Папки-передвижки

Программа «Умелые ручки» — Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики рук дошкольников

Светлана Косенко
Программа «Умелые ручки» — Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики рук дошкольников

«Искусство объединит человечество.

Искусство едино и нераздельно,

искусство имеет много ветвей,

но корень один. Искусство для всех.

Каждый чувствует истину красоты» Н. К. Рерих

Искусство помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление, способность к образному мышлению, развивает мелкую моторику рук.

Публикация «Программа „Умелые ручки“ — Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики рук дошкольников» размещена в разделах

Аппликация (от латинского «applicatio» - накладывание) – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой : аппликация обрывная, накладная, торцевание, квиллинг. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий: Аверьяновой А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду», Казаковой Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники», Рябко Н. Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика», Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыковой И. А., «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Давыдовой Г. Н., «Художественный труд в детском саду» Лыковой И. А.

Актуальность развития мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник аппликации обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Ведь именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Придя работать в детский сад, я столкнулась с такой проблемой как плохо развитая речь. Чтобы научить ребенка правильно разговаривать. Необходимо тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. На мой взгляд, самое эффективное для развития мелкой моторики является аппликационная деятельность. А для того чтобы детям было еще и интересно необходимо использовать нетрадиционные техники аппликации.

Важность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник аппликации дает возможность развитию творческих способностей дошкольников, а так же позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность, подготовить ребенка к школе.

Цель: развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник в аппликации.

Задачи:

1. Обучать приемам нетрадиционных техник аппликации и способам изображения с использованием различных материалов.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук : умение производить точные движения кистью и пальцами рук; способность к координированной работе рук со зрительным восприятием.

3. Развивать речь;

4. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности – аппликации, усидчивость, умение работать в коллективе и индивидуально.

Форма работы с детьми:

• Индивидуальная;

• Групповая (подгрупповая);

• Коллективно-творческая;

• Оформление выставок детских работ.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 15-20 минут. Программа рассчитана для детей дошкольного возраста (3-4 и 4-5лет). Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

Методы и приемы работы:

Словесный: художественное слово, сюрпризный момент, беседа, рассказ, уточняющие слова и наводящие вопросы;

Информационно-рецептивный: образец, рассматривание, напоминание, частичный показ, устные инструкции по ходу выполнения работы;

Репродуктивный: совместные действия педагога с детьми;

Исследовательский: самостоятельная работа детей.

Материалы и оборудование: клей; клеевые кисти; матерчатые салфетки; клеенки; ножницы; бумага разной текстуры и размера; шаблоны для вырезания; природный и бросовый материал; различные макаронные изделия и крупы; семечки; зубочистки; пуговицы; бусины и бисер; ткань; цветной и гофрированный картон; скотч; бумажные салфетки; фольга; ватные диски.

Ожидаемые результаты работы:

- накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами);

- обогащение изобразительного, эстетического опыта;

- развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании);

- экспериментированию с различными материалами;

- развитию воображения, творчества ребенка;

- развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов).

Диагностика направленная на определение особенностей освоения элементов нетрадиционных техник в аппликации осуществляется в начале и конце учебного года.

Уровни освоения элементов нетрадиционных техник в аппликации.

1 уровень – ребенок испытывает затруднения в принятии задачи; необходимо поэтапное объяснение действий, «подсказка» способа выполнения; создаваемые изображения схематичные, неоригинальные (может не принимать возможность создания образа с использованием нетрадиционных материалов); отказывается от выполнения задания; действия не комментируются; не заинтересован в выполнении задания; не обращается в работе к незнакомым материалам; не может найти применения к предложенным предметам; не проявляет выразительных эмоций при выполнении.

2 уровень – испытывает затруднения в принятии задачи; создает неоригинальные, схематичные изображения; не самостоятелен, часто обращается к взрослому; практические действия не комментируются; не заинтересован в выполнении работы, отвлекается; обращается к незнакомым материалам, но не знает, как их применить; затрудняется во включении в деятельность в заданиях с нетрадиционными материалами; не проявляет выразительных эмоций при выполнении.

3 уровень – принимает задачу и включается в выполнение заданий; активно создает изображения, использует некоторые детали для украшения; проявляет относительную самостоятельность; точно отвечает на вопросы, комментирует свою работу; проявляет интерес к деятельности; часто обращается к незнакомым предметам, пытается их применить для создания образа; с интересом включается в аппликацию с использованием нетрадиционных техник; проявляет выразительные эмоции при выполнении заданий.

4 уровень – принимает замысел, активно включается в выполнение заданий; создает свои оригинальные изображения (интересные образы, использует разнообразные средства выразительности; проявляет активность и самостоятельность в деятельности; активно поясняет свои действия и изображения; очень заинтересован в выполнении задания; постоянно обращается к нетрадиционным материалам для создания аппликации; неплохо сформированы технические умения и навыки (крепления материалов, обработка); умеет использовать разнообразный материал; проявляет яркие эмоции при выполнении задания.

Годовое тематическое планирование в средней группе по аппликации с использованием элементов нетрадиционных техник

В разработке годового тематического планирования учитывались следующие положения:

• необходимость последовательной и системной работы по использованию нетрадиционных техник в освоении аппликации младшими дошкольниками;

• расширение опыта использования различных нетрадиционных техник у детей младшего дошкольного возраста в аппликации и развитие интереса к изобразительной деятельности;

• организация обследования и творческого экспериментирования с изобразительными материалами, инструментами;

• поощрение самостоятельности в использовании нетрадиционных техник в аппликации младшими дошкольниками с целью создания выразительного образа;

использование различных форм организации педагогического процесса в данном направлении: интегрированных занятий, занятий построенных на игровом моменте; совместной творческой деятельности педагога и детей, самостоятельной художественной деятельности детей; и применение коллективных и индивидуальных форм организации детей на занятиях;

• активизация интереса детей к творчеству, изобразительной деятельности, и в частности, к аппликации;

• использование созданных детьми изображений для оформления ДОУ, подготовки атрибутов игр и спектаклей, организация выставок и конкурсов аппликационных работ и т. д.

Годовое тематическое планирование по аппликации с элементами нетрадиционных техник

Первый год обучения

Месяц Тема Задачи

Сентябрь Свободное экспериментирование с материалами.

Диагностика уровней развития детей. Выявить уровень развития необходимых навыков и умений.

Октябрь 1. Осенние листочки Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

2. Дождик, дождик – кап, кап Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа

3. Яблоки в корзине Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики.

4. Ветка рябины (коллективная работа).

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

Ноябрь 1. Конфетки Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

2. Мороженное в вафельном стаканчике Учить последовательно выполнять работу:, скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг другу, развивать цветовое восприятие.

3. Толстые животики Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы; аккуратно закрашивать, не выходя за контур карандашом.

4. Петушок-золотой гребешок (коллективная работа) Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).

Декабрь 1. Сугробы, снег на деревьях

(коллективная работа) Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю, пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

2. «Мой снеговик» Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.

3. Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки Учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации.

4. Новогодняя елочка Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников, с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям.

Январь 1. Зайка беленький сидит

(коллективная работа) Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми. Воспитывать дружеские отношения.

2. На полянку на лужок тихо падает снежок

Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.

3. Покормим птичек Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

Февраль 1. Котенок по имени «Гав»

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным.

2. Кудрявый барашек

Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой.

3. Игрушки (пирамидка, неваляшка)

Продолжать учить скатывать салфетки в комки, выполнять поделку из нескольких шариков, правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

4. Летят самолеты

(коллективная работа) Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату.

Март 1. Цветы в подарок маме

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет).в смешанной технике : бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

2. Смотрит солнышко в окошко Продолжать учить детей работать в смешанной технике : бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

3 и 4. Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки (коллективная работа 2 занятия) Закреплять умение аккуратно

и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в

клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах.

Апрель 1. Облака – белогривые лошадки Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща.

2. Белые кораблики

Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой

3. Веселый клоун Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.

4. Колобок - румяный бок Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике, учить обрывать бумагу разной жесткости, закрепить знание круглой формы и желтого цвета.

Май 1. Праздничный салют

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.

2. Божья коровка Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым.

3. Гусеница Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями.

4. Одуванчики в траве

(коллективная работа) Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща.

Второй год обучения

Месяц Тема Задачи

Сентябрь 1. Диагностика Выявить уровни развития детей.

2. Знакомство с бумагой. Знакомить со свойствами и видами бумаги, способами ее применения.

3. Экспериментирование с различными материалами. Знакомить со способами крепления различного материала; Формировать интерес к данной деятельности.

4. Знакомство с объемной аппликацией. Знакомить с репродукциями, работами, аппликативной техникой : обрывной накладной, модульной; аппликацией комочками; полным и частичным приклеиванием деталей.

Октябрь 1. «Сделаем ковёр из листьев» Познакомить детей с обрывной техникой в аппликации; учить детей рвать салфетку на маленькие кусочки, правильно держать кисточку, набирать клей, промазывать поверхность изображения.

2. «Моё чудо дерево» Продолжать осваивать технику обрывной аппликации; Учить заполнять кусочками бумаги, салфетки определённую область изображения (крона дерева); Продолжать учить правильно пользоваться кисточкой, клеем.

3. «Золотые листочки летят» Создавать яркое изображение, обрывая аккуратно по контуру бумагу, находить место на общей работе.

4. «Яблочко румяное». Аппликация накладная. Освоить новую технику создания многослойных изображений, наклеивая детали друг на друга в убывающем порядке.

Ноябрь 1.«Жёлтый птенчик» Знакомство детей с аппликацией из крупы (пшена); Учить брать маленькую щепотку пшена и аккуратно засыпать им определённую поверхность изображения.

2.«Натюрморт (фрукты, овощи).

Аппликация накладная Упражнять в вырезании нужных форм соответствующего задумке цвета, создавать красочный натюрморт

3. «Осеннее дерево». Аппликация комочками Учить аккуратно выкладывать крону дерева комочками, придавая пушистость, подбирать красивое цветосочетание.

4. «Бурый мишка» Продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (греча); Продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем.

Декабрь 1. «Первый снег» Познакомить детей с аппликацией из ваты; Учить детей отрывать маленькие кусочки, немного скатывать их и приклеивать на лист бумаги; Учить правильно наносить клей на лист бумаги (делать клеевые точки).

2. «Снеговик» Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, ватных дисков, синтепона; Учить подбирать правильный размерный ряд из ватных дисков (синтепона) с помощью наложения на готовый силуэт снеговика;

3. «Ёлочка нарядная» Познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки; Учить украшать ёлочку, кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики; Продолжать вызывать интерес к данной деятельности.

4.«Здравствуй, Дедушка Мороз!» Продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты; Учить заполнять ватой определённую поверхность изображения (борода); Создавать эмоционально благоприятный фон.

Январь 1.«Весёлый барашек» Познакомить детей с аппликацией из макарон; Учить промазывать клеем всю поверхность изображения (шубка барашка) и заполнять её макаронами.

2.«Деревянный домик в лесу» Продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон; Продолжать учить промазывать изображение клеем и аккуратно приклеивать прямые макароны в виде брёвнышек; Создавать эмоционально положительную атмосферу для детей.

3.«Заинька-зайка» Аппликация обрывная. Продолжать осваивать обрывную технику, создавать выразительные образы.

4. .«Ежики на прогулке (кол.) Аппликация жгутиками и комочками. Создавать выразительный образ с помощью комочков и жгутиков и дополнительных техник, находить место в общей работе,

Февраль 1. Знакомство с оригами. Знакомить с приемами складывания бумаги, базовыми формами

2.«Самолет». Оригами. Освоить приемы складывания, базовых форм; Учить точно совмещать стороны и уголки, четко проглаживать сгибы.

3. «Зайчик». Оригами. Осваивать технику складывания игрушек из бумаги, внимательно слушать педагога и четко выполнять его инструкции.

4.«Груша». Аппликация модульная Упражнять в создании красочного изображения рваной мозаикой, аккуратно наклеивая близко друг к другу.

Март 1.«Подарим маме веточку мимозы» Продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки; Учить детей отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивать его пальчиками в маленький шарик; Продолжать промазывать необходимую область клеем (гроздь мимозы) и заполнять её шариками.

2.«Аленький цветочек». Аппликация накладная. Учить создавать многослойное изображение, частично наклеивая детали, придавая цветку объем.

3. «Веточка вербы» Продолжать учить скатывать вату, салфетку в шарик и приклеивать в определённое место; Обращать внимание на аккуратность при работе с клеем.

4.«Живые облака». Аппликация обрывная Закреплять умение аккуратно выщипывать кусочки бумаги, придавая живописную форму, дорисовывать мелкие детали для выразительности образа.

Апрель 1.«Букет тюльпанов». Упражнять в освоении приемов складывания, развивать цветовосприятие.

2. Панно «Звезды и кометы». (кол.)

Аппликация

накладная Учить создавать рельефную картину, инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения.

3.«Рыбки плещутся». Освоение техники - аппликация комочками и жгутиками; Развивать мелкую моторику пальцев, рук, умение работать в коллективе.

4.«Одуванчики расцвели на лугу» Продолжать знакомить детей с аппликацией из папирусной (цветочной) бумаги; Учить детей определённо скручивать бумагу, чтобы получился цветочек; Поощрять детей за правильность и аккуратность при выполнении задания.

Май 1. «Весна пришла». Развивать самостоятельность в выборе материала и техники изготовления работы.

2.«Бабочка». Аппликация модульная Развитие чувства формы, пропорций, цвета.

3.«Наш аквариум» 1ч.

Коллективная работа Познакомить детей с аппликацией из ракушек, фасоли, ниток, ореховой скорлупы; Учить правильно, аккуратно приклеивать материалы, создавая дно аквариума; Учить детей работать в подгруппах, помогать друг другу.

4.«Наш аквариум» 2ч.

Коллективная работа Познакомить детей с элементами оригами; Учить детей складывать рыбку из различной бумаги (журнальная, газета, цветная, фантики); Обращать внимание на правильность и аккуратность складывания и приклеивания рыбки.

Итоговая выставка детских работ

Список использованных источников:

1. Васина Н. Н. «Бумажные цветы», Айрис Пресс, 2012

2. Гусакова И. А. «Аппликация», «Просвещение» 1977 г

3. Гришина Н. Н, Анистратова А. А. Поделки из кусочков бумаги – М., Оникс, 2009

4. Зайцева А. Н. Моисеева Е. К. «Декоративные объемные цветы», «Эксмо», Москва. 2011г.

5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», «Карапуз» 2010

6. Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч, 2003,№1

7. Подъякова Н. Н., Аванесовой В. Н. «Сенсорное восприятие в детском саду». - Москва, 2003г

8. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.

9. Спицына А. С. «Удивительные поделки из бумаги». – М: «РиполКлассик», Москва, 2012

10. Черенкова Е. А. «Оригами», «Дом XXI век», 2011

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4–5 лет в ДОО «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО» Работу выполнил: Копягина.

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» Художественное творчество является одним.

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Цель: Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста с использованием комплекса художественно – творческой деятельности.

Конспект занятия «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей»Конспект занятия «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей» Конспект занятия «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук дет й» Пластилинография – увлекательное и полезное занятие.

Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возрастаНетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста В ходе моей профессиональной деятельности была проведена научно - исследовательская работа на тему: «Нетрадиционные техники работы с бумагой.

Обобщение педагогического опыта по теме «Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей» Обобщение педагогического опыта по теме: «Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей детей»1. Условия.

Отчёт по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук» .

Пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Почему я выбрала эту тему? Работаю с детьми раннего возраста и свою деятельность по своему профессиональному развитию начала с изучения.

Фотоотчет о работе с родителями «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук младших дошкольников»Фотоотчет о работе с родителями «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук младших дошкольников» В нашей группе прошло мероприятие "«Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук младших дошкольников». Актуальность мероприятия:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Умелые ручки» — Нетрадиционные техники аппликации как средство развития мелкой моторики рук дошкольников
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 07:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД