Лучший педагог года

Программа элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 10–11 классах

Ольга Геннадьевна Кирилловская
Программа элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 10–11 классах

Программа элективного учебного курса в 10–11-х классах «Комплексный анализ текст

а» [/b]

Пояснительная записка

Настоящая авторская образовательная рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» в 10-11классах разработана на основе учебного плана МКОУ «ГСОШ№3» г. Городовиковска на 2018-2020 гг.

Место предмета в базисном учебном плане

Публикация «Программа элективного курса по русскому языку „Комплексный анализ текста“ в 10–11 классах» размещена в разделах

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения курса «Комплексный анализ текста» на этапе среднего (полного) общего образования отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.

В 10 классе отводится 35 часов из расчета 1 ч. в неделю (35 недель). В 11 классе отводится 35 часов из расчета 1 ч. в неделю (35 недель) в соответствии с учебным планом и расписанием МКОУ «Городовиковская СОШ№3» на 2018– 2020 гг.

Содержание рабочей программы

Содержание рабочей программы курса направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на обязательном уровне, что соответствует образовательной программе МКОУ «Городовиковская СОШ№3». Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Актуальность разработки и новизна рабочей программы элективного курса заключается в том, что материалы используются при подготовке к ЕГЭ, при выполнении части С, при написании сочинения (определение темы и основной мысли текста, при раскрытии проблемы, комментирование проблемы, выявление авторской позиции, аргументы из художественного произведения и из читательского опыта, согласие и несогласие с автором, заключительная часть сочинения).

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: последовательную демонстрацию изобразительных возможностей русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся комплексный материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в произведениях художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать навыки комплексного анализа и выразительного чтения художественного произведения, но и качественно подготовиться к сдаче Единого государственного экзамена.

Данный курс в известной степени поможет реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Основные задачи курса:

• раскрыть перед учащимися богатство и выразительность русского языка, систематизировать и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-9 классах;

• углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;

• обеспечить практическое использование знаний и умений по изобразительно-выразительным средствам языка в собственных творческих работах учащихся;

• обучить многоаспектному комплексному анализу и выразительному чтению художественного текста.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

Ученик должен знать и уметь к концу элективного курса (планируемый результат):

-уметь анализировать смысловую структуру текста;

-уметь видеть особенности стиля художника слова;

-уметь создавать вторичные на основе речеведческих знаний базовых понятий теории текста;

-уметь определять стиль и жанр текста;

-уметь определять способы и средства связи предложений в текстах разных типов речи;

-уметь исследовать текст на основе творческих заданий;

-уметь выявлять стилевые признаки текста: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные;

-уметь составлять цитатный, сложный план к тексту;

-знать основные признаки текста;

-знать формальную связность, относительную завершенность высказывания;

-знать актуальное членение предложений в тексте;

-знать синтаксические средства связи предложений и абзацев текста.

Учащиеся должны:

- иметь представление об изобразительно-выразительных средствах родного языка: фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических;

- уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте языковые факты в их значении и употреблении;

- использовать знания и умения, приобретенные на курсах, в своих творческих работах;

- производить многоаспектный комплексный анализ текста.

Содержание программы

10 класс (35часов)

Русский язык среди других языков мира (1 час)

Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка (1 час)

Основные пути обогащения словарного состава языка (2 часа)

Лексика ограниченного употребления и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы (2 часа)

Фразеологизмы русского языка и их источники (3часа)

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка (3 часа)

Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в тексте (2 часа)

Морфологические средства создания образно -поэтического олицетворения (4 часа)

Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении (3 часа)

Использование в тексте различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях (3 часа)

Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия; использование их в тексте художественных произведений (3 часа)

Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке (2 часа)

Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста (2 часа)

Многоаспектный лингвистический анализ текста (практические занятия) (4часа)

11 класс (35 часов)

Язык и речь (1 час)

Богатство и выразительность русского языка.

Текст как речевое произведение (1 час)

Понятие о тексте как речевом произведении и его основные признаки.

Основные средства связи предложений в тексте (2часа)

Понятия об основных средствах связи предложений в тексте и его смысловых частях, закономерностях подбора предложений в прозаических и поэтических текстах. Влияние структуры предложение на тип речи

Средства художественной изобразительности (3часа)

Наблюдение над многообразием средств художественной изобразительности и использованием их в произведениях художественной литературы.

Звуковые изобразительные возможности русского языка (3 часа)

Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над использованием в текстах художественных произведений основных типов интонационных конструкций.

Лексические средства выразительности русского языка (3 часа)

Наблюдение за лексическим богатством русского языка. Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значение слов, заимствование. Использование в тексте поэтических троп: метафора, эпитет, гипербола, сравнение, олицетворение. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления (диалектная, профессионально-терминологическая и жаргонная) и ее использование в речи, в произведениях художественной литературы.

Словообразование и его изобразительные ресурсы (4 часа)

Понятие о морфеме как значимой части слова. Синонимия и многозначность морфем. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Фонетический, интонационный, лексический анализ художественного текста.

Лингвостилистический анализ пейзажей на примерах из художественных произведений (3 часа)

Роль пейзажа в художественном произведении. Раскрытие с помощью пейзажа сложнейшие моменты духовной жизни героев произведения.

Морфологические средства выразительности (3часа)

Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. История произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Олицетворение. Краткие и усеченные прилагательные в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества.

Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности (4 часов)

Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики.

Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Пунктуация и смысл высказывания. Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.

Синтаксические изобразительные возможности языка (8часов)

Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Использование в художественных текстах односоставных предложений. Инверсия как изобразительное средство. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Сравнение, способы его выражения и использование как поэтического тропа.

Употребление сложных предложений. Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Антитеза. Период как особая форма организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи.

Многоаспектный лингвистический анализ текста (практические занятия) 2 часа

Публикации по теме:

Анализ проведения декады естественных наук в начальных классахАнализ проведения декады естественных наук в начальных классах В начальных классах завершилась предметная декада естественных наук, которая проходила с 12 по 22 февраля 2018 г. Среди целей этой декады.

Анализ проведения декады математики в начальных классахАнализ проведения декады математики в начальных классах Со 2 по 13 декабря 2019 г. в школе проводилась предметная декада по математике среди учащихся 1-4 классов. Задачи предметной декады: • Привлечь.

Анализ проведения декады по математике в начальных классах Анализ проведения декады по математике в начальных классах МБОУ «Бродовская ООШ» 2017-2018 учебный год С 4 по 13 декабря 2017г. в школе.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

План подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку № Содержание Сроки выполнения 1. Подбор необходимой учебной литературы для учащихся. (справочники, адреса сайтов) сентябрь 2. Ознакомить.

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (пояснительная записка) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста» в 10–11 классах
Опубликовано: 18 мая 2020 в 19:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД