Лучший педагог года

Программа воспитания трудовой деятельности для обучающихся с ТМНР

Лиана Маратовна
Программа воспитания трудовой деятельности для обучающихся с ТМНР

Программа воспитания трудовой деятельности

для обучающихся с ТМНР

Возраст 7

Пояснительная записка

Программа по формированию навыков самообслуживания изложена по этапам обучения. Содержание программы вариативно и может быть изменено воспитателем, учитывает особенности развития детей данной конкретной группы. Содержание отдельных занятий взрослого с детьми объединено общим контекстом. Программа составлена с учетом особенностей физического, умственного, речевого развития дошкольников с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с ТМНР.

Публикация «Программа воспитания трудовой деятельности для обучающихся с Тмнр» размещена в разделах

Раздел «Формирование навыков самообслуживания» — один из наиболее важных в структур программы. Основной его целью является формирование у ребенка - дошкольника с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с ТМНР конкретных навыков, обеспечивающих его бытовую независимость от окружающих, а также овладение элементами бытового труда, которые в дальнейшем станут предпосылками трудового бучения. Специфика и задачи данного раздела па каждом из этапов обучения определяются возможностями детей, прежде всего, уровнем развития предметной деятельности.

На I этапе обучения необходимо учить детей овладению определенными действиями, которые взрослый вначале выполняет руками ребенка, регулируя его усилия таким образом, чтобы было возможно правильное выполнение действия, постепенно добиваясь, чтобы он смог выполнить их, пользуясь лишь незначительной помощью. Исходя из этого, основной формой работы па дачном этапе обучения должна быть индивидуальная работа с ребенком. Поскольку формирование навыков самообслуживания у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с ТМНР идет чрезвычайно трудно, а сами навыки отличаются нестойкостью, на 1 этапе необходимо ограничиваться лишь обучением самым элементарным навыкам, связанным с приемом пищи и личной гигиеной. Формирование каждого навыка сопряжено для ребенка с включением в определенную жизненную ситуацию и овладением речевыми и предметными стимулами. В связи с этим обучение навыкам самообслуживания на этом, этапе должно быть тесно связано с другими разделами программы, в первую очередь, такими как развитие речи и развитие движения. Взрослый должен постоянно проговаривать действия, которые он выполняет вместе с ребенком, называть используемые предметы, указывать па сделанные ошибки, отмечать даже самые незначительные достижения, а также стимулировать собственную речь ребенка. В процессе овладения навыками самообслуживания ребенок учится соотносить слова и предметы окружающей его обстановки, слова и действия, учится

понимать речь взрослого и отвечать па простые вопросы, знакомится с некоторыми свойствами предметов. Кроме того, у детей развивается моторика, улучшается координация движения.

Обучение навыкам самообслуживания осуществляется в режимных моментах дня, а также на специально организованных занятиях.

Формирование навыков самообслуживания осуществляется на специальных занятиях с индивидуальной и групповой формами их проведения. На начальных этапах обучение предпочтительными оказываются индивидуальные, подгрупповые занятия с двумя-тремя детьми. Групповые формы работы чаще используются в ситуациях, когда поведение ребенка подчиняется общему для группы правилу. В режимных моментах, на прогулке выделяется специальное время для выполнения (обучение или закрепление) востребованных в данной ситуации умений. Используются специальные методы и приемы, обеспечивающие условия умений и навыков.

В специально организованной ситуации занятия необходимо организовать рабочее место ребенка таким образом, чтобы обеспечить его внимание и удержание его интереса на объекте предлагаемой деятельности. Подбор материалов и объектов осуществляется с учетом антропометрических данных ребенка, особенностей моторных функций, возможностей двигательных нарушений. Так, для формирования сложных движений (расстегнуть, застегнуть, шнуровать) используются тренажеры/стенды, выполненные в увеличенном размере. Ребенку легче усвоить действие с крупными, большими предметами и перенести усвоенный навык на реальные предметы быта.

Цели и задачи программы

Основной целью формирование навыков самообслуживания является формирование у ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с ТМНР конкретных навыков, обеспечивающих его бытовую независимость от окружающих, а также овладение элементами бытового труда, которые в дальнейшем станут предпосылками трудового бучения. Специфика и задачи данного раздела на каждом из этапов обучения определяются возможностями детей, прежде всего, уровнем развития предметной деятельности.

Цель программы : создание условий для формирования и развития более высокой степени самостоятельности в освоении различных навыков самообслуживания детьми с особенностями развития.

Формирование навыка приема пищи

На данном этапе необходимо:

• учить детей тихо садиться за стол,

• учить самостоятельно есть ложкой, не проливая пищу,

• учить есть, не торопясь, хорошо пережевывая пищу, подносить ложку ко рту через определенные промежутки времени, установленные взрослым,

• учить аккуратно пить из стакана, чашки.

Формирование навыка умывания

• учить мытью рук без воды и без мыла;

• учить мыть руки под струей воды без мыла.

• учить брать мыло, намыливать руки, класть мыло на место,

• учить смывать мыло,

• учить стряхивать воду с рук,

• учить вытирать руки полотенцем,

• учить мыть лицо,

• учить вытирать лицо полотенцем.

• Формирование навыка одевания.

• приучать детей ходить в одежде и обуви, не сбрасывать их,

• учить различать одежду (платье, колготки, трусы, майку, рубашку,

• учить одеваться с помощью взрослого, постепенно приучая самостоятельно

надевать трусы, колготки, майку,

• учить самостоятельно надевать тапки, туфли, ботинки.

• формирование навыков опрятности

• приучать детей пользоваться туалетом в определенные режимные моменты дня,

• формировать у детей способность реагировать па возникшую потребность

в естественных физиологических оправлениях.

Формы работы с детьми дошкольного возраста с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с ТМНР :

– индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);

– групповая ( создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всех детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).

Планируемые результаты освоения программы

Целью обучения ребенка дошкольного возраста с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с ТМНРявляется подготовка его к максимально возможной способности обходиться без посторонней помощи в основных областях жизнедеятельности : передвижение, самообслуживание и быт, коммуникация, социально-эмоциональное взаимодействие, познание, труд и досуг.

Специфика развития ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с ТМНРпредполагает разброс вариантов его развития, что делает неправомерными требования от ребенка с ТМНР конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Планируемые результаты конкретизируются целевыми ориентирами социально значимых и возможных характеристик достижений ребенка с учетом его индивидуальных траекторий и особенностей развития.

В процессе обучения навыкам самообслуживания дети должны научиться: следить за своим внешним видом; самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом; следить за чистотой ногтей; уметь пользоваться расческой, носовым платком; при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; есть опрятно: пищу брать понемножку, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой; самостоятельно, быстро и аккуратно одеваться, раздеваться; аккуратно складывать и вешать одежду; убирать постель, приводить ее в порядок — чистить, просушивать; ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Знать и уметь:

-соблюдать правила последовательности процессов умывания (мытье рук, лица) в совместных имитационных действиях;

-выполнять игровые и практические действия, направленные на распознавание гигиенических принадлежностей для умывания по их функциональному использованию на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов совместно с педагогом;

- Использование столовых приборов;

-Элементарные правила пользования туалетом;

-выполнять игровые действия, направленные на распознавание посуды по назначению совместно с педагогом, по подражанию;

-выполнять имитационные и практические действия в процессе приема пищи совместно с воспитателем и по подражанию;

-выбирать необходимые предметы одежды, обуви в совместной деятельности и по подражанию;

Содержание программы

Тематическое планирование 1 обучения

№ Сроки проведения Тема Форма проведения

1

Сентябрь «Чистота залог здоровья». Беседа

«Собираем листья». Труд на участке

«Собираем листья». Труд на участке

«Собираем листья». Труд на участке

2

Октябрь Организация самообслуживания. Беседа, игра, упражнения

Организация самообслуживания. Беседа, игра, упражнения

Организация самообслуживания. Беседа, игра, упражнения

Организация самообслуживания. Беседа, игра, упражнения

3

Ноябрь Знакомство с предметами посуды Беседа, игра, упражнения

Знакомство с предметами посуды Беседа, игра, упражнения

Знакомство с предметами посуды Беседа, игра, упражнения

Знакомство с предметами посуды Беседа, игра, упражнения

4

Декабрь Использование столовых приборов по подражанию и образцу воспитателя

Использование столовых приборов по подражанию и образцу воспитателя

Использование столовых приборов по подражанию и образцу воспитателя

Использование столовых приборов по подражанию и образцу воспитателя

5 Январь Уборка снега Труд на участке

Уборка снега Труд на участке

6

Февраль

Уборка снега Труд на участке

Мытье игрушек. Ручной труд

Мытье игрушек. Ручной труд

Мытье игрушек. Ручной труд

7

Март Одежда: уход и место в шкафу. Индивидуально

Одежда: уход и место в шкафу. Индивидуально

Одежда: уход и место в шкафу. Индивидуально

Мое рабочее место чистота, красота, порядок. Отжимание тряпки

8

Апрель Мое рабочее место чистота, красота, порядок. Отжимание тряпки

Мое рабочее место чистота, красота, порядок. Отжимание тряпки

Мытье шкафчиков. Генеральная уборка

Мытье шкафчиков. Генеральная уборка

9

Май Одевание, раздевание одежды Индивидуально

Одевание, раздевание одежды Индивидуально

Обувание и расстегивание обуви Индивидуально

Обувание и расстегивание обуви Индивидуально

План работы с родителями по трудовой деятельности.

Цель:

-максимальное вовлечение родителей и обучающихся в разнообразные виды труда;

- изучение семей обучающихся, ситуации развития ребенка в семье, отношения родителей к труду ребенка, обязанностей ребенка дома;

-передачи им минимума трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Задачи:

-организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков трудовой деятельности;

-организация выставок работ;

-поощрение активных участников мероприятий и выставок.

Работа с родителями 1 год обучения

№ Сроки проведения Тема Форма проведения

1 Сентябрь «Какой труд доступен детям»

Консультация

2 Декабрь «Что такое детский труд

Беседа

3 Февраль «Трудовое воспитание обучающихся в семье»

Консультация

5 Май «Воспитываем трудолюбие» Презентация

Список используемой литературы

1. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е. В. Моржина. _ М. : Теревинф, 2013.-40с.

2. Пути и методы реабилитации детей с множественными нарушения развития. О пилотном проекте в Сергиево-Посадском доме-интернате для умственно отсталых детей. - «ТДДС-СТОЛИЦА-8», 2014.

3. Алямовская В. Г. и др. Ребенок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. - М. : ТЦ Сфера, 2005-64с.

4. Бейкер, Брюс Л. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам / Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. – М. : 1997.

5. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. – М. : Ассоциация Даун Синдром, 1998.

6. Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : практическое пособие / А. Р. Маллер. – М. : АРКТИ, 2000.

7. Моржина, Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / Е. В. Моржина. – М. : Теревинф, 2006.

8. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М. ,1997.

9. Новосёлова, Н. А. Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Н. А. Новосёлова, А. А. Шлыкова. – Екатеринбург : Учебная книга, 2004.

Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. – Спб. : Дидактика Плюс, 2002

Публикации по теме:

Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант»Конспект занятия по трудовой деятельности «Трудовой десант» Задачи:обучать навыкам трудовой деятельности (уметь поливать, рыхлить землю);воспитывать ценностное отношение к труду:формировать бережное.

Программа по внеурочной деятельности в кружке «Занимательная логоритмика» для учащихся 1 начальных классов с Тмнр 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В данной программе представлена система работы внеурочной деятельности в кружке «Занимательная логоритмика». Программа.

Презентация по изобразительной деятельности для детей с Тмнр первого года обучения «Петушок, курочка и цыплята» Занятие изобразительной деятельности для детей с ТМНР первого года обучения: «Петушок, курочка и цыплята» Форма организации деятельности:.

Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ обучающихся с Тмнр Секция «Тропинка к здоровью» Пояснительная записка Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни нацелена.

Программа коррекционно-развивающих занятий «Круг» с детьми с Тмнр. Первый этап 1. Пояснительная записка. КРУГ – «это ритмически организованное, недлительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми,.

Программа «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 класса обучающихся с нарушением интеллекта Программа «Речь и альтернативная коммуникация» 1 класс (2 год) обучения. Пояснительная записка Общение – неотъемлемая составляющая социальной.

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью «Мозаика» I. Целевой раздел I.1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Мозаика» реализует духовно-нравственное направление в соответствии.

Рабочая программа по технологии для обучающихся с умственной отсталостью легкой степени 1. Планируемые предметные результаты • Самостоятельная ориентировка в задании. • Самостоятельное сравнение образца изделия с натуральным.

Рабочая программа для 4 класса «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с Тмнр Пояснительная записка Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушения.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа воспитания трудовой деятельности для обучающихся с ТМНР
Опубликовано: 2 марта 2019 в 18:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД