Марина Варенцова
Программа воспитательной работы с учащимися 10–11 классов «Я — гуманная личность»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю Вашему вниманию программу воспитательной работы "Я - гуманная личность".
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 19
Имени 212 Томашувского полка
городского округа Кинешма Ивановской области
___
155802 Ивановская область, город Кинешма, улица 50- летия Комсомола, дом № 27
Телефон:8-(49331) 3-32-70, 8-(49331) 3-31-79
Е-mail : mousosh192@yandex.ru/
WWW. kineschma 19 iv-edu. ru
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
10-11 классы
Публикация «Программа воспитательной работы с учащимися 10–11 классов „Я — гуманная личность“» размещена в разделах
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
«Я – гуманная личность»
Программу разработала :
Варенцова М. В.
учитель английского языка
I квалификационная категория
Классный руководитель 10 «А» класса
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование «Я – гуманная личность»
Автор программы Варенцова Марина Валерьевна
Руководители Директор МБОУ СОШ №19 С. В. Скворцова, Заместитель директора по воспитательной работе Е. А. Сумкина
Место проведения программы МБОУ СОШ №19 г. Кинешма ул. 50-летия Комсомола, д. 27. Тел. 3-31-79
Участники Классный руководитель, учащиеся, родители, психолог, социальный педагог, учителя-предметники
Цель программы создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Сроки реализации программы
сентябрь 2014г. - июнь 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основе современной концепции воспитания детей и учащейся молодёжи заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.
Воспитание в современных условиях с гуманистической точки зрения – это управление развитием личности. Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми относятся:
- забота и взаимопонимание, т. е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;
- взаимоуважение, т. е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;
- взаимодействие, т. е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов.
Таким образом, в центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного пространства класса с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий ее реализации.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ :
создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
ЗАДАЧИ:
• Способствовать формированию гуманизма и толерантности по отношению к другим людям;
• создать условия для развития ценностного отношения личности к другим людям и к самому себе.
• создать условия для повышения социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума.
• Создать условия для самовоспитания и самосовершенствования личности
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года (10-11 классы).
Структура программы :
«Я – гуманная личность»
Направления:
1. Я - человек
2. Моя родина
3. Здоровый образ жизни
4. Мир прекрасного
5. Мой выбор
Принципы,
положенные в основу этой программы
1. Принцип приоритета общечеловеческих нравственных ценностей
2. Принцип природосообразности
3. Принцип успешности
4. Принцип свободы выбора
5. Принцип сотворчества
6. Принцип коллективно – творческого дела
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :
два этапа воспитания :
I этап - 15 – 16 лет (проектно-практический). Развитие таких качеств как гуманизм, справедливость, доброта, трудолюбие, уважение.
II этап – 16 – 17 лет. (обобщающий). Дальнейшее совершенствование этих качеств.
Содержание основных направлений программы
«Я – Человек». Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
«Моя Родина». Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков. Будучи преподавателем истории, считаю, что это направление одно из ведущих, ибо воспитание на героических примерах прошлого является довольно эффективным. Поэтому учащиеся моего класса принимают активное участие во всех военно-патриотических мероприятиях, проводимых в школе, и осуществляют шефскую помощь ветеранам войны.
В настоящее сложное время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Чтобы выявить суть направлений процесса гражданско – патриотического воспитания, необходимо определить на чем оно базируется. Вера в Россию, в её будущее – это основа, краеугольный камень всей системы гражданско–патриотического воспитания. Военно–патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к его военной истории, стремление к военной службе, сохранение и приумножение его воинских традиций. Героико–патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Тем более, что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит ими пренебрегать. Национально – патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ. Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.
«Здоровый образ жизни». Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ, организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
«Мир прекрасного» - направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.
«Мой выбор» - направление направлено на воспитание культуры жизненного самоопределения, привитие учащимся навыков планирования и управления временем для достижения поставленной цели; воспитание умения устанавливать приоритеты в учебе и работе; воспитание чувства ответственности за совершенные действия.
Механизм реализации программы «Я – гуманная личность» и воспитательное воздействие
Список диагностических исследований в классном коллективе
1. Диагностика ценностных отношений учащихся класса к миру, к людям, к себе.
2. Диагностика уровня воспитанности учащихся класса.
3. Тест «Размышляем о жизненном опыте».
4. Тест на выявление нравственных ориентиров учащихся класса
5. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии
6. Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации
Примерная тематика классных часов
Направление «Я - человек»
(духовно-нравственное воспитание)
Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации
сентябрь Диагностика нравственных приоритетов учащихся Поговорим о нравственности… (беседа)
октябрь Я среди людей, люди вокруг меня (деловая игра) “Я имею право на…” (дискуссия)
ноябрь Чувство взрослости. Что это такое? (Беседа) Этическая беседа «Будь слугой совести и хозяином воли»
декабрь Как научиться властвовать собой? (тренинг) Стресс в нашей жизни (тренинги)
январь Круглый стол «Конфликт и способы его разрешения» Что значит быть счастливым? (дискуссия)
февраль «О милосердии" (беседа) Брейн-ринг «Важные мелочи повседневного этикета»
март «Никого дороже нет…» (урок-презентация посвящен Дню матери). "Человек и закон" (Деловая игра)
апрель Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (беседа) Диспут «Разумное и нравственное всегда совпадает» (Л. Н. Толстой)
май Классный час «Основы нравственной личности – стыд, жалость и доброжелательность» Какие воспоминания оставлю я о себе в школе (классное собрание)
Направление «Моя Родина»
(гражданско-патриотическое воспитание)
Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации
сентябрь Классный час : «10 лет со дня трагедии в Беслане». Каким я вижу будущее моего села? (дискуссия)
октябрь «Моя родина - Россия «Пусть не повторится никогда…» (Кл. час посвященный Дню памяти жертв политических репрессий) (беседа)
ноябрь «Нет войне» (Урок-диспут) Классный час «Солдат войны не выбирает».
декабрь Классный час «Будущие призывники» Беседа «Защита Отечества – долг каждого гражданина»
январь Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях» «Трусость – что это?.» - дискуссия
февраль Конкурс веселых и находчивых «Суп из топора» Дискуссия «Моё ли это дело?.»
март Классный час «О товариществе и дружбе» Классный час «Мораль и право – дороги, ведущие к человечности»
апрель Час общения «Задержан милицией. Как себя вести?» «Ответственность и безответственность – что прячется за этими словами?»
май «О них мы будем помнить всегда» (беседа) «Если друг оказался вдруг…»
Направление «Здоровый образ жизни»
(спортивно-оздоровительное воспитание)
Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации
сентябрь «Умей сказать правильно НЕТ» «Формула здоровья» (дискуссия)
октябрь «Причины трудных ситуаций среди подростков» (беседа) «Быть здоровым – модно» (дискуссия)
ноябрь «Что я знаю о закаливании» «Не сломай судьбу свою» (беседа)
декабрь Классный час : «Роль физической культуры для организма учащихся».
«Выбрать правильный путь…» (дискуссия)
январь «Здоровье – бесценное богатство» (анкетирование) Беседа «Питание и здоровье человека»
февраль «Спорт – здоровье» «Что я делаю, чтобы быть здоровым»
март «Суд над сигаретой» (Ролевая игра) «В здоровом теле – здоровый дух»
апрель «Жизнь без врачей» Классный час «Я и сигарета»
май Беседа «Всемирный День борьбы с курением» «Вверх по лестнице жизни»
Направление «Мир прекрасного»
(художественно - эстетическое воспитание)
Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации
сентябрь Готовимся к выставке осенних композиций Готовимся к выставке осенних композиций
октябрь «Человек и творчество» "Слава рукам золотым!"
ноябрь «Всему начало любовь…» дискуссия «Творить- значит жить»
декабрь Выпуск Новогодней газеты Выпуск Новогодней газеты
январь Мир моих способностей Беседа «Как выбрать и как дарить подарки?»
февраль Беседа «Культура одежды»
март "Ты женщина - и этим ты права!" (к 8 марта) конкурс "Красота и труд - вместе идут" беседа
апрель Юмор в жизни человека (час общения) «Что такое духовное богатство человека» дискуссия
май "Музыка и мы" дискуссия Секреты этикета
Направление «Мой выбор»
(воспитание культуры жизненного самоопределения)
Месяц 1-й год реализации 2-й год реализации
сентябрь Классное собрание «Выборы органов самоуправления, Обсуждение проекта плана на новый учебный год». Классный час «Образование и формирование жизненных планов»
октябрь Тренинг «Планирование карьеры» Мир моих увлечений
ноябрь Классный час «Качество и эффективность учебного труда» День толерантности. Классный час «Почему трудно, но нужно быть толерантным?».
декабрь «Профессии милосердия и добра» Экспресс-анкета выпускника «Компетентность и конкурентоспособность»
январь Игра по профориентации «В центре занятости населения» Мои профессиональные приоритеты
февраль Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? экскурсия в мир профессий Профессионал. Кто он?
март «Есть ли мужские и женские профессии?» Деловая игра «Имидж делового человека»
апрель «Самые редкие профессии» Деловая игра «Устройство на работу»
май Моё портфолио Моё резюме
Примерные темы родительских собраний
№ Тема Класс Время проведения
1 «Помощь семье в правильной профессиональной ориентации» 10 1 четверть
2 «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам» 10 2 четверть
3 «Роль самооценки в формировании личности» 10 3 четверть
4 «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» 10 4 четверть
5 «Влияние мотивации на успеваемость. Особенности возраста» 11 1 четверть
6 «Принуждение: может ли оно быть эффективным» 11 2 четверть
7 «Помощь ребятам в период подготовки к ЕГЭ» 11 3 четверть
8 «Методы снижения тревожности у выпускников» 11 4 четверть
Прогнозируемые результаты :
Успешная и полная реализация программы позволит осуществить воспитание Личности :
• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
• любящей свою малую и большую Родину;
• знающей и хранящей традиции;
• ведущей здоровый образ жизни;
• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности.
Список использованной литературы:
1. Анахина Т., Крылова Н. Педагогическая поддержка – иная культура воспитания. – М. : Народное образование, 1997
2. Булгакова О. М. Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
3. Дубич С. А. Организация самоконтроля. // Завуч. – 2002. - № 1. – С. 10-12
4. Караковский В. А. Как быть с воспитанием? – М. : Открытая школа, 1997
5. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
6. Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под. ред. Е. Н. Степанова. М., 2000
7. Коновалова О. Б., Культяпова Ж. В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.
8. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. М. : Народное образование, 2001.
9. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2002. – С. 37–45
10. Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе / М. : Педагогический поиск, 2000.
11. Степанов Е. Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.
12. Черноусова Ф. П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М. : Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65
13. Щуркова Н. Е. Воспитание : новый взгляд с позиции культуры. – М. : Педагогическое общество России, 1997.