Татьяна Клепикова
Программа саморазвития воспитателя «Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ»
«Береги, щади неприкосновенность, уязвимость,
ранимость другого человека. Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства».
«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье».
Василий Сухомлинский.
Актуальность.
Публикация «Программа саморазвития воспитателя „Эмоциональное благополучие детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
ЦЕЛЬ:
Для себя: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Рассмотреть вопросы развития эмоциональной сферы дошкольников.
Для детей: обогащение и актуализация эмоционального опыта и представлений детей о способах их выражения эмоций; создание условий для устойчивого эмоционального принятия в детско-родительских отношениях.
Задачи:
изучить теоретические основы эмоционального и социально-личностного развития личности дошкольника;
рассмотреть способы развития эмоционального и социально-личностного нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ;
изучить содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и её компонентов для дошкольников согласно ФГОС ДО;
выявить особенности эмоционального и социально-личностного развития у дошкольников, включить работу в данном направлении в индивидуальные программы развития воспитанников;
Создать условия для расширения представлений детей об эмоциях и чувствах, способах их выражения, создавать ситуации с использованием элементарных способов регуляции и контроля.
Обеспечить условия для повышения общего уровня эмоциональных переживаний детей с ОВЗ посредством использования игр и театрализованной деятельности.
Способствовать формированию бережного отношения к чувствам и настроениям другого человека.
Привлечь родителей к проблеме эмоционального благополучия ребенка: уточнить назначение и содержание работы по развитию эмоциональной сферы детей с ОВЗ
Обогатить дидактический материал для эмоционального развития детей с ОВЗ
Ожидаемый результат:
Дети получают представление о «полезных» и «вредных» эмоциях, овладевают способами саморегуляции (игры, упражнения, дыхательная гимнастика).
Обогащается опыт восприятия, понимания эмоции детьми и их внешних проявлений (мимика, жесты, поза, интонация).
Развивается бережное, внимательное отношение к другому человеку.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Обогатиться наглядно-дидактический материал для работы с детьми С ОВЗ в условиях семьи и в ДОУ, творческая копилка педагогов.
Этап, срок реализации Содержание работы Форма отчета
1 этап организационно – ознакомительный.
2015-2016
1. Составление библиографии по теме самообразования.
2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов по данному вопросу.
3. Составление плана работы с детьми и родителями.
4. Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по патриотическому воспитанию)
1. Список библиографии
2. Оформление папки по самообразованию
3. Перспективный план работы с детьми 2016-17 уч. год
4. Зона эмоций
5. Альбом «Моя семья»
2 этап - основной. 2016-2020 1. Внедрение в работу подготовленного материала.
Практическое применение наработанных материалов с детьми.
Промежуточная диагностика детей по данной теме
Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы. 1. Перспективный план работы с детьми.
2. Фотоотчеты о проведенных мероприятиях
3. Конспекты НОД
4. Консультации для родителей по данной теме.
5. Папки передвижки
6. Выступление на РМО
3 этап – заключительный 2020-2021
1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.
2. Самоанализ педагогической деятельности.
3Обобщение и распространение педагогического опыта.
1. Оформление папки по обобщению опыта.
2. Создание презентации о проделанной работе.
Приложение 1.
Список литературы.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
3.«Азбука общения:Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрос-лыми и сверстниками» Москва. Детство – Пресс 2007. Шипицина Л. М.
4. Д/в №10/2004 «Когда мои друзья со мной», «Коробка со страхами»
5. Д/в №5/98 «Что такое эмоции»
«Детский этикет» Корчинова О. В. Ростов - на – Дону «Феникс» 2002
6. Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова
«Азбука общения (основы коммуникации)»;
7. Минаевава В. М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. –М: Владос 2001
8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.
9. Н. С. Ежкова. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие в 2 ч. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010- 49с. : ил. – (Пособие для педагогов дошкольных учреждений) .
10. Ребёнок в детском саду №2/2003 «В царстве вежливых наук»