Елена Гаева
Программа «Элементы логоритмики на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Элементы логоритмики на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста»
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель программы - проводить профилактику нарушений в развитии речи детей дошкольного возраста, способствовать всестороннему и эстетическому развитию детей.
Задачи:
Музыкальное развитие Речевое развитие
Публикация «Программа „Элементы логоритмики на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
• Развитие чувства ритма;
• Развитие координации между словом (пением) и движением;
• Развитие координации при музыкальном движении;
• Развитие и совершенствование вокально-интонационных данных;
• Формирование музыкально-эстетических представлений ребёнка;
• Развитие координации между словом и движением;
• Развитие правильного дыхания;
• Стимуляция речевого развития;
• Развитие артикуляционно-речевого аппарата;
• Слухоречевое развитие;
• Систематизация «словаря» детей.
• Формировать развитие функций и форм речи;
Всестороннее развитие Физическое развитие
• Развитие интеллекта;
• Развитие слухового внимания;
• Развитие памяти и
навыка понимания смысла предлагаемых заданий;
• Формирование способности преодолевать трудности;
• Развитие эмоциональной отзывчивости;
• Развитие «творческого Я» ребёнка;
• Развивать навыки общения и взаимодействия детей в коллективе;
• Укрепление физической формы ребёнка;
• Овладение двигательными навыками;
• Формировать у детей ощущение границ своего тела;
• развитие умения контролировать свой мышечный тонус
• Развивать тактильную чувствительность, подвижность пальчиков, кистей;
Актуальность программы
С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Влиянием занятий с использованием элементов логоритмики у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
К проведению музыкальных занятий с использованием элементов логоритмики, предъявляются определенные требования.
• Занятия проводятся 2 раза в неделю.
• Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 30 минут в зависимости от возраста детей.
• Занятия составляются с опорой на темы, соответствующие календарно-тематическому планированию ДОУ.
• Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
• В конце каждого квартала проводится итоговое занятие с использованием всех элементов логоритмики.
• Занятие включает в себя следующие элементы :
Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые
движением рук. Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. Развитие речи, внимания, умения
ориентироваться в пространстве.
Развитие чувства ритма.
Логопедическая (артикуляционная)
гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. Укрепление мышц органов артикуляции,
развитие их подвижности.
Развитие певческих данных.
Чистоговорки для автоматизации и
дифференциации звуков,
фонопедические упражнения. Коррекция звукопроизношения,
укрепление гортани и привитие
навыков речевого дыхания.
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы.
Развитие эмоциональной сферы,
ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.
Упражнение на развитие словотворчества. Расширение активного запаса детей.
Структура музыкальных занятий с элементами логоритмики включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
В структуру занятия не всегда включают все перечисленные элементы, а периодично используют их в разных видах музыкальной деятельности.
Музыкальные занятия с использованием элементов логоритмики направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка.
Практическая значимость
Программа предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей. Подробное тематическое планирование помогут педагогам свободно внедрять программу в своих образовательных учреждениях.
Инновационная направленность
В музыкальные занятия с использованием элементов логоритмики включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей.
Программа рассчитана для ДОУ, тематический материал распределён на 2 года обучения и значительно расширен благодаря самым современным методам логоритмики.
В ней обозначен довольно свободный выбор музыкального и другого материала.
Программа рассчитана на профилактическую работу с детьми без речевых патологий, поэтому в коррекционной работе она может быть изменена в соответствии с темпом усвоения детей с дефектами речи.
Программа поможет педагогу грамотно выстроить ход занятия, подобрать музыкальный материал и осуществить занятия логоритмикой в системе. Надеемся, что она поможет Вам в работе над развитием чувства ритма детей, лежащего в основе языковой, музыкальной и художественной способностей.