Папки-передвижки

Программа социального партнерства с семьей в подготовительной группе «Рядом, вместе, сообща»

Лариса Гаврилова
Программа социального партнерства с семьей в подготовительной группе «Рядом, вместе, сообща»
▼ Скачать + Заказать документы

I. Основная часть

1.1. Теоретическое и аналитическое обоснование значимости социального партнерства с семьей

В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. На передний план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых коммуникативные навыки человека приобретает особую значимость.

Публикация «Программа социального партнерства с семьей в подготовительной группе „Рядом, вместе, сообща“» размещена в разделах

Маленький ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.

Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.

Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей и приносящей ребенку радость. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, театрализованная игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Все это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрализованную деятельность в образовательном и воспитательном процессе.

Использование театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков дошкольников является, на наш взгляд, одним из решений этой проблемы.

Когда речь заходит о детском театре, у большинства людей сразу возникают ассоциации с кукольным театром : красивое здание, гулкое фойе, затемненный зрительный зал, ярко освещенная сцена и чудесные куклы – герои сказочных историй. Однако ограничивать тему театра одними только куклами и актерами на сцене не совсем правильно. Театр как неотъемлемая часть культуры – это узкое понятие, хотя и самое привычное.

Театрализованные игры – наиболее распространённая форма организации детского досуга в группе. Детские спектакли с помощью разных видов театра пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла или игрушка сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.

Однако нельзя рассматривать театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

Театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. Поэтому необходимо в подготовительной к школе группе пополнить и разнообразить содержание центра «Театр» разными видами театра, т. к. при показе спектаклей разными видами театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, игрушка и декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование разных видов театра оказывает большую помощь в повседневной работе воспитателя по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.

Роль разных видов театра и театрализованных игр в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, театрализованные игры помогают установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Активно взаимодействуя в театрализованных играх, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу.

Дети шестого и седьмого года жизни уже, как правило, знают и любят театрализованные игры, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений.

Спектакли с участием разных видов театра займут определё нное место в системе работы воспитателя с детьми и родителями при условии:

- наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;

- овладения детьми правилами и приёмами театрализованных игр;

- серьёзного, искреннего, эмоционально – положительного отношения родителей к играм детей в театр.

Противоречия между:

- социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием коммуникативно-развитой личности дошкольника, способной к полному взаимодействию с окружающим, с одной стороны, и недостаточными возможностями образовательных структур к их реализации в ОУ, с другой;

- потенциальными возможностями театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков дошкольников и недостаточным использованием ее возможностей в решении данной проблемы; наличием несистематизированного практического опыта по формированию коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности и отсутствием теоретических оснований построения педагогического процесса.

Проблема: Малы возможности семейного и разных видов театра как средства развития воспитательного потенциала семьи дошкольника.

1.2. Цели и задачи Программы социального партнерства с семьей «Рядом, вместе, сообща»

Цель: Развернуть социальное партнерство с семьей, направленное на достижения ребенка средствами семейного и разных видов театра.

Объект исследования - воспитательный потенциал семьи дошкольника.

Предмет исследования - процесс развития воспитательного потенциала семьи средствами семейного и разных видов театра.

Гипотеза: семейный театр и разные виды театра способны стать средством развития воспитательного потенциала семьи, если:

- организация семейного и разных видов театра в группе основаны на принципах доверия, сотворчества, взаимопонимания и принятия;

- в качестве «пускового механизма» развития воспитательного потенциала средствами семейного и разных видов театра выступают обогащенная предметно-развивающая среда, обеспечивающая успешное введение всех участников в театральную культуру.

Основные принципы ДО в соответствии с ФГОС ДО (1.4.) :

• сотрудничество Организации с семьей;

• сотрудничество Организации с семьей.

Принципы:

• открытость детского сада для семьи

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

• создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

• индивидуальный подход

Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

• динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

• наглядность и доступность

Этот принцип основан на том, что театрализованные игры близки и понятны ребенку, так как неразрывно связаны с игрой;

• свобода и самостоятельность, позволяющие ребенку самому выбирать роль в действии и определять свое отношение к этой роли;

• сочетания, позволяющий использовать коллективные и индивидуальные формы и способы работы, дающие возможность развития творческой личности ребенка в игровой деятельности совместно с родителями;

• системность и последовательность, которые реализуются в том, что занятия проводятся в рамках дополнительного образования с детьми и семейного театра дома.

Аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста по ООП «Радость детства» в соответствии с ФГОС ДО (2.8.) отражают:

• характер взаимодействия со взрослыми;

• система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Психолого-педагогические условия по ООП «Радость детства» в соответствии с ФГОС ДО (3.2.1.) :

• вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей в соответствии с ФГОС ДО (3.2.5.)

предполагают:

• взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Условия в целях эффективной реализации ООП «Радость детства» в соответствии с ФГОС ДО (3.2.6.) :

• консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования.

Задачи в соответствии с ФГОС ДО (1.6.) :

o Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

o Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи:

1) Проанализировать состояние проблемы развития воспитательного потенциала семьи средствами разных видов театра.

2) Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

3) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

4) Создать особые условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями.

5) Разработать и апробировать технологию развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами семейного и разных видов театра, выявить ее развивающий эффект.

6) Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДО

Предполагаемый результат

1. Развитие в ребенке творческих задатков, стимулирование развития психических процессов, совершенствование формирование творческой активности; объединение семей, сокращение духовной пропасти между взрослыми и детьми.

2. Создание семейного театра и разных видов театра в ОУ поможет стать связующим звеном между детским садом и семьей, средством воспитания детей и взрослых, гармонизации детско-взрослых отношений.

3. Совершенствование работы педагога пройдет через повышение собственной профессиональной компетентности и создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

II. Практическая часть

2.1. Механизм реализации Программы социального партнерства с семьей «Рядом, вместе, сообща»

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной игровой деятельности для театрализованных игр детей в подготовительной группе необходимо оборудовать театральную зону или центр «Театр», а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда обеспечит право и свободу выбора. Поэтому в зоне игровой деятельности для театрализованных игр необходимо широко представить разные виды театра, ширму для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани и костюмы для ряженья, а также зона отвечает интересам, как мальчиков, так и девочек. Поэтому при построении предметно-пространственной среды в группе учитываются особенности эмоциональной личности ребенка, индивидуальные предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности и поло-ролевые особенности.

Возрастные особенности развития детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика.

Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.

Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Значение театра для всестороннего развития ребенка и организации семейного досуга

Понимая огромное значение театра для всестороннего развития ребенка, мы стремимся к тому, чтобы игрушка, кукла стала для ребенка мостиком, соединяющим игру с творчеством. «Детям, пока они еще не совсем ушли из сферы игр и игрушек и полны творческой динамики, надо что-то переходное, ведущее их от игры к театру, так, чтобы последний являлся естественным следствием первой. К театру, как к таковому, как к "очень сильно действующему средству", необходимо подходить очень постепенно, чтобы не повредить нежных и оригинальных ростков детства: а повредить трафаретом изжитых уже переживаний взрослых весьма легко» Н. Батрам.

Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

Каждый ребенок хочет сыграть свою роль в игре. Но как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому может помочь семейный театр в детском саду.

Театр занимает особое место в организации семейного досуга. Благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые и супружеские отношения; у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребенка. Театр дает родителям возможность подарить ребенку мир прекрасного, обогатить его жизнь добрыми впечатлениями, а себе при этом вернуть детское, первозданное открытие этого мира.

Семейный театр в детском саду – особая конструктивная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей, объединяющая семьи с детьми дошкольного возраста в целях развития воспитательного потенциала семьи при поддержке педагогов; способствующая взаимодействию детского сада, учреждений культуры с семьей, приобщению взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях, познанию истории и культуры Родины.

В процессе совместной детско-взрослой театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями (и другими родственниками воспитанников) и педагогами ОУ.

Вывод: В благотворном влиянии театрализованных игр и семейного театра на детей дошкольного возраста убедится каждый, кто будет заниматься этим радостным и полезным делом.

2.2. Активные формы совместной деятельности педагогов, родителей, детей

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные, прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр).

Семейный театр. На протяжении всей истории общественного дошкольного воспитания театральная деятельность развивалась без учета семейного опыта. Развитие партнерских отношений с семьей открывает новые возможности для развития театрализованной деятельности детей и взрослых в форме семейного театра. Семейный театр в детском саду как творческое объединение нескольких семей и педагогов (воспитателей, музыкального руководителя).

Проектная деятельность. Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта. Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности

2.3. План реализации Программы социального партнерства с семьей «Рядом, вместе, сообща»

Особое внимание в системе работы в данном направлении уделяется взаимодействию с семьей. Родители совместно с детьми выбирают вид постановки (кукольный или пальчиковый, инсценировка или спектакль, готовят афиши, распространяют билеты, создают костюмы. Все это создает атмосферу доверия, взаимного уважения, обеспечивает целостное развитие личности ребенка и способствует повышению культурного уровня родителей и их компетентности в области воспитания.

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а созревают в его деятельности.

Интеграция образовательных областей позволяет синтезу различных видов искусства плавно проникнуть во все виды детской жизнедеятельности, обогащая и насыщая ее радостью созидания.

Таким образом, система работы ОУ в рамках социального партнерства по творческому развитию детей включает в себя:

• организацию предметно-развивающего пространства группы (центр «Театр», уголок ряженья и т. д.);

совместную деятельность взрослых и детей (музыкальной, художественной, литературной и театрализованной);

• самостоятельную деятельность детей в специально созданных условиях (дополнительное образование детей «Театральных дел мастера» и художественно-изобразительной деятельности);

• взаимодействие с родителями (создание семейного театра).

5. Критерии оценивания по программе социального партнерства «Вместе, рядом, сообща» :

Оценка эффективности по итогам работы проявляется по двум направлениям: дети и родители.

Дети:

• знание основных видов театра;

• владение первичными навыками «актерского мастерства»;

• развиты психические процессы;

• развит интерес, проявленный в подготовке к спектаклям.

Родители:

• процент участия родителей в совместных мероприятиях и семейном театре;

• процент участия родителей в подготовке условий для театральной деятельности детей.

Конкретные результаты по программе социального партнерства «Вместе, рядом, сообща» :

1. Развиты в ребенке творческие задатки и психические процессы, сформирована творческая активность.

2. Создание семейного театра и разных видов театра в ОУ помогло стать связующим звеном между детским садом и семьей, средством воспитания детей и взрослых, гармонизации детско-взрослых отношений.

3. Усовершенствование работы педагога произошло через повышение собственной профессиональной компетентности и создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

4. Обобщен опыт работы по программе социального партнерства «Вместе, рядом, сообща».

5. Воспитатель принял участие в РМО с Презентацией программы социального партнерства «Рядом, вместе, сообща» и распространением методических рекомендаций по составлению программы социального партнерства.

Публикации по теме:

Модель социального партнерства ДОО с социумом Тема: «Модель социального партнерства ДОО с социумом» (из опыта работы) Главными критериями ФГОС дошкольного образования названы социализация.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников в условиях социального партнерства с семьей Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников в условиях социального партнерства с семьей К. Д Ушинский «Главное в педагогическом.

План социального партнерства с семьей на 2017–2018 год Месяц Сентябрь Тема: «Я иду в детский сад». Цель: установить на начало учебного года оптимальный уровень взаимодействия педагогов детского.

План социального партнерства с семьей на год для старше-подготовительной группы Месяц: Сентябрь Тема: «Я иду в детский сад». Анкетирование «Социологический опрос». Консультация «Подготовка детей к школе». Цель: информирование.

Программа социального партнерства с родителями на декабрь в старшей группе «Дошкольное детство» АКТУАЛЬНОСТЬ «Дошкольное детство» уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Одним.

Программа социального партнерства с семьей Актуальность: «Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей,.

Программа социального партнерства с семьями воспитанников. 2016–2017,2017–2018 учебные годы В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного,.

Программа социального партнерства с семьями воспитанников разновозрастной младшей группы на 2017–2016 учебный год Цель: объединение усилий семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника. Задачи: 1. Распространять педагогические знания среди.

Программа социального партнерства с семьями воспитанников в средней группе Программа социального партнерства с семьями воспитанников в средней группе на 2017–2018 учебный год г. Дзержинск, 2017 г.

Программа социального партнерства с семьей (средняя группа) Согласована: Утверждена: Родительским комитетом Заведующий МБДОУ Протокол №___ Детский сад №34 «Теремок» От___20__г. Н. И. Гусева.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа социального партнерства с семьей в подготовительной группе «Рядом, вместе, сообща»
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 18:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа социального партнерства с семьей в подготовительной группе «Рядом, вместе, сообща»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Гаврилова (УИ 1461770) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД