Саргылана Семеновна
Программа творческо-эстетического развития дошкольников для детей подготовительных к школе групп «Сказы Северного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа творческо-эстетического развития дошкольников для детей подготовительных к школе групп
Автор- составитель
Иванова Саргылана Семеновна
педагог-психолог
МБДОУ «ЦРР-детский сад «Сказка»
Программа творческо-эстетического развития дошкольников
(для детей подготовительных к школе групп)
«СКАЗЫ СЕВЕРНОГО КРАЯ»
Публикация «Программа творческо-эстетического развития дошкольников для детей подготовительных к школе групп „Сказы Северного края“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии по сказкам
- Темочки
(Декоративно-прикладное искусство народа Саха. Изучение творчества ху-дожников, мастеров-косторезов и народных мастеров Среднеколымского улуса.)
(Адресована педагогам дошкольных учреждений, а так же педагогам дополнительного образования)
Программа предназначена для работы с детьми от 6 до 7 лет в русскоязычных детских садах.
Содержание программы нацелено на формирование художественной культуры в связи с общечеловеческими и национальными ценностями. Через освоение художественного опыта прошлого и настоящего, знания искусства и культуры народа саха. Приобщение детей к национально- региональному наследию- является важной образовательной задачей.
Не секрет что развитие мелкой моторики кисти ребенка напрямую связано с ручной умелостью. Технические приемы приобретаемыми детьми в детском саду; вязание, вышивание, вырезывание оказываются на практике недостаточными, так как требуется решение задач интеллектуального, нравственного и эстетического- все эти задачи решает декоративно- прикладное искусство.
Именно при декоративно- прикладном творчестве, развиваются двигательные ощущения, ребенок прорисовывая, выполняя очень мелкие элементы и детали учится еще и чувству ритма, композиции.
Различные элементы узоров, их элементы – завитки, спирали, розетки точки- (вся схемантика) схожи частью на буквы. Бывает что дети рисуют пальцами, что укрепляет их, развивая чувствительность.
Рисование оказывает большое влияние на мыслительную деятельность, ведь по сути через рисунок ребенок ведет рассказ не словами а декоративным способом. Происходит в прямом смысле творческое самовыражение.
Итог работы всегда вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик, по-скольку законченная работа для ребенка это визуализация его внутренних переживаний, предпочтений чувства прекрасного.
Работы народных мастеров очень близки по духу детям, веками отточенное умение через декоративные средства передавать чувство прекрасного живет в генетической памяти каждого ребенка.
Эти произведения из народа- камерные, яркие, сочные, их можно потрогать, погладить, в отличие от больших полотен. Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дети познают разнообразие и богатство народной культуры, пополняют знания об орнаменте при этом наряду с обязательными знаниями об основных видах русской народной культуры, ребенок в детском саду обязательно должен знать истоки национальной культуры народа- саха (якутов) республики Саха (Якутия). Патриотическое воспитание дошкольников начинается с основ знания самобытной культуры коренного народа.
В процессе ознакомления с декоративно прикладным искусством своего народа (в частности народа саха) обогащается словарный запас.
Дети называют предметы утвари (кытыйа, чороон,хамыйах, чаппараак и т. д)
При рассматривании народных орнаментов, дети учатся сравнивать узоры разных народов, сдержанный зооморфный узор народа саха и яркий золотой узор хохломы с травчатыми элементами русской народной культуры. Изделия из кости других народов с резьбой из мамонтовой кости якутских резчиков. Описывая элементы дети учатся связно, последовательно рассказывать о цвете, форме, истории создания. Значительно обогащается кругозор ребенка при знакомстве с декоративно-прикладным искусством древнего народа, его спецификой. Богатое материальное наследие; предметы старины, одежда, ювелирные украшения, игрушки, художественные изделия из мамонтовой кости (искусство косторезов). Дети знакомятся с творчеством художников Якутии, в частности с произведениями и творчеством художников и мастеров родного Среднеколымского улуса, чтовоспитывает в них чувство гордости от причастия к истокам культуры и патриотизм. Узнают много интересного и поучительного из истории развития культуры в родном улусе. (региональный компонент).
Декоративное рисование дает преимущество в экспериментировании, дети учатся смешивать цвета получая их порой путем поиска. Дети учатся соче-тать различные материалы и техники для достижения искомого результата. Все это способствует развитию творческого мышления, расширяет границы кругозора. Способствует развитию отвлеченного мышления. Ребенок с детства приобщается к мультикультурной среде, что обогащает духовный мир ребенка, учит толерантности, доброжелательному отношению к окружающему, учит ценить и уважать традиции и культуру других народов.
Цели:1- Внедрение и использование в образовательном процессеизучения декоративно- прикладного искусства народа саха.
2-Обогащение словарного запаса, ознакомление с бытом и укладом, национальной спецификой. Усваивание традиций и обычаев передаваемых из поколения в поколение.
3-Ознакомление детей с работами местных мастеров, художников живописцев и графиков, художников-косторезов их наследием.
В представленной ниже программе описаны приемы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач. РТВ (развитие творческого воображения) помогающие решать учебные и воспитательные задачи.
Программа состоит из блоков объединяющих несколько тем. Программа рассчитана на 40 часов.
1. Волшебный мир старины.
Ознакомление с бытом и укладом жизни народа саха. Тюркские корни.
Ознакомление с разнообразием изделий якутов в старину. Посуда, предметы утвари, якутские ножи, орудия охоты и труда.
Материал-подлинные образцы декоративно-прикладного искусства. Показ слайдов на экране. Подборка репродукций из книг и журналов.
2. Удивительные узоры.
Ознакомление с семантикой якутского орнамента.
Значение видов узора. Формирование представления об основных цветах, основных элементах. Учить получать путем комбинирования самостоятельный орнамент.
.
Материалы: Цветные иллюстрации из книг, пособий- изображающие якутские орнаменты.
Рисование узоров с последующим пересказом его значения. Диффе-ренцированный подход- раскрашивание узоров – билэ (девочки, нанесение узоров на боевое убранство богатыря (мальчики).
Материалы: готовые картонные шаблоны, силуэты фигур девушки, богатыря, палитра, акварельные краски, фломастеры, пастель, кисти. Слайды с изображениями богатырей в старинных доспехах, красавиц из Олонхо в национальных костюмах.
3. Игрушки народа саха
. Тальниковые коровы и бычки, роговые изделия, хаамыска,хабылык. Познакомить со старинными изделиями якутского народа. Рассматривание игрушек, зарисовка с натуры тальниковых игрушек. Тальниковый стульчик.
Материалы: народные игрушки- «бычки», «телята», «коровы», погремушки из рога, хаамыска и хабылык, цветные карандаши, пастель, тонированная бумага. Цветные репродукции из книг и журналов с изображениями народного прикладного творчества. Слайды с изображениями игрушек народа саха.
4. Берестяные изделия и картины с использованием бересты.
Заготовка, изготовление, украшение. Ознакомление с видами и названиями- ыагыйа, ыагас, оноойуки. д. Рассматривание берестяной посуды и изделий из бересты. Показ образцов специальных видов шва используемых мастерами для пошива изделий, утилитарное назначение. Конский волос.
Пошив детьми швом «илимхарага» картонной заготовки имитирующей берестяную посуду (ыагыйа).Харысхал-значение, использование в быту; фигурки домашнего скота- бычков, телят, жеребят закрепленные на волосяной веревке.
Материалы: берестяная посуда, берестяные украшения, слайды с изображениями летней урасы (старинное жилище якутов, картины с берестяными аппликациями, репродукции картин с берестяными аппликациями. Картонные заготовки-контуры имитация «ыагыйа», черные нитки, иглы, ножницы, береста.
5. Деревянные изделия.
Посуда, утварь- чороон, кытыйа, айах- чороон, ус атахтаахчороон, хамыйах и т. д. Ознакомить детей с видами с видами национальной посуды изготовленной из дерева. Рассматривание орнамента украшающего посуду, утилитарное назначение. Береза основной материал якутских мастеров- резчиков. Символика и сакральное значение узоров. Рисование по шаблону (узоры на чорооне). Натюрморт с якутской деревянной посудой- рисунок с натуры.
Материал: изделия якутских мастеров-резчиков: кытыйа, чороон с тремя ножками, чороон с одной ножкой, ытык (мутовка, куорчэх (мутовка, хамыйах. Слайды с изображениями старинной и современной национальной посуды и утвари.
6. Изделия из мамонтовой кости.
Мастера- косторезы Якутии. Т. Аммосов, Н. Амыдаев, С. Пестерев.
Местные мастера-профессионалы резчики по кости К. Созонов и С. Лаптев, А. М. Тарасов, А. Н. Метельских.
Ознакомить с понятиями-малая скульптура, рельеф, барельеф, гравировка, украшения из мамонтовой кости, инкрустация охотничьих ножей, шкатулки, сувениры. Объяснить художественную ценность изделий.
Лепка из пластилина составленной композиции (рельеф, барельеф).
Материалы: пластилин, стека, белая гуашь, кисточки, иллюстрации, репродукции, малая скульптура местных авторов (подбор слайдов).
6. Художники Якутии.
Ознакомление с творчеством якутских художников. А. Осипов, М. Рахлеева, А. ЧикачевЮ. Спиридонов. Л. Слепцова.
Художники Колымы. Патриотизм художников воспевающих красоту родного края. Знакомство с творчеством местных художников- профессионалов: Третьякова Иэйэ, Лаптева Е. И, Лаптев С. Д. А. Н. Метельских. Прокопьева Л. Н.
Учить находить сходство и отличие изделий мастеров и произведений художников. Рисование пейзажа, пленэр на воздухе, рисование на территории детского сада.
Материалы: дощечки-мольберты, цветные карандаши, пастель сухая и масляная, репродукции картин художников, просмотр слайдов, восковые мелки.
7. Якутская национальная одежда.
Старина и современность. Ознакомление детей снациональной традиционной одеждой народа саха–повседневной и праздничной. Сакральные орнаменты, особенности. Шапка-дьабака, буктаах сон, платье-халадай. Знакомство с работами народного мастера Михайловой Л. А.
Специфика одежды для охоты, расписывание одежды на картонных куклах-шаблонах. Девочки расписывают узорами одежду на куклах- девушках. Мальчики расписывают убранство богатырей. Коллективная работа-«Ысыах» декоративное панно на 2х листах ватмана.
Материалы: слайды,репродукции картин художника И. Попова. Пло-скостные шаблоны-контуры, гуашь, акварельные краски, пастель сухая и масляная, кисти, зубные щетки.
8. Выставка- ярмарка детских работ.
Учить детей устно описывать свою работу, объяснять какие использовал виды узоров, технику исполнения.
Материал: работы детей выполненные за год.
Составление и изготовление книги- брошюры на основе репродукций детских работ –«Родники прекрасного», для методического фонда детского сада.
Список использованной литературы:
Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия) Би-чик. Якутск 1994г
Художники Якутии. Якутск 1984г.
Алексеев Н. А Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Из-во «Наука» Новосибирск 1980г
Софронов П. С Якуты в первой половине 18 века. Якутск. Книжное из-во 1972г
Зыков Ф. М Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов. Новосибирск, из-во «Наука», Сибирское отделение 1986г.
1