Наталья Игнатьева
Программа саморазвития «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА:
«Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
2015 - 2018г. г.
Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: Совершенствование профессионального мастерства по нравственно - патриотическому воспитанию детей.
Задачи:
Публикация «Программа саморазвития „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
1. Изучение методической литературы, программно–методического обеспечения, интернет - ресурсов по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
2. Внедрение эффективных форм и методов работы с детьми по вопросу нравственно - патриотического воспитания.
3. Поиск и внедрение инновационных форм работы с родителями с целью формирования их компетентности по воспитанию патриотизма у детей.
4. Создание предметно – развивающей среды, способствующей нравственно- патриотическому воспитанию.
Направления работы:
- Изучение методической литературы, программно-методического обеспечения, передового педагогического опыта, интернет - ресурсов по теме нравственно - патриотического воспитания детей.
- Изучение и внедрение инновационных форм и методов работы с детьми и родителями по проблеме.
- Систематизация и обобщение достижений по данной проблеме.
- Транслирование опыта практических результатов по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста в педагогическом сообществе.
Продукты:
- перспективное и проектное планирование деятельности;
- практические материалы: альбомы, выставки, газеты, макеты, дидактические игры;
- рекомендации для педагогов и родителей по использованию в работе систематизированного материала по проблеме.
Предполагаемый результат:
1. Подобрана методическая литература, создана картотека интернет – ресурсов по проблеме нравственно - патриотического воспитания.
2. Систематизирована работа с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию с использованием инновационных форм работы.
3. Родители являются равноправными участниками в воспитании патриотических чувств дошкольников, сформирована их компетентность в данном вопросе.
4. Систематизирован и представлен в педагогическом сообществе накопленный материал по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.
Планирование работы по годам
2015-2016 учебный год 2016-2017 учебный год 2017-2018 учебный год
Возрастная группа Подготовительная группа 2 младшая группа Средняя группа
Разбивка темы по годам «Нравственно - патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группы в процессе ознакомления с родной страной» «Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с семьей, детским садом и городом» «Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родной улицей, любимым районом города»
2015-2016 учебный год
Задачи:
1. Подбор, изучение и анализ методической литературы, методического сопровождения, передового педагогического опыта по нравственно - патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группе.
2. Поиск форм и методов работы с детьми по формированию у детей знаний о родной стране.
3. Разработка и внедрение комплексного подхода, подбор новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами по формированию у детей знаний о родной стране.
4. Обобщение и систематизация материалов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с родной страной.
5. Распространение передового педагогического опыта по нравственно - патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы в процессе ознакомления с родной страной в педагогическом сообществе.
Литература:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2004. - 156 с.
2. Зацепина Н. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников, М. : Мозаика-Синтез, 2011г.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Старшая группа М. : Мозаика-Синтез, 2013г.
4. Шорыгина Т. А. Наша родина-Россия М. : Сфера, 2011г.
5. Шорыгина Т. А. Наша родина-Россия М. : Мозаика-Синтез, 2011г.
6. Гризик Т. Проект. Расскажем детям о войне. // Дошкольное воспитание 2014, №10, С. 10
7. Гриценко З. Тема войны в литературе. Для детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание 2015 №1. С. 4
8. Пашкова Г., Страхова Н. Герои в нашей семье – Итоговое занятие для детей старших и подготовительных групп. // Дошкольное воспитание 2014 №4. С. 4
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей подготовительной к школе группы в процессе ознакомления с родной страной.
Сроки
Направления работы
Практический выход (продукты работы)
Сентябрь 2015 Изучение методической литературы, передового педагогического опыта, методических рекомендаций, интернет ресурсов по проблеме. • Самоанализ.
• Отбор необходимой литературы, составление списка литературы.
• Составление перспективного плана, плана саморазвития.
Работа с родителями. • Родительское собрание «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников. Роль семьи в воспитании патриотизма детей».
• Анкетирование родителей по проблеме нравственно- патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы процессе ознакомления с родной страной.
Октябрь 2015 Изучение и внедрение инновационных форм работы с детьми по теме «Природа нашей страны»
Организация работы над проектом «Природа нашей страны» :
• Организованная образовательная деятельность «Природа нашей страны» с использованием компьютерной презентации, фото.
• Организация бесед: «Удивительный мир растений», «Реки России» с использованием компьютерных презентаций, фотографий, рассказов детей, подготовленных с родителями.
• Знакомство с творчеством поэтов, воспевающих красоту природы, выставка в книжном уголке.
• Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества: коллаж «Реки России», «Люблю берёзку русскую…» и др.
• Организация выставки детских рисунков, поделок «Родная природа»
• Организация сюжетно-ролевой игры «Репортаж из родной страны».
Изучение и апробация форм работы с родителями по теме «Природа родной страны.
• Оформление информационного стенда «Знакомство детей подготовительной к школе группы с природой родной страны.
• Консультация «Организация активного отдыха у детей».
• Привлечение родителей к организации с детьми прогулок в парк с подготовкой фотоотчёта и рассказа для ребёнка о природе.
• Помощь в подборе материала для оформления альбома «Природа России»
Работа в педагогическом сообществе МБДОУ • Консультация «Приобщение детей к природе страны, как средство воспитания у них патриотизма»
Ноябрь 2015 Изучение и внедрение инновационных форм работы с детьми по теме «Знатоки нижегородской земли» Организация проекта «Знатоки нижегородской земли»
• Организация и проведение организованной образовательной деятельности «Нижегородская сторона»
• Организация и проведение бесед «История возникновения нижегородской земли» с использованием подготовленных презентаций, фотографий, рассматривание открыток, слайдов.
• Выставка «Красота нижегородской страны».
Изучение и апробация форм работы с родителями по теме «Знатоки нижегородской земли»
Работа в педагогическом сообществе МБДОУ • Консультация «Знакомим дошкольников с родным городом и областью»
• Помощь в подборе материала для оформления альбомов, выставок.
• Семинар - практикум «Использование средств ИКТ в процессе ознакомления дошкольников с нижегородской стороной»
Ноябрь 2015 Изучение и внедрение инновационных форм работы с детьми по теме «Дары нижегородской земли»
Реализация проекта «Дары нижегородской земли»
• Организация бесед «Мастера нижегородской стороны»
• Организованная образовательная деятельность «Творчество мастеров», с использованием презентаций, фотографий.
• Оформление фото альбомов «Декоративно- прикладное искусство», «Наше состояние»
• Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества: лепка, аппликация, изготовление поделок из бросового материала по теме проекта.
• Оформление выставки «Славься край родной»
• Организация игровой деятельности: оформление дидактических игр «Лото. Великая мастерская».
Декабрь 2015
Изучение и апробация форм работы с родителями по теме «Промышленные предприятия г. Нижнего Новгорода» • Оформление информационного стенда «Знакомим дошкольников с промышленными предприятиями города»
• Привлечение родителей к работе с детьми по составлению рассказа с фотоотчётом на тему «Где работают мои родители» (по промышленным предприятиям)
• Привлечение к изготовлению макетов промышленных предприятий родного города
• Привлечение родителей к оформлению выставки «Славься край родной»
Работа в педагогическом сообществе МБДОУ • Семинар – практикум «Применение игр с использованием ИКТ в процессе ознакомления дошкольников с родным городом»
Январь 2015 Изучение и внедрение инновационных форм работы с детьми по теме «Традиции нашей станы» Организация проекта «Традиции нашей страны»
• Организация бесед «Проведение праздников, ставших традиционными в нашей стране»;
• Организованная образовательная деятельность «Традиции нашей страны» с использованием презентации.
• Создание альбома «Русские традиции»
• Рассказы детей, подготовленные совместно с родителями «Как наша семья поддерживает русские традиции»
• Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества: лепка, аппликация, поделки из бросового материала
• Организация выставки рисунков и поделок «Русские традиции»
Январь 2016 Изучение и апробация форм работы с родителями по теме «Традиции нашей страны» • Консультация «Знакомство детей с русскими традициями»
• Привлечение родителей к обобщению опытов семейного воспитания, к составлению рассказа с фотоотчётом для детей «Как наша семья поддерживает традиции нашей страны».
• Привлечение родителей к организации прогулок с детьми к памятным местам, посвященным сохранению традиций Нижнего Новгорода.
• Участие в организации выставки рисунков и поделок «Русские традиции»
Работа с педагогическим сообществом МБДОУ Подготовка и проведение консультации «Знакомство детей подготовительной к школе группы с традициями и обычаями родной страны»
Изучение и внедрение инновационных форм работы с детьми по теме «Защитники Отечества» Реализация проекта «Защитники родной страны»
• Беседа с использованием рассказов детей с демонстрацией фотографий и использованием презентации «Как служили наши папы»
• Организованная образовательная деятельность с участием родителей, прошедших службу в Вооружённых Силах РФ «Защитники Отечества»
• Оформление альбома «Как служили наши папы»
• Чтение художественных произведений по теме
• Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества: лепка, аппликация, поделки из бросового материала
• Фотовыставка, выставка рисунков «Наши папы – защитники Отечества»
• Выставка поделок и рисунков «Рода войск»
• Организация игровой деятельности: сюжетно-ролевой игры «Российская Армия», дидактических и строительных игр по теме.
• Изготовление подарков для пап к 23 Февраля.
• Развлечение совместно с папами «День защитников Отечества».
Февраль 2016 Изучение и апробация форм работы с родителями по теме «Защитники Отечества» • Оформление информационного стенда «Знакомим дошкольников с защитниками Отечества»
• Привлечение к участию в организованной образовательной деятельности, в развлечении, в создании презентации.
• Помощь в подготовке детьми рассказа на тему «Где служил мой папа»
• Помощь в организации фотовыставки.
Работа в педагогическом сообществе МБДОУ • Консультация «Партнёрские взаимоотношения с родителями в процессе организации работы с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию»
Изучение и внедрение инновационных форм работы с детьми по теме «Знаменитые люди страны» Организация проекта «Знаменитые люди страны»
• Организованная образовательная деятельность «Ими гордится страна»
• Организация серии бесед «Знаменитые люди земли русской: поэты, композиторы, художники», с использованием компьютерных презентаций.
• Оформление альбома «Знаменитые люди земли русской» с использованием фотографий, исторических фактов, газетных вырезок.
• Оформление библиотеки, сбор коллекции аудиозаписей композиторов.
• Творческая мастерская по изготовлению поделок из пластилина, бросового материала, аппликаций.
Март 2016 Изучение и апробация форм работы с родителями по теме «Знаменитые люди страны» • Оформление информационного стенда «Знакомим дошкольников со знаменитыми людьми страны»
Работа с педагогическим сообществом МБДОУ • Консультация «Организация педагогической деятельности по ознакомлению детей подготовительной к школе группы со знаменитыми людьми родной страны»
• Открытое занятие «Ими гордится страна (итоговое)»
Изучение и внедрение инновационных форм работы с детьми по теме «Архитектура родного города. Старый и новый Нижний Новгород» Реализация проекта «Архитектура родного города. Старый и новый Нижний Новгород»
• Организация бесед «Старый Нижний» «Архитектура родного города», серия бесед «Архитектурные памятники родного города» с использованием презентаций, фотографий.
• Организованная образовательная деятельность «Архитектура г. Нижнего Новгорода. Конструирование Дворца Культуры», итоговое «Архитектурный облик Нижнего Новгорода»
• Оформление альбомов «Архитектура г. Нижнего Новгорода», «Нижний – старый, новый», «Архитектурные памятники»
• Изготовление макетов «Архитектурные сооружения г. Нижнего Новгорода».
• Организация сюжетно – ролевой игры «Строители»
• Оформление дидактических игр «Путешествие по родному городу», «Назови правильно»
• Оформление дидактической игры с использованием ИКТ «Назови улицу»
• Выставка рисунков «Город глазами детей»
• Выставка фотографий, макетов, альбомов «Архитектура города Нижнего Новгорода»
Март -Апрель 2016 Изучение и апробация форм работы с родителями по теме «Архитектура родного города. Старый и новый Нижний Новгород» • Оформление информационного стенда «Знакомим дошкольников с архитектурой родного города»
• Рекомендации по организации с детьми воскресных прогулок с фотоотчё том с видами разных зданий: домов, торговых и развлекательных центров и т. д.
• Привлечение к изготовлению макетов архитектурных сооружений г. Нижнего Новгорода
• Помощь в оформлении альбомов, дидактических игр, выставки.
Работа с педагогическим сообществом МБДОУ • Открытое занятие «Архитектура родного города. Конструирование Дворца Культуры»
• Открытое (итоговое) занятие «Архитектурный облик Нижнего Новгорода. Улицы родного города»
• Консультация «Использование широкого спектра форм и методов в работе со старшими дошкольниками в процессе их ознакомления с архитектурным обликом родного города»
Изучение и внедрение инновационных форм работы с детьми по теме «Этих дней не смолкнет слава» Организация проекта «Этих дней не смолкнет слава»
• Проведение организованной образовательной деятельности с участием приглашённого ветерана ВОВ (родственника ребёнка группы) «Никто не забыт – ничто не забыто…» с использованием презентации и фотографий военных лет.
• Организация бесед по темам «В память о земляках – героях», «Герои великой отечественной войны», «День победы» с использованием презентаций.
• Выставка книг, фотовыставка, посвящённые ВОВ
• Изготовление макетов «Памятные места родной страны (обелиски, аллея славы)»
• Выставка рисунков
• Организация сюжетно – ролевой игры «Армия родная»
• Художественный вечер «Этих дней не смолкнет слава»
Апрель - май 2016 Изучение и апробация форм работы с родителями по теме «Этих дней не смолкнет слава» • Информационный стенд «Этих дней не смолкнет слава»
• Помощь в сборе материала по теме, в оформлении видео альбома.
• Оформление газеты «С днём Победы!»
• Участие в художественном вечере «Этих дней не смолкнет слава»
Обобщение опыта работы над проектом - на уровне МБДОУ
• Презентация проекта для педагогов «Этих дней не смолкнет слава» на педсовете.
Систематизация и обобщение опыта работы над темой «Нравственно – патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группы в процессе ознакомления с родной страной» на уровне МБДОУ • Организованная образовательная деятельность (открытое занятие) «Моя любимая страна»
• Проведение КВН «Моя Родина –Россия» с детьми и родителями, оформление выставки, подготовка презентаций.
• Проведение с родителями собрания в форме круглого стола «Нравственно – патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группы в процессе ознакомления с родной страной»
• Анкетирование «Удовлетворённость работой педагога группы»
• Опрос «Ваше мнение о совместной работе по проблеме нравственно -патриотического воспитания дошкольников»
• Выступление на педсовете с отчётом о проведённой работе.
2016 – 2017 учебный год
Задачи:
Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с семьей, детским садом и городом»
Задачи:
1. Изучение методической литературы, программно – методического обеспечения, передового педагогического опыта, определение содержания работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
2. Поиск и внедрение новых форм и методов работы с детьми и родителями по данному вопросу.
3. Обобщение и систематизация материалов по нравственно - патриотическому воспитанию младших дошкольников.
Литература:
1. Комарова Н. Г. Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром- М. ТЦ Сфера, 2005г.
2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009г.
3. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
4. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей 2 младшей группы в процессе ознакомления семьей, детским садом и городом.
Сроки
Направления работы
Практический выход (продукты работы)
Сентябрь 2016 Изучение собственных возможностей и потребностей, методической литературы по проблеме.
• Самоанализ
• Отбор необходимой литературы, составление каталога по теме.
• Систематизация содержания работы с детьми, родителями и педагогами по проблеме.
•
Изучение программно-методического обеспечения, интернет – ресурсов по данной теме.
• Составление перспективного плана, плана саморазвития.
Работа с родителями. • Анкетирование родителей «Нравственно - патриотическое воспитание в процессе ознакомления детей с семьёй, домом и детским садом»
• Опрос родителей
Октябрь – декабрь 2016 Работа в педагогическом сообществе МБДОУ • Консультация «Ознакомление дошкольников с семьей, домом, детским садом, как средство нравственно - патриотического воспитания».
Изучение и внедрение инновационных форм работы с детьми по теме «Моя семья»
Реализация проекта «Моя семья» :
• Подготовка и проведение организованной образовательной деятельности «Наша дружная семья», игры-беседы такие как: «Я и моя семья», «Мы - мамины помощники», «В выходной, в выходной – вся семья моя со мной», «В гостях у бабушки», «Праздники моей семьи», «Я люблю маму и папу» с использованием компьютерных презентаций, альбомов, подготовленных совместно с родителями.
• Организация дидактических, строительных игр, сюжетно – ролевой игры «Семья», «Гости», «Дочки - матери»,
• Участие в развлечении «Мама, папа, я – веселая семья» совместно с родителями.
• Выставка детских рисунков на тему «Моя семья».
Изучение и апробация форм работы с родителями по теме «Моя семья» Участие родителей в проекте «Моя семья» :
• Оформление информационного стенда для родителей «Создание условий для всестороннего развития детей дома, с учётом гендерных особенностей ребёнка».
• Привлечение родителей к оформлению фотоальбомов, видео альбомов и презентаций «Моя семья» «Мы - мамины помощники», «В выходной, в выходной – вся семья моя со мной», «В гостях у бабушки». К оформлению газет «Моя семья», с представленной родословной, небольшими рассказами детей о привычках и семейных традициях.
• Участие в развлечении «Мама, папа, я –веселая семья».
• Конкурс «Герб моей семьи».
Январь – март 2017
Апрель - май 2017
Май 2017 Работа в педагогическом сообществом МДОУ • Консультация: «Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с семьёй, с семейными традициями».
Изучение и внедрение инновационных форм работы с детьми по теме «Мой детский сад»
Реализация проекта «Мой детский сад» :
• Подготовка и проведение организованной образовательной деятельности «По дороге в детский сад», беседы «Давайте познакомимся», «Кто о нас заботится в детском саду», «Как вести себя в детском саду», «Мои любимые книги», «Мои любимые игрушки», «По дороге в детский сад» (я сегодня видел) с использованием компьютерных презентаций, альбомов, подготовленных совместно с родителями.
• Организация дидактических игр: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», «Угостим нашу Таню», «Назовем воспитателя и няню по имени и отчеству»;
Изучение и апробация форм работы с родителями по теме «Наш детский сад»
• сюжетно – ролевых игр: «В детском саду», «Повар», «Врач».
• Организация игр - путешествий по групповой комнате, медицинскому кабинету, прачечной; целевая прогулка по участку детского сада.
Изучение и апробация форм работы с родителями по теме «Мой детский сад» Участие родителей в проекте «Мой детский сад» :
• Оформление информационного стенда для родителей «Кто заботится о наших детях».
• Привлечение родителей к оформлению фотоальбомов, видео альбомов и презентаций «Мой детский сад».
• Изготовление книжек-малышек с иллюстрациями.
Изучение и внедрение инновационных форм работы с детьми по теме «Наш город»
Реализация проекта «Наш город» :
• Рассматривание плакатов и иллюстрации к темам: «Город», «Улица», «Транспорт», «Парк».
• Организация игры-путешествия «Наш любимый город» с использованием презентации; рассматривали фотографии «Я гуляю по родному городу», «Наш город нам дорог!»
• Прогулка вокруг детского сада «Такие разные дома!»,
• Организованная образовательная деятельность на тему: «Мой дом».
• Организация дидактических игр: «Транспорт на нашей улице», «Город, в котором ты живешь», «Какие дома есть на нашей улице?»
• Проведение выставки коллажей «Родная улица моя».
Изучение и апробация форм работы с родителями по теме «Наш город» Участие родителей в проекте «Наш город» :
• Консультации: «Как воспитывать любовь к родному городу»;
• Изготовление фотоальбома «Улица Красных зорь»
• Участие в конкурсе макетов улицы.
• Организация акции «Город-чистюля».
Систематизация и обобщение опыта работы над темой «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с детским садом, с семьей и городом» на уровне МБДОУ • Организованная образовательная деятельность (открытое занятие) «Моя семья»
• Проведение с родителями собрания в форме круглого стола «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
• Анкетирование «Удовлетворённость работой педагога группы»
• Опрос «Ваше мнение о совместной работе по проблеме нравственно -патриотического воспитания младших дошкольников»
• Выступление на педсовете с отчётом о проведённой работе.