Лучший педагог года

Программа развития «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Чернышева Наталья Александровна
Программа развития «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

“Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое

окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий. Игра – это

искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности. ”

В. А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

Публикация «Программа развития „Дидактические игры в обучении детей основам математики“» размещена в разделах

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок -“Новичок”, все для него полно новизны.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз,

развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала

выдающийся советский педагог Н. К. Крупская.

Она так же указывала на возможность расширения впечатлений,

представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с

действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:

игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма

воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо

использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,

способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта

играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет

математиком”, безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному

числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь" воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, я побуждаю их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время проведения дид. игр.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, я закладываю начало в

развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для

своего ума, дети охотно участвует в играх, ждут их, радуется им. На

занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему

показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Таким образом, роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна.

Передо мной на ближайшие 3 года стоит такая цель:

развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

И такие задачи:

Развивать у детей познавательный интерес, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;

Развивать креативность мышления;

Совершенствовать память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.

Предполагаемый результат.

Развитие у детей :

Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;

Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;

Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д. ;

Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Этапы реализации программы

Этапы реализации программы Сроки

I этап - аналитический 1.01.2010 г. -1.03.2010 г.

II этап - диагностический 2010-2013г.

III этап - организационный 2010 г.

IV этап - коррекционно-развивающий 2010-2013г.

V этап итоговый, диагностический 2013г.

I этап - аналитический

Цель: Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.» Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.

№ Содержание работы

1 Изучение проблемы:

"Математика в детском саду", пособие для воспитателя детского сада, Л. С. Метлина М., 1984 г.

«Дидактические игры», пособие для воспитателя детского сада, Ф. Н. Блехер, М., 1948г.

«Дидактические игры-занятия в ДОУ». Б. Н. Панова. Воронеж. 2007.

«Веселая математика». М. А. Беженова. Донецк. «Сталкер». 2000.

«Математика от 3 до 7 З. А. Михайлова С. - П. «Акцидент» 1997г

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. ,М. ,Просвещение,1991.

Венгер Л. А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка",М. ,Просвещение,1988г

Смоленцева А. А. "Сюжетно-дидактические игры с матеметическим содержанием",М. ,Просвещение,1987г

Интернет ресурсы Изучение информационных ресурсов 2010

2 Разработка цели и задач по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики».

II этап - диагностический

Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представлением детей, наметить пути коррекционнои поддержки.

№ Содержание работы

1 Подбор комплекса диагностических методик по теме:

ориентировка в пространстве

логическое мышление

цифры и числа

геометрические фигуры

Нравственно - волевого качества. Индивидуально, подгруппой 2010г.

2 Проведение диагностических исследований 2010-2013г.

3 Анализ результатов диагностики 2013г.

Ill этап - организационный

Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.

Содержание работы

2 Разработка перспективного плана кружка «Игралочка»

(мл., ср., стар., подгот. группы)

1. Игры с цифрами и числами

Младшая группа:

методических

«Нанизывание бус.»

«Игра с утятами.»

Средняя группа:

«Кто знает, пусть дальше считает.»

«У кого больше пуговиц».

Старшая группа:

«Цифровое лото».

«Найди соседей».

2. Игры на логическое мышление

Младшая группа:

«Башня из кубиков».

«Цветные круги».

Средняя группа:

«Что изменилось».

«Узнай по описанию».

Старшая группа:

«Наоборот»

«Головоломка Пифагора»

3. Игры с геометрическими фигурами

Младшая группа:

«Большой, маленький»

«Угадай что у меня в руке»

Средняя группа:

«Найди свой значок»

«Поручения»

Старшая группа:

«Составь из частей целое»

«Головоломка»

4. Игры на ориентировки в пространстве

Младшая группа:

«Поезд»

«Найди предмет»

Средняя группа:

«Что изменилось»

«Найди свой значок»

Старшая группа:

«Наоборот»

«Дополни предложение»

5. Игры путешествие во времени

Средняя группа:

«Наш день»

«Времена года»

Старшая группа:

«Дополнить предложение»

«Который час»

3 Разработка плана

профилактической работы с родителями и педагогами

IV этап - коррекционный

Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.

№ п/п Содержание работы

1 Проведение открытых занятий с детьми:

Младшая группа:

«Путешествие на ферму».

«Найди свой домик».

Средняя группа:

План (карта путешествий)

«Волшебные ступеньки»

Старшая группа:

«Лесной переполох» или о том,

как плохо обижать маленьких лесных жителей

«Матрешки путешественницы»

Подготовительная группа:

Математический КВН

«Смех, да веселье»

2 Организация работы математического кружка «Игралочка»

3 Консультации для педагогов:

«"Методика организации и руководство дидактическими играми".

«Планирование дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе».

«Роль дидактических игр в детском саду»

«Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»

«Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста»

Со всеми педагогами

4 Рекомендации воспитателям по формированию элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах.

5 Консультации для

родителей.

рародителей

V этап- итоговый, диагностический

Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики

п/п Содержание работы

1 Провести итоговую диагностику по изучению:

ориентировки в пространстве

логического мышления

цифры и числа

геометрических фигур

2 Обобщить опыт работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики

Публикации по теме:

Дидактическая играДидактическая игра Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное.

Презентация игр по развитию высших психических функций для работы с детьми старшей группы Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа развития «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Опубликовано: 31 августа 2013 в 19:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД