Программа внеурочной деятельности для 8 класса «Ратные страницы истории Российского государства»

Ирина Никитушкина
Программа внеурочной деятельности для 8 класса «Ратные страницы истории Российского государства»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Ратные страницы истории Российского государства»

Направление – духовно-нравственное

8 класс

Пояснительная записка

Актуальность:

Данная программа внеурочной деятельности дополняет школьный курс истории сведениями о военной истории нашего государства с древнейших времён до конца XIX века и об искусстве полководцев. Программа призвана привить интерес к военной истории нашего Отечества.

Сегодня, когда происходят активные перемены жизни общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, истории своей страны, многие ценности теряют свой смысл. Всё больше распространяется исторический нигилизм, история нашего государства преподносится зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий.

Сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования его гражданственности, патриотизма, а это не возможно без знания истории своей страны, его славного военного прошлого.

Программа разработана для кадетского класса и позволяет привить навыки работы с исторической литературой.

Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной теме.

Изучение курса внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства» (8 класс) важно с точки зрения реализации поставленных ФГОС ООО целей образования и направлено на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях военной российской истории и деятелях военной российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Основные ценностные ориентиры: осмысление роли великих военных событий в судьбе России, ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу военных действий и деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства, развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи, совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию.

Новизна программы по внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства» предполагает другой стиль общения учителя и учеников – беседы, работа в группах по выполнению творческих заданий, ролевые игры, просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением и высказыванием своего мнения, тактический разбор сражений, составление электронных презентаций. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся интерес к истории и научно-познавательной деятельности. Важным фактором реализации данной программы является стремление развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства» (8 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе:

- примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15);.

- государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на основе обязательного минимума содержания образовательной программы по предмету история и требований к уровню подготовки обучающихся;

- учебного плана школы на 2017-2018 учебный год;

- примерной программы по истории России.

Программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся

кадетского класса (8 класс) и охватывает период истории России с древнейших времен до кона XIX века. Программа дополняет школьный курс истории России сведениями о военной истории, тактическом, оперативном и стратегическом искусстве русских полководцев, истории русской военной мысли. Программа призвана привить интерес к военной истории, дать навык самостоятельной работ с литературой и источниками.

Место курса в учебном плане

В учебном плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса. В целях повышения знаний о военной российской истории обучающихся кадетов 8 класса предложен курс внеурочной деятельности «Ратные страницы истории Российского государства. Курс рассчитан на 35 часов в год: по 1 часу в неделю, 35 учебных недель. Всего – 35 часов. Срок реализации программы – 1 год.

Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые выходят за рамки школьной программы, способствуют расширению и углублению знаний о данной науке.

В рамках патриотического воспитания школьников основное внимание уделяется рассмотрению событий, связанных с историей создания российской армии, её боевому прошлому, историческим личностям, внесшим большой вклад в отстаивание независимости нашей страны, возвышению её международного авторитета.

Программа «Ратные страницы истории Российского государства» призвана способствовать военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В первую очередь в курсе выделяется патриотический, героический момент истории. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важных элементов общественного сознания. Ведущей идеей преподавания курса является также воспитание нравственности и общей культуры кадета. Важным в системе преподавания курса является вопрос о том, какой нравственный урок получает кадет в процессе изучения предмета, как проявляются нравственные стороны его личности и формируются культурные ценности.

Цель:

• Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей военной истории нашей страны;

• расширить знания учащихся о памятных датах отечественной военной истории;

• подготовить команду участников школьных, городских, окружных, областных историко-патриотических конкурсов и викторин.

Задачи:

• развитие у кадет гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей;

• изучение избранных страниц военной истории России, личностей полководцев, оказавших влияние на развитие военной науки;

• развитие умений анализа исторических источников, характеристики военных деятелей, сражений и военных кампаний;

• способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических военных деятелей;

• способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на занятиях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации;

• способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;

• способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

Планируемые результаты в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих

видов универсальных учебных действий:

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и

уважения к Отечеству.

Регулятивные:

- овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать

учебные действия с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определить наиболее эффективные способы достижения результата;

- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки

и с учётом характера ошибок;

- понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности.

Познавательные:

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей

деятельности в различных формах – сообщение, эссе, презентация,

проект, реферат и др. ;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных

заданий;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

собственную.

Коммуникативные:

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе,

освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном

окружении;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией –

анализировать и обобщать факты, составлять портреты исторических

личностей, тезисы, формулировать и обосновывать выводы;

- использовать современные источники информации, в том числе

материалы на электронных носителях.

Предметные:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты

важнейших исторических событий;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких

источниках – материальных, текстовых, изобразительных и т. д. ;

- рассказывать устно или письменно об исторических событиях, их

участниках;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные

в учебной литературе;

- представление в виде выступлений на занятиях внеурочной

деятельности, эссе, презентаций результатов исследований;

- анализ точек зрения современников и историков на жизнедеятельность

исторических личностей, формулирование собственной позиции;

- обсуждение результатов исследований, рефератов, проектов;

- участие в викторинах, исторических конкурсах, фестивалях;

- подготовка и обсуждение сообщений учащихся, подготовка и обсуждение

электронных презентаций

Ожидаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

• усвоить основные базовые знания по военной истории, её ключевые понятия;

• помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

• формировать творческое мышление;

• способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах, фестивалях.

С целью активизации изучения курса активно используются информационно-коммуникационные средства обучения: презентации, видеофильм, материалы сети Интернет по курсу «История России».

Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, семинары и самостоятельная работа обучаемых. В ходе изучения курса предполагаются следующие виды деятельности:

- анализ биографии видных военачальников;

- составление типологических таблиц: “Военные походы первых русских

князей”, “Полководцы XVIII века” и т. п.

- устные сообщения с последующей дискуссией, рефераты;

- тактический разбор сражения;

- работа с контурной картой.

Программа курса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших военных исторических событиях России и деятелях военной российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.

Основные ценностные ориентиры:

- осмысление роли великих военных событий в судьбе России;

- ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу

военных действий и деятельности отдельных личностей в различные

периоды истории нашего государства;

- развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной,

энциклопедической литературой, решать творческие задачи;

- совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать

собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого,

вести дискуссию.

Основные принципы организации деятельности:

- принцип добровольности;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие

в любом внеклассном мероприятии;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Основой принцип работы - принцип добровольности. Работа начинается в сентябре, а завершается в мае. В течение года внеурочные занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по истории России, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать учащиеся.

Перечень оборудования кабинета для реализации программы:

проектор, экран, ноутбук с выходом в Интернет, принтер;

видеофильмы, видео и аудио материалы, компьютерные учебные программы;

репродукции, фотографии, дидактический материал - документы, схемы, таблицы, карты;

материал для выполнения творческих заданий – бумага, пластилин, глина, гуашь, слоёное тесто и т. д.

Формы и методы работы

Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные. Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои творческие, организационные способности. На занятиях предполагается выполнение следующих видов заданий:

• анализ исторической литературы и исторических источников;

• анализ отрывков на исторические темы;

• творческие задания;

• эвристическая беседа, лекция;

• дискуссия (дебаты);

• практические работы, викторины.

• подготовка и обсуждение сообщений учащихся, фильмов на военные темы, презентаций и т. д., высказывания выдающихся военачальников.

Формы подведения итогов:

творческие работы (рефераты, электронные презентации, исторические портреты);

участие в городских, окружных, областных и всероссийских конкурсах.

Условия успешного освоения содержания программы внеурочной деятельности:

обеспечение доступа учащихся к исторической литературе;

возможность создания и демонстрации электронных презентаций.

Основные формы контроля:

эссе;

решение проблемных заданий;

творческие работы (электронные презентации, исторические портреты, тексты, оцениваемые по системе: зачет-незачет.

Учебно-тематический план

Тема занятий Количество часов Содержание деятельности обучающихся

Тема I. Войско древней Руси

(3 часа)

1 Древнерусская рать.

1 Виртуальная экскурсия с элементами беседы с учащимися.

2 «Да не посрамим земли русской». Балканские войны великого князя Святослава.

1 Работа с текстом «Повести временных лет» - анализ исторического источника.

3 «Он прибил свой щит на вратах Царьграда». Поход Олега на Константинополь.

1 Работа с текстом «Повести временных лет» - анализ исторического источника.

Тема II. Развитие военного дела

в XIII – XIV веках (4часа)

4 Русский богатырь Евпатий Коловрат.

1 Просмотр видеофрагмента с последующим обсуждением. Эссе

5 «И быть сеча велика» - Ледовое побоище.

1 Работа с картой, картиной В. А. Серова «Ледовое побоище».

6 «Мамаево побоище» - битва на Куликовом поле.

1 Практическая работа – тактический разбор сражения.

7 Доспехи и холодное оружие русских воинов.

1 Просмотр видеофрагмента с последующим обсуждением.

Тема III. Военное дело в период складывания централизованного государства (5 часов)

8 Рождение огнестрельного оружия.

1 Изготовление макетов огнестрельного оружия.

9 Войско Московского государства в 15 – 17 веках.

1 Лекция с элементами беседы.

10 Служилые люди в Московском войске.

1 Работа с историческим источником – анализ литературы.

11

«Стояние на реке Угре 8 октября – 11 ноября 1480 года» - тихая победа Ивана III.

1

Просмотр фильма о создании диорамы «Великое стояние на Угре» и художнике П. Рыженко «Ополченец светлого воинства».

12

Взятие Казани Иваном Грозным.

1 Комментированное чтение текста исторического источника – «Казанская история» и троицкие литературные памятники о взятии Казани.

Тема IV. Русская армия

в XVIII веке

(5 часов)

13 Полки нового строя.

1 Беседа с использованием слайдовой презентации – последующее обсуждение.

14 Армия и флот времён Петра I.

1 Работа в группах - изготовление макетов кораблей.

15 «Промедление смерти подобно» - сражение у деревни Лесной 28 сентября 1708 года.

1 Просмотр видеофрагмента фильма «Петр Первый» с последующим обсуждением.

16 Генерал-адмирал Ф. М. Апраксин.

1 Составление исторического портрета.

17 «Ура! Мы ломим, гнутся шведы!» - реконструкция Полтавского сражения.

1 Практическая работа – тактический разбор сражения.

Тема V. Развитие русского военного искусства в конце

XVIII – начале XIX веков

(9 часов)

18 «Русские прусских всегда бивали» -

Семилетняя война. 1 Просмотр электронных презентаций и анализ проделанной работы; работа с контурной картой.

19 «Наука побеждать» А. В. Суворова.

1 Анализ книги А. В. Суворова – составление тезисов.

20 Завоевание Крыма: «Генерал «Вперёд!» - сражение при Рымнике. Полководческий талант А. В. Суворова.

1 Составление исторического портрета прославленного полководца А. В. Суворова.

21 Флотоводец Ф. Ф. Ушаков.

1 Виртуальная экскурсия.

22 «Русский штык прорвался сквозь Альпы» - Швейцарский поход А. В. Суворова.

Работа с картиной В. И. Сурикова «переход Суворова через Альпы».

23 Русская армия времён наполеоновских войн.

1 Защита творческих работ учащихся.

24 Полководец М. И. Кутузов.

1 Анализ иллюстраций книги А. С. Корха «Михаил Илларионович Кутузов» - составление исторического портрета.

25 «Недаром помнит вся Россия про день Бородина

1 Интеллектуальная игра «Бородино».

26

Награды 18 – начала 19 веков.

1

Лекция с элементами беседы.

Тема VI. Армия и флот России

во второй половине XIX века

(9 часов)

27 Герои Севастополя. Виртуальная экскурсия – панорама «Оборона Севастополя».

28

Военная реформа 1874 года.

1 Просмотр электронных презентаций, выполненных учениками и анализ проделанной работы.

29

Стратегия и тактика флота XIX века. Флотоводец П. С. Нахимов.

1 Просмотр видеофрагмента из фильма «Крымская война» с последующим обсуждением.

30 Парусное вооружение корабля.

1 Практическая работа – изготовление макетов парусников.

31 Русское стрелковое оружие XVIII – XIX веков

1 Работа в группах - составление электронных презентаций.

32 «Поддержите честь русского оружия» - форсирование Дуная во время Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. 1 Практическая работа – тактический разбор сражения; работа с контурной картой.

33

«Покажите себя в деле молодцами!» -

Шипка и Плевна.

1 Просмотр фильма «Русский крест над Балканами» с последующим обсуждением.

34 Викторина «Русское военное искусство»

1 Работа по группам - участвуют в викторине.

35 «Ратные страницы истории

Российского государства»

1 Защита творческих работ учащихся – проекты, рисунки, макеты, поделки.

Итого - 35 часов

Содержание программы

Тема I. Войско древней Руси (3 часа)

Княжеские дружины и «вои», вооружение, стратегия и тактика древнерусской рати. Крепостные оборонительные сооружения средневековой Руси, основные этапы развития русского архитектурно-строительного искусства. Роль лодейного флота в походах русских князей. Походы русских князей: балканские войны князя Святослава и князя Олега на Константинополь.

Тема II. Развитие военного дела в XIII - XIV вв. (4часа)

Евпатий Коловрат - легендарный русский богатырь, герой борьбы против монголо-татарских завоевателей в 13 веке. Военное искусство Александра Невского в Невской битве и Ледовом побоище. Вооружение русских воинов: доспехи и холодное оружие. Дмитрий Донской и его войско в Куликовской битве.

Тема III. Военное дело в период складывания централизованного

государства (5 часов)

История русского ручного огнестрельного оружия и зарождение артиллерии. Способы формирования, рода войск, вооружение, стратегия тактика и управление в Московском войске. Создание стрелецкого войска. Полки нового строя – попытка реорганизации войска по образцу западноевропейских армий. «Стояние на реке Угре». Военные походы Ивана Грозного – взятие Казани.

Тема IV. Русская армия в XVIII веке (5 часов)

Создание регулярной армии и флота. Военное искусство Петра Первого и его военачальников в сухопутных и морских сражениях Северной войны 1700 – 1721 гг. - сражения у деревни лесной, Полтавская битва, сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Первый командующий российским флотом генерал-адмирал Ф. М. Апраксин.

Тема V. Развитие русского военного искусства в конце

XVIII – начале XIX веков (8 часов)

Победы русской армии в войнах XVIII века. Семилетняя война. Русские полководцы и флотоводцы 18 века: Г. А. Потёмкин, П. А. Румянцев, Ф. Ф Ушаков. «Наука побеждать» Александра Васильевича Суворова. Переход Суворова через Альпы. Русская армия времён наполеоновских войн. Полководческий талант М. И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Бородинская битва. Награды 18 -19 веков.

Тема VI. Армия России во второй половине XIX века (9 часов)

Героическая оборона Севастополя в Крымской войне. Флотоводец П. С. Нахимов. Стратегия и тактика флота 19 века. Парусное вооружение корабля XIX века. Русское стрелковое оружие 18 – 19 веков. Военная реформа 1874 года. Полководцы русско-турецкой войны 1877-78 гг.

Список источников:

1. Борисов Н. С. Русские полководцы 13 - 16 веков. М., 1993

2. Военная энциклопедия. http://www.claw.ru/book/encilopedia.html

3. Вооружение Руси в 11 – 13 вв. Вопросы истории 1997, №1

4. История военного искусства. А. А. Строков. М. ,1994.

5. Школьная энциклопедия «Руссика». М., 2003

6. Энциклопедия для детей. Аванта+. М., 1999

7. История России с древнейших времен до конца XVII века. / А. П.

Новосельцев, А. Н. Сахаров, В. И. Буганов, В. Д. Назаров; отв. Ред.

А. Н. Сахаров, А. П. Новосельцев. – ООО “Издательство АСТ-ЛТД”,

1997.

8. Символы и награды Российской державы/ В. Н. Балязин, А. А.

Кузнецов, Н. А. Соболева. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

9. Халин К. Е. Полководцы России. – М.: ООО “Дом славянской книги”,

2005.

10. Зверев Б. И. Страницы военно-морской летописи России: Книга для

учащихся средних и старших классов. – М.: Просвещение, 1992.

11. Беловинский Л. В. С русским воином через века: Книга для

учащихся. – М.: Просвещение, 1992.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности при проведении внеурочной деятельности в школе-интернате В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества педагога и воспитанника. Слово “ творчество ”происходит от слова “ творить.

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «История Великого государства» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Среднесибирская СОШ» структурное подразделение Среднесибирский детский сад Тальменского.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Земноводные, рептилии
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Программа внеурочной деятельности для 8 класса «Ратные страницы истории Российского государства»
Опубликовано: 7 июля 2019 в 18:18
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июля. День рождения Владимира Маяковского

Певец революции, новатор и первопроходец, Владимир Маяковский, сочинял стихи не только для взрослых, но и для детей. Он прокладывал дорогу в новую поэтическую среду, отвечающую духу и ритму времени. Его...

18 июля. День рождения Тетриса

Тетрису уже 35 лет! Это самая распространённая компьютерная игра в мире. Она есть не только в ПК и игровых консолях, но и во многих телефонах, калькуляторах, часах, медиаплеерах, встречается даже в...

Коллективная аппликация «Ромашки на лугу» с детьми второй младшей группы
В летний период продолжается процесс развития интереса и желания к продуктивной деятельности детей. Педагоги, работающие в это время года, стараются чтобы...
Дидактические игры по ФЭМП своими руками
18 июля. Смотр математических игр на МААМ Доброе время суток! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по ФЭМП для детей старшего...
Сценарий праздника «День Нептуна с Пиратами и Кикиморой»
Цели: Создание условий для активного участия в спортивном празднике каждого ребенка. Формирование качественных установок к ведению здорового образа жизни ....