Папки-передвижки

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ (ТМНР 1 ступень) «Дорогою открытий и добра»

Баглаева Алина Александровна
Программа внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ (ТМНР 1 ступень) «Дорогою открытий и добра»

Программа

внеурочной деятельности

для обучающихся с ОВЗ

(ТМНР 1 ступень)

«Дорогою открытий и добра»

Воспитатель ГПД №5

Баглаева. А. А

г. Петропавловск-Камчатский

2017-2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…

2. Организация работы по реализации программы

3. Планируемые результаты освоения программы

Публикация «Программа внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ (Тмнр 1 ступень) „Дорогою открытий и добра“» размещена в разделах

4. Содержание внеурочной деятельности

4.1 Нравственное направление

4.2 Общекультурное направление

4.3 Спортивно-оздоровительное направление

4.4 Социальное направление

5. Досугово-развлекательная деятельность

6. Методическое обеспечение программы

7. Литература

8. Приложение 1

Карты педагогического исследования динамики развития универсальных учебных действие

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников с ТМНР.

Основной целью обучения и воспитания детей с ОВЗ является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений, а также правильная организация деятельности. Процесс воспитания и образования направлен и на решение специфических задач – коррекция недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы, социально психологической адаптации, и коррекции нарушения присущих конкретной категории обучающихся.

Данная программа учитывает особенности развития личности обучающихся с ОВЗ. Программа составлена с учётом психологических и индивидуальных особенностей детского коллектива и с учётом направлений воспитательной работы ФГОС с ОВЗ. Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе отечественной культуры.

Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению организовать своё свободное время c минимальной помощью взрослого. Каждый вид внеклассной деятельности : творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Нормативно-правовой и методологической основой комплексной программы внеурочной деятельности являются :

• Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);

• Приказ Министерства Образования и науки Российской федерации №1598 от 19.12.2014 года «Об утверждении ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ»;

• Приказ Министерства Образования и науки Российской федерации №1599 от 19.12.2014 года «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

• «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» Сан ПиН2.4.2.3286-15

• Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”

• Образовательная программа КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

• приобретение учащимися социального опыта;

• формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

• приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Цель внеурочной деятельности :

Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основные задачи программы :

• Формировать у учащихся класса навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения;

• Формировать у детей потребности в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности;

• Формировать интерес к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребёнка;

• Формировать нравственный (усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями) и эмоциональный (через эстетические представления в творческой деятельности) компоненты мировоззрения детей;

• Формировать творческое воображение, любознательность;

• Развивать познавательный интерес, самостоятельность

Принципы программы :

• Включение учащихся в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

• Связь теории с практикой.

• Учёт возрастных особенностей.

• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Основные направления работы:

• Нравственное

• Общекультурное

Спортивно-оздоровительное

• Социальное

Результатом работы по данным направлениям является гармонично развитая личность. Понятие «ГАРМОНИЯ» включает в себя следующие составные части:

Г - гражданственность

А - артистизм

Р - разумность

М - мировоззрение

О - организованность

Н - нравственность

И - интеллект

Я - личность

В ОУ созданы все условия для успешной работы по направлениям, как внутри учреждения, так и через интеграцию с учреждениями дополнительного образования.

2. Организация работы по реализации программы

Срок реализации программного материала – 1 год Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием. Продолжительность одного занятия не более 40 мин.

Внеурочная работа : (33 учебные недели)

Направление Общее

кол-во часов Вид деятельности

Нравственное 1 Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром.

(Баглаева А. А)

Социальное

1 Социально бытовая ориентировка, самообслуживание. (Баглаева А,А)

Общекультурное 3 Развитие ручной моторики.

(Баглаева А,А)

Художественное творчество.

(Баглаева А,А)

Спортивно-оздоровительное

Игры на развитие коммуникации. (Баглаева А,А)

Досугово- развлекательная деятельность (Баглаева А,А)

Итого: 5/165 часов

Основные формы работы:

• Беседы

• Конкурсы

• Викторины

• Экскурсии

• Кружки

• Ролевые игры

• Праздники

• Практические занятия

• Круглые столы

Недельная циклограмма ГПД №5

на 2017-2018учебный год

Дни недели Занятия по направлениям Питание

Понедельник

Баглаева А. А

Социально бытовая ориентировка, самообслуживание. Ежедневно

полдник

15.30 – 16.00

Вторник

Баглаева А. А

Развитие ручной моторики.

Музыкальный час.

Среда

Баглаева А. А

Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром.

Четверг

Баглаева А. А

Федорина Т. А.

Развитие ручной моторики.

«Умелые руки»

Пятница

Баглаева А. А

Художественное творчество.

3. Планируемые результаты освоения программы

Программа нацелена на достижение первого уровня результатов - приобретение школьником социальных знаний в ходе взаимодействия с учителем, как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

В ходе реализации модели внеурочной деятельности у обучающихся с ТМНР 1 ступени (7-9 лет) могут быть достигнуты следующие результаты:

• имеют начальные представления и навыки коммуникативного поведения, сформировано умения находиться в коллективе;

• подчиняют свое поведение правилам совместной деятельности в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге.

• владеют навыками личной гигиены, самообслуживающего труда,

• развиты начальные механизмы творческого воображения,

• имеют начальные представления о сохранении своего здоровья,

• иметь первоначальное представление о профессиях.

4. Содержание внеурочной деятельности

4.1. Нравственное направление

• Формирование представлений о нормах социального взаимодействия.

• Формирование представлений о социальном окружении,социальной реальности и повседневной жизни и осмыслении своего места в нём.

• Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Социальное развитие и ознакомление с окружающим миром.

Работа направлена на воспитание чувства уважения к окружающим, осмысление ответственности за свои действия, поступки, взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.

Цель – развитие нравственной, социально - адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи:

• формирование представления о доброте и щедрости, доброжелательном отношении к окружающим;

• формирование умения устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми;

• развитие нравственных качеств личности;

• воспитание положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

• формирование представлений о нравственных категориях на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым;

• формирование навыков общения со сверстниками, учителями, родителями, окружающим миром в различных жизненных ситуациях;

• формирование умения принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий;

• освоение правил совместной деятельности, социально одобряемых норм поведения;

• воспитание чувства самоуважения, взаимодоверия и взаимопонимания

Возможные предметные результаты освоения направления программы включают следующие умения:

• соблюдать правила воспитанного человека в повседневной жизни;

• обращаться к взрослому человеку, сверстнику, выражать благодарность, одобрение, извинение и др. ;

• взаимодействовать с другими людьми в различных жизненных ситуациях;

• оценивать поступки сверстников и собственные поступки с позиции доброжелательности и взаимовыручки, уважения друг к другу.

Возможные личностные результаты освоения направления программы включают :

• развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

• развитие нравственных, волевых качеств, коммуникабельности и чувства коллективизма;

• развитие мышления, памяти в процессе анализа проблемных ситуаций.

4.2. Общекультурное направление

• Развитие творческих способностей обучающихся

• Развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности.

• Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

4.2.1Развитие ручной моторики

Содержание раздела направленно на формирование и развитие мелкой моторики у ребё нка: координация действий ребёнка, направленная на выполнение точных, мелких движений кистями и пальцами рук, необходимых для выполнения ежедневных социально-значимых, бытовых и учебных действий.

Цель: Обучение детей новым двигательным тонко координированным действиям

Задачи:

• формирование произвольности и целенаправленности движений

• развитие статической координации движений (пальчиковая гимнастика)

развитие координированных графических движений : скручивание, раскручивания, сматывание, разматывание, завязывание, развязывание, открывание, закрывание, выкладывание, раскладывание.

4.2.2Художественное творчество

Содержание раздела направлено на формирование процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира через занятия продуктивными видами деятельности. Работа осуществляется в ходе специально организованных занятий по изобразительной деятельности : рисование и лепка, аппликация, а также в процессе индивидуальной коррекционной работы.

Цель раздела : формирование активного интереса к окружающему миру и предоставление возможности отражать впечатления, полученные в повседневной жизни через продукт самостоятельной деятельности.

Задачи:

• знакомить с основными правилами работы с материалами и инструментами - учить передавать в лепных, аппликационных, художественных работах внешние признаки предмета (форма, величина, цвет, соотношение частей по размеру и взаимному расположению).

• учить выполнять работу по образцу, слову и замыслу.

• совершенствовать координации движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию

• воспитывать оценочное отношение к своим работам и работам сверстников.

Возможные предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:

• владеть безопасными способами работы с материалами и инструментами, необходимыми для художественного творчества;

• соотносить объемное и плоскостное изображение с реальными предметами;

• ориентироваться на листе бумаги, знать где середина, право- лево, верх- низ фиксировать это в речевых высказываниях;

• уметь выполнить наклеивания готовых форм, видеть конечный результат (предмет)

• давать оценку результатам своей работы, сравнивать её с образцом, пользуясь словами (верно-неверно, такой-не такой)

• использовать различные художественные материалы для работы в разных техниках;

Возможные личностные результаты освоения направления программы включают :

интерес к собственной творческой деятельности и деятельности сверстников;

• получение удовольствия от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

• развитие зрительного и тактильного восприятия;

• приобретение опыта эмоционально-чувственного восприятия цвета;

• приобретение опыта взаимодействия друг с другом и с педагогом.

4.3 Спортивно – оздоровительное (Прогулки)

Оздоровительная деятельность

•Досугово - развлекательная деятельность

•Усвоение правил здорового образа жизни, самостоятельное выполнение гигиенических процедур.

• Проведение бесед по охране здоровья.

• Применение на занятиях игровых моментов, физ. минуток.

Работа осуществляется в процессе индивидуальной коррекционной работы, в ходе занятий по другим разделам, а также в ходе проведения прогулки, режимных моментов и в свободной игровой деятельности.

Возможные предметные результаты освоения направления программы включают следующие умения:

• уметь последовательно одеваться, раздеваться,

• уметь переодеваться на прогулку, вешать одежду в шкаф,

• уметь самостоятельно мыть руки с мылом перед едой, после туалета, вытираться своим полотенцем;

• знать предметы гигиены и место хранения;

• воспроизводить практические действия, необходимые для наведения порядка в своих шкафах, игровом уголке и на рабочих столах;

• выполнять самостоятельно поручения воспитателя.

Возможные личностные результаты освоения направления программы включают :

• развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного внешнего вида и порядка в помещении;

• развитие волевых качеств, доведения начатого дела до конца, проявление волевых усилий;

• развитие мышления, памяти в процессе анализа проблемных ситуаций.

4.5. Досугово - развлекательная деятельность

Содержание раздела направлено на приобщение к искусству, к звукам природы, к красоте окружающего мира. В процессе работы формируются сенсорные, моторные, речевые и мыслительные способности. Разнообразные виды занятий и свободного творчества развивают воображение, память, внимание.

Цель: Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях, раскрытие и реализация творческого потенциала обучающихся

Задачи:

• приобщить к коллективной досуговой деятельности.

• формировать практические навыки участия в праздничных программах, навыки сотрудничества со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности.

Возможные предметные результаты освоения раздела направления программы включают следующие умения:

• знать названия праздников

• знать нормы поведения

• знать и выполнять правила поведения в играх, на праздниках

• уметь взаимодействовать в процессе игр со взрослыми и сверстниками

Возможные личностные результаты освоения раздела в рамках направления программы включают :

• интерес к досуговым мероприятиям и желание участвовать в них.

• проявление творческой индивидуальности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воловик А. Ф. Педагогика досуга. - М., 1998.

2. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно- эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02. – М., 2002.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. : Просвещение, 2009.-23 с.

7. Крипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. -М. Просвещение,1996.

8. Кучма В. Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. -М. ,2000.

9. Огородников А. А. Учебно-воспитательная работа в ГПД. – М. ,1989.

10. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей, под ред. Е. Д. Худенко. - М. :АРКТИ, 2007.

11. Планирование воспитательной работы в классе: методическое пособие/под ред. Е. Н. Степанова. -М. ,2000.

12. Продленный день в школе: режим и организация досуга. -М., 1991.

13. Ромашкова Е. И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе. -М. ,2002.

14. Сапожникова Р. Г. Гигиена и обучение в школе-М. :Педагогика,1989.

15. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. -М., 2002.

16. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продленного дня /под. ред. Г. Г. Манке. - М. ,1998

17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011.

18. Шмаков С. А. Нестандартные праздники в школе. - М. ,2012.

Публикации по теме:

Конспект занятия по логоритмике в 1 классе для детей с ОВЗ по внеурочной деятельности «Логоритмика» Муниципальное образование город Краснодар Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная).

Программа по внеурочной деятельности в кружке «Занимательная логоритмика» для учащихся 1 начальных классов с Тмнр 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В данной программе представлена система работы внеурочной деятельности в кружке «Занимательная логоритмика». Программа.

ОД по социально-коммуникативному развитию с включением ребенка с ОВЗ «Дорогою добра в поисках лепестков Цветика-Семицветика» Образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию «Дорогою добра в поисках лепестков Цветика-Семицветика». (с включением.

Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ обучающихся с Тмнр Секция «Тропинка к здоровью» Пояснительная записка Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни нацелена.

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью «Мозаика» I. Целевой раздел I.1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Мозаика» реализует духовно-нравственное направление в соответствии.

Программа воспитания трудовой деятельности для обучающихся с Тмнр Программа воспитания трудовой деятельности для обучающихся с ТМНР Возраст 7 Пояснительная записка Программа по формированию навыков самообслуживания.

Программа внеурочной деятельности по бисероплетению для учащихся начальных классов 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного.

Рабочая программа для 4 класса «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с Тмнр Пояснительная записка Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушения.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Дорогою добра» Конспект Совместной образовательной деятельности с детьми Старшей группе Тема:«Дорогою добра». Разработал воспитатель: Локтева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ (ТМНР 1 ступень) «Дорогою открытий и добра»
Опубликовано: 30 марта 2019 в 01:13
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД