Папки-передвижки

Программа социального партнерства с семьей педагога-психолога ДОУ

Анна Бурханова
Программа социального партнерства с семьей педагога-психолога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 469»

Программа социального партнерства с семьей педагога – психолога ДОУ

на 2016 -2017год.

Автор-составитель:

педагог- психолог

Бурханова Анна Александровна

Содержание.

1. Пояснительная записка…. 3 стр.

2. Содержание программы….4 стр.

3. Литература…. 9 стр.

Пояснительная записка.

Публикация «Программа социального партнерства с семьей педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагога - психолога ДОУ являются родители воспитанников. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их партнерство.

Программа социального партнерства направлена на взаимодействия с семьями воспитанников с полутора лет до 7 лет. Планирование представлено по возрастам.

В данной программе социального развития представлены взаимодействия педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям, которые педагог-психолог внимательно изучает, анализирует, выбирает пути оказания помощи семье. Так же разрабатывает диагностический инструментарий, позволяющий выбрать методы, приемлемые для конкретных родителей и удобные в использовании педагогом-психологом. Методика работы не предусматривает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций партнерства, сотрудничества, тесное взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Посещая детский сад, он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно.

С этой целью разработана программа социального партнерства с семьями воспитанников ДОУ № 469 на 2016- 2017 год.

Содержание программы.

В настоящее время разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны :

1) утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;

2) не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;

3) прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;

4) утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;

5) представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.

Актуальность обусловлена двумя основными факторами. С одной стороны, отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению физического и психического здоровья детей и острая необходимость поиска средств совершенствования методов и приемов их оздоровления, а с другой – существует понимание значения активного взаимодействия педагога –психолога и родителей.

Взрослые, окружающие ребенка, играют существенную роль в его развитии. Первичная ступень социализации малыша – семья, но, к сожалению, она не всегда может обеспечить полноценное воспитание и развитие активной, творческой и легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности. Ребенок, поступивший в дошкольное образовательное учреждение, попадает в новые условия, где взаимодействие педагогов и родителей, объединивших свои усилия, направленно на решение этих задач.

Педагоги и психологи единодушны в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием. Многочисленные наблюдения за воспитанием ребенка в семье, особенно молодой, убеждают нас в том, что проблемы в воспитании обусловлены недостатком педагогических и психологических знаний, умений родителей.

Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.

Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности с родителями. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё - и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому - что видит у себя в дому».

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что воспитание детей в семье является приоритетным, за него несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и дошкольное учреждение, призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Такой подход лежит в основе работы педагога-психолога.

Цель психолога — создание условий для повышения психологической компетентности родителей, чтобы сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.

Задачи психолога:

• осуществляет просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания детей;

• решает по просьбе родителей частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях;

• проводит индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических представлений и др.);

• обеспечивает психологическую поддержку родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, и их близких;

• проводит подготовку интеграционных процессов со стороны семей, имеющих нормально развивающихся детей;

• обеспечивает социально-психологические условия интеграции семей, имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии, в общество.

педагог-психолог должен помочь родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения.

• психолог обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.

• пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду.

Социальное партнерство психолога с родителями позволяет решать задачи в нескольких направлениях:

• научно-исследовательском,

• прикладном,

• практическом.

Научно-исследовательское направление включает изучение законов обучения взрослых (родителей, проведение исследований по проблемам методологии, разработке оптимальных методов и форм совместной работы. Одна из задач здесь – научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ и др.

Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний родителями, которые в содружестве с психологом изучают психологические закономерности развития ребенка, участвуют в решении его проблем в образовательном учреждении.

Практический аспект включает в себя работу с родителями по решению конкретных проблем ребенка, используя имеющиеся на сегодняшний день научные знания, методы, психологические закономерности. Изучение проблем ребенка во взаимоотношениях со школой может стать дополнительным поводом для самоосознания и личностного роста родителей, развития самоконтроля, рефлексии и др., и в целом способствовать укреплению сотрудничества с образовательным учреждением.

Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

• Значимость социального партнерства для каждой из сторон;

• Единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;

• Равноправие и равноответственность родителей и педагога -психолога;

• Открытость и добровольность;

• Взаимное доверие во взаимоотношениях педагога - психолога и родителей;

• Уважение и доброжелательность друг к другу;

• Индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.

Деятельность педагога-психолога в дошкольном учреждении строится по следующим направлениям:

Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов и родителей осуществляется в следующих формах: тематические выставки психологической литературы, беседы, семинары, родительский клуб, информирование о возрастных особенностях детей, о проблемах в развитии детей дошкольного возраста, психологической готовности к ДОУ, к обучению в школе и др.

Психологическая профилактика - целенаправленная систематическая совместная работа психолога и педагогов по предупреждению возможных социально-психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности. Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей.

Психологическая коррекция – систематическая целенаправленная работа психолога с детьми осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а так же в форме психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.

Психологическое консультирование – оказание конкретной помощи обратившимся взрослым в осознании им природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Основная идея организации работы с родителями заключается в следующем: помочь развитию личности ребенка и родителей путем снятия ограничений и освобождения потенциала. Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, педагогов и психолога будут эффективнее решаться задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.

Развивающий подход к взаимодействию психолога с родителями является ведущим и отражает партнерские, равноправные отношения между субъектами общения.

Психологическое просвещение родителей

Таблица №1

Дата проведения Тематика консультаций С кем проводиться

Сентябрь «Проблемный ребенок. Как воспитывать агрессивного ребенка»

Старший возраст

Октябрь «Поступаем в детский сад. Особенности адаптационного периода.»

Первая младшая

Ноябрь «Вам скоро в школу!» Подготовительные группы

Декабрь «Можно ли заменить родителей.» Младший возраст

Январь «Как взаимодействовать с тревожным ребенком»

Средний возраст

Февраль «Индивидуально – психологические особенности детей старшего дошкольного возраста»

Старший возраст

Март

«Как воспитывать гиперактивного ребенка»

Средний возраст

Младший возраст

Апрель «Какую выбрать школьную программу» Подготовительные группы

Май «Летний отдых ребенка» Первая младшая

Формы взаимодействия с семьей

Таблица №2

Дата проведения Форма проведения Тема С кем проводится

В течение года

Консультации Индивидуальное обследование детей по запросам родителей

Родители всех групп

Октябрь

Родительское собрание «Адаптация в ДОУ» Первая младшая,

Родительское собрание «Готовность к школе» Подготовительные

Родительское собрание «Невнимательные дети. Как помочь ребенку стать внимательным.»

Старшие группы

В течение всего года Консультационный пункт для родителей, дети которых не посещают детский сад

По требованию

Индивидуальное по требованию

Октябрь Анкетирование родителей вновь прибывших детей «Что нужно знать о ребенке.»

Первая младшая

Ноябрь Опрос- анкета для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Подготовительные

Ноябрь Родительское собрание «Работа психолога в детском саду.» Старший возраст

Январь - апрель

Проект

Дружбатерапия

Все группы

Пожелания в ящик «Дружбы» для сада и педагогов от родителей

Дружбатерапия

Все группы

Фотовыставка

«Мои друзья»

Все группы

Конкурс рисунков

«Не секрет для всех вокруг: садик – лучший друг!»

Все группы

В течение года Ознакомление родителей с результатами диагностики.

По теме обследования

Все группы

Март

Семинар – практикум

«Скоро в школу»

Подготовительные

Апрель Анкета «Готов ли ваш ребенок к школе»

Подготовительные

Литература.

1. Взаимодействие педагогапсихолога дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников: учебное – методическое пособие. Авт. - составитель УдоваО. В. ,Коломенец Е. В. – Иркутск, 2013-156с.

2. Буева И. Социальное партнерство : детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 30-31.

3. Быкадорова Н. К. Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения : социальное партнерство в интересах детей : воспитание дошкольников // Новая библиотека. – 2007. - N 3. - С. 21-24.

4. Грибоедова Т. П. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения : проблемы и опыт реализации // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 3. - С. 3-6.

5. Осипов А. М. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования. - 2008. - С. 108-115.

Публикации по теме:

Описание случая работы педагога-психолога с семьей, средствами кризисного консультирования Описание ситуации в семье. Обратилась женщина, назовем ее- Светлана. С ее слов, младшая дочь -3 года, стала заикаться летом 2016 года,.

Решение проблемы социального партнерства с семьей в условиях введения ФГОС через проектную деятельность План-программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Решение проблемы социального партнерства с семьей в условиях введения ФГОС.

План социального партнерства с родителями Комплексно-тематическое планирование работы с родителями на 2015_ - 2016_ уч. год МБДОУ д/с №271 средняя группа, воспитатель Исаева О. С.

Программа социального партнерства с Семьей 2015–2016 уч. года Оглавление1. Пояснительная записка. 2. Актуальность. 3. Проблема. 4. Цель программы. 5. Задачи программы. 6. Принципы взаимодействия с родителями.

Программа социального партнерства с семьей на 2015–2016 учебный год Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Программа социального партнерства с семьей.

Программа социального партнерства с семьей (средняя группа) МДОУ «Детский сад №8 «Сказка» Согласовано: Утверждаю: На Педагогическом Совете Заведующий Г. Л. Гологузова Протокол № ___ от «___».

Программа социального партнерства с семьей «Технологии социального партнёрства с родителями в ДОУ» на 2013–2016 годы Программа социального партнерства с семьей «Технологии социального партнёрства с родителями в ДОУ» на 2013-2016 г. г. Разработала: воспитатель.

Программа социального партнерства с семьёй Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №138» Программа социального партнёрства с семьёй и детьми старшего.

Рабочая программа педагога-психолога Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства 1. Возраст от 5 до 6 лет Дети могут распределять роли до начала игры и строить.

Рабочая программа педагога-психолога Содержание 1. Целевой раздел Пояснительная записка….3 Нормативно – правовое основание Рабочей Программы…. Цели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа социального партнерства с семьей педагога-психолога ДОУ
Опубликовано: 23 февраля 2017 в 11:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа социального партнерства с семьей педагога-психолога ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Бурханова (УИ 1055381) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД