Папки-передвижки

Программа раннего развития детей 3–7 лет (обучение детей игре на фортепиано)

Надежда Ионова
Программа раннего развития детей 3–7 лет (обучение детей игре на фортепиано)
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОГРАММА

раннего РАЗВИТИЯ детей 3-7 лет

(ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО)

ART BABY ACADEMY

(для одаренных детей)

Автор-составитель:

кандидат педагогических наук, доцент

руководитель студии «ART BABY ACADEMY»

Н. Н. ИОНОВА

Пояснительная записка

Публикация «Программа раннего развития детей 3–7 лет (обучение детей игре на фортепиано)» размещена в разделах

Раннее развитие ребенка в студии «ART BABY ACADEMY» состоит из трех взаимодополняющих блоков: познавательного (развитие познавательной активности, умений учиться); художественно-эстетического (развитие дарований и способностей малышей); спортивного (сохранение и укрепление здоровья, формирование выносливости, целеустремленности, дисциплины, эмоционально-волевой сферы деятельности).

Раннее развитие подразумевает развитие способностей, и содействие педагогов и родителей в пробуждении интереса ребенка к раскрытию собственного потенциала. Под способностями принято понимать успешность выполнения деятельности и легкость ее освоения.

В данной программе мы уделяем внимание специальному выявлению и эффективному формированию музыкальных способностей дошкольников. Принято делить способности на общие и специальные. В данном случае мы имеем дело со специальными способностями малышей.

В своем индивидуальном развитии дети отличаются теми или иными способностями и уровнями их сформированности. К развитию способностей приводят знания, умения и навыки, которые совершенствуются в специально организованных учебно-игровых, занимательных тренинговых занятиях с детьми.

Способности начинают развиваться с 3-4 лет. При этом, в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления (осваиваются основные движения, предметы действия, формируется активная речь и эмоциональное взаимодействие с окружающими людьми – родителями, педагогами).

Общие способности – познавательные- предполагают развитие умений мыслить чувственными образами, их моделями, и абстрактными символами. То есть ведут к интеллектуальному развитию, формируют основу творческого мышления – воображение. Именно воображение помогает ребенку сочинять, придумывать, фантазировать, создавать собственные художественные, литературные, музыкальные образы.

Теоретический подход изучения особенностей мышления дошкольников, разработанный Л. А. Венгером, позволяет использовать систему диагностики общих и специальных способностей у детей. Музыкальные способности, как и любые другие напрямую связаны с музыкальной деятельностью ребенка: пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах.

Музыкальные способности проявляются в эмоциональном переживании чувства ритма, ладового движения мелодии и воспроизведении ритмо-мелодического образа по слуху.

Данные музыкальные способности обнаруживаются при прослушивании музыки, в умениях воспринимать, сопереживать, различать музыкальные средства выразительности, при исполнении музыкальных произведений (пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах, а также в музыкальных импровизациях (песенных, музыкально-игровых и танцевальных). Музыкальные способности можно рассмотреть как составляющую из двух компонентов: технических умений, одной стороны и эмоциональной восприимчивости и отзывчивости – с другой.

Особое место отводится одаренным детям, которые по уровню своего развитие опережают сверстников: раннее развитие речи, большой словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить зависимость. Одаренные дети очень любознательны, задают много вопросов взрослому, которого могут поставить в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

Так, по мнению Н. С. Лейтеса, одаренные дети обладают выраженной умственной активностью, и ее самореализацией. На этой основе, ученый выделяет три группы детей :

1. Дети с ускоренным умственным развитием : интеллект + умственная активность + ненасытная познавательная потребность.

2. Дети с ранней умственной специализацией в области науки и техники, искусства. По «своему» предмету этот ребенок может значительно выделяться.

3. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют особого успеха в каких-либо областях деятельности, но их отличие – особое качество отдельного психологического процесса (необычная память на какие-либо объекты, богатое воображение, острая наблюдательность).

Главной отличительной чертой одаренности является огромный потенциал в работоспособности. И здесь важна правильная позиция взрослого (родителя, педагога). Эти дети очень внимательны и формируют свою оценку о реальной деятельности и к самому себе по образцу, данному взрослыми людьми. Малыш формирует собственное отношение к своим способностям по тем оценкам, которые дают взрослые. Важно проявить терпение, выражать сочувствие к неудачам, давать максимум самостоятельности и возможность заниматься любимым делом.

Еще одной чертой, характеризующей поведение и восприимчивость одаренных детей, является их повышенная чувствительность, ранимость и, как результат – тревожность. И здесь нужно внимание взрослых, педагогов, которые помогут малышу поверить в собственные силы и справиться с возникающими трудностями. То есть, нужна психолого-педагогическая поддержка, стимулирование и разумное управление познавательной деятельностью одаренных детей, которые все-таки дети и они так же, как и другие малыши не должны лишаться своих детских радостей – игры, развлечений, общений и, конечно же, отдыха.

Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры. В последние годы объем музыкальной информации необычайно возрос. Ребенок ежедневно получает ее в детском саду и различных творческих кружках, по радио и телевидению, в театре, кино, с концертной эстрады и многочисленных видов интернет источников (детских фильмов, мультиков и специальных музыкальных программ для детей). Несомненно, этот музыкальный поток оказывает значительное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Невозможно игнорировать столь серьезное общественное явление.

Поэтому очень важно с раннего возраста, своевременно заложить в ребенке прочный фундамент хорошего музыкального вкуса, основанного на лучших образцах мировой музыкальной культуры. В этом случае ребенок сможет интуитивно оценить самые разные формы музыкального искусства, откликаясь только на его высокие проявления.

Фортепиано, как инструмент, не имеет себе равных по возможностям воплощения в звуке произведений практически всех существующих музыкальных жанров, играет незаменимую роль в процессе музыкального образования. Фортепиано в доступной и зрительно наглядной форме позволяет воплощать музыкально-гармонические и музыкально-полифонические образы. Ориентируясь на эту гармоническую или полифоническую природу музыки – выразительную драматургию отношений консонанса и диссонанса – фортепиано дает возможность использовать богатые гармонизирующие, психотерапевтические возможности музыкального искусства. И этот оздоравливающий эффект связан не только со слуховым восприятием, гармонизацией переживаний и чувств малыша, но и непосредственным физическим влиянием на мелкую моторику мышц кистей рук, пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте.

Музыкальное образование – важный раздел эстетического воспитания. Игра на фортепиано – занятие, требующее хорошей техники, внимания и отдачи. В процессе обучения происходит воспитание терпения, усидчивости, а также социально-деятельной и активной личности.

В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку, чему способствует индивидуальная форма занятий. Обучение ориентировано на общие художественные способности воспитанников. Реализация данной программы способствует целостному развитию комплекса общих художественно- эстетических и специальных музыкальных способностей.

Образовательная программа “ Раннего развития музыкальных способностей детей 3-7 лет в процессе игры на фортепиано” имеет художественно-эстетическую направленность и является авторской. Программа имеет свои особенности. Концепция программы основывается на следующих принципах:

• - общее развитие детей, независимо от первоначального уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными; выявление и развитие обще музыкальных и творческих задатков детей;

• - создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний;

• - создание и пополнение “слухового багажа” на примерах мирового культурного музыкального наследия;

• - развитие мотивации обучения игре на фортепиано путем всестороннего использования лучших и наиболее эффективных игровых педагогических технологий;

• - обеспечение пошагового развития техники игры на фортепиано (от простого к более сложному, что требует дальнейшего развития и трегинговых, игровых упражнений);

• - достижение уровня исполнительской готовности ребенка к выступлениям на праздниках, концертах, досуговых мероприятиях, конкурсах разного уровня (городских, Всероссийских, Международных);

• - поощрение детей и родителей, которые показывают высокий уровень включенности в процесс обучения и результативность достижений начинающих пианистов.

Актуальность программы обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребенка, что предполагает формирование позитивной самооценки, познавательной активности и творческого потенциала каждого дошкольника. Обучение игре на фортепиано – это возможность демонстрировать достижения малыша, показывать окружающим детям и взрослым удивительные возможности юных пианистов. Выступления детей приносят радость не только им самим, но и их сверстникам, родителям, педагогам.

Дети приобретают новую социальную роль: «я - пианист!»; «я – артист!»; «я – способный ученик и от моих стараний и ежедневных занятий зависит мой успех и настроение моих близких!»; «я умею сам играть!»; «я умею читать ноты!»; «я сам сочиняю музыку!»; «я – композитор!»; «я – победитель конкурса!»; «я хочу и могу играть лучше!». Происходит успешная положительная социализация ребенка на основе ранней специализации.

Развитие личности дошкольника происходит в конкретной музыкально-эстетической деятельности. И предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Игра на инструменте (фортепиано) помогает раскрыться индивидуальности ребенка, приобщает к лучшим образцам музыкальной культуры.

Педагогическая целесообразность программы заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребенка не только в сфере музыки, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки, которая способствует дальнейшему саморазвитию, самовоспитанию, профессиональной самореализации

Цель: воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения игре на фортепиано.

Задачи:

- образовательные:

обучение игре на фортепиано (чтение с листа, игра в ансамбле, подбор по слуху, основы аккомпанирования);

обучение основам музыкальной грамоты;

формирование технических навыков игры на фортепиано.

-развития :

развитие основных музыкальных способностей (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память);

развитие мышления, воображения, восприятия;

• физическое развитие (двигательные навыки, координация движения, осанка, выносливость).

- воспитательные:

• воспитание интереса к музыкальному искусству;

• воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);

• воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности.

Данная программа отличается от аналогичных тем, что является составляющей в общей комплексной программе для одаренных детей в детской Академии «Познавайка», а также является продолжением развивающих, воспитывающих и образовательных функций, которые имеют начало в общем педагогическом процессе, предусмотренном ФГОС и реализуемом «Центром развития ребенка, детским садом № 43».

Таким образом, дополнительное развитие, формирование специальных способностей у одаренных детей, возможно в процессе раннего обучения игре на фортепиано, в ходе систематизации музыкальные знаний, умений и навыков. Что позволяет, с одной стороны решать задачи специально направленного развития одаренных дошкольников, а с другой – совершенствовать опыт обучения, воспитания развития детей в данном образовательном учреждении путем модернизации системы образования.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы : 3–7 лет.

Срок реализации дополнительной образовательной программы : 4 года.

Формы и режим занятий – мини-группы (4-5 человек) и индивидуальные занятия.

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 20 минут

Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы :

• индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении

• выученных произведений;

• выступление на утренниках;

• участие детей в конкурсах, фестивалях, концертах, досугах.

Организация учебного процесса

Основываясь на том, что в дошкольном возрасте у детей первоначально проявляется ритмический слух, а позже – мелодический, считаем целесообразным, на первых этапах обучения игре на фортепиано, организацию музыкально-ритмических занятий в мини-группах по системе Карла Орфа. Здесь дети получают возможность слушать и вычленять ритм как средство музыкальной выразительности из доступных детям детских музыкальных произведений (инструментальных, песенных, вокальных). Введение ребенка в мир ритмических образов, формирование умений дифференцировать ритмические рисунки, формы музыкальных произведений позволяет создать благоприятные условия для формирования логического мышления, причинно-следственных связей, зависимости характера музыки от того или иного ритма (танцевального, маршевого, песенного). Дети знакомятся с различными музыкальными жанрами, стилями. Активно участвуют в шумовых оркестрах, играя на ударных инструментах. К ним относятся погремушки, пищалки, маракасы, барабаны, звоночки, колокольчики, треугольники и другие.

На втором этапе решается задача ознакомления ребенка со звуковысотным строем фортепиано, с нотами и интервалами, с помощью которых создается мелодия (прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава). Ребенок учится находить эти интервалы, слушаем мелодии, известные песенки, в которых имеется данный интервал. Получает возможность транспонировать известную мелодию от любого звука. Например, гимн России, начинается с кварты. И мелодию гимна можно сыграть от любой ноты, от любого звука, который удобен для вокального исполнения или особенно понравился малышу. Усвоению звуковысотных правил, овладение нотной грамотой происходит с помощью сказок о волшебных нотках, о Царстве, в котором жили-были король «ДО» и королева «СОЛЬ» и были у них дети и прислуга (другие нотки). Дошкольники с большим интересом изучают нотную грамоту и связывают свои знания с умениями петь по нотам и исполнять тот или иной звукоряд. Заключает изучение нотной грамоты песня из кинофильма «Звуки музыки». С этой песенкой дети выступают на первом досуге, концерте, празднике.

На третьем этапе обучения главной задачей является введение воспитанника в мир мелодических образов, развитие у дошкольника элементарных навыков выразительного исполнения одноголосных мелодий, владения простейшими игровыми приемами чередования рук в одноголосном позиционном изложении. И здесь большая роль отводится игрушкам, которые приходят на помощь и создают определенную, увлекательную игровую ситуацию (мишки, куклы, обезьянки и др.). Ребенок учится различать звуки и ноты на клавишах рояля, фортепиано, синтезатора. Развивает навык играть и петь нотами исполняемую мелодию. Он развивает навык игры в сопровождении нотного исполнения и без сопровождающего пения.

Уже при исполнении одноголосных мелодий у ребенка зарождаются первые представления о характере мелодий, фразе, цезуре, дыхании, сходстве и контрастности мелодических построений, вырабатывается слуховое различие простейших длительностей. Происходит знакомство с итальянскими обозначениями темпов, динамики. Кроме того, ребенок подбирает по слуху несложные песенные мелодии. Предусматриваются две взаимосвязанные методические задачи: постепенное усложнение воспринимаемых мелодических образов и закрепление музыкально-двигательных навыков.

На четвертом этапе развивается слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани, воспроизводимой обеими руками одновременно. Это координация движений рук и звуковых ощущений. Разучиваются также пьесы с элементами полифонии – наличие в них доступной для учащихся народно-хоровой подголосочной фактуры, контрастных сопоставлений голосов и имитационной структуры.

При работе над произведениями подвижного характера вместе с развитием слуховой и ритмической сферы формируются необходимые технические навыки, своевременное овладение которыми обязательно. При их изучении значительное внимание уделяется темповой устойчивости, ритмической и динамической ровности и четкости, артикуляционной ясности

Одним из важнейших условий преодоления этих трудностей является согласование пианистических приемов с пульсацией ритма, мелодическим дыханием, артикуляционными штрихами.

Приобщение дошкольника к произведениям крупной формы происходит на материале вариационных циклов и сонатин.

Учебно-педагогический репертуар постепенно расширяется за счет более сложных в жанрово-стилистическом и фактурном отношениях произведений.

Слуховая сфера ученика и его сознание все больше вовлекаются в идейно-художественное содержание музыки, ее формы, выразительных средств, приемов овладения фактурными трудностями.

Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть решена в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на ребенка в его работе над исполнительской задачей любой сложности.

Организация воспитывающей деятельности

Ведущей задачей каждого занятия является создание интереса к музыке и обучение пианистическим навыкам. Для выполнения чего необходимо изучение реальных музыкальных способностей детей, подбор репертуара и выбор методов и приемов обучения таким образом, чтобы развитие и совершенствование у детей музыкального слуха, голоса, исполнительских способностей, стало не целью, а средством воспитания интереса, а впоследствии – любви к музыке.

Поэтапное обучение игре на фортепиано – это сложный, многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и обще музыкальное развитие воспитанника. Необходимым элементом развития является также и расширенная воспитательная работа. Ее основные направления: воспитание мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интерес к труду и умение работать. Воспитательная работа не рассматривается как дополнение к учебному процессу, а составляет с ним органическое единство. Дошкольник воспринимает музыку как средство отображения реального мира. Малыш играет, как бы рассказывая о том, что ему известно, интересно, субъективно значимо. Например, он с помощью средств музыкальной выразительности передает особенности характера сказочного персонажа, животного, любимого героя мультфильмов.

Особое внимание уделяется воспитанию любви к народной музыке и пониманию роли народного начала в искусстве. Дети знакомятся с примерами использования народной музыки крупнейшими композиторами современности. Отечественные и зарубежные классики использовали народную музыку как образец высших художественных ценностей.

Создание и отработка индивидуального исполнительского репертуара по игре на фортепиано (индивидуальные занятия – 2 раза в неделю)

Публикации по теме:

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре»Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре» Важным средством развития речи является общение. Формирование речевой деятельности это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими.

Обучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее времяОбучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее время Фотоотчет обучению детей старшего дошкольного возраста спортивной игре в бадминтон на улице в летнее время. Бадминтон – спортивная игра,.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа студии музыкального развития детей «Веселые нотки» ВидеоПрограмма студии музыкального развития детей «Веселые нотки» Видео Программа студии музыкального развития детей «Веселые нотки» Уважаемые коллеги, я думаю, что всем родителям и нам, педагогам, хочется, чтобы.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа раннего развития детей 3–7 лет (обучение детей игре на фортепиано)
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 14:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа раннего развития детей 3–7 лет (обучение детей игре на фортепиано)» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Ионова (УИ 2839517) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД