Галина Букатова
Программа социального партнёрства с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
социального партнёрства с семьёй
Автор: Букатова Галина Павловна
воспитатель
Срок реализации программы – 2 года.
Социальный статус родителей воспитанников группы:
Всего семей – 17
Полных – 14
Неполных – 3
Служащих – 10 человек
Рабочих – 21 человек
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Цель программы
4. Задачи программы
5. Реализация программы
6. Ожидаемые результаты программы
Публикация «Программа социального партнёрства с семьёй» размещена в разделах
7. План работы с родителями в старшей группе 2014 – 2015уч. год
8. План работы с родителями в подготовительной группе 2015 – 2016уч. Год
9. Результативность
10. Литература
Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Родители являются первыми педагогами своего ребёнка (Закон «Об образовании РФ»). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребёнка. Семья – это среда, где ребёнок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Актуальность
«Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность»
(В. А. Сухомлинский)
С ведением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образовательного образования, как одного из институтов социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие.
Социальное партнёрство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь – «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчикам, но и активными социальными партнёрами.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала программу социального партнёрства по работе с родителями.
Цель: формирование сотрудничества между семьёй и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах введения ФГОС ДО, совершенствование физического развития детей.
Задачи:
Установить равноправные, субъект–субъектные отношения с семьёй каждого воспитанника группы;
приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащения развивающей предметно-пространственной среды;
объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей;
приучать родителей творить, созидать вместе с ребёнком и получать от этого удовольствие;
обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребёнка и умение применять и х на практике;
привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Реализация программы
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
Информационно – аналитические:
Анкетирование
Тестирование
Вопросы-ответы
Познавательные:
Родительские собрания
Круглые столы
Консультации
Беседы, дискуссии
Совместное создание предметно-развивающей среды
Наглядно-информационные:
Папки-передвижки
Родительский уголок
Фотовыставки
Библиотека - передвижка
День открытых дверей
Досуговые:
Праздники и развлечения
Дни здоровья
Экскурсии
Выставки, творческие конкурсы
Выставка семейных коллекций
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребё нка лежат следующие принципы:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Преемственность согласованных действий
Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ
Индивидуальный подход
Сотрудничество, а не наставничество
Динамичность
Поэтапность реализации
Ожидаемые результаты программы
Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребности ребёнка, анализ достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
Сформируются тёплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
План работы с родителями в старшей группе 2014-2015уч. год.
Формы работы Тема Цель Дата
Анкетирование
Папка-передвижка
Оформить стенд для родителей
Индивидуальные беседы
Родительское собрание
Конкурс на лучшую осеннюю композицию
«Давайте познакомимся»
«Наша группа, наш детский сад»
«Режим дня», «Правила для родителей»
«Погода и одежда»
«Особенности развития детей 5-6 лет»
«Красавица осень» Собрать и уточнить сведения о детях и родителях
Познакомить родителей с особенностями работы с детьми старшего дошкольного возраста
Познакомить родителей с режимом дня, жизнью в группе и донести до родителей важность соблюдения режима дня
Дать понятие родителям, что одежда по погоде способствует сохранению здоровья ребёнка
Познакомить родителей с задачами на учебный год, особенностями развития старших дошкольников
Раскрыть возможности родителей и детей, привлечь к совместному творчеству и созиданию Сентябрь
Оформление альбома
Оформление стенда
Выставка рисунков
Субботник
Информация в родительском уголке
Выставка поделок из овощей
«Моя семья»
«Золотая осень»
Волшебные ладошки «Золотая осень»
«Подготовимся к зиме»
«Поговорим о гриппе»
«Что нам осень подарила» Для создания домашней атмосферы в группе
Создать радостное настроение от совместного творчества с ребёнком
Создать радостное настроение от совместного творчества с детьми
Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада
Познакомить родителей с мерами по профилактики гриппа
Укрепление взаимодействия детей и родителей Октябрь
Индивидуальные беседы
Театрализованное представление
Выставка программных книг
Индивидуальные консультации
Информация в родительском уголке
Компьютерная презентация «Взаимоотношения со сверстниками»
«Репка»
«Ребёнок и книга»
«Как справляться с детскими капризами»
«Порядок полоскания рта после еды»
«ФГОС ДОУ: что такое хорошо и что такое плохо»
Познакомить родителей с трудностями общения, которые могут возникнуть в старшем возрасте
Укрепление взаимодействия детей и родителей
Познакомить родителей с художественной литературой для детей 5-6 лет
Дать родителям возможность задуматься о поведении ребёнка
Дать представление о полоскании
Познакомить родителей с основными положениями ФГОС ДО, ориентировать родителей на реализацию требований Стандарта общими усилиями Ноябрь
Родительское собрание
Индивидуальные консультации
Папка– передвижка
Консультация
НОД на общем родительском собрании
Выставка совместных работ
Праздник «Проектно-исследовательская деятельность в детском саду»
«Если ребёнок плохо ест»
«Зима. Внимание грипп»
«Телевизор друг или враг»
«Осторожно, микробы»
«Волшебница зима»
«В гости к Деду Морозу» Познакомить родителей с предпосылками поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
Дать конкретные советы для улучшения аппетита ребёнка
Ознакомление родителей по сохранению и укреплению здоровья детей
Дать советы по просмотру детских программ и времени проведения у телевизора
Познакомить с профилактикой вирусных инфекций
Привлечь родителей к созданию выставки
Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) Декабрь
Консультация
Памятка в родительском уголке
Совместное сооружение снежных построек
Фотовыставка
«Зимние забавы, активный отдых в семье»
«Читаем детям»
«Сказочный теремок»
«Как отдыхаем зимой» Ознакомление с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей
Повысить компетентность родителей в выборе художественной литературы, формировании традиций семейного чтения.
Заинтересовать родителей в подготовки участка для зимних прогулок
Вызвать у родителей желание активно проводить время с детьми на улице Январь
Интервью родителей
Презентация семьи
Индивидуальная беседа с семьёй о подготовке презентации
Фотовыставка
Оформление стенгазеты
Утренник «Какое значение имеет питание для здоровья детей?»
«Здоровье детей зависит от нас»
«Папа, мама, я – спортивная семья»
«Мой папа тоже был солдатом»
«23 Февраля»
«День защитника отечества» Выяснить компетенцию родителей в данном вопросе
Дать конкретные советы и рекомендации по здоровьесбережению
Познакомить с положительным опытом физического развития ребёнка в семье
Предложить папам поделиться своей армейской службой
Активизировать родителей в работе группы
Продолжать приобщать родителей в подготовки и проведению праздника Февраль
Беседа
Родительское собрание
Оформление стенгазеты
Изготовление нестандартного оборудования для физкультурного уголка
Утренник
Консультация
«Изменение одежды с приходом тёплых дней»
«Укрепление и сохранение здоровья дошкольника»
«Вот какая мама»
«Массажные коврики»
«8 Марта»
«Важность чтения и обсуждения прочитанного вместе с детьми»
Ознакомление родителей с задачами укрепления здоровья детей
Ознакомить родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника
Вызвать у родителей и детей эмоциональный отклик, формировать доброжелательное отношение к д/с
Привлечь родителей к участию в обогащении предметно-пространственной среды
Приобщить родителей к семейному чтению
Март
Папка-передвижка
Выставка рисунков
Физкультурное развлечение
Индивидуальные консультации
«Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет»
«День космонавтики»
«День здоровья»
«Режим дома» Дать знания родителям о влиянии мелкой моторики рук на развитие речевых отделов головного мозга
Помочь родителям понять содержание рисунка
Формирование понятий у родителей о необходимости здорового образа жизни детей
Рекомендовать соблюдение режима дома, так как его нарушение сказывается на здоровье ребёнка
Апрель
Субботник
Папка-передвижка
Выставка рисунков
Круглый стол
Итоговое родительское собрание
Озеленение и благоустройство участка к летнему сезону «Цвети наш сад»
«День победы»
«Этот день победы»
«Учите детей говорить правильно»
«Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год»
Вызвать эмоциональный отклик у родителей на предложение воспитателя, создать комфортные условия на групповом участке
Воспитание патриотических чувств
Повышать педагогический опыт родителей с целью формирования правильной речи
Дать информацию об успехах детей на конец учебного года
Привлечь родителей к благоустройству участка Май
План работы с родителями в подготовительной группе 2015-2016уч. год.
Формы работы Тема Цель Дата
Родительское собрание
Оформление стенда для родителей
Консультация
Фотовыставка
Концерт
Конкурс на лучшую осеннюю композицию
«Особенности развития детей 7-го года жизни и основные задачи воспитания»
«Режим дня»,
«Мы занимаемся»
«Безопасность»
«Воспоминание о лете»
«День дошкольного работника»
«Осенние фантазии» Познакомить с задачами воспитательно-образовательного процесса и планами на предстоящий год.
Формирование родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребёнка в детском саду
Обратить внимание родителей на безопасное поведение детей
Познакомить родителей с содержанием деятельности детей в летнее время
Помочь родителям увидеть результаты успехов
Раскрыть возможности родителей Сентябрь
Субботник
Консультация
Консультация
Памятка
Праздник
Выставка детских работ
Обновление информации в родительском уголке
«Скоро зима»
«О воспитании правдивости в детях»
«Дети идут в детский сад»
«Для Вас, родители»
«День пожилого человека»
«Художница – осень»
«Грипп и его осложнения» Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада
Расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов воспитания детей
Напомнить родителям о соблюдении правил на дороге и на улице
Познакомить родителей с правилами обращения
Тесное сотрудничество с детским садом
Привлечение внимания родителей к детскому творчеству
Познакомить родителей с мерами по профилактики гриппа Октябрь
Анкетирование
Выставка программных книг
Консультация
Стенгазета
Родительское собрание «Читаете ли Вы дома ребёнку и что?»
«Ребёнок и книга»
«Ребёнок на дороге»
«Поздравляем с Днём матери»
«Ваш ребёнок – будущий школьник»
Выяснить отношения родителей к книге в процессе воспитания
Познакомить родителей с художественной литературой для детей 6-7 лет
Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам дорожного движения в детском саду и дома
Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям
Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе Ноябрь
Информация в родительский уголок
Папка-передвижка
Памятка
Фотовыставка
Выпуск газеты
Совместное сооружение снежных построек
Праздник «Учим стихотворение к Новому году»
«Основные правила семейного воспитания»
«Любят дети Новый год»
«Встречаем Новый год»
«Новый год» Вовлекать родителей в образовательный процесс и получать радость от совместной деятельности
Познакомить родителей с правилами воспитания в семье
Привлечь родителей к созданию фотовыставки
Привлечь родителей в подготовке новогоднего утренника, изготовлении костюмов и атрибутов
Приобщить родителей к оформлению зимнего участка
Помочь родителям увидеть результаты успехов от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)
Декабрь
Мастерская добрых дел
Зимнее оформление участка
Стенд высказываний
Консультация «Кормушки своими руками»
«Сказка в гости к нам пришла»
«Почему я хочу в школу»
«Если ваш ребёнок агрессивный» Согласование вариантов кормушек с родителями для доступного изготовления с детьми
Заинтересовать родителей в подготовке участка для зимних прогулок
Нацелить родителей на продолжение работы по подготовки детей в школу
Дать конкретные советы Январь
Фотовыставка
Выставка рисунков
Памятки
Праздник
Консультация
Поручить родителям сделать сказочных персонажей «Будущие Защитники Отечества»
«Мой папа»
«Организация экспериментирования с явлениями неживой природы дома»
«Будем в армии служить»
«Какие игрушки нужно покупать ребёнку»
«Герои сказок» Привлечь родителей к совместному участию
Работа над сплочением семьи
Дать конкретные советы и рекомендации по организации экспериментирования с явлениями неживой природы дома
Привлечь родителей в подготовке к празднику
Повышать педагогический уровень родителей
Привлечь родителей к участию в обогащении предметно-пространственной среды Февраль
Родительское собрание
Стенгазета
Праздник
Консультация
Викторина «На пути к школе»
«Поздравляем»
«Ах, какой денёк чудесный»
«Нам пора в школу»
«Весна - красна» Построение единой работы в подготовке детей к школе
Вызвать у родителей и детей эмоциональный отклик
Повысить роль и авторитет мамы в воспитании ребёнка
Порекомендовать игры, которые помогают тренировать произвольное внимание
Привлечь родителей к составлению сценария Март
Папка – передвижка
Индивидуальные консультации
Спортивный досуг
Анкетирование «Рекомендации родителям будущих первоклассников»
«Режим дома»
«День здоровья»
«Ваше мнение» Познакомить с обязанностями родителей будущих первоклассников
Рекомендовать соблюдение режима дня дома, так как его нарушение сказывается на здоровье ребёнка
Получить удовольствие от совместно проведённого досуга
Выяснить мнения родителей о работе группы, пожелания, вопросы к воспитателю Апрель
Итоговое родительское собрание
Папка – передвижка
Выпускной бал
Памятка
«День Победы»
«Очень жалко расставаться…»
«Эффективность летнего отдыха ребёнка» Подведение итогов образовательного процесса за учебный год
Обогатить знания родителей об этом празднике
Продолжать приобщать родителей к подготовке проведения праздника
Познакомить с планами летнего отдыха детей Май
Результативность
Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
У родителей проявилось осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
Сформировались тёплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи.
Литература
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника. - М., 1994, -235с.
Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. -М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001,-240с.
Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Т. Н. Доронова, М. : «Сфера», 2002,-114с.