороны речи;

- предупреждение нарушений устной и письменной речи.

Программа разработана для детей дошкольного возраста 4-5 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Срок реализации программы : программа рассчитана на 18 недель Работа проводиться может проводиться в образовательных и разнопрофильных учреждениях.

Форма проведения: групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми и индивидуальные консультации с их родителями. Наполняемость группы –10-12 человек.

Режим занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.

Ожидаемые результаты: Расширение словаря, улучшение связной речи детей, вырабатывание навыков словоизменения и словообразования, правильное использование предлогов в речи, формирование навыка рассказа и пересказа в процессе специально организованного коррекционного обучения у дошкольников.

Учебно - тематический план

коррекционно - развивающих занятий по развитию речи

для детей 4-5 лет с ОНР

(18 занятий)

№ Название

общей темы Содержание

логопедического

занятия

1 Зима. Приметы зимы. Природа зимой.

-Активизировать словарь детей по теме «Зима»;

-учить детей правильно отвечать на вопросы логопеда;

-Учить детей составлять рассказ «Зима пришла» по сюжетной картине;

-упражнять детей в образовании и согласовании относительных прилагательных;

-Развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.

-развивать у детей правильную артикуляцию;

2 Зимние забавы.

-Расширять словарный запас детей по темам : «Зима», «Зимние забавы»;

-учить детей правильно отвечать на вопросы логопеда;

-учить правильно употреблять предлоги в речи;

-развивать слуховое внимание детей;

-развивать плавный речевой выдох у детей;

3 Домашние животные и их детёныши. Жилища животных. Где зимуют. Чем питаются.

-уточнять, расширять и активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме «Домашние животные»

-учить детей правильно составлять и распространять простые предложения о домашних животных и их детёнышах;

-Учить детей образовывать притяжательные прилагательные;

-Развивать произвольное внимание, зрительную и слуховую память у детей;

4 Дикие животные и их детёныши. Жилища животных. Где зимуют. Чем питаются.

-уточнять, расширять и активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме «Домашние животные»

-учить детей правильно составлять и распространять простые предложения о домашних животных и их детёнышах;

-упражнять детей в образовании и согласовании относительных прилагательных;

-Развивать произвольное внимание, зрительную и слуховую память у детей;

5 Человек. Семья. -уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме;

-формировать у детей понимание родственных и гендерных отношений в семье (бабушка, дедушка, папа, мама, дети, братья, сёстры; мальчики- девочки, мужчины- женщины);

-учить детей определять возраст каждого члена семьи;

-учить детей подбирать слова-антонимы на слух;

-учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно- ласкательным значением в форме ед. числа.

- учить детей пониманию значений многозначных слов;

6 Человек. Строение тела человека. Лицо. -уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме;

-учить детей подбирать слова-антонимы на слух;

-учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно- ласкательным значением в форме ед. числа.

- учить детей пониманию значений многозначных слов;

7

Знакомство со временем: Времена года. Время суток.

-расширять,уточнять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме;

-Развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.

-учить правильно употреблять предлоги в речи;

-развивать плавный речевой выдох у детей;

-развивать слуховое внимание детей;

8 Весна. Приметы весны. Природа весной. -уточнять, расширять и активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме

-учить детей правильно отвечать на вопросы логопеда;

-Учить детей составлять рассказ «Весна пришла» по сюжетной картине;

-Развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.

-развивать у детей правильную артикуляцию;

9 Идём в гости. Обобщающие понятия: мебель. -Активизировать и расширять словарь по теме;

-учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту;

-учить детей составлять пересказ по тексту и серии сюжетных картин;

-Развивать произвольное внимание, логическое мышление детей; -развивать слуховое внимание детей;

10 Идём в гости. Обобщающие понятия: посуда, продукты питания. -Активизировать и расширять словарь по теме;

-учить детей правильно отвечать на вопросы по тексту;

-учить детей составлять пересказ по тексту и серии сюжетных картин;

-Развивать произвольное внимание, логическое мышление детей;

-развивать слуховое внимание детей;

11 Мой город. Дом и его части.

-Активизировать словарь детей по теме «Город», «Мой дом»;

-учить детей составлять простые предложения по сюжетной картине и объединять их в рассказ по теме;

-артикуляционная гимнастика;

-развивать плавный речевой выдох у детей;

12 Транспорт. Виды транспорта.

-Активизировать словарь детей по теме «Транспорт»;

-учить составлять рассказы-описания транспортных средств по предметным картинкам и опорному плану;

-развивать логическое мышление, фантазию, произвольное внимание детей;

-развивать артикуляционный аппарат детей;

13 Профессии. -уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Профессии»;

-учить составлять рассказ о профессиях родителей детей;

-учить составлять рассказ по опорной сюжетной картинке (профессии);

-развивать слуховое внимание детей;

-учить правильно использовать в речи предлоги «на, в» со значением местонахождения;

14 Лес. Деревья, цветы и их строение -уточнять, расширять и активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме «Лес. Деревья, цветы и их строение»;

-учить составлять рассказы-описания деревьев и цветов по предметным картинкам и опорному плану;

15 На птичьем дворе. -Активизировать и расширять словарь по теме «Птицы»;

-учить детей правильно составлять и распространять простые предложения о птицах и их детёнышах;

--учить составлять рассказ-сравнение о птицах по предметным картинкам и опорному плану;

-артикуляционная гимнастика;

-развивать плавный речевой выдох у детей

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Автор публикации:
Программа по развитию речи для детей 4–5 лет с ОНР.
Опубликовано: 12 февраля 2015 в 23:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД