Марьяна Натхо
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Актуальность.
Нет сегодня ничего сложнее, чем говорить о нравственно-патриотическом воспитании детей. Сегодня, когда мы становимся свидетелями множества сложных моментов, связанных с межконфессиональными и межнациональными отношениями, ксенофобией, наиболее остро встает вопрос формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических, этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите, воспитание толерантного сознания и поведения.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
У дошкольников воспитание чувства патриотизма– процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. Акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Ребенок начинает знакомится со своим городом, со своей улицей, с детским садом, и постепенно со своей Республикой, столицей и символами.
Цель: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи:
- дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- расширить знания детей о флоре и фауне Республики Адыгея.
- воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- познакомить с культурой и традициями адыгского народа.
- формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Гипотеза:
Дети не смогут проявлять свою любовь к родному городу, как взрослые проявляют ее, но если в ходе исследования дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи исследования выполнены.
В нашем исследовании были применены следующие методы: беседы, познавательные игровые занятия, наблюдения, совместные игры, анкетирование.
Предполагаемым результатом нашего исследования является: активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности, учитывается диагностика, где дети покажут свои знания, умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. А так же освоение знаний об истории родного Отечества, проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Исследование можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружках, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
Вывод:
Мы очень надеемся, что проводимая нами исследовательская работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней, уважать и почитать старшее поколение и любить и уважать родных и близких людей.
Литература.
1. Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»/ Т. И. Доможакова. Управление ДОУ 2006, № 8.
2. Евдокимова Е. С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ»/ Е. С. Евдокимова. Управление ДОУ 2002, №6.
3. Жирякова И. В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»/ И. В. Жирякова. Управление ДОУ 2008, № 4.
4. Коротовских Л. Н. «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ/ Л. Н. Коротовских. Управление ДОУ 2006, № 8.
5. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Моя малая Родина»/ Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. Управление ДОУ 2005, №1.
6. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»/ М. Д. Маханева. Управление ДОУ 2005, №1.
7. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. – Воронеж, 2005.
8. Новицкая М. Ю. Наследие: Патриотическое воспитание в детском саду/ М. Ю. Новицкая. – Москва: Линка-Пресс, 2003.
9. Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»/ И. В. Штанько. Управление ДОУ 2004 № 4.